«Он отдал все силы для возвращения «Феррари» на вершину». Умер спаситель итальянских автоконцернов
Тяжелый удар по Скудерии.
Итальянские СМИ первыми объявили о кончине бывшего президента «Феррари» и «Фиат-Крайслер» днем 25 июля, но для Маркионне все по сути закончилось еще раньше — плохие новости о его состоянии и здоровье начали приходить еще в субботу. Как впоследствии выяснилось, Серджио свалили осложнения после операции по удалению злокачественной опухоли из плеча: из-за приступа эмболии (закупорки сосудов) итальянец перенес инсульт, вызвавший необратимые повреждения головного мозга. Бывший босс впал в кому, но фактически медики просто держали его на аппарате искусственного жизнеобеспечения, пока не стало ясно — некогда грозный управленец, постоянно шантажировавший «Формулу-1», больше не вернется.
По уверению итальянских изданий, Серджио заранее знал обо всех потенциальных послеоперационных осложнения, но все равно решил рискнуть. Просто он уже не первый год страдал от боли в плече, вызванной опухолью — он лечил ее кортизоном и старался скрывать от коллег и подчиненных всю серьезность заболевания.
Маркионне спас «Фиат» и «Феррари»
Предприниматель из Абруцци пришел на должность генерального директора корпорации в 2004-м в тяжелый период: в предыдущие 12 месяцев компания потерпела 7 миллиардов долларов убытков и оказалась на грани банкротства. Серджио сократил персонал, ввел новые модели и сократил время доводки машин от стадии проектировки до продаж на рынке с 4 лет до 18 месяцев, а также вступил в альянс с американским гигантом «Дженерал Моторс». В результате «Фиат» вышел в прибыль размером 2 миллиардов долларов уже к концу 2005 года — столь быстрой и эффективной перестройки автопромышленность еще не знала. Cпустя еще 48 месяцев недавний почти банкрот уже сам слиянием спас от краха «Крайслер» – всего через два года американская фирма тоже впервые за пятилетку зафиксировала прибыль. Всего за время своего правления в Турине Серджио увеличил стоимость компании в десяток раз и вывел ее акции на Нью-йоркскую биржу.
С «Феррари» случилась похожая история: к 2014 году престижная марка из Маранелло растеряла немалую часть своего шарма и стремительно катилась вниз в Кубке конструкторов «Формулы-1». Лука де Монтедземоло, не сумевший вернуть команду на вершину в 2010-х после целого ряда успешных лет с Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном, был вынужден уйти. Его без отрыва от руководства «Фиатом» сменил Маркионне — и сразу же устроил глобальную перестройку. Причем он не только привел в Скудерию нового руководителя Маурицио Арривабене и позволил ему выстроить технический штаб вокруг молодых инженеров вроде Маттиа Бинотто, но и пригласил к себе одного из лучших пилотов современной «Ф-1» Себастьяна Феттеля (хотя Лука позже приписал заслуги по трансферу себе). Также Серджио за последние несколько лет заложил и партнерские отношения с «Хаасом» и «Заубером», организовав тем самым команде дополнительное финансирование на развитие болидов. Успехи «Феррари» последних двух сезонов и ее равные сражения с недавним гегемоном «Мерседесом» включают в себя огромный пласт заслуг менеджерского подхода Маркионне.
Неплохо итальянец повлиял и на финансовые показатели автопроизводителя: продажи и доходы росли на 5-19 процентов каждый год, доведя показатели прибыли до выплаты налогов с 91 до 315 миллионов долларов. В результате реструктуризации «гарцующие» тоже вышли на биржевые торги, где их оценили в 8,5 миллиардов (почти вдвое дороже, чем в 2014-м).
Кстати, Серджио собирался уйти из «Фиата» в 2019-м, купить дом в Маранелло и заняться исключительно «Феррари». Но судьба сложилась по-другому.
Реакция гоночного мира
По Маркионне скорбят и коллеги, и целые команды.
«Это печальный день для всей «Формулы-1», – сказал руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф. – Мы лишились человека, который страстно поддерживал этот спорт, непримиримого соперника и друга. Все мы сочувствуем семье Серджио и «Феррари» в это трудное время».
«Мы опечалены известием об уходе из жизни Серджио Маркионне. С нашей стороны хотим выразить соболезнования его семье, друзьям и команде «Феррари», – заявили в «Уильямсе».
«Серджио добился колоссальных успехов в автомобильной промышленности и автоспорте, – подчеркнул президент Меджурнародной автомобильной федерации Жан Тодт. – Он полностью посвящал себя работе в «Фиат-Крайслере» и отдавал всю свою энергию, чтобы вернуть «Феррари» на вершину «Формулы-1». Его уход – невосполнимая потеря. Все в ФИА мысленно с его семьей, друзьями, «Феррари» и всей группой «Фиат-Крайслер».
«Грустный день для мира автоспорта. Вся команда опечалена новостями. Мы приносим глубочайшие соболезнования его семье, друзьям и «Феррари», – заявили в «Торо Россо».
«Я поражен грустными новостями – согласился с коллегами руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Серджио был преданным и сильным бойцом как на трассе, так и за ее пределами.
«Великолепный лидер и икона автомобильной промышленности», – описал босса соперников Зак Браун из «Макларена».
«Отличный человек, всегда готовый поддержать», – добавил Фернандо Алонсо через твиттер.
Но самым ярким воспоминанием о Серджио поделился один из главных итальянских «формульных» блоггеров Лео Туррини.
«В один прекрасный день после назначения Марккионе на должность президента «Феррари» я был на студии Sky, отработал один эфир и готовился к другому, как зазвонил телефон. Я ответил. «Добрый вечер, я Серджио Маркионе» – сказал голос из трубки.
«А я тогда Наполеон Бонапарт!» – ответил я.
«Слушайте, я не Маурицио Кроцца [итальянский комик]. Хочу, чтобы вы знали: я искренне люблю «Феррари», и говорю так не как ее президент. Я итальянец, но вырос за границей. А когда живешь за пределами родины, держишься за достойные гордости вещи. Для меня «Феррари» всегда была именно такой, поэтому я никогда не нанесу вред команде, и наоборот, приложу все усилия для ее возвращения на вершину Формулы 1».
С тех пор я старался гнать от себя чувство недоверия к Маркионне. Я не всегда разделял его взгляды, иногда считал его действия и выражения неадекватными. Но я был уверен, что этот человек – настоящий «феррарист».
Маркионне заменят сразу трое
За 14 лет в «Фиат-Крайслере» Серджио скопил сразу пять руководящих должностей: президент и генеральный директор головного концерна, то же самое в «Феррари» и президент «Мазерати». Их разделили между тремя людьми еще на субботнем внеочередном совете американо-итальянской компании: президентом обеих организаций стал Джон Элканн, генеральное директорство в «Феррари» ушло Луи Камиллери, а «Фиатом» на ежедневной основе будет заправлять Майк Мэнли.
Кто такой Джон Элканн
Внук Джанни Аньелли и наследник большей части состояния одного из самых богатых кланов Италии — теперь он займется управлением автомобильными активами напрямую, больше не скрываясь за спиной опытного менеджера. Именно ему принадлежит компания Exor, в пакет которой входят «Ювентус», издание The Economist, доля в миланском инвестиционном банке Banco Leonardo и многопрофильный холдинг CNH с годовым доходом в 27 миллиардов долларов.
Однако Джону не придется срочно спасать свою собственность от потери ключевого управленца: Маркионне оставил компании в стабильном финансовом состоянии и с модельным рядом вплоть до 2022 года. Единственным вопрос, требующим срочного разбирательства, станут переговоры с владельцами «Формулы-1» по поводу регламента 2021 года, ограничения расходов и перераспределения доходов.
Кто такой Майкл Мэнли
Бывший исполнительный директор марки Jeep теперь возглавит развитие сразу всех брендов, входящих в концерн. Раньше он работал над маркетингом и развитием «Крайслера», так что теперь по сути вернулся к старой должности с увеличенным количеством ответственности и обязанностей. Он не будет напрямую влиять на дела «Феррари» в «Формуле-1».
Кто такой Луи Камиллери
63-летний мальтиец итальянского происхождения раньше управлял табачной корпорацией «Филипп Моррис» и по сути являлся боссом нынешнего руководителя Скудерии Маурицио Арривабене. Можно сказать, что именно благодаря Луи «Феррари» и приобрела свой цвет и нынешние тесные отношения с «сигаретчиками», ведь именно он в 1996 году протолкнул решение о прекращении спонсирования «Макларена» и переходе к сотрудничеству с итальянцами. С тех пор реклама «Мальборо» каждый год появляется на алых болидах, а гоночная и табачная фактически намертво срослись.
И Камиллери совсем не новый человек для «Феррари» – он с 2015 года входил в совет директоров и консультировал Марккионе как раз по гоночным вопросам. Мальтийцу не придется с нуля разбираться со всеми вопросами — он сможет сходу приступить к делу в столь непростой для компании период (Скудерия потеряла первое место в Кубке конструкторов «Формулы-1» после недавнего Гран-при Германии), и, как сообщает итальянская пресса, Джон Элканн выдал ему право на полную свободу действий. Цель, как не трудно догадаться, установлена однозначная: во что бы то ни стало завоевать оба чемпионских титула в 2018-м.
Как пишет итальянский Motorsport, Луи оставит без изменений разработанную и внедренную в гоночную команду менеджерскую систему. И они же поделились интересным инсайдом: якобы новый босс выбрал в качестве своего офиса именно бывший кабинет Луки де Монтедземоло, а не обитель Серджио.
Кстати говоря, обнаружилась еще и связь Камиллери с самим президентом Международной автомобильной федерации Жаном Тодтом: они поучаствовали в основании Института изучения головного и спинного мозга в 2005 году (вместе с Михаэлем Шумахером, бывшим президентом ФИА Максом Мосли, Люком Бессоном и Дэвидом Ротшильдом) и до сих пор его финансируют.
Изменения для «Феррари» и «Формулы-1»
Многие итальянские издания писали о желании Маркионне попробовать впечатлившего гонщика «Заубера» Шарля Леклера в основной команде уже в 2019 году — оттуда и появились слухи о подписании двухлетнего контракта с монегаском. Однако босс гоночной команды под влиянием Себастьяна Феттеля пытался оставить еще на сезон Кими Райкконена — и теперь, возможно, кандидатуру финна хотя бы рассмотрят еще раз. Все будет зависеть от мнения Камиллери и степени влияния дона Арривабене на бывшего и нынешнего босса.
Также встает вопрос по поводу участия «Альфа Ромео» и других марок концерна «Фиат-Крайслер» в «Формуле-1». Если раньше Маркионне четко знал причины своих действий (потерпеть небольшие убытки в одной компании, чтобы добиться успеха и извлечь больше прибыли из другой), то теперь все подобные решения будут проходить через Майкла Мэнли. Поскольку он отвечает лишь за благополучие концерна и его не интересуют дела «Феррари», то в случае неудачных финансовых результатов спонсорство «Альфа Ромео» могут без шума прикрыть, лишив Скудерию фактических «фарм-команд». Также с назначением нового управленца на данную должность для Камиллери явно усложнится задача по запуску сотрудничества других команд с прочими брендами из портфолио «Фиат-Крайслер». Здесь все будет зависеть от мнения и благоразумия Джона Элканна: именно ему отойдет роль медиатора и переговорщика во всех спорных вопросах.
Также коммерсанту придется в срочном порядке разбираться в вопросах политики внутри гоночной серии, потребностей собственного концерна и будущего рынка автомобилей, поскольку в Liberty Media намерены завершить переговоры по новому регламенту 2021 года до конца текущего года. О их ходе ничего не известно уже почти месяц, а последние слухи лишь еще сильнее запутали ситуацию: якобы представители заводов решили все-таки не отказываться от рекуператора тепловой энергии MGU-H, фактически закрыв вход для других автопроизводителей. «Феррари» играла роль главной оппозиции планам американцев, а Маркионне неоднократно высказывал жесткие угрозы по уходу «Ф-1» – и теперь Liberty Media надеется начать переговоры с итальянцами «с чистого листа». От владельца «Ювентуса» теперь многое зависит, ведь у Скудерии все еще есть право вето и огромные рычаги давления на хозяев серии.
Похоже, от ближайших решений Джона Элканна и будет зависеть будущий облик «Формулы-1».
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene, Clive Mason, Valerio Pennicino, Pier Marco Tacca; REUTERS/Alessandro Garofalo, Bernadett Szabo, Handout; globallookpress.com/Jim West
Маркионне был еще более великим, чем мы можем себе представить. По сути он показал удивительные результаты, использовав классические инструменты менеджмента. И сделал это не в айти или новомодном секторе, а в суперконкурентной автопромышленности. Увеличить капитализацию в 10 раз, повысить продажи Джипа в почти 7 раз, освоить новые технологии - это только вершина айсберга. Он поменял менталитет миллионов людей во всем мире. Такие люди не забываются.
Autocar в то время писал статьи, что Фиат скоро исчезнет окончательно.
Фиат отставал от ведущих автокомпаний на 10 лет.
Только бы не лебедь, рак и щука!