Заповедник традиций
Монако – это заповедник традиций Формулы-1. Немало болельщиков считают эту гонку скучной, ведь в ней нет обгонов, все просто едут друг за другом, паровозиком. Но по мне мало что в Ф1 столь же захватывающе, чем эта езда по кругу в Монте-Карло. Ее можно наблюдать бесконечно. Пилотаж по извилистым улочкам, закованным в стальные гардрейлы. Где еще в Ф1 есть такая возможность на каждом круге, в любом месте разбить машину?
Это игрушечное Княжество у моря, и игрушечная трасса в нем. Посмотри на нее с высоты птичьего полета, и покажется, что это действительно игрушечка. Но сколько чудесных маленьких городков на Средиземноморье с живописными маринами? И ведь нигде не додумались до такого, - гоняться по узеньким, отсылающим еще к Средневековью улочкам на мощнейших болидах Ф1. Монако не следует путать с такими городскими трассами как сингапурская Марина-Бэй или Баку, как была Валенсия, ведь это современные, скоростные трассы, где есть пространство для совершения обгонов. В Монако нет никакой реальной возможности совершить обгон, если только машина впереди не плетется еле-еле. Я реально, несмотря на все эти годы, сколько я видел Гран-при Монако, по-прежнему считаю обгоны здесь каким-то чудом. Ну просто не понять до конца, как здесь можно обгонять на машине Ф1. Нельсон Пике не случайно ведь в свое время сказал свою крылатую фразу про гостиную и не то вертолет, не то картинг. Это бесконечная езда по постоянно извивающемуся желобу улочек, где коротеньких прямых отрезков раз-два и обчелся. Здесь болид Ф1 даже до 300 км/ч не успевает разогнаться, невиданное дело! В наше время такую трассу никто и никогда не разрешил бы, если только не для обыкновенных покатушек перед болельщиками и спонсорами, как у стен Кремля или на Трафальгарской площади. Но в Монте-Карло как провели гонку в 1929 году, так и проводят с тех пор по настоящую пору. Традиции! В наше порой странное время здесь даже вернулись на стартовую решетку грид-гёрлз, хотя ныне это организовано было несколько иначе, чем ранее. Но невооруженным глазом было видно, что девушки получают на стартовом поле море удовольствия, и кажется ни в какой защите от поверящих в свое могущество феминистических организаций не нуждались. Еще бы ради традиций отказаться от этих громоздких дуг Halo, но тут уж ничего не попишешь. Не спилишь же их с болидов ради одной только гонки в Монако. Тем более, что здесь они порой могут быть и не лишни, вспомним прошлогоднюю аварию Паскаля Верляйна.
Пелотон в этом году действительно более плотный и разнообразный, чем год назад. Mercedes на этот раз не выглядел уже столь беспомощным в Монако, как годом ранее, а Ferrari не доминировала с прошлогодней уверенностью. Быстрейшими же на узких улочках средиземноморского княжества на этот раз были болиды Red Bull, и особенно тот, под номером 3, который пилотировал Даниэль Риккьярдо. В этом не было чего-то прям супернового, ведь два года назад это сочетание уже было быстрейшим здесь, в Монако, когда Дэн завоевал свой первый поул, а затем совершенно обидно упустил победу в гонке. Да и предшественники у Риччи были достойные, Red Bull и в эпоху Себастьяна Феттеля был зачастую фаворитом в Монако, причем здесь побеждал не только Себ, но и Марк Уэббер. Может и не зря в свое время Кристиан Хорнер нырнул здесь в бассейн, а может это и совсем не причем.
Но Даниэль Риккьярдо с завидным постоянством стал возглавлять протоколы результатов, начиная с тренировок в четверг (тоже ведь традиции!). Не особо отставал от Дэна и молодой и рьяный напарник. Макс Ферстаппен вовсю ввязался в дуэль с Риккьярдо за то, чтобы показать быстрейший круг. Забегая вперед, свой быстрейший круг Макс еще покажет, но будет это значительно позже. Пока же с самого начала становилось ясно, что надежды Ferrari отыграться у Mercedes за поражение в Барселоне становятся достаточно зыбкими. Не потому что Mercedes в Монако оказался внезапно хорош, а потому что быстры были «красные быки».
Впрочем Макс Ферстаппен свою «обязательную» программу все-таки выполнил, засадив с утречка в субботу свой стремительный Red Bull прямиком в ограждение в районе Бассейна. Несмотря на свою выдающуюся скорость, голландец по-прежнему в сложных отношениях с трассой в Монте-Карло. Не сказал бы, что это что-то прям из ряда вон выходящее, и как-то плохо характеризует Макса. Не у всех пилотов удачно складываются взаимоотношения с этой трассой, даже если брать выдающихся гонщиков. Например, великий чемпион Жак Вильнев всегда испытывал на трассе в Монако массу сложностей. И это далеко не единственный пример. В этом тоже есть магия Монако.
Поэтому, в то время как Даниэль Риккьярдо боролся в субботу за свой второй монакский поул, Ферстаппену оставалось лишь наблюдать, как механики собирают его Red Bull. В ином случае, вероятно мы могли бы видеть первый ряд стартового поля полностью в руках Red Bull, и возможно претензии на победный дубль в гонке. Возможно, хотя тут и не стоит утверждать наверняка, так как списывать со счетов Себастьяна Феттеля было бы опрометчиво. Но если положение Макса и было огорчительно для его многочисленных фанатов, для всех остальных зрителей авария голландца была только на пользу. Не стартуй он из хвоста пелотона, не увидели бы мы все эти многочисленные атаки и обгоны, очень разнообразившие прошедший Гран-при. Те самые обгоны, о которых уже упоминалось выше.
Ну а Дэн? Дэн взял поул-позицию в неподражаемо уверенном стиле. Опередив Феттеля, квалифицировавшегося тем не менее на первом ряду, и всех остальных, начиная с Хэмилтона, чья третья позиция была ощутимо лучше, чем то, что мы видели год назад. Квалификация в Монако – это отдельный спорт. Это самая захватывающая квалификация года. И хотя за поул здесь, как и на других трассах, не дают очков, уже в субботу Даниэль Риккьярдо выглядел настоящим победителем. Впрочем, такое было у него уже в прошлом. Теперь оставалось сделать еще один маленький шаг.
Риккьярдо выиграл старт, отразив атаку Феттеля. Пелотон бурным потоком ворвался в узкий поворот у церкви святой Девот. Ведь старт – второй момент после квалификации, когда можно сделать гонку в Монако. Тем не менее, хотя все как следует поборолись друг с другом, обошлось без аварий. При этом Макс Ферстаппен, замкнувший пелотон на стартовом поле, сходу ринулся отыгрывать позиции, и уже на первом круге провел пару яростных обгонов, распихивая соперников и выгрызая позиции «с мясом».
Как выяснилось позднее, Даниэль, захватив лидерство на старте, уже никому не отдавал его вплоть до самого финиша. Внешне это был весьма спокойный Гран-при Монако. Пилоты формировали группки, и хотя ехали довольно-таки плотно, просто следовали друг за другом. Было достаточно забавно наблюдать, как Феттель то приближался к Риккьярдо, то слегка отставал, - и тогда позади к нему подбирался Льюис Хэмилтон. Были моменты, когда Хэмилтон отставал от Себастьяна, и уже к нему в свою очередь подбирались два финна, следующие друг за другом – Кими Райкконен и Валттери Боттас. Наиболее ярко таковой характер гонки проявился перед финишем: Хэмилтона догнали Райкконен с Боттасом, к ним в свою очередь практически вплотную приблизилась розовая Force India, пилотируемая Эстебаном Оконом. К слову, Окон отлично выступил и в квалификации, где уверенно опередил своего напарника Серхио Переса, обычно выглядящего в Монако очень сильно, и гонку провел успешно, в то время как у Чеко дела на этот раз не задались. Лишнее подтверждение того, каким отличным гонщиком является Эстебан. Далее, вслед за Оконом вплотную приблизилась следующая группа: Гасли, Хюлкенберг и Ферстаппен. И эта большая группа машин разнообразных цветов летела, преодолевая один за другим повороты Монте-Карло. По-своему, тоже очень красивое зрелище.
По ходу гонки, пожалуй, лишь когда к какой-либо группе приближался Ферстаппен, далее происходили перестановки между пилотами. И здесь воедино сошлись оба необходимых фактора: мастерство гонщика, проводящего обгоны, и соответствующая машина, которая для удачной попытки обгона в Монако должна быть быстрее на 1,5 – 2 секунды преследуемого соперника.
Максу удавалось с завидным постоянством успешно заканчивать обгонные маневры. Когда кто-то пытается провести обгон в Монако, зачастую ожидаешь чего-то такого, как в случае с Лэнсом Строллом, который при попытке обгона проколол шину и повредил переднее крыло. Или как эпизод, встряхнувший монотонный ход гонки незадолго до финиша, когда Шарль Леклер с размаху влетел в зад Toro Rosso Брендона Хартли, перед этим подскочив на бордюре и задев стену, на торможении перед шиканой на набережной. К слову, первый за долгие годы монегаск, выступавший в Формуле-1 на домашней трассе, был весьма неплох, и эта зрелищная авария с Хартли не была, как выяснилось, следствием дилетантской попытки обгона. Просто на Sauber начали выходить из строя тормоза, и Шарль как мог пытался избежать столкновения. А Toro Rosso Брендона со свернутым набок задним антикрылом тоже выглядела по-своему красиво.
К слову о Брендоне Хартли – совершенно не понимаю начавшихся разговоров о том, что его возможно скоро заменят в составе Toro Rosso. Новозеландец, что в Монако, что вообще выступает вполне не уровне, учитывая весьма высокую конкуренцию в средней группе пелотона. Его результаты совсем не выпадают. А требовать чего-то сверх от гонщика, который еще не провел даже полного сезона в Ф1, это слишком опрометчиво. Есть впечатление, что доктор Марко слишком разбаловался успехами Феттеля, Риккьярдо и Макса Ферстаппена. Еще и Карлос Сайнс прошлый сезон в Toro Rosso провел на высочайшем уровне, чем окончательно разбаловал старину Хельмута, который похоже уверовал, что так должно быть всегда и со всеми, и потому начал понемногу терять связь с реальностью.
Безусловно, Пьер Гасли в Монако выступил превосходно. Квалифицировавшись десятым, он на протяжении всей гонки поддерживал высокий темп, и благодаря тактике с пит-стопом практически на середине дистанции, постепенно улучшал свою позицию, по мере того как ближайшие соперники заезжали в боксы.
Момент, когда Гасли на Toro Rosso – Honda прессинговал Фернандо Алонсо на McLaren-Renault, имея явно более высокий темп, выглядел каким-то тончайшим троллингом. Впрочем, возможно с болидом Алонсо не все было в порядке, ведь вскоре Фернандо стал первым сошедшим в этой гонке по причине неисправности трансмиссии. Так что может дело было именно в этом. Но в целом этот сезон жестоко развеивает иллюзии McLaren на тему великолепности их шасси. Взять два болида с моторами Renault: McLaren и Red Bull, пусть «красные быки» и брэндируют движки под маркой TAG Heuer. Насколько Ферстаппен был быстрее и Алонсо, и Стоффеля Вандорна.
К слову, еще одна команда с моторами Renault, - заводская, выступила в Монако уверенно, в очередной раз по ходу сезона приведя оба болида в десятку лучших на финише. Но темпу Red Bull Ферстаппена Renault все-таки уступали, хотя не слишком сильно. По крайней мере, Нико Хюлкенберг спокойно сдержал атакующий порыв Макса в концовке гонки, при том, что у обоих была похожая ситуация с шинами. Карлос Сайнс был вынужден уступить и напарнику, и голландцу, но это было больше следствием тактики: испанец провел свой пит-стоп рано, и ближе к финишу его шины были порядком изношены против свежих у Хюлкенберга и Ферстаппена.
Тенденцию останавливаться рано задал Льюис Хэмилтон, на пит-стоп которого был вынужден реагировать Феттель, и далее по цепочке: Риккьярдо, Райкконен, Боттас. Но это и понятно: первая десятка стартовала на наиболее мягком компаунде Pirelli HyperSoft, который был привезен итальянскими шинниками на Гран-при впервые по ходу сезона и давал значительное преимущество на быстром круге в квалификации. Гонщики, квалифицировавшиеся за пределами Топ-10, имели большую вариативность тактики.
Очень обидная неудача постигла Сергея Сироткина. Наш гонщик очень прилично проехал квалификацию, совсем немного уступив Хюлкенбергу и Вандорну, и опередив таких гонщиков как Леклер, Грожан, Магнуссен, а заодно и напарника. По большему счету, Сергей впервые в этом сезоне оказался в ситуации, когда он имел реальные шансы приехать в очки. Но все накрылось из-за крайне глупой оплошности: механики Williams не успели установить шины на болид россиянина до сигнала трехминутной готовности к старту; наказание было суровым – 10 секунд Stop&Go. В начале гонки это означало автоматическое откатывание на последнее место, и далее по ходу дистанции Сергею оставалось только тренироваться и получать удовольствие. К сожалению, Williams в этом году преследуют постоянные неудачи, которые к тому же имеют тенденцию накапливаться.
Автоспорт, как и любой технический вид спорта, имеет особенность, что здесь зритель видит далеко не все; многие нюансы остаются скрыты от публики. А зачастую нюансы, детали оказываются решающим фактором.
Зрители видели как Даниэль Риккьярдо лидировал от старта до финиша, не дав никому из соперников шанса опередить себя в борьбе за победу. Был лишь небольшой отрезок гонки, когда Себастьян Феттель вплотную приблизился к Риккьярдо, на расстояние менее секунды и прессинговал его, но это не создало Дэну каких-либо проблем. Но на деле на 28 круге у Риккьярдо отказал кинетический рекуператор силовой установки. Даниэль признавался, что в первый момент он испытал отчаяние: он уже был здесь в ситуации, когда был быстрейшим и явно претендовал на победу, но потерял ее не по своей вине. Однако неполадка не привела к сходу, и несмотря на дефицит мощности двигателя, Риккьярдо справился с ситуацией. Машина позволяла ему в некоторых поворотах отрываться от Феттеля. И это тоже Монако. Даже поврежденный движок Renault приехал здесь к победе, благодаря великолепному шасси и аэродинамике Red Bull. Олицетворением этого на подиум в княжескую ложу за призом для команды-победительницы поднялся Эдриан Ньюи. А Дэн Риккьярдо все-таки выиграл Гран-при Монако, опередив триумфаторов прошлых лет Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона, и был этому невообразимо счастлив. Он окончательно преодолел разочарование от упущенной победы в 2016-м. Вкус успеха, который дался не сразу, на пути к которому проходишь через неудачи, разочарования, зачастую гораздо слаще. Мы видим это и в других видах спорта. В целом, это правило жизни.
Подводя итог Гран-при Монако, следует отметить две вещи. Льюис Хэмилтон сохранил солидное преимущество над Себастьяном Феттелем в личном зачете чемпионата мира, хотя по предстартовым раскладам трасса в Монте-Карло выглядела слабым местом для Mercedes. Интересно, как будет дальше, но предварительно, трассы на которых пройдут ближайшие Гран-при относятся как раз к подходящим для «серебряных стрел».
Даниэлю Риккьярдо все-таки удалось нарушить протокол двора. На церемонии награждения, которая начиналась чинно и вообще выглядела какой-то затянутой, Дэн в конце концов умудрился привести в ужас всех хранителей монарших традиций. Вряд ли когда-либо ранее князю Альберту II доводилось на публике пить шампанское из горлышка бутылки. Тем более, когда его «угостил» австралиец, босый на одну ногу. На этом стоит опустить занавес.