Прыжок на первое место
Гран-при Китая прошел максимально интересным образом. Ни квалификация, ни старт не стали решающими факторами, определившими результат гонки. Многое решилось благодаря выбранной тактике. Но и это не определило окончательный результат. Все в итоге решалось на трассе, в непосредственной борьбе между гонщиками. И это, заметьте, без всякого дождя.
Квалификация удивила. Ferrari вновь завладела значительным преимуществом, заняв целиком первый ряд стартового поля, как и неделей ранее в Бахрейне. Себастьян Феттель во втором Гран-при подряд завоевал поул-позицию, которая стала 52-й в карьере четырехкратного чемпиона мира. Не так и часто одна и та же команда оказывается быстрейшей и в Бахрейне, и в Шанхае. Два "тилькедрома" предъявляют разные требования к машинам, в Шанхае обычно более прохладно, а асфальт не столь абразивен, как на Сахире, но главное - это затяжные повороты, определяющие характер китайской трассы. Из-за этого здесь повышенная нагрузка на левую переднюю шину.
Когда одна и та же команда быстра и в Бахрейне, и в Китае - это серьезный довод в пользу преимущества ее машины. Так что Ferrari SF71H в начале сезона-2018 действительно находится в отличной форме.
Как это ни удивительно, но Mercedes не смог навязать серьезного соперничества Ferrari в квалификации. Причем Валттери Боттас вновь, как и на Сахире, опередил Льюиса Хэмилтона.
Однако не все так плохо для "серебряных стрел". На дистанции гонки они сейчас выглядят увереннее, чем в квалификации, и в гонке Mercedes навязал борьбу Ferrari.
Старт Феттель уверенно выиграл, в то время как Кими Райкконен со второй позиции откатился назад, на четвертое место. Проиграл старт и Хэмилтон, в то время как Боттас наоборот стартовал хорошо, поднявшись на вторую позицию, сразу позади Себа. Отлично стартовал с пятого места Макс Ферстаппен, поднявшийся на третье.
А далее Mercedes наконец удалось то, к чему команда была близка и в Бахрейне неделей ранее, и в Мельбурне: после пит-стопов на первой позиции был уже не Феттель, а "серебряная стрела" под управлением Боттаса. Валттери остановился в боксах всего одним кругом ранее Себа, и этого круга на свежем комплекте шин Medium хватило, чтобы финн остался впереди. Райкконена Ferrari продержала на трассе до пит-стопа еще дольше, что позволило Кими некоторое время возглавлять пелотон, но в результате он уступил позицию Хэмилтону.
В отличие от квалификации, оказалось что на длинной дистанции Mercedes держит отличный темп, и победа плавно уплыла из рук Феттеля.
Теперь казалось, что к победе в Гран-при Китая уверенно и логично идет Валттери Боттас, что для финна было бы просто прекрасным результатом в начале этого сезона (который, напомню, начинался для него обидной аварией на квалификации в Мельбурне). Но не тут-то было. Из засады внезапно выскочили Red Bull, которые на словах демонстрировали готовность бороться за победы в гонках, начиная с самого начала чемпионата в Мельбурне, но на деле до нынешнего момента не продемонстрировали достаточного для этого темпа.
В ход гонки вмешался пейс-кар, выпущенный из-за обломков на трассе, оставшихся после дурацкого столкновения партнеров по Toro Rosso. Это происшествие в хвосте пелотона внезапно дало козырь на руки старшей команде Red Bull, которая зазвала на пит-стоп в боксы своих пилотов. Red Bull дважды в этом Гран-при продемонстрировал, не побоюсь этого слова, эквилибристику на пит-стопах, обслуживая две машины подряд на одном круге, причем пилот, следовавший позади, совершенно не терял времени. Это было сделано в начале в ходе плановых пит-стопов в обычном режиме гонки, а затем повторено в режиме машины безопасности, когда гонщикам Red Bull поставили свежие комплекты Soft. Это давало пилотам команды преимущество перед ближайшими соперниками из Mercedes и Ferrari, у которых были прошедшие уже некоторую дистанцию шины Medium, при этом пит-стоп под пейс-каром позволил "ред-булловцам" не терять времени относительно соперников.
Далее, после рестарта преимущество в скорости было уже у пилотов Red Bull. Все это время после старта впереди среди напарников находился Макс Ферстаппен. Но когда дело дошло до обгонов, мастер-класс продемонстрировал Дэн Риккьярдо, обгонявший как всегда красиво и уверенно, и последовательно опередивший Райкконена, Ферстаппена, Хэмилтона, Феттеля и Боттаса, поднявшись с шестого места на первое. В то время как Макс Ферстаппен совершал активные, но излишне агрессивные действия, которые в итоге привели его к столкновению с Себастьяном Феттелем в шпильке, которое произошло целиком и полностью по вине голландца. Макс за это столкновение совершенно справедливо схлопотал штраф. Ну а Себу представилась возможность еще одного гонщика Red Bull назвать "торпедой".
Кроме смеха, Феттель из-за маневра Ферстаппена потерял много позиций. Мало того, что мимо промчались Хэмилтон и Райкконен, но вскоре Себастьяна опередил и Нико Хюлкенберг. А незадолго до финиша Феттель стал жертвой атаки Фернандо Алонсо. Но хорошо хотя бы Ferrari лидера чемпионата не была повреждена и он добрался до финиша.
Так Даниэль Риккьярдо завоевал очередную, - и опять очень красивую, и в хорошем смысле сумасшедшую победу. Ну просто по-другому австралиец не умеет! Компанию ему на подиуме составили два финна, Боттас и Райкконен, и Валттери выглядел явно расстроенным после того, как такая близкая победа ушла из его рук.
Из команд средней группы в очках в Шанхае кроме Хюлкенберга и Алонсо, опередивших Феттеля, финишировали также Карлос Сайнс и Кевин Магнуссен. Renault, McLaren и Haas были чуть сильнее своих преследователей, что было ожидаемо еще после Мельбурна.
К сожалению, Williams пока далек от борьбы за очки. Хотя Сергей Сироткин вновь опередил напарника, Лэнса Стролла в квалификации, и вновь проехал под клетчатым флагом в гонке, но только на 15 месте, и до очков было далеко.
Хотя Феттель сохранил лидерство в чемпионате, уезжая из Шанхая, стечение обстоятельств позволило Льюису Хэмилтону приблизиться к Себастьяну. Тем не менее, пошли уже разговоры, что Mercedes не в форме, и у Хэмилтона настали не лучшие времена. Не стоит воспринимать такие разговоры слишком всерьез. Льюис не особо удачно начинал и чемпионат 2016 года, - зато потом какое сражение навязал Нико Росбергу. Год назад Феттель и Ferrari на старте сезона тоже были очень хороши, и как минимум не уступали Mercedes и Хэмилтону, зато именно "серебряные стрелы" продемонстрировали значительный прогресс по ходу чемпионата. Сезон очень длинный и в этом году. И далеко ничего еще не решено.