«Чем меньше ты видишь – тем быстрее едешь». Советы чемпиона «Формулы-1»
Наставления начинающим гонщикам.
Испанский пилот «Макларена» и чемпион «Формулы-1» 2005-2006 годов Фернандо Алонсо в содружестве с клубом развития молодых гонщиков «Safe is Fast», поддерживаемого «Хондой», поделился опытом с новичками, составив ряд простых советов для развития способностей.
Совет №1: Наслаждайся
«Я всегда говорю молодым пилотам и вообще всем водителям, что им должно нравиться их дело. Я часто вижу детей, принимающих участие в картинговых соревнованиях, которые наслаждаются пилотажем, но это чувство всегда должно быть больше желания впечатлить родителей. Все часто зависит от того, как сильно на них давят и насколько отцам нравится гонка — и тогда веселье очень быстро улетучивается. Худшее, что может случиться – когда отец недоволен заездом и начинает расспрашивать ребенка о разных вещах, которые тот не сделал на треке. Прежде всего нужно наслаждаться — и тогда достаточно погрузишься в спорт и станешь конкурентоспособным, если талант присутствует. Именно так ребенок должен достигать успеха, а не потому, что отец выдавил из него лишние 5 процентов».
Совет №2: Начинай с картинга
«Думаю, все категории картинга — лучшая школа. Это гонки в чистом виде. Особенно хорошо и очень быстро тренирует способности и выявляет талант пилотирование карта с низким уровнем сцепления или в дождевых условиях. Думаю, борьба в картинге и сформировала меня — там много контактов, различных обгонных маневров, стратегии обороны позиций. Полученный опыт оказался крайне полезным в «формулах» и во всей моей карьере».
Совет №3: Выжимай все из скоростных поворотов
«Высокоскоростные повороты — чистейший адреналин для гонщика. Мы не то чтобы не любим медленные повороты, просто принцип их прохождения довольно прост: тормозишь в самой поздней точке, плавно поворачиваешь и давишь на газ как можно раньше. Способности проявляются именно в скоростных поворотах — где наибольшая вероятность разбить машину. Нужно не бояться виражей, а иногда закрывать один глаз и давить на газ. Знаете, почему я гоняю с темным визором? Чем меньше видишь — тем ты быстрее!».
Совет №4: Учись обгонять
«Конечно, все зависит от личности обгоняемого пилота и траектории, которую он выбирает в поворотах. Всегда лучшая стратегия — повисеть два-три круга за противником, понять его и его и стиль прохождения поворотов. Тогда уже можно рисковать. Лучше выбирать внешнюю траекторию — тогда у тебя будет больше возможностей для позднего торможения и больше пространства на треке. Но всегда нужно помнить об уровне собственного сцепления и состоянии трека, чтобы не попасть на «червячки» от шин или обломки.
Иногда стоит запутать противника, вырвавшись из слипстрима на внешнюю или внутреннюю траектории — а затем резко сменить направление атаки. Но для таких маневров нужно иногда нужно немного удачи — если парень впереди не поймет маневр, то вы можете столкнуться, и гонка закончится для обоих».
Совет №5: Учись божественно стартовать
«Мне кажется, процедура старта требует спокойного подхода. Может, это и звучит противоречиво, но нужно сохранять спокойствие. Старты требуют четких аккуратных действий с педалью газа, с позицией сцепления, с вводом и удержанием шин в комфортных температурных рамках на прогревочном круге. Нужно выполнять все идеально точно, и для этого и требуется сохранять спокойствие. Если перенервничать перед стартом, допустить влияние давления или внешних факторов, то ты не сможешь сконцентрироваться на 100 процентов – и старт выйдет хуже. За время моей карьеры все хорошие старты получались потому, что я старался сохранять максимальное спокойствие».
Совет №6: Тренируйся на симуляторах
«В «Формуле-1» симуляторы используются для практики и развития машины и двигателя. Но с точки зрения любого пилота отработка стартов, запоминание всех действий вплоть до автоматизма даже важнее. Нельзя упускать случая потренироваться. Чем больше практикуешься — тем лучше будешь».
Совет №7: Учись работать с инженерами
«Сейчас мы живем в инженерную эру. Любые параметры симулируются и рассчитываются на компьютерах, высчитывается телеметрия. Все это помогает улучшать машины и достигать максимума. Но в конце концов инженерам нужно доверять парню за рулем.
Помню, пару лет назад в гонке «Формулы-1» инженер постоянно говорил мне, что на треке не идет дождь и нам нужно проехать на старых шинах еще пять кругов. А я в ответ кричал по радио, что дождь как раз уже идет и мне трудно удерживать машину на трассе. Я видел капли дождя на визоре. Он отвечал, что по расчетам дождь начнется только через семь кругов, а я посоветовал ему вытянуть руку из-под навеса.
Взаимоотношения между парнем за рулем и парнем за пультом очень важны — часто они могут решить исход гонки».
Источник – Safe is Fast
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates; использовано фото: fernandoalonso.com; twitter.com/alo_oficial; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Vladimir Rys/Bongarts, Ryan Pierse, Shell, Paul Gilham
"Тише едешь, дальше будешь"