В «Уильямсе» творится полный бардак. Команда портит гонки русскому пилоту
Не специально, просто у них кризис.
Английская команда терпит катастрофу: уже миновало больше четверти дистанции чемпионата-2018, а «бело-сине-голубые» закрепились на последнем месте в Кубке конструкторов с четырьмя очками (у Сергея Сироткина до сих пор на счету ноль). В прошлом сезоне к тому же моменту «Уильямс» набрал в пять раз больше баллов и занимал пятую позицию в соревновании конюшен — так что болезненный регресс вызвал настоящее отчаяние в рядах болельщиков.
Судя по инцидентам на последних Гран-при, настроения внутри коллектива апокалиптичные. Изначально главной проблемой считалась неудачная машина — точнее, ошибка в проектировании системы охлаждения, повлиявшая на все аспекты производительности от аэродинамической эффективности до баланса. То же самое говорили и гонщики.
«Мы потеряли большую часть скорости на прямых, с которой у нас в прошлом году все было очень хорошо, особенно во время обгонов или при защите позиций, – подтвердил Ланс Стролл в интервью Motorsport. – При этом скорость в поворотах тоже не та. То есть мы потеряли большую часть сильных качеств и недостаточно прибавили там, где уступали».
Однако действия персонала на европейских этапах доказывают: в тяжелой ситуации находится не только технический штаб – раздолбайство накрыло всю команду. В Гроув пришел серьезный кризис, что доказывает и спешное увольнение главы аэродинамического отдела и главного конструктора.
В Монако «Уильямс» выступил отвратительно
Уик-энд в Монте-Карло начинался неплохо: Сироткин заехал в топ-10 по итогам сразу двух практик, а в квалификации прошел дальше первого сегмента и стал 13-м с преимуществом в 0,6 секунды от напарника на самой «пилотажной» трассе в календаре. В воскресенье на старте Сергей отыграл еще одну позицию, но дальнейшую гонку ему испортила команду
Как выяснилось сразу после начала прогревочного круга, механики Сироткина не успели в нужные сроки (за три минуты до выезда с главной прямой) установить колеса на болид. По сообщениям Sky Sports, одному из сотрудников команды пришлось бежать на пит-уолл за новым гайковертом (что странно — неужели персонал берет на стартовую решетку лишь один девайс?), и в результате команда серьезно опоздала. По регламенту за подобные проступки наказывают 10 секундами стоп-энд-гоу, но на трассе типа Монако с учетом времени на преодоление пит-лейн отбытие штрафа растягивается на 35 секунд. В результате гонке пилота пришел конец.
Также в его адрес инициировали и второе расследование — но здесь ФИА уже не установила нарушений правил. Просто соперники заметили механика, остужавшего вентилятором болид во время отбывания наказания, и обратились с запросом в дирекцию гонки, обязанной по регламенту включаться в таких случаях. Однако формально никто руками над машиной не работал, так что Чарли Уайтинг решил не реагировать на ситуацию.
Но даже со штрафом Сергей финишировал выше напарника: Стролл отказался менять баланс тормозов даже под угрозой их разрушения, не укротил перегрев передних колес и дважды разбортовал шины из-за сильного превышения безопасного температурного режима. В результате канадец проиграл партнеру более 50 секунд — но вряд ли стоит обращать внимание на цифры: по сути гонка для «Уильямса» закончилась после десятого круга, и команда просто получила внеочередную тестовую сессию.
В «Уильямсе» долго не могли разобраться с сиденьем
В пяти гонках чемпионата мира Сироткин страдал из-за неудобного размещения в машине. Звучит смешно, но очень специфичная поза «полулежа» в кокпите современных болидов влияет на управление и концентрацию намного больше, чем кажется на первый взгляд.
«У меня были проблемы с комфортом в посадке, – рассказал пилот после финиша гонки в Барселоне в интервью Motorsport. – У нас имелась эта проблема с начала года. Мы внесли пару изменений, но я не уверен, что они были правильными. И это было слишком. Мне было просто тяжело оставаться в машине. В итоге все свелось к тому, чтобы просто выжить в гонке. Причем «выжить» еще мягкое слово.
Кое-что вызывает болевые ощущения. Но их испытываешь не во время вождения, а уже после. Но в то же время, когда пилотируешь, трудно безопасно оставаться в желаемой позиции. Это было просто опасно, и о том, чтобы гоняться, речи вообще не шло».
«Уильямс» исправлял ситуацию почти три месяца, удивив своей медлительностью даже польского тест-пилота Роберта Кубицу.
«Думаю, проблему должны были решить еще зимой, вместо того, чтобы играть в политику и притворяться, что все хорошо, – процитировали местного кумира в Sport.pl. – С ноября 2017-го известно, что пилотам не очень комфортно в новом болиде. Там есть что улучшать».
Пока ребята из Гроува так и не объяснили причины длительной задержки, но ситуация все равно не похожа на саботаж какого-то конкретного гонщика.
Странности стратегий
Общественность раскритиковала «Уильямс» и за непонятные решения по пит-стопам на Гран-при Бахрейна, Испании и Китая: многие визиты Сироткина в боксы ради дополнительных комплектов шин казались лишними и сделанными исключительно ради продвижения Стролла. Однако сам Сергей в интервью Motorsport объяснил мотивы командного мостика совсем по-другому.
«Да, тактика была не совсем оптимальной. И да, мы теряли позиции – и по отношению к напарнику, и по отношению ко всем другим соперникам.
Но, грубо говоря, ты выбираешь себе план и в то же время знаешь, что если все сделают то же самое, то финишируешь ровно там, где едешь. Во многих случаях мы делали в итоге не совсем то, что должны были. Но мы действовали так, чтобы попытаться кого-то переиграть.
В конечном счете, мы на этом не потеряли ни одного очка, а если бы все сработало, то теоретически должны были выиграть больше, чем в итоге потеряли».
Попросту говоря, в тех случаях, когда машине точно не хватало скорости для набора очков на консервативной тактике, стратеги закономерно переключались на эксперименты в надежде на выезд автомобиля безопасности или прочие форс-мажоры. Но альтернативный план срабатывает по большей части в случае везения — а Сергею удача пока не улыбалась.
Сироткина не «сливают»
При первом взгляде на проблемы «Уильямса» вкупе с многомиллонными инвестициями семейства Строллов можно подумать об ущемлении прав москвича. Ложное впечатление создает еще и недавно подтвержденное Клэр Уильямс продление на 2018 год особой подготовки Ланса с дополнительными инженерами и частными тестами. Но еще больше пламя раздувает сам канадец, раз за разом подчеркивая превосходство над напарником в первых пяти Гран-при и собственноручно провоцируя публику на определенные выводы.
Но Сироткин оказывался на альтернативной стратегии вовсе не по злой воле канадских миллиардеров. Просто он осторожно начинал заезды, не желая вляпываться в инциденты, в то время как Стролл пользовался своей (вероятно, единственной) неоспоримо сильной способностью замечательно и безаварийно проводить старты. Например, в прошлом году Ланс стал первым по выигранным позициям в начале гонок (36 за весь сезон), и в текущем сезоне продолжил в том же духе — так в Китае он прорвался сразу на 12-е место, опередив шестерых к концу первого круга.
В результате канадец чаще оказывался ближе к очковой зоне и оставался на консервативной стратегии, пока для его напарника командный мостик разрабатывал альтернативные планы. К счастью, в Монако Сергей доказал способность улучшить старты и не терять позиции — так что со временем ситуация должна выровняться.
Так что вряд ли теория о предполагаемом саботаже со стороны коллектива (Кубицы, сэра Фрэнка или любого другого злого гения на выбор) имеет что-то общее с реальностью. У других команд были просчеты и похуже: например, только в этом сезоне механики «Хааса» умудрились дважды недокрутить колеса шедшим на лучший результат в истории команды гонщикам, а один из пит-стопов Кими Райкконена вообще закончился травмами работника «Феррари».
В руководстве «Уильямса» сидят не самоубийцы – при желании они могли бы использовать намного менее заметные способы сдерживания неугодного пилота. Возникшие же проблемы имеют системный, но не нарочный характер, а Стролл избежал их только благодаря своей везучести — по этому параметру он заметно выделялся еще в 2017-м, когда отхватил шальной подиум в хаотичной азербайджанской гонке.
В команде началась перестройка
«Очевидно, у них получилась не лучшая машина, – высказался в середине мая бывший пилот «бело-сине-голубых» Фелипе Масса. – Кроме того, в команде многое изменилось, и нужно понять, в лучшую ли сторону».
Бразилец еще в прошлом ноябре набирал за очки на спроектированном в Гроуве болиде — но всего восмь месяцев спустя уже упомянул о серьезных переменах. Вряд ли какой-либо команде в истории «Формулы-1» пошли на пользу столь быстрые и масштабные перестановки в крайне сжатые сроки — так что регресс «Уильямса» ничуть не удивителен.
И у перестройки есть причины: по словам консультанта команды Алекса Вурца, она началась из-за попыток устранить плохую корреляцию между данными симуляций и реальной телеметрии, как раз и вызвавшую нынешнюю техническую катастрофу.
«Проблема начала преследовать команду еще в 2015-м, – признался австриец. – Но осознать ее – это лишь десять процентов. Скорректировать и внедрить изменения – вот намного более сложная задача. Суть заключена в фундаментальном просчете, и разным отделам не нужно искать виноватых среди коллег. Кризис – это возможность придти к общему знаменателю и новой открытой культуре, способной продвинуть нас вперед. Это шанс построить здоровую основу».
Перестройка команды всегда занимает несколько лет, а в «Уильямсе» ею занялись совсем недавно и еще не успели отладить работу всех отделов. Сироткин, кстати, глубоко погрузился в процесс и чуть ли не все свободное время проводит на базе, удивляя своим рвением даже опытных руководителей.
«Никогда не видела, чтобы пилот столько работал», – оценила старания своего гонщика Клэр Уильямс — и его усилия явно происходят не только из одного лишь энтузиазма. Сергею явно надоели проблемы с машиной, сиденьем и колесами, и теперь он, похоже, пытается заразить всех в Гроуве своей энергией и замотивировать на более напряженный труд.
Вряд ли любой пилот способен больше помочь с исправлением ситуации, так что всем остается только ждать первых результатов перестройки.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene; globallookpress.com/Xavier Bonilla, Hoch Zwei
Порой от тезисов типа "надо валить из Уильямса" и "специально сливают" просто за голову хватаешься.
Сироткину глубоко повезло оказаться в Ф1 вообще, и даже на самой слабой машине пелетона можно удивить паддок, вспоминаем Окона, Сутиля, еще ранее Уэббера с Алонсо. Отставание от группы середняков не такое критичное, и да, в Монако был шанс на очки, но точно так же он был и в Баку, где уже Сергей сам напортачил. все это часть рабочего процесса
Штрафы по вине команды - целый один. Целый один форс мажор, который случается у всех (колеса Ричи секунд 20 несли в том же самом Монако). Просто чем хуже команда, тем больше раздолбайста (см. ниже).
Тактику "никакувсех" применяют ко всем, кто едет в конце примерно всегда. Ну то есть сколько смотрю, столько и пробуют наркоманские схемы при отсутствии шансов заехать в очки при нормальных условиях. Были дозаправки - заливали андердогам до горловины - пересидеть, переменчивые погодные условия? Ок, давайте поменяем резину на дождевую до первых капель, у меня пятка сильно чешется и т.д.
Про прессу совсем не понял. Кого кого, а Стролла мочит пресса с самого начала и до конца. Сколько Жакуся дал интервью на эту тему - считать устанешь.
А папа Стролла кое в чем прав - Ленс проводит хороший сезон. Косячит намного меньше прежнего. В Баку провел отличную гонку, например. Уважать соперника надо, а не толдычить "рентач-рентач".
Очень показательно, что о преимуществе Сергея в квалах (уже 4-2 после Монако) не слышно ни из одного хотя бы полуофициального источника, а вот папашка Стролл уже выдавал разок в эфир фразу о том, что сынуля во всех гонках был сильнее напарника.
Предстартовая процедура - одна и та же из года в год. Такого не было никогда. У машины нет тех. проблем, Сироткин получил штраф. И главное - когда узнали что колесо не докручено, зачем полезли когда нельзя? Сказали Сергею по радио об этом, а перед стартом прогревочного круга он поднимает руку, сигнализируя о проблеме и старт откладывается. В лучшем случае - прикрутили колесо, Сергей догнал бы пелетон и ему разрешили бы занять свое место на старте. Самый реальный вариант - старт с конца стартовой решетки. В худшем случае - механики оттащили бы болид на пит-лейн, прикрутили колесо и старт с пит-лейна. Но никаких штрафов. Вся эта ситуация очень похожа на подставу, а не раздолбайство.
------------
Насчёт "не специально" я бы поспорил. Сынка канадского тянут за уши, скорее.