Возможно, в Олимпиаду включат автогонки. Идею продвигают бывшие пилоты «Ф-1»
Пробные соревнования уже запланированы.
Олимпиада как вершина спортивных соревнований существует с 1896 года и за прошедшее время приняла в себя практически все более-менее известные и популярные игры и состязания на планете. Только лишь авто- и мотогонки доселе не были официально представлены на ОИ (хотя Международную автомобильную федерацию основали еще 1904 году).
Поначалу Международный олимпийский комитет прикрывался важным пунктом из собственной хартии — он напрямую запрещал конкуренцию техники, а не людей. Однако правило исключили еще в 2007-м, а в течение следующих пяти лет ФИА вошла в антидопинговую систему, приняла международный свод олимпийских законов и добилась признания со стороны МОК. С тех пор автомобильная федерация имеет право предлагать дополнения к программам Игр — и гоночные чиновники даже сделали первый шаг по направлению к Олимпиаде, продавливая «Формулу Е» в список состязаний главного турнира человечества еще в 2015 году. Идея выглядела весьма здраво благодаря моносерийной сущности чемпионата, но от нее все-таки отказались. Тем не менее, в ФИА не сдались и продолжали копать — и в конце концов у них стало получаться.
Картинг навестит Молодежную Олимпиаду
Главной проблемой организации гонок на Играх называлась даже не слишком большая зависимость от технического оснащения, а сложности с покрытием расходов. Организация прагматически любой автоспортивной серии стоит очень дорого, а у МОК не наблюдалось особого желания тратить собственные деньги на закупку болидов с открытыми колесами вместе и зарплату технического персонала ради каких-то двух-трех заездов – во всех остальных видах спорта на инвентарь обычно тратятся участники.
Однако ФИА нашла способ минимизировать затраты: всего-то стоило переключить внимание с полноценных мощных машин на электрические карты производства Mach1-Bosсh мощностью 27 л.с. Данный тип гоночных соревнований считается самым дешевым и самым конкурентным — многие прославленные чемпионы вроде Айртона Сенны, Алена Проста и Фернандо Алонсо его просто обожали и обожают (испанец так и вовсе все свободные уик-энды проводит на треке собственной академии). Картинговые заезды считают лучшим способом выявить сильнейшего пилота без поправки на технику — а потому фактор производителя уже не будет влиять на итоговые результаты. Конечно, могут возникнуть сомнения по части надежности, но любых яхтсменов или велосипедистов тоже в любой момент может подвести инвентарь — и никого такая опасность не останавливает. Более того, электрическая суть машин хорошо повлияет на имидж соревнований и поможет привлечь нужных спонсоров — а значит, и оплатить новый турнир. Идеальное компромиссное решение для первой попытки.
Совокупность всех аргументов убедила и МОК: спортивные чиновники согласовали первый пробный гоночный турнир на ближайшей октябрьской Молодежной Олимпиаде в Буэнос-Айресе как часть здоровенного семинара по безопасности на дорогах, подготовленного Международной федерацией автоспорта. Участники выставочного заезда не получат медалей или титулов, но по его результатам и интересу публики эксперты оценят перспективы электрического картинга на следующей Молодежной Олимпиаде в Южной Африке 2022 года, а затем и на взрослых Играх. Однако в случае отрицательного решения прецедент все равно благотворно повлияет на развитие автоспорта во всем мире — по словам президента ФИА Жана Тодта, даже однократное попадание в программу молодежных Игр поможет национальным автоклубам в получении поддержки от международных и местных олимпийских комитетов.
В деле бывший гонщик «Формулы-1»
Вице-чемпион 2008 года и победитель 11 Гран-при Фелипе Масса завершил карьеру в «Ф-1» в прошлом сезоне и перешел на должность президента CIK в ФИА. Попросту говоря, он стал главой всего мирового картинга, но ему придется эффективно совмещать организаторские обязанности с выступлениями в «Формуле Е».
Бразилец уже сыграл важную роль в продвижении гонок на Олимпиаду: именно он представил новые маленькие электромашины на Спортивной конференции ФИА, где и принималось итоговое решение о формировании заявки для МОК.
«Цель заключается во включении электрокартинга на парижскую Олимпиаду-2024, – рассказал Фелипе в эфире телешоу Conversa сom Bial. – Пока электрокарты только в самом начале своего развития, и в них еще многое можно изменить — например, вес аккумулятора, который сейчас довольно велик. Но это займет не так много времени — цикл разработки подобных вещей весьма быстр. У нас есть много хороших идей.
По моему опыту, картинг ближе остальных гоночных категорий подходит к «Формуле-1». Когда едешь в этой машине, она дает наиболее близкие ощущения пилотажа, инстинктов, реакции, скорости, перегрузок и торможения по отношению к «Ф-1». Картинг станет идеальным решением для дебюта гонок на Олимпиаде».
У общих истоков идеи стоял еще один бывший бразильский пилот Гран-при, гонщик чемпион «Формулы Е» и президент беспилотной серии RoboRace Лукас ди Грасси (на фото). Именно он отметил назначение Массы на должность президента мирового картинга твитом, в котором описал желание увидеть электрические гонки на Олимпиаде.
«Это и экологический посыл, и соревновательная суть автоспорта в чистейшем первозданном виде», – написал Лукас. И к его словам стоит относиться серьезно, поскольку уже сейчас 33-летнего бразильца называют потенциальным следующим президентом ФИА.
Общая история
Пусть официально автоспорт никогда не был представлен в программе ОИ, заезды под олимпийской вывеской все-таки проводили. Например, в 1936 году нацистская Германия, традиционно сильная в гонках, принимала Олимпиаду и объявила о проведении ралли в ее рамках . Немцы ожидали победы собственного гонщика и получения дополнительной золотой медали (тогда для их пропаганды было критично обойти ближайших соперников по спортивным достижениям), но заезд, проспонсированный «БМВ», неожиданно выиграла англичанка Бетти Хэйг на машине Singer Le Mans. Девушка получила свое «золото», но гонку объявили приуроченной к Играм, а не входящей в официальную программу и медальный зачет.
Бетти Хэйг прикрепляет свастику на свой автомобиль перед началом ралли. 3 июля 1936 год
Следующую попытку внедрить ралли на Олимпиаду предприняли снова в Германии на в Мюнхене-1972, но огромное количество немцев на всевозможных «Опелях», «Порше», «БМВ» и других местных машинах опять уступили. Заезд выиграл французский экипаж заводского «Рено», состоявший из Николя Жан-Пьера и Жана Тодта (да, нынешнего президента ФИА). Кстати, в тот раз организаторы уже не спешили объявлять гонку официальной частью программы Игр — они просто назвали свой этап раллийного чемпионата Европы «Ралли Олимпия». Под таким именем он и вошел в историю — но безо всяких медалей.
Однако впервые гонки пересеклись с величайшим спортивным событием в истории человечества еще в Париже в 1900 году. ОИ наложились на Всемирную выставку и растянулись почти на шесть месяцев, и потому любые состязания, проходившие с мая по октябрь, автоматически получали титул «олимпийских». Так история получила чемпионов по гонкам на воздушных шарах, стрельбе из пушки, голубиным гонкам, плаванию с препятствиями, гонкам на пожарных машинах и еще дюжине других дисциплинах авто- и мотогонок. Но после завершения всемирного разгула Международный олимпийский комитет официально подтвердил чемпионов только в 20 видах спорта — и автогонки в список предсказуемо не попали.
Потенциальные минусы олимпийского автоспорта
Принятие проекта электрокартинга решает лишь часть проблем, оставляя целую кучу слабых мест для дальнейшего рассмотрения. Например, остается открытым вопрос участников: если для молодежной Олимпиады можно просто набрать лидеров национальных чемпионатов среди подростков (они как раз по большей части картинговые), со взрослыми турнирами все намного сложнее. Самые знаменитые и крутые гонщики мира соревнуются в десятках коммерческих серий, построенных по фактически клубной структуре безо всяких государственных рейтингов, как-то сравнивающих пилотов из разных чемпионатов. Тем самым трудно определить, кто должен представлять страну на Олимпийских играх, и еще сложнее выбрать критерии отбора. Выход видится лишь одним: в виде квалификационных национальных гонок в межсезонье, где все желающие боролись бы друг с другом колесо в колесо. И даже в таком случае участие лучших пилотов из той же «Формулы-1» никак не гарантировано, ведь выступления в других гонках может быть запрещено по контрактам.
Следующим сомнительным пунктом является заявленная на данный момент квота в одного гонщика со страны (всего планируют набрать 50 участников). Однако многие нации обладают несколькими известными и сильными пилотами, и подобная система заведомо лишает их шанса попасть на Олимпиаду, тем самым обедняя финальные заезды. Например, Германия запросто могла бы выставить минимум пятерых популярных гонщиков: от четырехкратного чемпиона «Ф-1» Себастьяна Феттеля, победителя общего зачета 2016 года Нико Росберга, действующего чемпиона ДТМ Рене Раста или трехкратного победителя «Ле-Мана» Андре Лоттерера до одного из лидеров «Формулы-3» Мика Шумахера. Каждый из них способен одним своим именем привлечь немецкую аудиторию, и выбирать исключительно кого-то одного по итогам одного заезда неправильно.
К тому же, в мире вряд ли наберется 50 стран, обладающих гонщиками мирового уровня. Скорее всего, получится соревнование дюжины звезд и целой массы молодежи и любителей из стран вроде Вьетнама. Вряд ли один-два подобных заезда (с учетом квалификации) привлекут весь мир, а копирование формата «Гонки чемпионов», где два участника гоняются нос к носу и побеждает первый пересекший финишную черту, рискует превратить турнир из 50 пилотов в бесконечную тягомотину.
Не менее важным является и гендерный вопрос. Все существующие серии не делятся на мужские и женские, и турнир в Аргентине тоже планируется смешанным, однако заявки для девочек МОК собирает отдельно — то есть количество участников легко может достигнуть суммарной сотни. Тогда единственным способом уложить гонки в смотрибельный вид станет копирование формата лыжных индивидуальных спринтов с многочисленными отборочными в 6-8 участников.
К счастью, у ФИА и МОК еще есть достаточно времени для обсуждения наилучшего пути организации олимпийского картинга. Миллиарды людей смотрят различные гоночные серии каждый год, и миру определенно не помешал бы дополнительный автотрофей, объединивший бы звезд всех чемпионатов в одном турнире. Он дал бы возможность талантливым, но неудачливым на топовые болиды пилотам (да-да, вроде Фернандо Алонсо) войти в число абсолютно лучших.
Пусть спортивным чиновником еще предстоит много работы по нахождению оптимального формата, идею привезти гонки на Олимпиаду трудно не назвать шикарной.
Фото: globallookpress.com/Fotoarena; bosch-presse.de/Bjoern Alicke; instagram.com/massafelipe19; globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Reg Speller/Fox Photos/Hulton Archive; en.wikipedia.org/olympia-statistik.de; globallookpress.com/FrankHoermann/Sven Simon
++олимпиада фуфло по сравнению с ЧМ по футболу.