Формула-1. Итоги сезона 2017. Часть 2
Теперь немного о машинах. Новый технический регламент, благодаря которому мы получили самые быстрые и самые красивые гоночные болиды Ф1 за десятилетие, - без сомнений, самое правильное решение, принятое организаторами Формулы-1 за период, насколько хватает окинуть быстрым взглядом. Чтобы вспомнить что-то настолько же полезное, придется немало покопаться в архивах. Широкие, низкие с большими и широкими шинами болиды, очень пропорциональные, стилистически вернули Ф1 к лучшим эстетическим образцам конца 90-х - начала 2000-х. Я получал настоящее эстетическое удовольствие от машин 2017 года на протяжении всего сезона. Ближний и дальний план, онборды, на телеэкране и вживую, - эти болиды всегда и всюду выглядели великолепно. Я просто получал эстетическое удовольствие в начале квалификаций, когда на дальнем плане показывали выезжающие из своих боксов на пит-лейн болиды. Уже поэтому это был хороший сезон.
Некоторые говорили, что болиды образца'2017 были слишком большие. На мой взгляд, большие болиды круче и солиднее. Многим не нравились плавники на кожухе двигателя. Соглашусь, что без плавников силуэты были бы более прорисованными и классическими, более утонченными что ли. Но все-таки общего впечатления плавники совершенно не портили. Доставалось и Т-образным крылышкам, установленным на плавниках. Конечно, они были лишними элементами. И без них аэродинамическая загрузка болидов 2017 года была очень велика. К чему городить лишние элементы, которые к тому же ненадежно болтались в воздушном потоке. И все же впечатления от эстетики болидов не портили и Т-образные крылышки.
Неудивительно, что новые болиды били старые рекорды везде и всюду. Собственно, для этого и вводился этот технический регламент. Скорости Ф1 вернулись на уровень 2004-2005 годов, и это был хороший ход Ф1.
Так как новые болиды были гораздо более требовательными к физической форме гонщиков, развивая большие перегрузки, чем машины предыдущего поколения, пилоты усиленно готовились к сезону 2017 года. И кажется, все подготовились как следует. Так как ни у кого проблем с физической точки зрения не возникло, все справились. Возможно даже гонщики ожидали еще больших нагрузок. Что ж, лучше переоценить сложность и как следует подготовиться, чем недооценить. В любом случае, до жесткого брутала образца 80-х с "граунд-эффектом" или турбонаддувом, тех настоящих грубых гоночных монстров, дело все же не дошло. Технологии за это время ушли вперед, и характеристики получаются более сглаженными.
Можно представить, как круто было бы, если бы эти болиды еще и издавали звук высокооборотистых атмосферных V8, V10 или даже V12! Впрочем, есть ощущение, что точечными мерами звук "турбогибридов" V6 с 2014 года постепенно улучшили, и сейчас он воспринимается лучше и в телетрансляции, и вживую.
Все-таки интересно, что для зрителей звук гоночных моторов, создающий "вау-эффект" оказался значительно важнее фантастических, буквально космических технологий, заложенных в "турбогибриды". Не устану повторять, что на мой взгляд современное поколение двигателей Ф1 - это настоящие шедевры инженерного искусства, и V8 прежнего поколения рядом с ними просто примитивны.
Это еще и история неправильного пиара. Когда, например, даже Берни Экклстоун критиковал двигатели нового поколения. Вместо того, чтобы рассказывать, что новые двигатели гораздо мощнее прежних, и при этом еще и значительно экономичнее. О том, что кинетический и тепловой рекуператоры - это фантастические технологии. О том, что из-за возросшей мощности и крутящего момента болиды в 2014 году стали более сложными в управлении, чем были в 2013-м.
Но зрителям на гонках на самом деле хочется простых зрелищ, а не похода в "политехнический музей". И потому новые двигатели, прогрессивные с точки зрения техники и технологий, были шагом в тупиковом направлении для Ф1.
Естественно, что сложные технически вещи бывают не очень надежны. Вообще-то, помнится в Мельбурне в 2014-м вообще предсказывали, что ни одна машина не доберется с новыми силовыми установками до финиша, так что моторостроители достигли на самом деле похвальной надежности. Но все же отказы были, и нередко. Особенно у отстающих производителей, Renault и, особенно, Honda. А ведь за каждую замену элементов силовой установки сверх лимита штрафовали потерями позиций на стартовом поле. В общем, недовольных было много, и недовольных, в общем-то, по делу.
Самое главное, что эти шедевры инженерного искусства и стоили как настоящие шедевры искусства. Их бы в музей выставлять! А в результате значительный рост цены на двигатели привел к потере для Ф1 двух команд, Caterham и Marussia/Manor. Sauber оказался на грани банкротства, также как Lotus, который был срочно выкуплен обратно Renault. Возрождение славного альянса McLaren-Honda - отдельная печальная история, где дело было уже не в деньгах, а в результатах.
В общем, делайте выводы, господа, а быстро исправить ситуацию (до принятия нового регламента на двигатели) не получится. На мой взгляд, в таком случае лучше сосредоточиться на позитивной стороне дела, а именно на крутизне технологий современных силовых установок.
Были опасения, что на новых болидах будет сложнее обгонять из-за возросшей прижимной силы. Опасения, в некоторой мере подтвердились, чему виной стал еще и консерватизм шинников из Pirelli, у которых не было возможности адекватно протестировать на практике новые шины, из-за чего они сделали слишком жесткие составы резины, практически не изнашивавшиеся. Но нельзя сказать, что количество обгонов уменьшилось критически. Все на самом деле было в порядке, и борьба, и обгоны. Одна из немногих гонок без обгонов была в Сочи. Что резко вызвало негатив со стороны публики, имевшей недостаточный опыт наблюдений. Но две-три гонки в сезоне, где мало или совсем нет обгонов, это нормально для Ф1. Тем более, если в этих гонках ведется напряженная тактическая борьба, как это было в Сочи. И если в других гонках обгоны есть. Такова была общая картина сезона 2017 года. Несмотря на новые болиды с большой прижимной силой, несмотря на "неубиваемые" шины с повысившимся механическим сцеплением, в 2017 году было немало гонок, где гонщики вели напряженную борьбу непосредственно на трассе и проводили обгоны, порой весьма красивые. Конечно, вести работу в направлении, как сделать обгоны в Ф1 проще, нужно; и именно повысить вероятность обгонов настоящих, трудовых, а не искусственными мерами, как DRS. И это весьма сложная работа, учитывая сложность аэродинамики болидов Ф1, а также тот факт, что Ф1 - не моносерия. Но и стремиться сделать так, как в NASCAR, где обгоны - по большему счету, обыденность, совершенно неправильно. Ф1 и NASCAR - это две разные гоночные культуры, со своими ценностями. В NASCAR важны свои вещи, в Ф1 свои. Тем, кто говорит, что в Ф1 надо сделать так, как в NASCAR, можно порекомендовать просто смотреть NASCAR.
Что касается Liberty Media, для которой это был первый полный сезон в качестве хозяев Ф1, пока сложно сделать определенные выводы. Нравится то, что, говоря о необходимости реформ в Ф1, что действительно правда, Liberty не делает резких движений. Новое руководство старается как следует изучить материал, доставшийся им, и уже на основе глубокого анализа принимать решения, рассчитанные на долгосрочную стратегию. Именно так, а не делать сиюминутные поспешные решения, что, кстати, нередко было характерно для Ф1 в прошлом. Такой подход вызывает симпатию и уважение. Тем более что в триумвирате руководителей нашлось место Россу Брауну, и авторитет и опыт этого человека придает солидности намерениям Liberty. Однако изменения, произведенные ими на настоящий момент носят "косметический" характер. Делать выводы пока попросту рано. Дождемся принятия дальнейших решений.
2017 год для Формулы-1 был хорошим годом. 2018 год - это будет совсем другая история. Нас ждет немало изменений, которые медленно, но верно меняют облик Ф1. Ожидается и весьма интересная борьба, немало новых противостояний. Но это будет другая история.