«Формула-1» хочет отобрать у «Феррари» 70 млн долларов. И раздать бедным
Все достали калькуляторы.
На прошлой неделе владельцы «Формулы-1» рассказали командам о своем видении будущего серии. Если вкратце изложить их идеи, то американцы предложили сохранить технологическое лидерство, сформировать здоровую и устойчивую прибыльную бизнес-модель, упростить правила и регламенты, повысить роль пилота в достижении успеха, ввести более честную и прозрачную систему управления и ориентироваться на конкуренцию и непредсказуемость гонок.
Для достижения поставленных целей потребуется реформировать несколько ключевых частей современной «Формулы-1»:
регламент на двигатели — с прицелом на упрощение, снижение стоимости, повышение громкости и увеличение мощности для использования на 100 процентах дистанции Гран-при.
cхему затрат — с новыми правилами значение возымеет не размер бюджета, а эффективность его использования. Также американцы все-таки предложили ввести некоторые стандартизированные элементы с фиксированной стоимостью.
схему распределения прибылей — для устранения неравенства, перебалансировки выплат и увеличения роли результатов в сумме призовых.
схему регламента — с целью снизить роль штрафов, максимально сократить разрывы между командами и сделать заезды более непредсказуемыми.
метод управления — для реструктуризации с большим представительством конюшен и прозрачным процессом принятия ключевых решений.
Несмотря на масштабные планы, в прессу просочилось не так уж много конкретных предложений. Фактически широкая публика узнала только о новой системе перераспределения доходов и возможного введении потолка в 150 миллионов долларов на разработку шасси.
Реформа призового фонда
Как действует нынешняя схема выплат
По нынешнему Договору согласия команды получают 60 процентов всех доходов серии, однако деньги между участниками чемпионата мира распределяются неравномерно. Все из-за неочевидных бонусов, разрушающих зависимость размера чека от спортивного результата.
Например, «Ред Булл» получает 35 миллионов долларов в год только на праве первой конюшни, подписавшей соглашение с менеджментом серии. Такая же сумма падает на счета «Мерседеса» за победы в Кубке конструкторов, а «Уильямсу» платят 10 миллионов как исторической команде. Однако никто и близко не сравнится с прибылью «Феррари» от простого участия в чемпионате мира: лишь за присутствие итальянцам перечисляют целых 2,5 процента (почти 70 миллионов долларов за 2017 год) от всех доходов «Формулы-1»! «Макларен», кстати, не имеет никаких доплат за «старость» даже с 52-летней историей.
Остальная система имеет чуть больше общего со спортивными результатами, но создана все рано для ублажения топ-команд. Например, существует специальный фонд Кубка конструкторов, откуда «Макларен» (30 миллионов долларов), «Феррари» (35 миллионов), «Мерседес» и «Ред Булл» (по 39 миллионов) ежегодно получают дополнительные премиальные. То есть «большая четверка» ежегодно отжирает 143 миллиона долларов от общей суммы, а «Мерседесу» и вовсе трижды платят за одни и те же победы.
После вычитания всех бонусов по 36 миллионов получает каждая конюшня, дважды за последние три года финишировавшая в топ-10 Кубка конструкторов. Оставшиеся после всех предыдущих выплат деньги делятся по скользящей шкале: победители получают 19 процентов остатка, обладателям второго места уходит 16 процентов, третьим перечисляют 13 процентов и так далее — вплоть до десятой позиции с четырьмя процентами. Так в 2017-м «Мерседес» получил 67,4 миллиона, а «Заубер» – 14,2 миллиона.
По сути «Ред Булл», «Мерседес» и «Феррари» забирали на 74, 74 и 103 миллиона долларов больше остальных, тем самым формируя здоровенную разбежку в бюджетах между собой и остальными обитателями пелотона. Любой чемпион «Ф-1» не догнал бы бонусы топ-3 только деньгами за результаты, и владельцы «Формулы-1» наконец-то решили изменить ситуацию и упростить схему выплат.
Как действует предложенная система распределения доходов
Liberty Media собралась уменьшить ставку победителя и финансовые разрывы между позициями в Кубке конструкторов ради больших заработков аутсайдеров: так процент чемпионских призовых сократится до 14, а замкнувшая топ-10 конюшня будет претендовать уже на 6 процентов фонда. Однако из-за упразднения непрозрачной системы бонусов выплаты лидерам за результаты даже увеличатся: например, «Мерседесу» по новой схеме достались бы 70 миллионов долларов за победу в Кубке конструкторов против реальных 67,4 миллионов. В то же время занявший последнее место «Заубер» обогатился бы на 30 миллионов долларов — что вдвое больше нынешней суммы в 14,2 миллиона.
Также американцы планируют увеличить и фиксированные ежегодные выплаты за попадание в топ-10 Кубка конструкторов (при десятке команд-участниц сумма фактически становится гарантированной) до 50 миллионов долларов. Таким образом разбежка между чемпионом (120 миллионов) и главным неудачником (80 миллионов) почти не претерпит изменений (раньше они получали по 102,8 и 49,6 миллионов соответственно), но увеличившаяся сумма поступлений для аутсайдеров позволит им выйти из режима выживания.
Для реализации плана топ-команды должны пожертвовать дополнительным фондом Кубка конструкторов и прочими бонусами. Лишь Скудерия продолжит ежегодно получать по 40 миллионов долларов, но по новым условиям компанию из Маранелло обяжут фиксировать отчисление в графе «прибыль» и не направлять ее в бюджет. Также каждому поставщику силовых установок предоставят субсидию в 10 миллионов — на данный момент ее бы получили «Феррари», «Мерседес», «Рено» и «Хонда».
В результате суммарные переводы на счета Скудерии сократятся всего на 30 миллионов долларов — со 195 до 165 миллионов (с учетом 40-миллионного бонуса). Потери «Мерседеса» окажутся внушительнее — 46,8 миллионов (снижение со 176,8 до 130 миллионов), а «Ред Булл» недосчитается 44,5 миллионов (155,5 против 111 миллионов). С другой стороны «Торо Россо» станет богаче на 40 миллионов долларов (с 60,3 до 93,5 миллионов + 10 миллионов для «Хонды», пока что поставляющей двигатели только коллективу из Фаэнцы), а переводы для «Рено» и «Форс-Индии» потяжелеют на 32 миллиона долларов (аж четверть нынешнего бюджета «розовых»!) – с 74,4 и 67,4 миллионов до 106,5 и 108 миллионов соответственно. Почти не изменятся лишь призовые «Макларена» – они останутся в пределах 83-84 миллионов долларов.
Новый потолок затрат
Росс Браун и Чейз Кэри предложили ограничить стоимость разработки шасси суммой в 150 миллионов долларов, вызвав некоторое непонимание среди зарубежной прессы. Многие издания поспешили предсказать массовые увольнения во всех командах для соответствия лимитам, но реальность немного интереснее.
Например, бюджет чемпиона «Формулы-1» на 2017 год составил 389 миллионов долларов (исключительно гоночной команды — моторное подразделение не учитывается и не попадет под потолок). Из них можно сразу же вычитать около 50 миллионов зарплаты Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса. Маркетинговый отдел вместе с чисто вспомогательным персоналом вроде уборщиков тоже сразу исключается, так что с учетом затрат на производство рекламы, медиаконтента и приблизительных зарплат сотрудников из бюджета можно вычесть еще 30-35 миллионов долларов. Затраты на перемещение по миру и перевозку грузов из одной страны в другую для участия в Гран-при тоже можно снять — и тогда остается примерно 300 миллионов.
Далее из платежки необходимо полностью вычесть расход на стратегический отдел и командный мостик вместе с огромными вычислительными мощностями: закупка суперкомпьютеров на многие гигафлопсы, разработка софта и занятость инженеров, калькулирующих нужный темп на разных комплектах шин никак не участвуют в производстве шасси. Также можно отнимать и затраты на организацию работы механиков в боксах и на пит-уолл, да и крайне дорогостоящий симулятор формально можно вывести из-под потолка. После всех манипуляций итоговый результат составит примерно 250 миллионов долларов — и косвенно расчет подтвердило интервью руководителя «Мерседеса» Тото Вольффа сайту Race Fans:
«Ограничение в 150 миллионов слишком мало для больших команд. Нужно изучать детали и искать компромисс. Эта сумма недостижимо мала. Возможно, ограничение может быть на уровне 250 миллионов».
Вряд ли немец назвал случайную сумму — он явно хотел бы сохранить нынешние чемпионские затраты на шасси вместе со статусом-кво. Но ограничение устроено чуть хитрее и направлено на выравнивание ситуации внутри пелотона, в котором существуют команды с общим годовым бюджетом в 130 миллионов («Форс-Индия»), 141 миллион («Заубер») и 134 миллиона долларов («Хаас»). Даже увеличение выплат на 30-40 миллионов не подбросит их до самого лимита затрат на шасси — ведь у них еще как минимум остаются расходы на силовые установки в районе примерно 22 миллионов в год. В таких условиях даже затраты в 150 миллионов все равно дадут заводским коллективам преимущество над соперниками. С другой стороны «Мерседесу», «Феррари» и, возможно, «Макларену» с«Рено» придется расстаться либо перевести на работу в заводские подразделения некоторую часть персонала (у «Ред Булл» другая история — у них в штате велик процент занятых в сторонних проектах), но их сотрудников без сомнений с радостью перехватят побогавшие середняки или возможные новички «Формулы-1». Остальные команды не столкнутся с сокращением штата.
Так что вряд ли стоит обращать внимание на возможный жалобы итальянской и немецкой конюшен — у них есть целых три года для составления плана подробной реструктуризации. Если их технические штабы и правда лучшие в чемпионате, то они найдут способ доказать свою крутость на деле при любых лимитах.
К предложениям есть вопросы
Большинство пунктов, презентованных Россом Брауном и Чейзом Кэри, выглядят слишком общими и обтекаемыми. Возможно, командам рассказали больше, но в прессу пока не просочилась информация о мерах контроля за потолком затрат или претендующих на стандартизацию деталей. Также неясно, как дирекция гоночной серии собирается увязать упрощение двигателей с сохранением технологического первенства и привлечение новых мотористов с удержанием старых, уже вложивших огромные суммы в актуальные силовые установки. Еще больше вопросов вызывает намерение совместить изначально конфликтующие роли инжинирига болида с доминирующей ролью гонщика в конечном результате.
Похоже, Liberty Media дипломатично желала угодить всем сразу и составляла свои предложения с целями пригласить команды к диалогу, заинтересовать болельщиков и поднять стоимость акций на бирже после семимесячного падения котировок на 25 процентов. Американцы очевидно готовы выслушать замечания конюшен и искать компромисс — но отдельно стоит похвальное намерение и дальше гнуть свою линию по части потолка расходов. Несмотря на противодействие и угрозы сильнейших и влиятельнейших коллективов, программа ограничения бюджетов трансформируется и приобретает все более справедливые очертания. Теперь она уже не вызывает ярого отторжения у всех участников чемпионата мира и готова эволюционировать в рабочую схему, одновременно допускающую сокращение финансовых разрывов и сохранение особого положения автопроизводителей.
Реакция представителей команд
«Я вернулась в моторхоум команды с желанием откупорить шампанское, потому что если эти изменения регламента вступят в силу, то будущее «Уильямса» будет в полной безопасности, – первой отреагировала заместитель руководителя бело-синей конюшни Клэр Уильмс. – Все пункты представленной программы – начиная с перераспределения доходов и заканчивая потолком бюджетов – мы действительно хотим увидеть с 2021 года. Лично я очень довольна предложениями новых владельцев».
«Я согласен с каждым словом из предложений Liberty Media, – поддержал ее руководитель «Торо Россо» Франц Тост. – Надеюсь, они все реализуют».
Положительно отнесся к инициативе и Энди Палмер, исполнительный директор спонсирующего «Ред Булл» бренда «Астон Мартин». Его компания не первый год выражала амбиции по участию в «Ф-1» в случае принятия удобного регламента – теперь как минимум один производитель готов поддержать изменения организацией новой команды.
«Эти решения окажут большой эффект на три-четыре ведущие команды «Формулы-1», – отреагировал руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Ребята, расположенные на четвертом месте и ниже потенциально получат колоссальную выгоду. Так что я думаю, вы будете видеть много довольных лиц в той части паддока.
Есть несколько производителей, которые сейчас выжидают за порогом «Формулы-1» – они хотят участвовать в чемпионате, но ныне действующий регламент этому препятствует. Сейчас раздвижной мост поднят. Нужно его опустить, снизив расходы и повысив зрелищность».
«Мы можем стандартизовать некоторые технологии и продавать их новым командам или производителям, – высказался и Тото Вольфф. – Но мы будем настаивать на сохранении основы нынешнего регламента двигателей».
«Мы внимательно изучаем все предложения и обсуждаем их, – высказался и руководитель «Феррари» Маурицио Арривабене. – Пытаемся понять, насколько они выполнимы. Все составляющие важны, потому что они связаны друг с другом. Надеюсь, вскоре мы достигнем согласия по всем пунктам предложений».
Похоже, в отличии от первого черновика регламента для 2021 года новая презентация больше понравилась заводам, и они уже не воспринимают будущее в штыки. Скорее всего, аналитические отделы всех автопроизводителей сейчас заняты напряженными расчетами, на основании которых лидеры «Формулы-1» все-так вступят в переговоры с дирекцией серии.
«В любом ситуации всегда будут победители и проигравшие, но иногда для защиты будущего нужно идти на компромиссы», – резюмировала ситуацию Клэр Уильямс, и вряд ли руководители автоконцернов станут с ней спорить.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Clive Mason, Dan Mullan, Mark Thompson, Dan Istitene
Вот Лотус был, а теперь его нет, я думаю, на доходах формулы это никак не сказалось. А если Феррари даже не уйдет, а скатится к уровню Зауберов, то формула 1 потеряет прибыль и не маленькую. Так что выплату Феррари получает не совсем просто так, формула 1 не просто спорт - это бизнес.
Когда при равных фин.возможностях ты нагинаешь соперников - вот это я понимаю уровень работы конструкторов, менеджмента и гонщиков.