Почти все спорткары – красные. Дело в традициях
Они пришли из Италии.
Если вас попросят представить спортивный автомобиль, каким он будет? Скорее всего, большинство вообразит машину за авторством «Феррари», окрашенную в непременный красный. Похожие оттенки обожают и гонщики-любители, и стритрейсеры, да и во всяких тюнинг-мастерских они пользуется огромной популярностью. Красный давно стал самым гоночным цветом — и неспроста.
Все благодаря «Феррари»
Скудерия — самая популярная автоспортивная команда мира: про нее хоть раз слышали примерно все. Она до сих пор выпускает 85 процентов спорткаров, болидов «Формулы-1» и серийных машин в красной палитре, а до начала 90-х вообще не предоставляла никакой цветовой альтернативы. Продукция «Феррари» продается «с завода» исключительно по сложному предварительному соглашению — и раньше старик Энцо лично договаривался с потенциальными клиентами и даже часто отказывался от сделки в случае требования другого цвета. Эксклюзивность и верность традициям ставились на первое место, да и расцвет компании пришелся на 50-60-е года — эпоху, когда итальянские покупатели серьезно доплачивали за индивидуальную красную ливрею.
Ажиотаж на конкретный цвет появился внутри Аппенин не на пустом месте: в первой половине XX века у каждой страны был собственный национальный гоночный оттенок, и наследникам римлян достался именно красный (немцы серебряный, англичане — зеленый, американцы — бело-голубой, а французы — синий). Тогда любая команда для выхода на старт в «Формуле-1», ралли, гонках на выносливость или внезачетных Гран-при создавала ливрею с основой в виде цветовой гаммы, определявшей ее принадлежность к определенному государству. Потому не только «Феррари» гонялась в красном, но и «Альфа Ромео», «Лянча», «Мазерати», «Абарт», «Скудерия Милан» и все остальные команды, гремевшие с 30-х по 50-е года. У цвета даже появилось собственное название — «корса россо», что в переводе с итальянского буквально означает «гоночный красный».
Ferrari 125 S (слева) и Alfa Romeo Monoposto 8C-35 Type C
Но стандартизация не длилась вечно: в 60-х в автоспорт пришли спонсоры, и команды перестали использовать национальные оттенки, перекрасившись в ливреи по договоренности с партнерами. Тогда-то у разных конюшен и альянсов появились фирменные цвета (например, бордово-красный у «Альфа Ромео»), и только «Феррари» продолжила гоняться в «Ф-1» историческом «россо корса».
Именно успехи Скудерии и прочих итальянских команд из других серий, сохранивших верность цвету, распространили любовь к красному по всему миру. Практически каждый гонщик хотел машину и команду «как из Маранелло», что вылилось в бессчетное количество подражаний и посвящений. Спрос на авто в данном цвете невероятно возрос и среди гражданских, со временем сделав специальный окрас спорткаров отлично продающейся традицией.
Почему Италия выбрала красный?
В 1907 году французская газета Le Martin объявила о проведении одной из первых многодневных гонок в истории — Ралли Пекин-Париж. Участникам предлагали за лето преодолеть расстояние между столицами Китая и Франции, и на призыв откликнулись целых 40 экипажей (неожиданно много для первого десятилетия XX века). Организатор отменил заезд, не дожидаясь финиша, но, тем не менее, пять команд все-таки прибыли в установленную точку — и первыми стали итальянцы в лице князя Шипионе Боргезе и пилота Этторе Гвиззарди на машине Itala Mod мощностью 45 л.с. И она была как раз ало-красной!
Ралли мощно освещали в Европе, ведь маршрут специально проложили вдоль телеграфных линий, а в каждый экипаж добавили журналиста, отправлявшего отчеты о пройденной дистанции на станции связи на привалах. В результате после конца гонки весь цивилизованный мир знал о победителе и ассоциировал итальянский автопром исключительно с красным цветом, так что местный автомобильный клуб быстро сделал его своим официальным символом, назвав как раз «корса россо».
До Ралли Пекин-Париж в мире автоспорта не использовали подобную расцветку — Itala первой ввела в обиход «ало-красный» окрас. Причины выбора оказались достаточно прагматичными: яркую машину было лучше видно на дне обрыва в случае падения с дороги, а красный оказался самым дешевым из броской палитры из-за пигмента, добывавшегося из глины. Тем не менее, историческая инновация не спасла компанию от продажи «Фиату» в 1935 году.
Красный ментально подходит спорту
Чисто прикладные причины по удивительному стечению обстоятельств совпали с природной человеческой реакцией на «корса россо». Красный символизирует лидерские качества, страсть, мужественность, силу, бурные эмоции, упорство в достижении цели и постоянное движение, воздействую на мозг соответствующим образом. Исследователи из Плимутского и Даремского университетов рассчитали, что футбольные команды в красной форме получают больше симпатии болельщиков и чувствуют себя психологически увереннее, благодаря чему побеждают на 5 процентов чаще. Мюнхенские ученые в свою очередь провели эксперимент, доказавший, что оценки, полученные от судей бойцами таэквондо в красной форме, превосходили показатели «синих» оппонентов на 13 процентов. В «Формуле-1» примерно та же ситуация: самая титулованная команда — именно алая «Феррари» (16 Кубков конструкторов).
Более того, красная одежда или машина еще и привлекают внимание, подсознательно повышая сексуальную притягательность владельца. Те же ученые поставили еще один опыт, согласно которому мужчины оценивали красоту фотографий женщин в разных нарядах по десятибалльной шкале — и снимки, содержащие красный, в среднем получали более высокие оценки. Причем девушек даже не всегда одевали в соответствующие оттенки — достаточно было лишь добавить к фотографии красную рамку, чтобы повысить результат.
Каждый из перечисленных аспектов восприятия так или иначе подходит спорткарам, и вместе с выдающимися гоночными успехами и неожиданной практичностью красного вряд ли у других цветов имелся хоть какой-то шанс. «Корса россо» был закономерно обречен на невероятную популярность с самого первого дня своего появления.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei (1,4); Gettyimages.ru/Mark Thompson; en.wikipedia.org/gutenberg.org