Под ореолом
…И еще пережить нам этот год с Halo!:)
из новогоднего поздравления с другом
Год назад в Сочи я был уверен, что на следующий год наверняка захочу снова приехать. Формула-1 была в хорошей форме, а новое поколение машин выглядело по-настоящему классно. Но сейчас у меня совершенно нет уверенности, что мне захочется ехать в Сочи или еще на одну из трасс календаря 2018 года.
Новые владельцы Ф1 из Liberty Media раскачивались год, вникая в свой новый бизнес. И ко второму своему полноценному сезону решили начать перемены. В этом году в Ф1 будет много нововведений. Система Halo, отсутствие девушек на стартовом поле и подиуме, новый логотип, новая музыка заставки, написанная Брайаном Тайлером.
Справедливости ради скажем, что введение Halo не является «заслугой» Liberty Media. Это была инициатива ФИА, навязанная Ф1. В самой Liberty Media и были бы рады отказаться от Halo, которая вызвала столько отрицательных комментариев. Но отклонить решение ФИА было невозможно. Куда гнала коней ФИА? Похоже, что Жан Тодт перед очередным избранием на пост президента международной федерации хотел отметиться в завершившемся сроке правления кардинальным повышением безопасности.
И дело даже не в том, что Halo выглядит ужасно, неестественным наростом на теле гоночной машины. В Ф1 бывало немало уродливых конструкций и в прошлом. А совсем недавно, в 2014 году конструкторы Ф1 огорошили зрителей «впечатляющими» носовыми частями гоночных болидов. Оправдывались эти творения новым регламентом и требованиями аэродинамики. Теперь оправдывается заботой о безопасности. Задача благородная.
Да и с точки зрения эстетической. Безусловно прототипы Halo, тестировавшиеся в предыдущие пару лет выглядели ужасно, громоздко и неестественно. Но в конструкцию болидов 2018 года Halo вписывалась на этапе проектирования, к тому же система была доведена до ума, да еще и приобрела аэродинамические элементы. Джеймс Ки сказал, что теперь Halo уже гораздо больше похожа на деталь гоночной машины. И результаты этого труда выглядят порой уже не так ужасно, как ожидалось. По крайней мере, Ferrari выглядит неплохо. Да тоже самое можно сказать и о других машинах, у которых Halo выкрашена в основной цвет корпуса: Williams, Toro Rosso, Force India. Достаточно гармонично сочетается черная Halo с раскраской Renault. Весьма неплохо, кстати, удалось вписать Halo в конструкцию прототипа болида Формулы-Е нового поколения. Ведь теперь Halo по инициативе ФИА становится правилом не только для Ф1, но и для других формульных классов. Уже в этом году Halo вводится на новых болидах Формулы-2, в дальнейшем появится и на других формулах. Так что может и правы те, кто говорят: пройдет несколько этапов чемпионата, и все привыкнут к обновленному виду болидов. По мне, правда, круче выглядело бы, если бы промежутки под трубками Halo застеклили бы – напомнило бы ветровые щитки на истребителях 30-х годов прошлого века. Но как раз создание своего рода стеклянного «фонаря» вызвало много отрицательных реакций, из-за вероятных проблем с видимостью в дождь. Хотя в IndyCar, где также всерьез озаботились защитой головы гонщика, и где проблема стоит даже острее, чем в Ф1, пошли по пути именно создания большого стеклянного ветрового щитка. И это гораздо более эстетичное решение.
А еще невозможно не согласиться с Тото Вольффом, сказавшим, что ему хочется спилить Halo с нового Mercedes W09. Потому что новые болиды были бы чудо как хороши, если бы не эта нелепая надстройка. Лучше всех тонко протроллил ситуацию новый спонсор McLaren, британский производитель одежды и аксессуаров Gandys, выпустивший пляжные тапочки в цветах гоночных болидов McLaren, уж очень похожие на систему Halo.
Но дело далеко не только в эстетике. По сути Halo бросает вызов самой концепции формульных классов, как гоночных машин с открытыми кокпитами. Безусловно, безопасность важна. Но можно с целью безопасности закрыть открытые колеса формульных машин, и постепенно прийти к тому, что формулы, спортпрототипы и кузовные машины незаметно сольются во что-то очень похожее друг с другом. С точки зрения пуристов, нынешняя Ф1 уже не совсем правильная Ф1. К тому же возникали вопросы с видимостью, из-за центрального элемента конструкции Halo, находящегося прямо перед глазами гонщика. Хотя я смотрел онборды, и действительно, центральный элемент минимизирован и почти не затрудняет обзор. Гораздо заметнее «линия крыши» верхнего элемента Halo.
Болиды Ф1 за минувшие двадцать лет очень сильно прибавили в уровне своей безопасности, и не раз после страшной аварии гонщик оказывался живым и невредимым. Стоило ли вводить в систему безопасности такой неоднозначный элемент, вызывающий столько споров, по сути еще сырой. К Halo претензии у зрителей «старой школы», у конструкторов, для которых это лишний вес, повышение центра тяжести и возникновение возмущения воздушного потока в зоне кокпита; вопросы есть к тому, что выбраться из кокпита с Halo гонщику сложнее, и бригадам безопасности будет сложнее вытащить гонщика в случае аварии. Слишком много вопросов и нареканий. Куда торопилась ФИА?
Да и вопрос, нужно ли создавать концепцию абсолютно безопасной гоночной машины? Примерно такой, что поездка до автодрома теоретически будет представлять больший риск, чем участие в гонке.
Я бы понял еще, если бы были проведены тесты, имитирующие аварию Жюля Бьянки, и было сказано: Halo в такой аварии спасла бы гонщика. Это оправдало бы внедрение системы. Но ведь таких тестов не было, и есть большие сомнения, что Halo спасла бы Бьянки. Говорится, что Halo выдерживает статическую нагрузку, равную весу лондонского автобуса. Но статическая нагрузка совсем другое нежели динамическая. Да и задача организаторов гонок, судейской бригады делать так, чтобы были недопустимы обстоятельства, в которых Жюль Бьянки попал в аварию.
Я пытался представить, что бы в моих глазах оправдывало бы внедрение halo. Наверно, если гипотетически представить, что у меня был бы сын, и он участвовал бы в формульных гонках, тогда я бы обеими руками был бы за Halo. Но участвуй в гонках я сам, был бы против Halo, считал бы эту нелепую штуковину неправильной для гоночных формул.
Конечно, когда я катаюсь с друзьями в прокатном картинге, совсем не хочется получить травму самому, или чтобы ее получил кто-то другой. Хочется, чтобы это занятие было безопасным, и покатавшись пойти заниматься своими делами. Но надо ли, чтобы такое же ощущение возникало у элитных гонщиков, выступающих в самых престижных гонках мира?
Формула-1 в былые годы привлекала гремучей смесью высочайших скоростей и риска, гонщики выглядели современными гладиаторами.
Сейчас, с внедрением Halo, множество видов спорта можно с уверенностью назвать более опасными, чем Ф1. Это и бокс, и аналогичные боевые единоборства, это и велоспорт, парусный спорт, фигурное катание, все санно-бобслейные виды, безусловно, горные лыжи и сноуборд, особенно скоростной спуск и виды фристайла, конечно, прыжки с трамплина. И не только прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду тоже. Можно вспомнить и игровые виды: хоккей, регби, американский футбол и даже футбол, более привычный в нашей части света. Безусловно, любые мотогонки опаснее Ф1. Но и многие дисциплины автогонок сейчас опаснее Ф1. В первую очередь, конечно, речь о ралли-рейдах. Но и классическое ралли тоже. Гонки на американских овалах тоже. И гонки на выносливость. И даже профессиональный картинг.
А Ф1 превращается в такую версию сверхскоростного прокатного картинга. Да, очень быстрая. Но и безопасная сверх всякой меры.
Я не хочу при этом выглядеть каким-то кровожадным. Будучи плотно вовлеченным в автоспорт на протяжении десятилетий, я давно прикипел к гонщикам, а всех пилотов Ф1 отслеживаю еще задолго до их первого Гран-при. Совсем не хочется, чтобы они получали травмы. А трагедии, такие как случились с Жюлем Бьянки, или Дэном Уэлдоном, Джастином Уилсоном, воспринимаю очень лично, как что-то произошедшее с близкими людьми.
Уверен, что безопасность в гонках крайне важна. Но воспринимаю гонки как деятельность, которая чем-то схожа с полетами пилотов военной авиации, или полетами в космос. Какими бы ни были профессионалами летчики или космонавты, как бы хорошо ни была проверена их техника, все равно сохраняется некий трепет, некий пиетет перед каждым полетом, каждым боевым вылетом. Это экстремальная деятельность, работа на пределе. И в гонках тоже должно оставаться нечто подобное.
Нельзя в погоне за безопасностью с водой выплеснуть и ребенка. Гонки не должны стать подобием гоночных симуляторов.
В отличие от внедрения Halo, безусловно главного нововведения Ф1 2018 года, другие инициативы принадлежат исключительно реформаторам из Liberty Media, новой управляющей команде.
К примеру, запрет грид-гёрлз. Что вызвало, кстати, бурю возмущения. Разумные голоса раздавались на тему, кому собственно хуже было от грид-гёрлз? Они шоу, о котором так пекутся новые владельцы Ф1, только украшали. Шон Братчес, нынешний коммерческий директор Ф1, входящий в триумвират топов наряду с Чейзом Кэри и Россом Брауном, сказал что-то на тему, «практика не соответствует современным социальным нормам». Очень интересно, какие это «современные социальные нормы». Лично я вижу лишь нарушение вечных ценностей. Ведь красивые женщины – это вечные ценности, не так ли?
Еще после финиша финальной гонки прошлого сезона в Абу-Даби был представлен новый логотип Ф1. Представлялся очень пафосно, был подготовлен крутой компьютерный ролик, как заставка к крутой компьютерной игре. И на выходе получился пшик. Совершенно блеклый, невыразительный логотип. На который были потрачены немалые деньги, кстати. Вообще в компаниях с историей уважают свои эмблемы, свои символы. Зачем новым владельцам понадобилось первым делом сменить логотип? Чтобы символически отделить эпоху Берни Экклстоуна? Они говорили, что на старом логотипе якобы не все замечали цифру «1». Я лично слышал от своих знакомых, далеких от Ф1 и гонок, что логотип у Ф1 очень крутой, передает ощущение скорости, и ничего про незаметность цифры «один» не слышал.
К новому логотипу прилагается и новое звучание. Для написания нового саундтрека Формулы-1 пригласили Брайана Тайлера, известного композитора, работающего в Голливуде. Выяснилось, что он – фанат Ф1, Брайан Тайлер очень красиво и вдохновенно рассказывал, как создавал новую музыку для Формулы-1. Я прослушал новую музыкальную тему. Что сказать? Ничего особенного. Конечно, это вкусовщина, и кому-то саундтрек Брайана Тайлера возможно придется по вкусу. Но это далеко от гимна Лиги чемпионов, самой завораживающей музыкальной темы спорта. И по мне и рядом не стоит со старым саундтреком Ф1, эпохи 90-х. Вот от него, от этой электрогитары зовущей, поющей, действительно кипела кровь.
Что мы имеем в итоге перед стартом сезона 2018 года? Надежда только на то, что борьба сразу пойдет интересная. В группе лидеров ждем прибавления, не только Ferrari должна с первых гонок бороться с Mercedes, но и Red Bull. Тесты показали, что и новое шасси RB14 получилось удачным, и Renault добилась прогресса силовой установки.
Горячим ожидается сражение позади трех топ-команд. Force India, два года подряд занимавшая четвертое место в Кубке конструкторов, на предсезонных тестах выглядела консервативно. Хотя следует заметить, что запас прочности команды из Сильверстоуна значительный. Но Renault добилась прогресса и идет по своему плану войти к 2020 году в число топ-команд. У команды французского концерна отличная пара пилотов, Нико Хюлкенберг и Карлос Сайнс. Должен прибавить McLaren, впервые в истории команды получивший двигатели Renault. Правда на тестах у McLaren почему-то опять начались проблемы с надежностью. Но конечно не такие катастрофические, как на протяжении предыдущих трех лет с Honda. Кстати, хотя от Toro Rosso ждали провала, того, что команда из Фаэнцы станет главным аутсайдером в 2018-м, но тесты «фарм-клуб» Red Bull провел на удивление уверенно, а Honda была удивительно надежна. И теперь первый сезон Toro Rosso в качестве полноценного партнера автопроизводителя обещает нехилую интригу. Аутсайдером на тестах по-прежнему выглядел Sauber, получивший роскошную ливрею Alfa Romeo и название компании в качестве титульного спонсора. Все же несколько предыдущих лет не прошли даром. Но появившиеся деньги и актуальная силовая установка Ferrari, равно как и партнерский статус, обещают хорошие перспективы. Еще лучше дела обстоят у Haas, фотографии нового болида которого удивительно напоминают прошлогоднюю Ferrari. Темной лошадкой пока выглядит Williams, несмотря на белоснежную ливрею Martini и движки Mercedes. Новый болид, впервые проектировавшийся под руководством Падди Лоу, выглядит многообещающим, но требует тонкой доводки. На тестах FW41 смотрелась слишком нервной в руках молодых пилотов, и команда возлагает большие надежды по работе с болидом на Роберта Кубицу. Очень отрадный для нас факт, что напарником Лэнса Стролла в Williams стал все-таки Сергей Сироткин. С дебюта Виталия Петрова в 2010 году, лишь один раз, в 2013 году в пелотоне Ф1 не было на постоянной основе российского гонщика. И это, конечно, большой прорыв для российского автоспорта. Дебют Сергея Сироткина – одна из главных интриг гоночного сезона 2018 года для российского зрителя.
Выглядит интересно. Вот только бы Mercedes, не стремившийся на тестах особо демонстрировать скорость, не уехал бы внезапно от всех.