13 мин.

Премьера новой редакции

На первый взгляд сезон 2018 года начался словно продолжение сезона'2017. Продолжение сражения Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона, Mercedes и Ferrari. Выглядело это все забавным дежавю. Льюис вновь завоевал поул в Мельбурне, но Феттель опять опередил его на пит-стопе в гонке и выиграл открывающий сезон Гран-при Австралии, возглавив зачет чемпионата мира.

Тем не менее, несмотря на всю похожесть сюжета, нельзя сказать о том, что австралийский Гран-при 2018 года прошел под копирку с 2017 года. Льюис Хэмилтон очень уверенно выиграл квалификацию, опередив пилота, занявшего второе место на 0,6 сек. Но если вторым год назад был Феттель, на этот раз второе время в квалификации показал Кими Райкконен, опередивший напарника, закончившего квалификацию на третьей строчке.

Причем если в первых попытках финального сегмента Льюис и его соперники из Ferrari показали близкие времена, то значительное улучшение Хэмилтоном времени в финальной попытке заставило многих говорить об особом режиме работы двигателя Mercedes. Словно Льюис в заключительной попытке нажал специальную кнопку. На деле конечно это были домыслы. Mercedes действительно активирует особый квалификационный режим силовой установки в финальных сегментах квалификации, но настройки машины идентичны были и в первой, и во второй попытках третьей квалификационной сессии. Разница была в том, что финальную попытку Хэмилтон провел безупречно, проехав практически идеальный круг по Альберт-парку. В то время как в первой попытке у него были помарки, без которых не обошлось дело и у соперников.

Для Льюиса Хэмилтона это был уже седьмой поул в Мельбурне, рекордный, феноменальный показатель. Шесть поулов в Аделаиде завоевывал Айртон Сенна. Интересно, что оба рекордсмена по австралийским поулам выигрывали Гран-при Австралии по два раза.

До недавнего времени столько же побед в Австралии было и на счету Феттеля, но теперь Себастьян уже трехкратный победитель Гран-при Австралии, выигрывавший в Мельбурне два года подряд. И ведь к его победе в 2018 году поначалу ничто не располагало.

Если год назад Феттель после старта буквально прессинговал лидировавшего Хэмилтона, имея возможность идти в более высоком темпе, чем вынудил Льюиса рано совершить пит-стоп, на этот раз Хэмилтон, выиграв старт, лидировал достаточно комфортно. Он не отрывался от преследователей в каком-то диком темпе, нет. Кими Райкконен, шедший вторым, держался за Хэмилтоном на небольшом расстоянии и поддерживал его темп. Но Кими не висел на хвосте лидировавшего Mercedes, не оказывал на Льюиса особого прессинга. И Льюис контролировал ход гонки. Феттель шел третьим, позади Райкконена, также на небольшом расстоянии.

Но очень важно команде иметь две машины в лидирующей группе. Это не удалось Mercedes после аварии Валттери Боттаса в финальном сегменте квалификации, после чего финн был вынужден стартовать из второго десятка.

Райкконен первый в лидирующей тройке отправился на пит-стоп, и в Mercedes среагировали, зазвав Хэмилтона на следующем круге. Таким образом Mercedes перестраховался, не дав возможности Кими на свежих шинах выйти вперед. Но не стоит забывать, что у Ferrari был еще и Феттель, который после пит-стопов Райкконена и Хэмилтона возглавил пелотон. Себастьян получил шанс переиграть Хэмилтона на тактике, продлив свой стартовый стинт.

На деле вряд ли темп Себастьяна позволил бы ему проделать такой маневр, но в дело, как нередко бывает в Мельбурне, вмешался случай. Двойной сход болидов Haas обернулся диким разочарованием для американской команды, - и шансом для Феттеля.

Haas, новые машины которого Фернандо Алонсо назвал "клоном" прошлогодней Ferrari (вполне обосновано), предстал в Мельбурне в блестящей форме. Гонщики команды Кевин Магнуссен и Роман Грожан после штрафа Даниэля Риккьярдо вместе стартовали с третьего ряда стартового поля, уступив только двум Ferrari и по одному Mercedes и Red Bull. После допущенного Максом Ферстаппеном разворота Haas вообще занимали четвертое и пятое места, шли на большие очки. Драмой для них стали пит-стопы.

Сначала колесо не докрутили совершившему пит-стоп первым Кевину Магнуссену, из-за чего он был вынужден припарковаться на обочине трассы. Но парой кругов спустя на пит-стопе Романа Грожана ситуация повторилась! Это был какой-то просто безумный крах надежд для Haas...

Грожан был вынужден остановиться практически на трассе, в месте, где отбойник вплотную примыкает к дорожному полотну. Естественно, дирекция гонки была вынуждена объявить режим автомобиля безопасности, причем сначала ограничилась виртуальным (VSC), а затем выпустила на трассу и новенький Mercedes AMG GT R под управлением Бернда Майландера. Это был идеальный момент для пит-стопа Себастьяна Феттеля. В то время как он терял время на пит-лейн, его соперники тоже теряли время - в режиме автомобиля безопасности. Хотя впоследствии в Mercedes говорили еще и о небольшом сбое программного обеспечения, из-за чего Хэмилтон потерял пару секунд. Так или иначе, но, возвращаясь на трассу, Себастьян Феттель сохранил лидерство. Наверняка Льюис испытал в этот момент эффект дежавю.

Теперь до финиша Льюис Хэмилтон держался на хвосте Ferrari Феттеля, вплотную преследовал его, но, даже несмотря на то, что в этом году в Альберт-парке организовали аж три (!) зоны DRS, ничего поделать не мог. Так Ferrari и Феттель одержали первую победу в сезоне, очень грамотно сыграв тактически.

Впрочем, Мельбурн тем и хорош, кроме всего прочего, что здесь бывают неожиданные результаты. И эта гонка не дает кальку на весь сезон, будучи совершенно уникальным кольцом в календаре чемпионата.

Гран-при Австралии - одна из важнейших и, безусловно, самая долгожданная гонка чемпионата. Самая интересная и долгожданная пятница. Самая интересная и интригующая квалификация. Здесь можно впервые увидеть реальную силу команд. Кто в каком виде предстал в этом году в Мельбурне?

После Гран-при Австралии в таблице Кубка конструкторов очковый счет был открыт Ferrari, Mercedes, Red Bull, McLaren и Renault. Все это выглядело довольно предсказуемо еще по результатам барселонских предсезонных тестов. Первые три команды изначально назывались в числе сильнейших, претендентов на победы, между ними и должен идти спор за высшие награды чемпионата. Что касается McLaren и Renault, то заранее ожидалось, что эти команды, серьезно прибавившие в межсезонье, станут основными претендентами на четвертую позицию в Кубке конструкторов, сразу позади тройки лидеров. Пожалуй, Мельбурн назвал еще одного претендента на четвертую позицию командного зачета. Это вышеупомянутый Haas, продемонстрировавший превосходный темп и в квалификации, и в гонке, но по недоразумению лишившийся очков в Альберт-парке.

Интересно, что кроме Haas – партнера Ferrari, получающего из Маранелло кроме двигателей еще массу деталей и узлов, а главное – идей, другие претенденты стать «лучшими из остальных» относятся к «клану» Renault, последние годы выглядевшем аутсайдером среди моторостроителей. Времена меняются?

Конечно и в Renault добились прогресса в силовых установках. Кроме того, с 2014 года характеристики двигателей всех четырех моторостроителей постепенно сближались, так всегда происходит при длительном применении технического регламента без изменений. Единственное, Honda долго выпадала из ряда, будучи явным аутсайдером «гонки моторов», но есть некоторые основания полагать, что в 2018 году к своим конкурентам подтянутся и японцы.

Но главный фактор, это пожалуй «серьезность» команд из стана Renault. Во-первых, сама по себе заводская команда Renault, базирующаяся в Энстоуне. Этому коллективу просто неприлично долго пребывать в аутсайдерах. Последствия последних лет пребывания под маркой Lotus, когда команда чуть не дошла до банкротства, постепенно преодолеваются, высокие планы в штаб-квартире поставлены, сейчас в Энстоуне находятся на естественной траектории подъема к сияющим вершинам. Потенциал-то и в Энстоуне, и в Вири-Шатийоне рассчитан даже на поболее чем четвертая позиция в Кубке конструкторов. Под стать амбициям и состав пилотов. В конце прошлого сезона к Нико Хюлкенбергу добавили Карлоса Сайнса, теперь оба гонщика команды способны решать высокие задачи, по крайней мере, на регулярной основе квалифицироваться в десятке лучших и приезжать в очки. Недаром же оба носят статус молодых звезд Ф1. Что Нико с Карлосом и доказали в Мельбурне. Оба были в Топ-10 квалификации, оба набрали очки в гонке.

Тоже самое, только в еще более категоричных степенях, можно сказать и о новых клиентах Renault – McLaren. Французский моторостроитель впервые стал поставщиком двигателей для McLaren, эти две марки все-таки нашли друг друга (это партнерство было возможно еще в 80-х). Говорить, в какой форме пребывала последние три года команда, занимающая в истории Ф1 вторую строчку по большинству статистических показателей, лишний раз не хочется. Renault – это глоток надежды для McLaren, получившей в 2018 году обновленную яркую оранжевую ливрею, отсылающую к исторической традиции и Брюсу Макларену. Настроение Фернандо Алонсо наконец улучшилось.

В Австралии хотя гонщики McLaren закончили квалификацию за пределами Топ-10, оба приехали в очках. Фернандо Алонсо прорвался на пятое место, хотя в некоторой степени ему подфартило со сходами Haas и разворотом Ферстаппена. Но оборону от Макса испанец держал железно, и в итоге еще и выиграл болельщицкое голосование на «Гонщика дня». Стоффель Вандорн также завершил гонку в десятке лучших, причем опередил Карлоса Сайнса. Такого оптимистичного начала сезона у McLaren не было уже давно, аж с 2014 года. И надо учитывать, что в Уокинге испытывали дефицит по срокам постройки машины, так как с Renault договорились только осенью 2017 года, после чего потребовалось переработать заднюю часть машины под новую силовую установку. Учитывая потенциал Уокинга по доработке машины, думается, это только начало, и не зря у Алонсо хорошее настроение.

Так что клиентам Mercedes, в последние годы занимавшим позиции лучших позади лидеров, похоже теперь придется потесниться. Безусловно, Force India делала фантастическую работу в 2016-2017 годах, но новый болид команды выглядит достаточно консервативно, с минимумом изменений по сравнению с прошлым годом. В команде обещают улучшения по ходу сезона, но, откровенно говоря, возможности в Сильверстоуне и по доработке машины, и, особенно, по финансам достаточно скромны по сравнению с Уокингом и Энстоуном. В Мельбурне Серхио Перес и Эстебан Окон показывали результаты на пороге десятки лучших, но до очков не дотянули. Конечно «розовые пантеры» еще наберут очки, какие-то трассы им подойдут лучше, но, думаю, о стабильности образца 2017 года придется забыть.

Еще сложнее ситуация у Williams. Новая машина выглядит «темной лошадкой», которую еще требуется обкатать. Хотя я сильно удивлюсь, если у машины, созданной под руководством Падди Лоу, не окажется серьезного потенциала. Надежда на его раскрытие видимо в основном ложится на Роберта Кубицу, учитывая, что у Williams в этом году очень молодой состав. Но когда говорится, что Лэнс Стролл неплохо провел Гран-при, финишировав 14-м, это выглядит как-то странно по меркам старейшей английской команды.

К сожалению, ничего особенно хорошего нельзя сказать и о дебюте нашего Сергея Сироткина. В квалификации он был лишь 19-м, но здесь вероятно просто не хватило опыта, это достаточно специфическая сессия. Увы, ничего не удалось и в гонке, даже банально набраться опыта прохождения дистанции Гран-при, что сейчас могло бы дать бесценный опыт. Williams Сироткина поймал на трассе мусор, и Сергей был вынужден вскоре после старта запарковать свою машину из-за перегрева тормозов – воздуховод оказался забит.

Что касается хвоста пелотона, то, судя по Мельбурну, здесь мы наблюдаем Sauber в цветах Alfa Romeo и с новейшими двигателями Ferrari, и Toro Rosso – Honda. Причем Sauber замыкает пелотон скорее по привычке последних лет, когда у команды были большие проблемы с финансированием. Сейчас ситуация постепенно налаживается, а значит последует и рост результатов. Да и дебют в Мельбурне Шарля Леклера прошел весьма неплохо.

Toro Rosso, впервые в своей истории ставшая партнером автопроизводителя, удивляла в Барселоне надежностью моторов Honda, да и весьма высокой скоростью тоже. Возможно, блефовала. В Мельбурне все было гораздо ближе к изначальным ожиданиям. Пьер Гасли сошел вскоре после неплохого старта из-за отказа силовой установки, если быть точнее, теплового рекуператора MGU-H. С этими хитроумными агрегатами у Honda были проблемы и раньше. Брендон Хартли, впервые гонявшийся в Мельбурне, довел гонку до финиша, но скоростью в этот уик-энд не блистал и был единственным, уступившим круг лидеру. К слову, в Toro Rosso, как и в Williams, сложность ситуации в том, что сильно обновленную технику предстоит обкатывать гонщикам-новичкам. Интересно, на кого больше ожиданий в Red Bull?

Возвращаясь к лидерам, по поводу «старшей» команды Red Bull следует отметить, что с одной стороны, вряд ли австралийский уик-энд можно назвать особо удачным для «быков». С другой стороны, оба гонщика набрали очки, и проблем с надежностью у быстрейшей команды из «клана» Renault, в отличие от предыдущих лет, не было. Макс Ферстаппен демонстрировал в принципе неплохую скорость, а ошибки у всех бывают. Даниэль Риккьярдо потерял из-за штрафа три позиции на стартовой решетке по весьма суровому решению судей, слегка превысив скорость на пятничной тренировке в режиме красных флагов. В домашней гонке Дэн прорывался, был одним из немногих, кому удавались обгоны на трассе, и ближе к финишу вовсю прессинговал Кими Райкконена, заодно показав лучший круг гонки. Так что со скоростью у Red Bull дела обстояли в порядке.

Про Mercedes и Ferrari уже было сказано выше. Пожалуй, стоит лишь упомянуть, что Валттери Боттасу после старта с 15 места не удалось подняться выше восьмой позиции на финише. Ошибка в квалификации дорого обошлась финну, но опять же, у кого ошибок не бывает…

Ferrari давно не завершала первый этап сезона с двумя гонщиками на подиуме, и, как и год назад, возглавила в Мельбурне зачет Кубка конструкторов.

Чемпионат начался, пожалуй, наилучшим из возможных способов. Ferrari одержала победу и возродила интригу, потухшую в конце 2017 года. «Скудерия» ликовала под аккорды бравурного итальянского гимна в лучах заходящего австралийского солнца, а свежий бриз развевал флаги.

Лучшего, чем Мельбурн места для старта сезона Формулы-1 не найти. Во время уик-энда в Альберт-парке город живет Формулой-1, Гран-при превращается в настоящий праздник. После долгой зимы из нашей робкой, только начавшейся весны мы переносимся на противоположный край мира, в раннюю австралийскую осень. Там Формулу-1 ждет во всех смыслах теплый прием. И сама трасса. Она такая одна в календаре чемпионата. И потому расклад сил в Мельбурне не обязательно подтверждается на других трассах, а у тех, кто потерпел в Австралии неудачу, остается надежда, что в других гонках ситуация исправится.

В 2018 году мы получили Формулу-1 в обновленной редакции. Мельбурн стал премьерой для давно анонсированных «обновок» от Liberty Media. Новая графика выглядит неплохо, а насколько она стала более информативной, увидим. В Мельбурне в полной мере распробовать ее функционал не удалось. Были и накладки по ходу трансляции гонки, так что можно сказать, первый блин вышел комом. Но накладки эти поправимы, и они не были продолжительны. Формула-1 получила и новый шрифт, который фигурирует и в графике трансляции, и в официальных документах. Очень неплохой, приятный глазу шрифт. Возможно, через некоторое время он будет ассоциироваться с Ф1, особенно у зрителей-новичков. Была представлена и новая заставка с новым саундтреком. Я уже писал, что новая музыка Ф1 не представляет собой что-то выдающееся, тем не менее, заставка вполне годная. Она правда вполне в духе заставок компьютерных игр или мейнстримных телешоу. И как сказал Шон Братчес, коммерческий директор Ф1, Liberty Media видит свою задачу в том, чтобы перевести Ф1 из традиционного поля автоспорта в раздел развлекательных мультимедийных брендов шоу-бизнеса. Эта фраза заставляет напрячься. И заставка кажется вполне этому намерению соответствует. Впрочем, все значимые спортивные соревнования в последнее время стараются оформить свои трансляции яркими мультимедийными заставками, и в этом смысле Ф1 не делает что-то из ряда вон.

Но главный дебют в Мельбурне’2018 – это, безусловно, Halo. Повторюсь, к внедрению этого новшества Liberty Media отношения не имела, это дело рук ФИА. И этого новшества ждали с большим опасением.

Стоит отдать должное, рабочий вариант Halo 2018 года выглядит далеко не так ужасно, как тестовые прототипы, использовавшиеся ранее. Было сделано все, чтобы конструкция получилась изящной, насколько это возможно, и не выделялась сильно. Во всяком случае, ничего похожего, скажем, с неказистыми американскими миджетами не получилось. В этом плане Гран-при в Мельбурне имел особую важность в плане восприятия новинки. Конечно, мы уже видели фото и видео с презентаций и тестов. Но это одно. А по прошествии нескольких Гран-при многие наверняка привыкнут к внешнему виду болидов с Halo, новинка попросту примелькается. И именно в Мельбурне можно было наиболее объективно увидеть, свежим взглядом, как Halo будет зрительно восприниматься на протяжении трансляций, в течение квалификации и гонки, насколько будет бросаться в глаза, раздражать. Пока это было еще вновь, это был своего рода момент истины.

Повторюсь, производителям Halo и командам удалось сделать так, что система не бросалась в глаза сильно. На дальних планах ее вообще не было видно. Зато видны красивые пропорции и очертания болидов, как и в 2017 году. На средних планах со многих ракурсов Halo тоже не бросалась в глаза, особенно на тех болидах, где соответствовала цветовой гамме. Поэтому не раздражала. И лишь на ближних планах, особенно с боковых ракурсов Halo невозможно было не заметить. Кокпит конечно выглядит теперь совсем по-другому, и это движение в сторону закрытых спортпрототипов. Кстати, на онбордах Halo выглядит вполне пристойно, просто такая достаточно любопытная полукруглая деталь, картинки совсем не портящая. Резюмируя, Halo удалось сделать настолько пристойно, насколько это было вообще возможно. Лично я все равно не могу до конца принять это нововведение. Но это теперь тот вид Формулы-1, который принят на годы вперед, и который ждет и другие европейские гоночные формулы в ближайшее время. И если смотреть Ф1, то с этим придется как-то жить. Поймал себя на мысли, что те, кто только начинают смотреть Ф1, - для них это будет естественное восприятие Формулы. А то, что было раньше, ими будет восприниматься как история. История.