Главные сюрпризы на презентациях болидов «Формулы-1»
Эпичные шоу, жуткие ливреи и море веселья.
Презентации болидов 2018 года «Уильямса» и «Хааса» оказались внезапными: американцы удивили публикацией рендеров нового VF18 (кстати, очень похожего на прошлогодний «Феррари»), безо всякого предупреждения подорвав соцсети; англичане же заявили о своих планах заранее, созвали репортеров, журналистов и партнеров в складское помещение в Лондоне, налили всем спонсорского «Мартини», но не показали машину вживую, ограничившись видео и порцией картинок на большом экране.
За исключением фактора внезапности эти представления ничем не удивили: спорный элемент «гало» команды попытались продемонстрировать нейтрально, отсутствие на болидах запрещенного правилами плавника ожидалось еще с прошлого сезона, а понтоны в стиле «Феррари», видимо, станут трендом среди всех команд.
Но демонстрации не всегда были такими: раньше команды «Формулы-1» часто стремились завлечь и удивить зрителей — и достигали цели.
«Уильямс» и «моржовые бивни» в 2004 году
14 лет назад в Валенсии ребята из Гроува выкатили болид с носовым обтекателем, похожим на пасть саблезубого тигра, акулу-молот или моржовые бивни.
«Не думаю, что он красив, но если мы начнем выигрывать — я его полюблю», – прокомментировал внешний вид своей машины сэр Фрэнк Уильямс. Тем не менее, несмотря на многообещающие зимние тесты, гадкий утенок так и не превратился в прекрасного лебедя. Радикальный аэродинамический элемент разработали для улучшения распределения воздушных потоков сверху и снизу машины, но эффект оказался далек до ожидаемого и команда не могла победить до самой последней гонки сезона в Бразилии. Однако к моменту триумфа «Уильямс» уже на протяжение шести Гран-при отказался от «моржовых бивней» и переключился на более консервативное решение.
«Хонда» и «машина Земли» в 2007 году
Японцы заранее предупредили о подготовке «особенной» цветовой гаммы ливреи и намекали на экологическую тематику, но критики все равно набросились на команду после демонстрации «машины Земли». Болид полностью покрыли спутниковой фотографией планеты в рамках благородной кампании по повышению осведомленности о проблемах окружающей среды. «Хонда» сперва даже отказалась от изображений брендов, рискнув пойти против Договора Согласия, но в конце концов вернула некоторые логотипы.
В результате отдельные личности восторгались уровнем детализации графики, но большинство все равно сравнило машину с выловленным из пруда водяным.
«Макларен» и радикально новый дизайн в 1995 году
После ужасного 1994-го от «Макларена» ожидали больших перемен, но настолько серьезного обновления конструкции болида MP4/10 не предполагал никто. На него поставили тонкий нос и небольшое крыло в район кожуха с новым двигателем «Мерседес», а для подчеркивания «инновационности» техники команда из Уокинга презентовала машину в лондонском музее науки. Однако у авто оказались серьезные проблемы с управляемостью, и в конце концов новый «Макларен» стал мишенью для постоянных шуток.
«Феррари» F60 открыл новый тип машин в 2009 году
Взгляните на эту машину — вроде выглядит знакомо и довольно привычно, не так ли? Но в 2009 году сменили аэродинамические правила и очень широкие передние антикрылья с высокими узкими задними только входили в обиход. Тогда новый облик машин приняли не очень приветливо: например, заголовок английской газеты The Daily Telegraph встретил презентацию словами «Хорошая новость: болиды 2009-го не так ужасны, как многие ожидали. Плохая новость: они все еще ужасны». Забавно, как сильно восприятие меняется со временем.
Две ливреи «БАР» в 1999 году
С учетом бунтарского настроя, огромного бюджета и высоких амбиций дебютный болид «БАР» должен был без сомнений всех поразить. Несмотря на слухи, публику и правда шокировало решение команды выполнить машины в разных ливреях для звездного чемпиона Жака Вильнева и его напарника Рикардо Зонты.
«Наш подход вызвал разногласия в паддоке, но мы не понимаем причин, – удивлялся глава маркетинговой службы команды Том Мозер. – В конце концов, раньше в «Формуле-1» использовались болиды с разными раскрасками. Их вид не отвлекает от шоу — лишь усиливает впечатления».
К сожалению, ФИА запретила использовать разные ливреи на двух болидах, и «БАР» сделал уродливый компромиссный вариант, разработав гибрид обеих раскрасок.
«Морды муравьедов» вместо носов в 2014 году
Трудно будет вспомнить серию более шокирующих презентаций. Казалось, что команды соревнуются в построении самого «эстетически сложного» носового обтекателя в истории автоспорта. Их разрабатывали не просто так: в соответствии с новыми правилами и требованиями заниженного носового обтекателя подобная форма оказалась самой аэродинамически эффективной. Но большинство фанатов просто получили доказательство визуального несовершенства компромиссных вариантов.
Больше всех косых взглядов словили дизайнеры из «Торо Россо», «Лотуса» и «Катерхэма». Особенно последние.
«Ред Булл» и камуфляжная ливрея в 2015 году
Со времен покупки «Ягуара» в 2005-м в «бычьих» ливреях каждый раз использовалась одна и та же цветовая гамма: синяя с вкраплениями красного и желтого. Неудивительно, что в интернете случился восторженный ядерный взрыв, когда три года назад в Хересе команда из Милтон-Кейнса представила болид в смелой черно-белой ливрее. Подобная раскраска разработана автопроизводителями специально для камуфлирования прототипов, так что «камубык» быстро стал хитом среди фанатов.
«Джордан» и доставка болида в центр Брюсселя в 2002 году
Последняя презентация «Уильямса» очень походила на вынужденную активность, наспех организованную под давлением титульного спонсора в лице «Мартини». Раньше демонстрации болидов тоже превращали в рекламные события, но к ним подходили с большей изобретательностью.
Например, огромное впечатление на публику оказало представление, разыгранное «Джорданом» в 2002 году. Тогда местом действа назначили ангар в аэропорту Брюсселя, где на большом экране транслировали приземление грузового самолета. Затем к главе команды Эдди Джордану подбежал курьер их партнера DHL и сообщил о доставке посылки, после чего в ангар въехал сам летательный аппарат, из которого и выкатили новый болид EJ12. За всю историю автоспорта соберется не так уж много столь эффектных презентаций.
«Макларен» и сборка машины в центре Берлина в 2011 году
По степени эпичности c шоу-доставкой «Джордана» сравнится лишь представление ребят из Уокинга, устроенное в Берлине на Потсдамер-Плац. Публике не просто показали новую машину, но собрали ее прямо на глазах у горожан — причем запчасти приносили люди, выглядевшие как обычные зрители из толпы (но, понятное дело, они были подставными актерами). Последние детали притащили пилоты команды Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон, придав презентации законченный и крайне впечатляющий вид.
«Макларен», новая ливрея и «Спайс герлз» в 1997 году
Болид англичан раскрасили под пачку «Мальборо» аж в 1974-м — и с тех пор их ливрея воспринималась как часть наследия команды. Однако все изменилось в 1997 году: ребята из «Уокинга» подписали контракт с новым спонсором — немецкими сигаретами «Уэст». Старая красно-белая (прямо как у «Спартака») цветовая гамма ушла в прошлое, а на ее место пришел серебристый металлик, сразив наповал абсолютно всех фанатов. Презентовать новое соглашение и новую ливрею решили дорого и громко, сняв «Александрос-Пэлас» и притащив на шоу «Спайз герлз» и фанк-группу Jamiroquai (чей лидер Джей Кей, кстати, обожает гонки и будет выступать на грядущем Гран-при Азербайджана).
В тот день прозвучало меньше обычных корпоративных речей и максимальное количество песен, что лишь усилило эффект от шикарной ливреи, накрепко вошедшей в число самых красивых в истории «Формулы-1».
«Макларен» и толпа в Валенсии в 2007 году
Однако громким словом «презентация» можно назвать разве что демонстрацию болида из Уокинга одиннадцатилетней давности. Англичане постарались на славу, сделав пафосное шоу с лазерами и двумя новичками в лице Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона.
Также ребята из «Макларена» не ограничились только избранными журналистами, а позвали всех желающих. В результате новую машину команды увидела толпа в 150 000 обезумевших испанцев. Специально для них Алонсо с напарником запрыгнули в болид 2006 года (в новой ливрее, конечно же) и совершили пару выставочных проездок по улицам города.
Подобный формат презентации настолько впечатлил, что теперь руководители «Формулы-1» запускают серию шоу в крупных городах под названием F1 Live и с той же сутью.
«Тойота» и первая онлайн-презентация в 2009 году
Традицию экономить на запусках новых болидов, показывая их в сети, заложила самая богатая команда в истории «Ф-1». Тогда японцы для компенсации недостатка гламура в пресс-релизе и студийных фотографиях новой машины сделали ролик в стиле трейлера эпичных фильмов и сайт для его демонстрации, но за пару минут до релиза ресурс накрылся, наглядно отразив всю суть участия «Тойоты» в Гран-при.
Когда его все-таки починили, фанаты все же увидели предтечу всех современных интернет-презентаций с Ярно Трулли, Тимо Глоком и Камуи Кобаяси в главных ролях.
В конце 2009 года «Тойота» покинула «Формулу-1», так что новая традиция демонстраций стала единственным их наследием.
«Форс-Индия» и национальное безумие в Мумбаи в 2008 году
Ночная презентация гоночного достояния полуострова Индостан больше напоминало концерт какой-нибудь AC/DC – местные точно так же вопили и сходили с ума. Больше ни в одной стране национальная команда не демонстрировала новые машины со схожим пафосом.
Вряд ли нам стоит ждать подобного и в 2018 году. Остается лишь надеяться, что кто-то из оставшихся команд все же придумает нетривиальную демонстрацию и порадует фанатов своей изобретательностью.
По материалам formula1.com и Bleacher.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Paul Gilham, Mike Hewitt/Allsport, Ferrari Press Office, Michael Cooper/Allsport, Shaun Botterill, Dan Istitene; REUTERS/Thierry Roge
Макларен 97 это же бест. Таких дизайнерских прорывов потом я уже не помню, не считая бесчисленных авторских в интернете.
А Lucky Strike и 555 - это основные (самые популярные) марки на американском и азиатском рынке соответственно этого производителя. Их пытались рекламировать по отдельности, а когда не разрешили - совместили как бы.