ПЛАМЯ НА ЛЬДУ - Кими Райкконен
СНЕЖНЫЙ КАРТИНГ? СЕРЬЕЗНО?
Мы не знали, чего ожидать, даже когда микроавтобус пробрался в горы, сильно скрипя, а ограничитель поворота колес напряг дифференциал. Кими Райкконен? Зимой? Ни один образ не приходил на ум.
Я всегда думал, что в декабре и январе Кимстер будет находиться в Дубае, или, возможно, в каком-то отдаленном замке в мрачной Финляндии. Я имею в виду, что он необычный человек, не говоря уже об образе классического гонщика 2018 года. Он не поддался влиянию, он не заинтересован в том, чтобы быть знаменитостью. Однажды он даже сказал мне, поздно ночью в темном Сан-Паулу, что ему не очень нравится Формула 1.
Так что же вытаскивает его из постели? Как мне рассказали, два широких балконных окна идеально сконструированы, чтобы позволить ему упасть с матраса в бассейн одним легким движением. И вождение. Быстрые машины, конкретно – болиды F1, байк для мотокросса, приличная раллийная машина и снегоход или два.
Остальная часть жизни, как я всегда представлял себе, это то, с чем Кими просто мирится. Аккаунт в Instagram, появившийся из корпоративных соображений, но не в Twitter или Facebook. Просто будь тихим, не говори лишнего.
Такова версия Кими-2018. Многие люди отвешивают ему пинка за то, что он не так быстр, как Себастьян Феттель, но я не один из них. По вышеприведенным причинам, а также потому, что он по-прежнему остается единственным быстрым гонщиком в мире, который может успешно сыграть роль второго плана для Феттеля. И, когда я говорю «быстрый», я имею в виду «достаточно быстрый, чтобы взять поул в Монако» – я до сих пор рад, что Кими здесь, в Больших Призах.
Я с нетерпением жду Шарля Леклера в Ferrari, это правда. Но стиль Себастьяна будет потеснен, если предположить, что многократный чемпион мира готов к этому бою. На данный момент, в эпоху, когда Феррари все еще обладает честью иметь в составе четырехкратного чемпиона (даже если ни один из этих титулов не был выигран в красной машине), мы имеем то, что имеем: великий Себастьян рядом с другим чемпионом мира, которому не разрешено быть: а) быстрее; б) раздражающим; в) более популярным, чем его напарник или г) более дерзким, чем Феттель.
Итак, что мы имеем в этой текущей F1-версии Великого Кимстера?
Как я уже сказал, я не уверен в оценке. Я осторожно выхожу из автобуса и наступаю на мягкий снег, косясь на облачный покров. Съемочная группа – не наша – околачивается рядом снаружи. Много сотрудников Shell с именными бейджами на красных шнурках суетится вокруг.
«Вам нужно зарегистрироваться здесь и получить экипировку там. Вам дадут шлем, перчатки и комбинезон». Я показываю, что привез свой шлем Arai и перчатки A-star: «Вроде должно подойти. Здоровье и безопасность, вы же понимаете. Не могу сказать наверняка...».
Кими, я вижу, находится внутри Центра встреч, возле открытого огня, беседует с ребятами из Ferrari. Командный комбинезон и кепка. Очень корпоративно.
Снаружи на маленьком стадионе падает снег. Наша бригада настраивает камеры, коптер и микрофоны. Я стою там, как пешка, пока они проверяют позиции и уровни звука. Мои зубы стучат.
«Хорошо. Готов? А вот и Кими». Он бродит вокруг. На лице появляется улыбка, а затем и смешок, когда он описывает суетливую поездку из Цуга на своей заднеприводной Альфе.
Когда включаются камеры, он играет в совершенного командного лидера, говоря немного, но при этом, заполняя паузы смехом, чтобы мы были довольны. В настоящее время в Ferrari строго с тем, о чем можно и нельзя говорить гонщикам; и с тем, о чем вам, журналисту, разрешено спрашивать их, – так что мы оба продолжаем следовать сценарию. Shell пригласили нас, было бы не красиво проигнорировать это.
Тем не менее, всплывают некоторые моменты: «Если бы я не хотел побеждать, я бы не гонялся. Будет неплохо начать с чистого листа...». И, когда я спрашиваю его о балансе между избыточной поворачиваемостью и удержанием: «Конечно, мне нравится немного скользить на машине».
Мы переключаемся на карты. Кими просит меня уйти вперед, а затем пропустить его. Сидя за ним – пару поворотов или около того – я наблюдаю его естественный баланс и чувство техники. Несколько лет назад я был загипнотизирован Алланом Макнишем , когда он гонялся на Rye House в дождь, и эта картинка появляется вновь: тонкое начальное движение Кими вызывает идеальный нейтральный баланс. Вот, кого мы наблюдаем сейчас: 14-летнего картингиста Кими, совершенного художника.
Позже он со своим окружением: он работает с гостями партнеров так же гладко, как и исполняет очередную просьбу Ferrari. На ланче (паста и салат) он сидит у костра, объясняя банальности симуляторов привилегированному человеку из Shell. Он много разговаривает и мало говорит. Он идеальный клон Ferrari.
Серьезно?
Маски остаются... до настоящего момента. Теперь он стоит один, ожидая короткого интервью. Куртка и кепка Ferrari. Гоночные ботинки Puma высыхают возле огня. Черные спортивные штаны, черные штаны для бега.
Я спрашиваю его о ралли, и его глаза загораются. «Мне нравятся раллийные машины. Однажды я бы хотел опробовать новые».
Затем я говорю с ним о детях, сравнивая свои заметки. «Робин уже катается на велосипеде в доме, вокруг всего. Ничего не сбивает. Еще он хочет сидеть рядом со мной в Альфе, с собственным рулем. Я не позволяю, но он сильно меня склоняет к этому».
Он смеется знаменитым смехом Кими и смотрит немного вдаль.
В конце концов, все закончилось: еще один «партнерский день», прежде чем он будет дома в отпуске, играть с детьми. Черная Альфа исчезает в тумане снега: детское кресло сзади, множество бутылок с минеральной водой спереди – он готов к работе.
Встречайте Нового Кими.
Он – ультра профессиональный гонщик Ferrari, все еще проникнутый бархатным прикосновением, чья пятничная настройка очень часто определяет ту, которая будет использована Феттелем. Гонщик, который не жалуется кроме как по радио во время гонки, когда ему хочется взбудоражить команду. Гонщик, который работает с Марком Арнеллом на необходимом уровне нагрузок – ничего поверхностного – и который достаточно умен, чтобы понимать: если он будет играть роль помощника, которую ждут от него, и если машина будет быстрой, – он снова будет выигрывать гонки.
Не потому, что Ferrari или Феттель позволят ему победить, не потому, что в свой 17ый год в топе гонщиков, он самый быстрый гонщик Формулы-1 на планете.
Он будет побеждать потому, что это естественный ход событий в этом мире, строгом и тесном; в мире любви к чистоте гонок и пилотирования; в мире немного более старых ценностей, которые переживут DRS, экономию топлива, переключатели на руле, генераторы MGU-H и нелепые свободные зоны вылета вместо рельса безопасности в Монте-Карло; в мире спокойствия, использования системы вокруг, где не потакают гламуру, не подрезают других гонщиков, потому что так проще и больше не опасно; в мире, где можно говорить то, что он думает (при условии, что это никому не повредит), и, прежде всего, выполнять свой долг гонщика Ferrari, отцовский и человеческий долг.
В мире самостоятельного и совершенно уникального Кими Райкконена.
Питер Уиндзор
F1 Racing, март 2018
Оригинал https://ru.scribd.com/document/371723415/Fire-on-ice-Kimi-Raikkonen
Перевод Naipers