«Этот «Дакар» вы запомните надолго». «КАМАЗ-Мастер» привез в Татарстан 15-го «золотого бедуина»
В год своего 30-летия гоночная команда «КАМАЗ-Мастер» одержала 15-ю победу в ралли «Дакар» – экипаж Эдуарда Николаева привез в Татарстан «золото», а его главный конкурент Федерико Виллагра финишировал за пределами первой десятки. Помимо победы на счету «автозаводцев» еще и «бронза»: третьим в генеральной классификации стал экипаж Айрата Мардеева.
Спустя 10 дней после завершения гонки пилоты «КАМАЗ-Мастера» успели принять в свой адрес бесчисленное множество поздравлений – татарстанская команда год за годом держит марку и стабильно входит в число лучших экипажей планеты в классе грузовиков. На старт «Дакара-2018» вышли четыре экипажа команды: Николаев и Мардеев в итоге «доехали» до призового подиума, Дмитрий Сотников сотоварищи замкнул первую десятку, а Антон Шибалов с партнерами был дисквалифицирован. Причиной такого решения стало то, что из-за неисправности автомобиля экипаж пошел на финиш, не взяв все контрольные точки. «Да, мы сделали это умышленно. В тот день спецучасток состоял из двух частей. Машина у них загорелась на первой половине первого этапа спецучастка. Они привели автомобиль в порядок, финишировали. Вторая часть спецучастка была в виде петли. Ребята стартовали, проехали немного по трассе – это было уже затемно. Они срезали дистанцию и поехали на финиш, не взяв при этом шесть контрольных точек. Нам сказали, что решение спортивных комиссаров оспорить нельзя. С нашей стороны понимание ситуации таково – на «Дакаре» всегда велась борьба с лидерами, и это один из шагов, потому что к лидерам там всегда более высокие требования», – заявил заместитель руководителя команды Сергей Савостин.
НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДЕ СВЫСОКА
После возвращения домой пилоты «КАМАЗ-Мастера» в один голос твердят, что нынешний «Дакар» стал самым сложным и интересным за последние годы. «Организаторы обещали, что 40-е издание «Дакара» мы запомним надолго. Так и получилось, – говорит победитель ралли Эдуард Николаев. – Если обычно у пилотов было время вкатиться в гонку, подвести технику, то в этом году все перевернулось с ног на голову. К счастью, мы смогли адаптироваться, где-то нам повезло». Главным соперником Николаева (кстати, действующего обладателя титула в категории грузовиков) стал аргентинский гонщик на IVECO Федерико Виллагра. После одного из этапов россиянин опережал конкурента на 1 (!) секунду – такого в своей карьере не видели даже аксакалы «КАМАЗ- Мастера». «Владимир Геннадьевич (Чагин – прим.авт.) сказал, что он не помнит такого на «Дакаре» даже по итогам спецучастка – разница в секунду. Состояние в такой ситуации было напряженным и непростым, пришлось посоветоваться с руководителем и серьезно настроиться, чтобы не допустить ошибок», – вспоминает Николаев. Пройти оставшуюся часть гонки максимально безошибочно ему удалось, а вот Виллагра накосячил: аргентинец сначала в обход правил вышел на дистанцию с полупустыми баками, намереваясь дозаправиться по ходу этапа. Это жульничество, никак не оцененное спортивными комиссарами, вскоре вернулось гонщику – у его грузовика появились сложности с коробкой передач, и Виллагра выбыл из борьбы за подиум. В такой ситуации Николаеву оставалось просто финишировать в хорошем темпе, что российский гонщик и сделал.
ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО
Этой победой Николаев обязан не только своему экипажу, но и партнерам по команде – они на дистанции всецело придерживались командной тактики, жертвуя личными результатами и амбициями. «Мы понимали, что нашей задачей будет поддерживать идущие впереди экипажи, и все для этого делали, – говорит Айрат Мардеев. – Фишкой одного из этапов является раздельный старт, где на дистанцию отправляются первая десятка джипов, первая десятка мотоциклистов и пять грузовиков. Нам нужно было как можно ближе оказаться к Эдику (Николаеву – прим.авт.). Это удалось, и наша помощь вскоре понадобилась: мы сняли со своей машину нужные Эдику детали и отправили его вперед». Такая практика взаимопомощи партнерам по команде на «Дакаре» далеко не редкость – часто на финальных этапах отстающие грузовики становятся «донорами» для машины лидера. Кроме того, «Дакар» (Виллагра и его дозаправка не в счет) впору называть «соревнованием джентльменов»: гонщики редко проезжают мимо потерпевших аварии автомобилей, даже если они представляют другие команды. Например, Николаеву по ходу гонки выбраться из песков помог Мартин Коломы, а Антон Шибалов еще до своей дисквалификации вызволил из солончака машину беларуса Сергея Вязовича – тот, кстати, по итогам гонки стал вторым в общем зачете грузовиков. Замкнул тройку призеров экипаж Мардеева, уступив своему партнеру по команде почти пять с половиной часов.
НА ПУТИ К НОВЫМ ПОБЕДАМ
Экипаж Дмитрия Сотникова по ходу ралли справился со всеми задачами: во-первых, он испытывал бескапотный грузовик с 13-литровым шестицилиндровым двигателем. По новому регламенту «Дакара» с 2019 года всем машины должны быть оснащены такими двигателями. Проверку в боевых условиях высокогорья Сотников с партнерами прошел успешно, сумев даже выиграть один из этапов. После дисквалификации Шибалова именно на экипаж Сотникова были возложены функции «быстрой технички», с которым пилот, штурман и механик также справились. Почивать на лаврах «КАМАЗ-Мастеру» некогда – совсем скоро они начнут подготовку к новому «Дакару», которая, надеемся не будет омрачена новостями о финансовых сложностях команды. «На сегодняшний день финансирование команды стабильное, но, сами понимаете, денег много не бывает. Поэтому если будут дополнительные поступления, мы обязательно найдем им применение. Со всеми потенциальными спонсорами мы готовы контактировать и искать общий язык. Основную часть финансирования команды вносят наши партнеры и спонсоры. Мы им очень благодарны за то, что они с нами, и всеми силами стараемся оправдать их надежды», – отметил Сергей Савостин.
Текст: Алексей Анисимов / «Татар-информ»;
Фото: официальный сайт команды «КАМАЗ-Мастер».