Непредсказуемость без эйфории
Спустя две недели после Мельбурна, расклад сил в пелотоне королевской Формулы на трассе Сахир в Бахрейне в значительной степени изменился.
О Гран-при Бахрейна есть разные мнения. Кто-то восхищается роскошным «пятизвездочным» комплексом паддока и всего автодрома. Кто-то считает Сахир одним из безликих «тилькедромов». Однако следует признать, - гонки здесь получаются очень интересными. Особенно зрелищно они стали выглядеть с того момента, как их стали проводить под искусственным освещением.
На этот раз было захватывающе наблюдать, как Ferrari, сначала получившая значительное преимущество, по ходу гонки постепенно это преимущество теряла, тактически проигрывая Mercedes. Тем не менее, Себастьян Феттель смог удержаться впереди, так и не поехав на второй пит-стоп, проехав более длинный, 39-круговой стинт, на более мягких шинах, чем его преследователи. Хотя Валттери Боттас стремительно его догонял перед финишем. Зеркальная ситуация, по сравнению с Сочи и Шпильбергом в прошлом году – тогда Феттель догонял Боттаса.
Юбилейный, 200-й Гран-при прошел для Феттеля с приставкой «супер», закончившись его 49 в карьере победой. Правда, еще более впечатлило сверхуверенное выступление Ferrari в квалификации, где пилоты «Скудерии» взяли целиком первый ряд. Феттель завоевал 51 поул в своей карьере. В прошлом году так мощно Ferrari выглядела разве что на специфических трассах в Монако и Венгрии. Правда был еще удивительный первый ряд в Сочи, на трассе совершенно другого типа. Впрочем, и в Бахрейне Ferrari обычно выглядела сильно.
Если в Мельбурне все-таки некоторое преимущество Mercedes в скорости было заметно, то в квалификации на Сахире «серебряные стрелы» безоговорочно уступили «Скудерии». Причем Валттери Боттас оказался впереди Льюиса Хэмилтона, показав третье время. Льюиса к тому же еще ждал штраф в пять позиций на стартовом поле за замену коробки передач.
На таком фоне можно было даже ожидать уверенное доминирование Ferrari в гонке, но ничего такого не случилось. На гоночной дистанции Mercedes выглядел гораздо увереннее.
К тому же Ferrari потеряла одну машину на дистанции гонки. Кими Райкконен уступил Боттасу позицию на старте, но имел все шансы приехать на подиум. Увы, его ждала неудача на втором пит-стопе, когда финн получил команду трогаться с места еще до того как было закреплено заднее левое колесо. Резко стартуя, Кими сбил своего механика, которого просто не мог видеть. Что ж, как известно автоспорт опасен. Применительно к современной Ф1, это в первую очередь касается маршалов, работающих на трассе, и механиков на пит-лейне. Происшествия с механиками случаются в Ф1 не слишком часто, по крайней мере меньше, чем в американских гоночных сериях. Но учитывая бешеную гонку за то, чтобы отыграть доли секунды при смене шин, такие инциденты рано или поздно должны были случиться.
Так что в конце гонки Феттель остался один против двух догонявших его Mercedes. По первоначальному плану, которому следовал Кими, Феттель должен был совершить второй пит-стоп. И в таком случае он уступал позиции Mercedes. Смог бы он догонять соперников на более свежих шинах? К тому же не факт, что его пит-стоп прошел бы удачно после инцидента на пит-стопе Райкконена.
Перейдя на запасной план, Себастьян смог продержаться до финиша без лишней смены резины, сохранив шины в приемлемом состоянии и темп, позволивший ему удержаться впереди. Хотя на последних кругах Боттас несколько раз шел в атаку на позицию лидера. Но Феттель безупречно действовал в обороне. Это был выдающийся пилотаж Себа.
За спинами лидеров изменения в пелотоне по сравнению с Мельбурном были еще заметнее. Наибольшей «константой» здесь выглядел Кевин Магнуссен, показавший в квалификации седьмой результат и благодаря штрафу Хэмилтона стартовавший шестым. Как и в Альберт-парке, Кевин продемонстрировал отличный темп Haas. Проведя боевитую гонку, Магнуссен финишировал на пятом месте и открыл счет очкам Haas в Кубке конструкторов, после обиднейшего фиаско Мельбурна. А вот напарник Кевина, Роман Грожан поддержать почин товарища по команде не смог. Вообще, в отличие от лидирующей группы, где напарники держались компактно, средняя группа выглядела крайне перемешанной.
Наиболее сенсационно выступил Пьер Гасли на Toro Rosso – Honda, напомнив об удивительной форме команды из Фаэнцы на предсезонке в Барселоне. Пьер разделил третий ряд стартового поля как раз с Магнуссеном, и был впереди его! Быстрее в квалификации были только гонщики Ferrari, Mercedes и Дэн Риккьярдо. Гасли свою гонку провел крайне напористо, со здоровой агрессией сражаясь за позиции на трассе, завершив ее на четвертом месте. Всего в одном шаге от подиума! На Toro Rosso – Honda! До четвертого места ни разу не доезжал за три года McLaren-Honda. В Мельбурне четвертым финишировал Фернандо Алонсо, довольный тем, что теперь на его McLaren стоит двигатель Renault.
Выступление Гасли было из разряда «он уважать себя заставил…» До Сахира’2018 Гасли как-то больше запомнился бесконечными недовольными репликами в адрес Даниила Квята, которого почему-то все время оставляют в Red Bull, вместо того, чтобы продвинуть его, Пьера. Но теперь – совсем другое дело.
McLaren-Renault на Сахире ничем особенным не отметился. Оба гонщика вне Топ-10 квалификации, но оба приехали в очки в гонке. Фернандо Алонсо был седьмым, Стоффель Вандорн восьмым, при этом оба проиграли победителю круг. Конечно, неплохо что оба гонщика финишировали в очках, особенно по сравнению с прошлым годом, но… Гасли на Toro Rosso был круче! С мотором Honda. Это интересно.
Нико Хюлкенберг выглядел весьма стабильно, старт с седьмой позиции, финиш на шестом месте, активно участвовал в борьбе. Но Карлос Сайнс на этот раз финишировать в очках не смог.
Зато на очень крепком уровне гонку провел Маркус Эриксон. Финишировавший восьмым швед проехал Гран-при, как и тройка лидеров, с одним-единственным пит-стопом. В прошлом году Эриксон остался без очков, но теперь, когда на Sauber стоят актуальные моторы Ferrari, дело сразу пошло на лад. Маркус открыл счет очкам Alfa Romeo Sauber уже во втором Гран-при сезона.
Во второй гонке чемпионата открыла счет своим очкам и Force India, хотя «розовые пантеры» находятся далеко от своей прошлогодней формы. Эстебан Окон буквально выгрыз одно очко за десятое место, как раз в сражении с Сайнсом.
Пелотон здорово перемешался по сравнению с Мельбурном, и главное, сейчас очевидно что в довольно хорошей форме, позволяющей приезжать в десятке лучших, находятся многие команды, в том числе Toro Rosso, Sauber, Force India, которые в Альберт-парке не блистали. Без очков в Кубке конструкторов после этапа в Бахрейне осталась одна-единственная команда.
Увы, это Williams. Похвалиться старой-доброй английской команде ровным счетом нечем, хотя Лэнс Стролл и Сергей Сироткин оба финишировали в гонке. Для Сергея это стал первый опыт финиша в Гран-при Ф1. Но скорости Williams катастрофически не хватает. Причем изначально в Сахире команда ждала прогресса по сравнению с Мельбурном. Остается лишь надеяться, что со своими проблемами в Williams удастся разобраться как можно быстрее, и в скором времени новости о Сергее Сироткине будут звучать гораздо интереснее.
Неудачей Гран-при Бахрейна окончился для Red Bull. Даниэль Риккьярдо остановился практически сразу после старта из-за отказа силовой установки (такие знакомые проблемы!). Макс Ферстаппен сначала разбил свою машину в квалификации, затем агрессивно боролся в гонке с Хэмилтоном, что закончилось проколом для самого Макса, вскоре после чего он также сошел. Но по крайней мере, в наличии скорости у Red Bull никто не сомневается.
Бытует мнение, что Мельбурн, как «нетипичная трасса», не показывает истинной расстановки сил в пелотоне Ф1, которая становится ясна на следующих в календаре «типичных трассах». Таких как тот же Сахир или Шанхай. Фокус, однако, в том, что абсолютно одинаковых трасс в Формуле-1 нет, у каждой есть свой набор качеств и требований к машине, шинам и т.д., условно говоря, в календаре есть Сильверстоун и Спа, а есть Монако, Венгрия и Сингапур. И эти трассы полярно различаются. Наиболее объективным тестом считается автодром «Каталунья» в окрестностях Барселоны, своего рода эталоном из палаты мер и весов. Неудачная по аэродинамике и шасси машина здесь быстро попросту не поедет, «Каталунью» не обманешь. Но другие трассы, опять же, от Барселоны отличаются.
Скажем, Бахрейн и Шанхай вообще считают чуть ли не «близнецами-тилькедромами». Обе трассы и дебютировали в календаре Ф1 в один год, в 2004-м. Причем тогда они были разнесены по календарю, Шанхай шел в конце чемпионата, в то время как Сахир, как и ныне, в начале. Теперь же две трассы герра Тильке следуют в календаре одна за другой, причем с интервалом в одну неделю. Значит ли это, что расклад сил в Шанхае повторится? Отнюдь нет, так как по своим требованиям к машине и шинам Шанхай сильно отличается от Сахира.
Ferrari впервые за долгое время выиграла сразу две первые гонки сезона. Это, однако, не должно вводить фанатов «Скудерии» в излишнюю эйфорию. Сейчас не времена доминирования из эпохи Михаэля Шумахера, преимущество Ferrari не выглядело существенным даже в Бахрейне. И не будет ничего удивительного, если уже в Шанхае Mercedes нанесет ответный удар.