В «Формуле-1» дебютирует еще один русский. Он будет лучше Квята
Сергей Сироткин стал гонщиком «Уильямса».
История о втором пилоте «Уильямса», державшая болельщиков «Формулы-1» в напряжении с начала осени, завершилась: место в английской команде в 2018 году получил Сергей Сироткин, и это означает, что в «Формуле-1» все-таки будет выступать русский гонщик, несмотря на провал надежд на возвращение Квята.
Еще в сентябре казалось, что 22-летний москвич, числившийся резервным гонщиком «Рено», лишился шанса дебютировать в гонках – французы подписали контракт с Карлосом Сайнсом-младшим. Однако менеджеры «СМП Рейсинг» сработали выше всяческих похвал, протолкнув гонщика на последние в году шинные тесты буквально за неделю до их старта. И на этих испытаниях Сергей неожиданно убедил руководство «Уильямса» дать ему шанс.
Сироткин стал третьим пилотом «Формулы-1» из России
Карьеры Виталия Петрова и Даниила Квята начинались неплохо: оба впечатляли в дебютных гонках, приезжали на подиум во второй сезон, но терялись в критических моментах и в итоге лишились места в «Ф-1»: Петров испортил отношения с руководством «Рено», а позже потерял поддержку спонсоров; Квят же психологически не справился с понижением в «Торо Россо» и не сумел вернуть доверие боссов «Ред Булл».
В карьере Сироткина, возможно, тоже будут непростые эпизоды, но есть несколько причин считать, что он со всеми сложностями справится.
Какие его ждут трудности
Отсутствие соревновательной практики в предыдущем сезоне
Вне зависимости от скорости и таланта, дебют в «Формуле-1» не будет простым. В первую очередь скажется годичный простой: Сергей пересидел в резерве «Рено» и почти не гонялся колесо в колесо — какую-то практику удалось получить лишь на гостевом уик-энде в «Формуле-2» и в «24 часах Ле-Мана». В остальное время пилот работал на симуляторе, который трудно сравнить с выступлениями в реальных гонках. Поэтому на первых Гран-при могут возникнуть проблемы с преодолением трафика и боевыми обгонами — и от скорого преодоления возможной проблемы зависит впечатление, которое парень произведет на экспертов и публику.
Теоретически «торпедная» репутация должна пройти мимо Сироткина, ведь он еще с молодежных серий зарекомендовал себя очень аккуратным пилотом, способным опережать соперников без контактов, выдавливаний с трека и прочих хамских выходок. К тому же, перерыв не помешал Сергею сесть в абсолютно незнакомую машину и проехать на уровне боевого гонщика и за «Рено», и за «Уильямс». Адаптация у москвича всегда шла хорошо по сравнению с тем же Квятом, долго и трудно привыкавшим к малейшим изменениям в болиде — и это можно считать одной из его сильных сторон.
Фактическое положение второго пилота
На новичка «Уильямса» определенно будет давить и ситуация в команде. Англичане почти не скрывают премиальное положение Ланса Стролла, продиктованное инвестициями его отца-миллиардера. Персонал «бело-синих» ставит все обновления в первую очередь на машину канадца, и ходили слухи, будто и напарника 19-летнему тинейджеру выбирали как грушу для тренировок. Сироткину в любом случае стоит морально подготовиться соответствующему отношению (например, просьбам пропустить товарища или предоставить ему слипстрим в квалификации) и удержаться от недовольства из-за неприятных командных приказов.
Несмотря на заявления канадской прессы о 15 миллионах долларов спонсорской помощи, вложенной в «Уильямс» за подписание контракта, русский пилот не надеется на гонку финансов. Ценные советы и отзывы по развитию техники дороже денег, и Сироткин как дипломированный инженер МАДИ умело разыграл эту карту – по сообщениям зарубежных СМИ, он приятно удивил персонал команды обратной связью на тестах. Если программа улучшений болида тоже заработает как надо с помощью Сергея, все в паддоке убедятся в его важности для команды.
Публичный прессинг
У русских пилотов в «Формуле-1» сложился не лучший имидж, да и Сироткина поначалу будут вспоминать как парня, лишившего общего любимца Роберта Кубицу боевого кокпита. Связанное с этим саркастично-враждебное настроение будет здорово давить на новичка через прессу, соцсети, и, возможно, даже решения стюардов.
На исправление ситуации в любом случае уйдет несколько Гран-при с десятками интервью. С ними москвич должен совладать, ведь по диалогам с прессой он производит лучшее впечатление, чем зачастую импульсивный Квят или неосторожный правдоруб Петров: Сергей всегда спокоен, собран и корректен, излагает сложные вещи понятным языком, не ограничивается стандартными корпоративными фразами и производит впечатление умного не по годам молодого человека — он способен развенчать изначально враждебное общественное мнение.
Почему Сироткину будет проще, чем Квяту
Как бы «Уильямс» ни продвигал Стролла, его реальный уровень на данный момент все-таки невысок: у Ланса есть потенциал, восхитивший во время дождевой квалификации в Монце (канадец стал четвертым), но его откровенно не сравнить с напарниками Квята. Стролл точно не Жан-Эрик Вернь, ни разу не Дэн Риккардо и вообще ни капли не Макс Ферстаппен — а значит, в гоночном смысле не будет стабильно давить на Сергея. Свое преимущество над напарником москвич показал уже на тестах, превзойдя время Стролла: по расчетам, он был быстрее почти на секунду на одинаковых комплектах шин.
К тому же «Уильямс» не держит в запасе молодежную команду потенциальных суперзвезд. Свободных пилотов с хорошей скоростью и спонсорским пакетом на рынке нет (и в ближайшее время не появится), так что у Сироткина будет время для того, чтобы освоиться и начать показывать результаты. Картину портит лишь подписание контракта резервного пилота с Кубицей: поляк с нетерпением будет ждать малейшей оплошностей соперника, но на стороне русского гонщика все равно есть время на знакомство с болидом и прогресс как минимум до лета (хотя, конечно, лучше не затягивать). Также Роберта могли взять не для конкуренции, а для соблюдения спонсорского соглашения с «Мартини» по наличию в ростере парня старше 25 лет, плюс уроженец Кракова займется той же работой, что и Квят в «Феррари». Похоже, Сергею для сохранения места в команде достаточно будет не опуститься до уровня прошлогоднего Палмера (два попадания в очки в карьере).
Технически же бело-синий болид намного быстрее и надежнее машины «Торо Россо», так что москвич сможет показать себя претендентом на очки, а не унылым аутсайдером с целой авоськой сходов по техническим причинам. При таких условиях пары хороших результатов хватит для выработки уверенности в себе — крайне важной вещи для успешного пилота «Формулы-1».
Сироткин не повторит судьбу Квята
Даниилу при переходе в «Ред Булл» не хватило психологической выдержки, ведь он изо всех сил старался соответствовать ожиданиям и топ-уровню напарника Даниэля Риккардо и часто чрезмерно рисковал. «Квят хотел добиться успеха любой ценой, – подчеркнул в одном из недавних интервью Франц Тост. – Из-за этого оказался под совершенно не нужным давлением».
У Сироткина другая ситуация: он попал в «Формулу-1» уже в 22 года, после целого сезона в качестве запасного. Было непросто, но Сергей научился терпеть и выжидать, не распыляясь по мелочам и активизируясь на 100% лишь в самый нужный момент — что и доказали тесты.
На самом деле, в нынешней «Ф-1» в принципе трудно повторить путь Квята: ему настолько иррационально не везло, что по теории вероятности такая же серия неудач может повториться примерно никогда (остальные провалы уже забрал Нико Хюлькенберг). Тем не менее, пилот из Уфы по-прежнему остается самым успешным гонщиком в истории русского автоспорта, и пока только у Сироткина появились шансы поднять планку достижений еще выше.
Двое русских претендуют на место в «Формуле-1»
Кажется, в «Формуле-1» будет новый русский гонщик
Фото: williamsf1.com; renaultsport.com; РИА Новости/Владимир Астапкович, Алексей Куденко; Global Look Press/Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com, HOCH ZWEI
2. Раздел авто/мото просто обязан вернуться на главную, здесь даже нечего обсуждать.
Ну а про "имидж русских пилотов" вообще тошно читать. Пора понять, что команды Ф1 это прежде всего профессионалы со всего мира, ценящие в пилоте что угодно, но только не паспорт. Сироткин попал в Ф1 благодаря а) скорости и б) спонсорам. Был бы он гражданином Бангладэш, ничего бы не поменялось и не поменяется. В отличие от WADA тут нет коллективной ответственности.
п.с. Уважаемая администрация, убрать раздел авто-мото с главной - это свинство с вашей стороны.