10 мин.

Феррарист с душой кимофила. Лео Туррини о Кими, и о своей любви к нему

Феррарист с душой кимофила

Вероятно, я очень разочарую главного редактора этого журнала (и, моих трёх читателей, ясное дело). И всё же это правда: с далёкого 2007 года я с гордостью считаю себя ферраристом с душою кимофила, хотя за всю мою жизнь разговаривал я с Кими всего пару раз. То есть, просто-напросто, я с ним не знаком. Ничего личного. Нет никакого привилегированного отношения. Если он меня встретит, то не узнает. Тем не менее, я был-остаюсь-буду тем, кем сказал несколько строк назад.

О корнях веры.

Теперь, когда  день 30 июля официально объявлен компетентными органами днём восхваления Святого Пьяницы, я просто обязан объяснить где и когда родилась моя вера. Вера в то, что Райкконен один из лучших гонщиков  последнего двадцатилетия.

Начну с самого начала (я имею в виду, с самой первой встречи). Март 2001 года. Находясь в полной прострации от смены часовых поясов, я направился ко входу в паддок Мельбурна. Гран-при Австралии первый этап в сезоне. Подойдя к турникетам, я заметил светловолосого молодого человека, который, как ни странно, спорил с контролёрами. Молодой человек бормотал: Извините, у меня нет пропуска, но я гонщик Формулы 1. А контролеры отвечали: Катись отсюда, мы тебя видим первый раз, придумай что-нибудь другое или купи билет, как все. Но блондин повторял: вы ошибаетесь, я новый гонщик Заубер, меня зовут Кими Райкконен…

Оглядываясь назад, можно сказать, что настойчивое упрямство австралийских маршалов было своего рода знамением. Хочешь не хочешь, несмотря на отличные результаты в своей карьере, финн часто сталкивался с предвзятым мнением людей, которые, не зная, не проверяя, не принимая во внимание реальность, выносят приговор.  В 2001 Кими  действительно был гонщиком Заубер, и какое-то время я наслаждался сценкой, а потом написал об этом статью, потому что эпизод был слишком забавным. Они впустили его. Но после получасовой канители. Всё же, это была прикольная история, заставившая меня поинтересоваться собственно его персоной. Поэтому я стал за ним наблюдать. Чёрт возьми! О был очень быстр. Настолько, что когда McLaren, который в то время был настоящим McLaren, а не плохой копией настоящего, объявил, что выбрал его на замену Хаккинену, я даже не удивился. Вы меня понимаете? Речь идет о 2001. Прошла целая вечность. Уже этого было бы достаточно, чтобы продемонстрировать необоснованность избитых истин о Райкконене. Если кое-кто ленив-безвольный слабак- медленный – покорный – пофигист – рассеянный – безголовый и безумно стартует (все эти вещи с легкостью распространялись об одном из гонщиков, которые выиграли титул чемпиона  мира за рулем Феррари за последние 50 лет, начиная с 1967 года). Если всё это правда, то почему в 2017 он ещё на трассе? Как вы это объясните? Фобам давно пора сделать вывод, что Райкконена прикрывают П2, Спектр, КГБ Сталина, ЦРУ и Моссад.

Если бы фобы были правы, он давно бы не выступал в Формуле 1.

Шумахер и Тодт хотели, чтобы Кими выступал за Феррари.

Но Кими всё ещё здесь, завоёвывает поул в Монако и проводит такую гонку в Будапеште, что если кто-то не предвзято взглянет на его показатели , то тут же поймет, что его отдача была просто фантастической. Поэтому, будет лучше, если мы перестанем заниматься глупостям и обратимся к хронологии.

Лето 2005 года. В Феррари знают, что легендарный Шуми через год собирается завершить карьеру. Президент Монтедземоло очень хотел бы сделать ставку на Алонсо, который только что выиграл первый титул. Адвоката всегда привлекали чемпионы, которые знают, как быть медийно привлекательными: испанец с этой точки зрения идеален. Однако Шуми и Тодт думают иначе. По их мнению, идеальным кандидатом на невозможное наследство является финн. То есть Райкконен, который тем временем теряет чемпионат из-за ненадёжных двигателей Mercedes. Правы ли оказались француз и немец? Можно спорить на этот счет до бесконечности. Естественно аргументация у Тодта и Шуми была железной: Алонсо по характеру не подходит философии Феррари. Кими же, наоборот, никогда не поставит себя выше команды.

Тем, кто сомневается, достаточно взглянуть на цифры.

Так оно и вышло, хотя есть ещё товарищи, которые этого не понимают. Всё так и вышло, хотя талант Фернандо не подлежит обсуждению. Обо всем остальном говорят цифры. За первый период в Маранелло Райкконен и Феррари выиграли три титула. Алонсо в Эмилии провел 5 лет. Конкретные ошибки, не только его собственные, однако итог плачевный. Ноль титулов, как воскликнул бы Жозе Моуриньо. Ноль титулов. Прочерк. Почему я взял эту историю? Потому что именно оттуда начинается противостояние между истинным и правдоподобным. В 2007 ещё не рассказывали небылицы о fake news и Дональд Трамп приносил ущерб только на тв. Зато рассказывались истории о том, что это не Кими выиграл чемпионат с преимуществом в одно очко над Хэмилтоном и Алонсо, а гонщики McLaren проиграли его! Имел ли какое-то значение тот факт, что Фернандо и Льюис выступали на машине, которая была копией, нелегальной копией Феррари?

Ради бога: разве это имело значение. Зато  гонщику, который не имел к этому никакого отношения, приписывались всякие небылицы, не существовало жалостливого письма, отправленного Райкконеным, ни остановки в боксах у главных конкурентов в субботу вечером и т.д. И тем не менее, это он стал случайным чемпионом, практически непрошеным гостем, узурпатором и захватчиком.

Сдержанность, воспитание и спортивная честность – это недостатки?

Эх! Тем, кто спрашивает меня почему я так люблю этого парня, я  всегда отвечаю банально: потому что я феррарист, потому что он завоевал невероятный титул в безнадёжной ситуации, потому что я никогда не слышал, чтобы Кими плохо отзывался о Скудерии, даже, когда с ним обращались не просто плохо, а очень плохо.

Сдержанность, воспитание и спортивная честность по идее должны считаться хорошими качествами, но в перевернутом мире они становятся недостатками. Возьмем 2008 год. Райкконен действующий чемпион, он попал в цель с первой попытки, как Шектер и как Фанхио.

Последствия: Монтедземоло, который, к сожалению, уже начал сдавать, вдруг заявляет: теперь мы делаем ставку на Массу. Колоссальная глупость, это было сразу понятно всем. И Фелипе не имеет к этому никакого отношения, бедняга. Только теперь запустился механизм причастный к темным событиям 2007 года. Алонсо должен был прийти в Феррари. Имейте в виду, это была совместная операция, на основе ценности пилота. Но имело ли смысл жертвовать Кими, к тому же таким способом? Нет, ни в коем случае. Это все понимали. Нельзя выгонять чемпиона таким способом, единственного, кто даже на таком ведре, какой была машина 2009 года, выиграл в Спа. В Спа, а не во дворе моего дома. Великие гонщики Ф1 часто одерживали победу в Арденнах. В Зале Славы есть имена Кларка, Сенны, Шуми и Райкконена…

А теперь я подхожу к романтическому аспекту. Уволенный таким образом финн не поднимает шум, не устраивает бардак, не цепляется за любой повод. Он ограничивается одной фразой, которая выражает голую, ничем не прикрытую правду: " Это бизнес". Перевожу: оставьте меня дома и просто заплатите мне за экономическую выгоду. Не за техническое, спортивное, профессиональное мнение. Мне хотелось бы встретиться с кем-нибудь из  "анти", с кем-нибудь из членов ПАР (партии анти-Райкконена), чтобы спросить у них: эй, так ли ошибочной была обратная связь от Кими? Ну, правда, доблестный Масса оказался лучше? В каком фильме? И как бы повел себя Алонсо, если бы выиграл титул в 2010 (ой, Абу-Даби и Петров…)

Монтездемоло так же выступил бы с предложением: а теперь делаем ставку на Массу?

 

Феррари у Кими в крови.

Ни в коем случае не хочу пинать лежачего. И тем более кого-то убеждать. Скажу просто, что через некоторое время Райкконен уходит выпускать пар в ралли, заглядывает также в наскаровский пикап и успевает пожаловаться в прямом эфире на отсутствие воды, жару в кокпите и полное нежелание машины поворачивать и, наконец, в 2012 он вернулся в Лотус. И я сразу понял одну вещь. Я сказал себе: он возвращается, потому что у него есть мечта. Он возвращается, потому, что несмотря ни на что, всё ещё очарован Феррари. Он возвращается, потому что надеется завершить там свою карьеру.  Вот ещё одна вещь, которую многие не могут понять: Феррари у Кими в крови. Ему она не безразлична. Есть удивительное фото, сделанное осенью 2007 года, на следующий день после чудесного титула в Интерлагосе. Райкконен в Маранелло, счастливый как ребёнок под ёлкой, в окружении всех служащих гоночного отделения. Самый лучший момент его карьеры, если не всей жизни. Итак, 2012 год  он в Лотусе. Он сразу же едет быстро. Я вижу и понимаю его мотивацию. И однажды летним вечером таки встречаюсь с Монтедземоло . В Феррари собирались расстаться с Массой и кандидатами на замену были Веббер вместе с Полом ди Реста. Веббер отказывается, ди Реста не в восторге. Я набрался храбрости и сделал ход лошадью: адвокат, вот он долг, который необходимо заплатить – вернуть Кими, и мы помиримся с мирозданием... 

К моему удивлению, президент не ушёл от ответа. Однако, высказал обоснованное несогласие: Алонсо борется за титул с Феттелем, я не могу пойти и сказать ему, что мы возьмем Райкконена, ему это не понравится. 

Между тем, Кими в Абу-Даби (leaving me alone, I know what I am doing...) оказывается впереди Алонсо, и чемпионат Фернандо проигрывает там. И снова Райкконен ещё раз торжествует в 2013 в Австралии. И хотя Лотус ему не платит, он второй в чемпионате, до тех пор, пока не решает, что гоняться бесплатно вредно для здоровья.

Готов ли ты к следующему сердечному приступу?

 На данный момент Феррари снова продлили с ним контракт. И правильно сделали, даже если это вызвало недовольство у тех, кто с 2005 затаил на него обиду. Задавался ли кто-нибудь когда-нибудь вопросом, независимо от событий, которые ждут нас в ближайшем будущем, почему в Маранелло несмотря на столь многих гонщиков экстра-класса, так любили Райкконена? Только ли это заслуга (или, наоборот, вина) П2, КГБ, Моссад, ЦРУ? Нет, потому что он никогда не устраивал скандал в подразделении, никогда не оставлял их в трудную минуту, никогда не критиковал инженеров и механиков, никогда не называл по тим радио своих сотрудников geni-scemi (гении-глупцы)? Нет, потому что он все-таки старый, но не придурок, и если бы не поул в Монте-Карло, его бы не подписали? А такой человек как Маркионне, у которого копилка вместо сердца, продлил бы с ним контракт на 2015-16-17, если бы не понимал, что Святой Пьяница это бонус? Господи, я почти закончил. Воспользуюсь предоставленной возможностью, чтобы подчеркнуть ещё раз, что если Феррари заменит последнего чемпиона мира на Леклера, я не стану возражать, это было бы решением для смены поколений. Но из года в год я слышал, как предлагали Боттаса, Переса, Хюлькенберга. Лишь бы только не видеть Райкконена, есть такие, кто посадил бы в Феррари даже водителя автобуса из Вимеркате. Вам кажется это нормальным? Я закончу этот длинный нудный разговор ещё одним рассказом. Январь 2014 года. Кими выиграл пари. Он вернулся в Маранелло. Те люди, которые его уволили, взяли его обратно. Я случайно  встретил его в Монтане, культовом ресторане ферраристов. Я сказал ему, вряд ли ты знаешь, что через три дня после Интерлагоса 2007 у меня случился инфаркт, и это твоя вина, вина того бразильского воскресенья, которое казалось бесконечным из-за  множества апелляций. Он слушает. Обнимает меня. Смеётся (фото есть в моём профиле Whatsapp) и говорит: "Готов ли ты к ещё одному сердечному приступу"? Ну, этого не случилось. Но в Будапеште, 30 июля 2017 года, в день Святого Кими, я был к нему близок.

 Автор: Лео Туррини

Перевод: Даниэль