Эталонно
В Барселоне, традиционно открывшей европейскую часть сезона Ф1, Льюис Хэмилтон и Mercedes доминировали. Льюис выиграл вторую гонку подряд после Баку, резко изменив впечатление от начала сезона, которое получилось не слишком уверенным. И если в столице Азербайджана победа досталась британцу по большему счету волей случая; в его пользу удачно сложилось стечение обстоятельств гонки, то в Барселоне Хэмилтон выиграл в доминирующем стиле, разом напомнив кто являлся фаворитом этого сезона.
Льюис сделал уверенную заявку на победу еще в субботу, выиграв поул-позицию. Это был второй поул Хэмилтона в сезоне после Мельбурна. Льюису удалось прервать череду из трех поул-позиций подряд Феттеля и Ferrari, когда «Скудерия» раз за разом демонстрировала впечатляющую скорость. Но в Барселоне впечатляющую скорость показали именно «серебряные стрелы». Не только Хэмилтон уверенно взял поул, но и его напарник Валттери Боттас прорвался на второе место, оттеснив Себастьяна Феттеля на третью позицию. Mercedes целиком занял первый ряд стартового поля.
В то время как Льюис Хэмилтон не встретил ни малейшего сопротивления на пути к победе в Гран-при Испании, Боттасу удалось по ходу гонки вернуть себе утраченное на старте второе место. Гонка на трассе «Каталунья» завершилась полным доминированием Mercedes, взявшим победный дубль впервые в сезоне. Понятное дело, Хэмилтон смог в Барселоне значительно упрочить лидерство в личном зачете чемпионата мира, а Mercedes возглавил зачет Кубка конструкторов, причем с приличным преимуществом над Ferrari.
Расклад резко изменился по сравнению с тремя прошедшими гонками, когда стало уже всерьез казаться, что Ferrari смогла получить преимущество в начале нынешнего сезона. Ведь Ferrari была быстрее в Бахрейне, Шанхае и даже в Баку, несмотря на то, что на Каспии победа была упущена. Собственно, в Баку была зеркальная ситуация относительно Мельбурна, где небольшое преимущество в скорости было у Mercedes, но Феттелю и Ferrari удалось переиграть соперников. И вот в Барселоне «холодный душ». Учитывая, что трасса «Каталунья» в Формуле-1 сродни парижскому бюро мер и весов, это нехороший признак для тиффози и очень хороший – для поклонников «серебряных стрел» и британского чемпиона мира.
И все-таки не все столь однозначно. Дело в том, что в Барселону Pirelli привезла обновленные шины, у которых толщина беговой дорожки на 0,4 мм меньше, чем у стандартных. Сделано это было в связи с тем, что перед нынешним сезоном на "Каталунье" полностью сменили асфальт, и на предсезонных тестах команды столкнулись с повышенным пузырением шин. Трудности были с прогревом резины на свежем асфальте, и отголоски этих проблем были заметны и по ходу испанского гоночного уик-энда. Какое отношение это имеет к раскладу сил в пелотоне? Дело в том, что Pirelli внесла изменения в конструкцию шин по просьбе именно Mercedes, который испытывал особенно большие проблемы с пузырением на зимних тестах. Ferrari этому факту была сильно возмущена. Кто знает, возможно ни смени Pirelli конструкцию резины, именно «Скудерия» лучше бы приладилась к поведению шин, и никакого преимущества Mercedes в Барселоне и не было бы. Конечно, все это в сослагательном наклонении, и мы можем только предполагать. Но раньше часто изменения в правилах производились в пользу Ferrari, здесь же решение технической проблемы оказалось в пользу соперников «Скудерии».
Такие же шины команды получат на новом асфальте Сильверстоуна и Поль-Рикара. Значит ли это, что эти две гонки можно заранее отдавать Mercedes? Не обязательно. После Гран-при Испании в Барселоне прошла одна из запланированных по ходу сезона тестовых сессий, и Ferrari имела возможность поработать с новыми шинами и приспособиться к ним.
А в гонке да, дело у «Скудерии» совсем не шло. Феттелю удался хороший старт, он смог обойти Валттери Боттаса и долго занимал второе место. Но первым в лидирующей группе отправился на пит-стоп, что не принесло ему ощутимых дивидендов. На второй половине дистанции Себастьян и вовсе удивил, отправившись на второй пит-стоп. С тактической точки зрения это выглядело совершенно непонятно, так как со второго места Феттель оказался на четвертом. И несмотря на более свежие шины, особенно не догонял вышедшего на третью позицию Макса Ферстаппена, который к тому же неосторожным маневром при обгоне кругового обломал себе переднее антикрыло. Даже это не помогло Феттелю опередить голландца, Себастьян так и остался четвертым. Что касается Кими Райкконена, начинавшего гонку со второго ряда вместе с Себом (чувствуется Барселона), финн и вовсе был вынужден сойти примерно на середине дистанции из-за неполадок в силовой установке. Невеселый для Ferrari уик-энд.
После ярких гонок в Шанхае и Баку, барселонская проходила скучновато. Это в общем-то вполне к духе каталонской трассы, которая очень пилотажная, но слишком сложная для плотной борьбы. Надежда была разве что на серые небеса, угрожающе нависавшие и в субботу во время квалификации, и по ходу гонки. Особенно на дождь надеялся Фернандо Алонсо, в кои-то веки уверенно боровшийся на домашней трассе за очки. Но дождь, поливавший Жирону и окрестности, до Монтмело так и не добрался.
Конечно борьба была, и тактическая, и непосредственно на трассе, с обгонами. Но все это было, повторюсь, маловато и не слишком ярко после фейерверка событий в Баку и ярчайшей интриги в Шанхае. К тому же Барселона, вполне в духе этой трассы, четко расставила пелотон по ранжиру, показав разницу. В круге от победителя уместилась лишь первая пятерка, которую замкнул Даниэль Риккьярдо. То есть два Mercedes, Ferrari Феттеля и два Red Bull. Один круг Хэмилтону проиграли пилоты следующей «лиги»: Кевин Магнуссен, вновь проведший очень уверенную гонку, Карлос Сайнс и Фернандо Алонсо. Два испанца, пилотировавшие желтую Renault и оранжевый McLaren сражались непосредственно друг с другом за очки в домашнем Гран-при, и это конечно добавляло интереса местным болельщикам (хотя они, конечно же, мечтали бы о большем). Пилоты же, начиная с финишировавшего девятым Серхио Переса и Шарля Леклера, занявшего десятое место, проиграли уже два круга победителю. Такая разница. Леклер, кстати, стал еще одним настоящим героем испанского Гран-при, проведя на Sauber очень яркую гонку, насыщенную борьбой. Sauber потихоньку набирает очки, и разница по сравнению с последними годами заметна, швейцарская команда наконец получила должное ускорение, что связано, безусловно, и с сотрудничеством с Ferrari и Alfa Romeo. На следующую гонку, которая пройдет в Монако, первый за долгое время в Ф1 монегаск приедет в хорошей форме и настроении.
Чего конечно нельзя сказать о Williams и Сергее Сироткине. То, что машина оказалась настолько плоха именно в Барселоне, совершенно удручает. Добавили эффекта и высказывания Роберта Кубицы, попробовавшего Williams на пятничной тренировке. Поляк пилотировал как раз машину Сергея, и по его словам настолько плохих машин в Ф1 ему не доводилось пилотировать. Лэнс Стролл провел очень неплохую гонку, выжимал из машины все возможное, но этого хватило лишь на одиннадцатое место. Сироткину не удалось сделать даже такого, он запомнился лишь разворотом по ходу гонки. Обидно. И совершенно непонятно, как найти выход из этой ситуации. Удивляет, что это происходит после прошлого года, когда Williams выглядел очень неплохо по скорости, при том, что значительных перемен в регламенте перед 2018 годом не было. Ну не из-за появившегося же Halo машины Williams внезапно стали такими медленными и нервными в управлении.
Единственный по-настоящему зрелищный момент гонки произошел на старте, когда Роман Грожан утроил завал. Французский пилот Haas неудачно среагировал на действия сбросившего прямо перед ним скорость напарника, в результате его болид понесло боком, и в облаке дыма от шин избежать столкновения с потерявшим управление Грожаном не смогли Нико Хюлкенберг и Пьер Гасли. Для всех троих столкновение закончилось сходом. Все это выглядело очень зрелищно и довольно-таки опасно. Удачно действовал в этом эпизоде, кстати, Сергей Сироткин, сбросивший скорость и проехавший в дыму, в условиях нулевой видимости, избежав столкновений. Не везет Грожану в начале этого сезона…
P.S. Барселона неожиданно преподнесла сторонникам Halo весомые аргументы в их пользу. Правда, произошло это не в Ф1, а в Формуле-2, болиды которой с этого года также оборудуются Halo. В гонке произошло столкновение двух японцев (впечатление прям было, что смотрим не европейскую Ф2, а японскую Super Formula): Тадасуке Макино из нашей Russian Time и Ниреи Фукудзуми на розовой, как Force India, Arden. Камеры толком эпизод не захватили, видно было только слегка издалека. Впечатление было, что болид Фукудзуми взгромоздился сверху на машину Макино. Фотографии поврежденного болида Тадасуке выглядели впечатляюще, бок машины и сама система Halo были основательно ободраны. Естественно, полное впечатление, что система спасла Макино жизнь, и это очень серьезный аргумент в пользу Halo.
С другой стороны, как все было бы без Halo, сказать сейчас практически невозможно. Тем более, что рассмотреть аварию как следует не удалось. Можно было бы разве что смоделировать эту аварию подробно средствами компьютерного моделирования. Опасные аварии с угрозой травм головы гонщика случались и ранее, в эпоху до Halo. Достаточно вспомнить старт в Абу-Даби, когда столкнулись Витантонио Лиуцци и Михаэль Шумахер. Совершенно жуткая авария произошла на старте гонки GP2 в Маньи-Куре в 2007 году. Там вообще со старта началось какое-то безумие, сначала произошло столкновение стартовавших с первого ряда Тимо Глока и Андреаса Цубера, уже эта авария выглядела опасной травмами. А затем в воздух взлетел болид Эрнесто Визо, который рухнул вверх колесами прямо на бетонный отбойник. Визо оказался очень удачливым парнем, если бы удар пришелся несколькими сантиметрами в сторону, авария была бы фатальной. Жуткое зрелище… Очень похожая авария Маркоса Кампоса в гонке Ф3000 в том же Маньи-Куре в 1995 году окончилась фатально для бразильского гонщика.
И других опаснейших аварий в гонках формул было в разные времена немало. В каких-то гонщики счастливо избегали серьезных травм, какие-то оканчивались трагически. И, как это бы ни звучало банально, совершенно не хочется, чтобы подобное когда-либо повторилось.