Хаммертайм в преддверии отпуска
Хунгароринг завершал первую часть сезона Ф1, после чего Королевская серия отправлялась на традиционный летний перерыв. Для одного из гонщиков пелотона это предотпускное время сложилось особенно удачно. Льюис Хэмилтон выиграл две июльские гонки, шедшие подряд - Гран-при Германии и Гран-при Венгрии. Причем в Будапеште его победа была наименее ожидаема.
Так уж сложилось в последнее время, что при всем преимуществе Mercedes ряд трасс давался "серебряным стрелам" сложнее, что открывало отличные шансы соперникам. К таким трассам относились наиболее медленные и закрученные трассы чемпионата - Монако, Хунгароринг, Сингапур. В этом году силы в первой тройке основательно подравнялись, но медленные трассы оставались не удобными для Mercedes, что уже подтвердилось в Монте-Карло. По идее все должно было выглядеть также и в Венгрии, что подтверждалось результатами тренировок, где быстры были пилоты Ferrari и Red Bull, а протокол возглавляли Себастьян Феттель и Даниэль Риккьярдо. По всему выходило, что либо Red Bull, либо Ferrari возьмет Венгрию и в этом году.
Как бы не так. В дело вмешалась погода. И хотя традиционно в это время года, в конце июля, в начале августа в Будапеште стоит настоящая летняя жара, иногда бывают и дожди, что также естественно для жаркого лета. Такой вот летний дождь и пришел на трассу во время важнейшей сессии гоночного уик-энда - квалификации. Удивительно, но этот дождь поломал все планы для Ferrari и Red Bull, одновременно выведя в фавориты пилотов Mercedes.
В итоге под дождем поул взял Льюис Хэмилтон - в пятый раз в сезоне и в 77-й в карьере. Это, кстати, совсем не должно удивлять. Если для Mercedes Хунгароринг и был сложной трассой в последнее время, то для Хэмилтона - это его трасса. Еще до 2018 года на счету Льюиса в Будапеште было пять поулов и пять побед. Лучшие показатели в нынешнем пелотоне, а по победам - и вообще в истории. По итогам нынешнего уик-энда британец смог еще улучшить собственные достижения.
Но под дождем на второе место прорвался Валттери Боттас, оттеснив две Ferrari на второй ряд стартового поля. Причем в паре пилотов "Скудерии" быстрее оказался Кими Райкконен. Отличная квалификация для финнов, для которых венгерский Гран-при традиционно почти домашний.
Удивительно, как слабо провели квалификацию в Red Bull. Макс Ферстаппен оказался лишь седьмым, а Дэн Риккьярдо - и вовсе двенадцатым. А как же замечательные свойства шасси Red Bull, которое должно быть особенно сильно в сложных условиях и на извилистых трассах? Дождевая квалификация принесла довольно удивительный третий ряд стартового поля - Карлос Сайнс и Пьер Гасли. Toro Rosso-Honda вообще провела квалификацию мощно, ведь Брендон Хартли квалифицировался восьмым.
Субботний дождь принес замечательную интригу в квалификацию, смешав карты. Но как это отразилось на воскресной гонке? Ведь не стоит забывать, что квалификация в Венгрии одна из самых важных, на Хунгароринге сложно обгонять и от стартовых позиций зависит очень много.
Привело это к тому, что Mercedes в гонке оказался явным фаворитом, возглавив пелотон со старта. Льюис Хэмилтон лидировал, Валттери Боттас шел вторым. Ferrari в этих условиях мало что могла предпринять, как ни хотелось бы почтить успехом память безвременно ушедшего Серджио Маркионне, в честь которого перед стартом гонки прошла минута молчания.
Не сказать, что Ferrari не пыталась. Это была в первую очередь тактическая гонка; гонка, в которой сложно обгонять, которая в условиях вернувшейся в воскресенье жары была попросту очень тяжелой физически. Причем тактика соперников действительно различалась, за этим было крайне интересно наблюдать.
Кими Райкконен пошел на тактику двух пит-стопов, в отличие от соперников. Напротив, Себастьян Феттель не просто отправился на один пит-стоп, но оттянул его настолько, что остановился в боксах кругом после второго пит-стопа Райкконена! На нем Себ получил комплект наиболее мягких шин UltraSoft, на которых собирался атаковать в максимальном темпе до финиша. Но из-за небольшой заминки в боксах вернулся на трассу позади Боттаса.
То, что было дальше, вполне могло быть наиболее яркой иллюстрацией к такому Гран-при Венгрии. Феттель висел на заднем антикрыле Боттаса, но никак не мог его обогнать, в то время как позади Себастьяна вплотную шел Райкконен. Mercedes и две Ferrari. На Хунгароринге непросто обгонять даже при наличии DRS. Такая гонка - жаркая, тяжелая, а порой и скучная.
Но все-таки Ferrari действительно были хороши в условиях Хунгароринга. Казалось, после ряда попыток атак и долгих кругов позади соперника UltraSoft на болиде Феттеля должен был потерять кондиции. Но не все было просто и с Mercedes. Шины Soft у Боттаса прошли уже значительную дистанцию и также начали деградировать.
В итоге результативная атака все-таки состоялась. Феттель атаковал с DRS на главной прямой, по внешнему радиусу входил в первый поворот, поравнявшись с Боттасом, грамотно перекрестил траектории, и в следующий поворот вошел уже впереди Валттери. Но все-таки Феттель на входе слишком заузил траекторию - и Боттас задел его. Себу повезло - на Ferrari обошлось без повреждений, в то время как Боттас повредил свое переднее крыло, а также пропустил вперед Райкконена, выехав за пределы трассы. Довольно дурацкое действие со стороны Боттаса, не имевшее никакого смысла - здесь можно согласиться с критикой Жака Вильнева. Вероятно Валттери совершил это в пылу борьбы. Но Феттель сам предоставил повод, когда слишком закрывал траекторию на входе.
Вскоре Боттас попал уже под атаки Даниэля Риккьярдо. Австралиец провалил квалификацию, на старте поучаствовал в столкновении и откатился далеко назад, но постепенно поднимался в пелотоне выше, а свой единственный пит-стоп провел еще позже Феттеля, также перейдя на UltraSoft. В то же время Макс Ферстаппен, неплохо стартовавший, вскоре остановился на обочине из-за технических неполадок. В результате перед финишем один Риккьярдо защищал честь Red Bull, и делал это, надо сказать, здорово.
Даниэль прессинговал Валттери еще в медленных поворотах третьего сектора, прежде чем пошел в атаку на главной прямой, открыв DRS. Риккьярдо по-любому выходил вперед в первом повороте, атаковав по внешнему радиусу, но Боттас счел иначе. Финн тормозил максимально поздно, словно забыв, что его переднее антикрыло имело повреждения. С недостатком прижимной силы спереди, Боттас попросту не вписался в поворот, ударив в бок Red Bull. В отличие от столкновения с Феттелем, где есть о чем спорить, в случае с Риккьярдо это была явная грубая ошибка Боттаса. За которую он справедливо получил штраф после финиша. Но он уже толком ни на что не повлиял. Риккьярдо повторно опередил Боттаса на трассе. А до финишировавшего шестым Пьера Гасли у Валттери был достаточный запас.
Таким образом, быстрые на Хунгароринге Ferrari приехали вдвоем на подиум, Феттель второй, Райкконен третий. Потенциально очень быстрый Red Bull Риккьярдо запоздалым спринтом привел на четвертое место, в шаге от подиума. Но победителем Гран-при Венгрии стал Льюис Хэмилтон, который после победы в квалификации и успешного старта просто контролировал ход этой гонки на протяжении всей дистанции.
В очках в Венгрии финишировали оба болида Haas: Кевин Магнуссен на седьмом месте, а Роман Грожан на десятом. Фернандо Алонсо в свой день рождения провел очень хорошую гонку и привел свой McLaren-Renault к финишу на восьмой позиции. Карлос Сайнс финишировал сразу позади соотечественника и кумира, в свою очередь принеся очередные очки заводской Renault.
Интересно, что в плотной средней группе команд Haas благодаря успеху в Венгрии обошел в Кубке конструкторов Force India и вышел на пятое место. В сражении за четвертое место в Кубке конструкторов перед летним перерывом с неплохим отрывом лидирует Renault. В то время как Force India не смогла удачно выступить в Будапеште и не набрала очки, коллектив из Сильверстоуна, переживающий сейчас непростые времена, все равно опережает в Кубке конструкторов McLaren. Кажется, первая часть сезона'2018 окончательно развеяла иллюзии вокруг команды из Уокинга. Хотя конечно, то что происходит в Уокинге ни в коей мере не сравнимо с тем, что происходит с Williams. Который в Венгрии опять был просто никаким.
Борьба в средней группе по-своему интересна и даже захватывающа. Но на первом плане в любом случае сражение за титулы чемпионов мира. И здесь Льюис Хэмилтон ударно выступив перед летним отпуском и завоевав в Будапеште уже пятую победу по ходу сезона, вновь лидирует, причем с отрывом. Более того, не слишком успешные выступления Феттеля в двух последних гонках: сход и второе место против двух побед у Льюиса, привели к тому, что разрыв между первым и вторым местом достиг максимального значения по ходу этого сезона. Хэмилтон теперь опережает Феттеля на 24 очка.
Чуть лучше положение "Скудерии" в Кубке конструкторов. здесь благодаря успешным выступлениям Райкконена Ferrari проигрывает не столь много, уступая Mercedes 10 очков. По нынешним меркам это совсем немного.
После месяца перерыва нас ждут две подряд легендарные и сверхскоростные, Спа и Монца. Раньше можно было бы твердо сказать, что это территория Mercedes. Но по нынешнему сезону загадывать что-либо сложно и вообще не стоит. Сюжет может повернуться в любую сторону.