Раньше могли только мечтать о своих в Ф-1
На этой неделе Сергей Сироткин стал третьим в истории пилотом "Формулы-1" из России. Кто бы мог подумать ещё 10 лет назад, что такое может произойти?
Вот уже на протяжении восьми лет, с 2010 по 2017 год (с перерывом на 2013 год после ухода Виталия Петрова из Caterham), российские любители автоспорта могли смотреть гонки «Формулы-1», не только болея за Шумахера, Алонсо, Хэмилтона, Райкконена и других любимых иностранных пилотов, но и за своих. С 2014 года в календаре «королевских гонок» присутствует ещё и российский этап, который проводится трассе в Сочи, расположенная прямо в олимпийском парке. Была у нас ещё и своя команда «Маруся», последней гонкой которой был как раз первый Гран-При России в 2014 году. (Да, вообще первой российской командой в «Формуле-1» была «Мидланд», участвовавшая в одном единственном сезоне в 2006 году, но там ничего кроме лицензии русского не было.)
До 2010 года обо всём этом нам можно было лишь мечтать: о своём пилоте, о своём Гран-При и своей команде. Было предпринято немало попыток хоть как-то пробиться в мир гонок, которые наши граждане начали смотреть в прямом эфире лишь с 1992 года, но их достаточно быстро полюбили.
Надо сказать, что Гран-При России проводился дважды во времена Российской Империи на улицах Санкт-Петербурга, но тогда не было «Формулы-1». Берни Эклстоун всегда хотел провести гонку на территории нашей страны и даже включил в предварительный календарь сезона 1983 года Гран-При СССР! Трассу планировали организовать на Воробьёвых горах в Москве. Но бюрократические барьеры помешали проведению этапа. После распада союза, было немало попыток привести «Формулу-1» в Россию, было предложено несколько проектов по постройке гоночной трасс в Москве, Московской области, Петербурге, Туле, Калининграде и Ярославле.
Первым россиянином в Ф-1 мог стать Алан Берков, который мог бы участвовать в одном из этапов 1996 года за Arrows, но всё упиралось в деньгах, которых у уроженца Карачаево-Черкесской автономной области не было, а именно 1,2 миллиона долларов. В 2002 году Сергей Злобин был тест-пилотом Minardi, но до участия в Гран-При дела не дошло. То же самое было и с Романом Русиновым, который довольствовался лишь несколькими кругами на зимних тестах на машине уже выше упомянутой «российской» Midland.
В 2006 году Россия наконец была представлена в «Формуле-1» как полноценный участник. В том году дебютировала российская команда Midland. Правда, у этой команды, созданной канадским миллиардером и уроженцем Ленинграда Алексом Шнайдером, была только российская лецензия, а в остальном это была та же команда Jordan, но с другим названием и флагом. Несмотря на постоянные обещания Шнайдера, что в команде будут выступать русские пилоты, цвета команды защищали португалец Тиагу Монтейру и нидерландец Кристиан Альберс. Просуществовала лишь один год, приняв участие в сезоне 2006 и не заработав ни одного очка, но за три гонки до конца чемпионата была продана компании Spyker Cars NV. С 2008 года по настоящее время выступает под именем Force India.
Окончательно окно в «Формулу-1» было пробито в феврале 2010 года: команда Renault объявила о подписании контракта с Виталием Петровым. Прекрасно помню тот день, когда я эту новость прочёл, это был мой День Рождения!
Петров провёл «Формуле-1» три года. За это время успел выступить за две команды: Renault (2011-2015 – Lotus) и Caterham, участвовал в 58 Гран-При, набрал всего 64 очка и один раз поднимался на подиум. Именно Виталий стал первым россиянином, который поднимался на подиум в «Королевских гонок», а было это в Мельбурне 2011 года.
2013 год в «Формуле-1» прошёл без участия российских пилотов, если не считать две пятничные свободные практики в США и Бразилии, которые провёл Даниил Квят, уже имевший контракт с Toro Rosso на 2014 год. Таким образом, в 2014 году дебютировал второй в истории российский пилот «королевских гонок».
За неполные четыре года Квят участвовал в 74 Гран-При, в которых дважды поднимался на подиум и набрал 132 очка. Поскольку он был участником молодёжной программы Red Bull, то выступал лишь за две команды: Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso. Про его карьеру и «тёрки» с руководством «красных быков» можно говорить долго, так что не будет на этом зацикливаться, лишь напомню, что Даниил больше не является членом семьи Red Bull.
Совсем недавно Даниил получил должность пилота по развитию Ferrari. О его возможном будущем уже говорилось в предыдущей статье.
На этой неделе Williams объявила о подписании контракта с Сергеем Сироткиным. Таким образом, уроженец Москвы стал третьим в истории российским пилотом «Формулы-1».
Команду «Маруся» в отличии от Midland можно было назвать русской командой, ведь команда принадлежала российской компанией по производству суперкаров Marussia Motors, основателем которой был сам Николай Фоменко. Команда просуществовала в период 2012-2014 гг. (некоторые начинают отсчёт с 2011, так как команда Marussia Virgin Racing уже выступала под российской лицензией) и за это время смогла набрать 2 очка, заработанные Жюлем Бьянки на Гран-При Монако 2014 года. Из-за финансовых трудностей ещё до конца сезона 2014 прекратила своё существование, а последующие два года выступала как британская команда Manor.
В октябре 2010 года был подписан контракт о проведении российского этапа в Сочи до 2020 года. Первый российский Гран-При в рамках чемпионата мира был проведён 12 октября 2014 года, победу тогда одержал пилот Mercedes Льюис Хэмилтон. На данный момент проведено всего четыре гонки.
Забавно, но даже если взять гонки дореволюционного периода, получается все 6 Гран-При Росси выигрывали автомобили Mercedes-Benz!
***
В этом году был большой риск остаться без своего пилота в «Формуле-1». Мы уже привыкли видеть наших ребят на гоночных трассах в рамках Гран-При, пусть их было пока трое (Сироткина тоже учтём, ведь он участвовал в свободных заездах), и уже как-то сложно представить Ф-1 без российского пилота. Понятно, что без них было и есть за кого поболеть, но согласитесь, что гораздо интереснее наблюдать за каким-либо спортивным мероприятием, в котором принимают участие спортсмены из твоей страны. В том же 2013 году в «Формуле-1» мне особо за кого-либо переживать не было, я тогда болел только за то, чтобы кто-нибудь мог навязать борьбу Red Bull с Феттелем, будь это Ferrari с Алонсо или Mercedes с Хэмилтоном, но за кого-то конкретного. Ну, и за «Марусю» тоже болел, хотя сложно поддерживать команду, которая борется среди лишь ему подобных по силе и не может бороться за очки, пусть она и своя. Конечно, по этой логике можно сказать, что можно было и не болеть за Виталия Петрова в 2012 году, когда она гонялся за Caterham. Но, во-первых, заработать очки шансы у Петрова и Caterham были, хоть и небольшие (реальным шансом была сумасшедшая гонка в Валенсии); во-вторых, выступление Виталия могло бы привлечь внимание более сильных команд, которые борются за очки, хотя, сожалению, этого не произошло.
Когда некоторые наши поливают грязью Петрова или Квята, я прихожу в небольшое недоумение: «А что, у нас были пилоты уровня Шумахера и Сенны, а эти ребята типа позорят нашу страну?» Но ведь это единственные наши гонщики, которые когда-либо выступали в Ф-1! Вот сейчас говорят о том, Серёжа Сироткин в разы лучше Квята и не повторит его судьбу. Где-то это я уже слышал. Это ведь то же самое говорили про Квята и таким же образом сравнивали его с Петровым. И что в итоге? Понятное дело, что Виталия и Даниила критиковали за их частые ошибки и нестабильность, но стоит случится это с Сироткиным, его тоже начнут поливать. Увы, это неизбежно. Но я надеюсь, что с первых же гонок Серёжа не даст усомниться в том, что он действительно отличный гонщик и не будет часто ошибаться, тем более он уже в паддоке Ф-1 уже как четыре года, поработав тест-пилотом Sauber и Renault, хотя на первых порах сезона ошибки всё равно неизбежны. Можно сколько угодно болеть за какого-то отдельного гонщика не из своей страны, пожалуйста, это ваше право. Но настолько не поддерживать своих …
Я понимаю, если бы у нас, как у британцев, было бы много чемпионов в истории Ф-1, и таких людей, как, например, Джолеона Палмера ругали за отсутствие результата и прогресса. Но, господа, мы, можно сказать, только открываем для себя «Формулу-1» и на данный момент имеем то, что имеем. Пока мы не имеем побед в гонках и квалификациях, но уверен, что всё это придёт со временем. А о чемпионских титулах думать пока рано.
Ходят слухи, что Артём Маркелов может стать тест-пилотом Renault. Не забываем также, что в обойме команды Force India находится молодой пилот по развитию Никита Мазепин, который неоднократно садился за руль машины индийской конюшни, а в этом году поедет в GP3. Вполне вероятно, что в ближайшие годы мы и этих ребят увидим в гонках Гран-При. Очень надеюсь, что будет всё отлично также у Егора Оруджева и Матевоса Исаакяна, которые пока остались без места после расформирования Формулы V8 3.5. Может быть, они смогут найти себе место в «Формуле-2».
***
Хочу вернуться к тому, с чего начал писать эту статью: о том, что сейчас мы имеем в «Формуле-1», еще не так давно могли только мечтать. Сейчас уже совсем другая реальность: без русских гонщиков и без нашей трассы в календаре уже сложно представить нынешнюю первую «Формулу». Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь. Конечно, есть люди, которые будут смотреть «Формулу» без нашего представительства и без нашего Гран-При. Я тоже буду, конечно, смотреть, но уже будет чувство неполноценности.
Пожалуй, единственное, в чём мы не преуспели и вряд ли это сделаем в ближайшее время, это в создании и поставках двигателей. Сейчас невозможно представить, чтобы условный McLaren использовал мотор от АвтоВАЗа.
Исправьте сами.
Фоменко не владел ни командой ф1, ни компаниями, владеющими командой ф1
Гуглите сами Чеглаков/Островский/Marussia Communications Ltd ититп