Формула-1. Итоги сезона 2017. Часть 1
Это был сезон красивых, быстрых машин и классического противостояния Mercedes и Ferrari, алых и серебристых болидов, Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона. Феттель и Хэмилтон - два гонщика, которых называют лучшими в своем поколении, наконец вступили в схватку непосредственно друг с другом за титул. Никогда ранее они не были столь равны по потенциалу выиграть чемпионат. Никогда ранее битва за титул не сводилась к непосредственной дуэли между Льюисом и Себастьяном.
2017 год подарил нам шикарное сражение за чемпионство. А ведь о чем говорили зимой? Что после ухода Нико Росберга из Mercedes, Льюис Хэмилтон остался без соперников и будет доминировать весь год. Считалось, что Валттери Боттас, которого поспешно взяли на место Росберга, не сможет сразу навязать борьбу Хэмилтону, при всем к нему уважении. Так, в общем-то и получилось, хотя выступление Боттаса в 2017-м - это отдельная история, и на определенном отрезке сезона Валттери даже виделся этаким скрытым претендентом на титул. Но главное было в другом.
Уже на зимних тестах Ferrari неожиданно показала свою силу. В год 70-летия марки "Скудерия" подготовилась очень здорово, и болид SF70H выглядел явным претендентом на чемпионство. Во время тестов в Барселоне эксперты уже наперебой утверждали, что если бы Гран-при в Мельбурне прошел бы прямо сейчас, в нем победила бы Ferrari. Вечер вдруг перестал быть томным, а Хэмилтон и Mercedes резко получили серьезных соперников в лице Себастьяна Феттеля и Ferrari. Это разогревало аппетит в преддверии старта сезона.
В Австралии Феттель и Ferrari действительно выиграли, но никакого доминирования у "Скудерии" не было, это была победа "на тоненького". Тем не менее, Ferrari начала сезон с победы после 2016 года без побед. Мало того, что Феттель возглавил чемпионат, Scuderia Ferrari возглавила зачет в Кубке конструкторов, что не случалось с 2013 года.
И далее началось. В Китае победил Хэмилтон, в Бахрейне Феттель. В Сочи первой победы в карьере добился Боттас, опередивший на старте две Ferrari после их триумфа в квалификации. В Барселоне первенствовал Хэмилтон, в Монако доминировала Ferrari, победу одержал Феттель, "Скудерия" взяла победный дубль. И таким пинг-понгом по всему сезону. До летнего перерыва ни одному гонщику не удалось выиграть двух гонок подряд. Давно такого сезона не было!
После летнего перерыва Льюис Хэмилтон наконец выиграл две гонки подряд, на подходящих Mercedes скоростных трассах в Спа и Монце. В Италии Льюис впервые по ходу сезона единолично возглавил чемпионат. Но запас прочности Феттеля виделся достаточно крепким, и такая напряженная борьба должна была идти вплоть до конца сезона. Однако при таком уровне борьбы претенденты практически лишались шанса на ошибку. Любая серьезная ошибка приводила бы к тому, что инициатива резко переходила в руки соперника.
В итоге судьба чемпионства все-таки решилась до финальных гонок, досрочно. Это несколько смазало концовку сезона и общее впечатление от него. Льюис Хэмилтон взял свой четвертый титул в Мехико, за две гонки до окончания сезона. Mercedes выиграл Кубок конструкторов по уже сложившейся традиции еще раньше, на Гран-при США. Это произошло благодаря более сильным выступлениям Валттери Боттаса, чем у его соотечественника-ветерана Кими Райкконена. Mercedes выиграл четвертый Кубок конструкторов подряд, пилоты Mercedes выигрывали все личные титулы с 2014 года, первого сезона с новым регламентом на двигатели. Работа Росса Брауна тогда позволила Mercedes получить преимущество при новом регламенте, и сохранять его до сих пор. Хотя сезон 2017 года был сложным, болид Mercedes W08 был быстрым, но "капризным", подходящим только для определенного рода трасс и требующим особого подхода. Хорошо, что хотя бы во внутрикомандных взаимоотношениях в стане "серебряных стрел" в 2017 году была тишь да гладь.
Почему же Льюис Хэмилтон вновь выиграл чемпионство? Интересно взглянуть на статистику Льюиса. Хэмилтон в 2017 году выиграл 11 поулов. Столько же, сколько в чемпионском сезоне 2015 года, но личный рекорд Льюис установил в 2016 году, завоевав 12 поулов, когда чемпионом он как раз не стал.
В 2017 году Льюис Хэмилтон одержал 9 побед. Лучший его показатель был достигнут в 2014 году, когда он выиграл 11 гонок. В 2015 и 2016 годах Хэмилтон одерживал по 10 побед.
Лучшие круги не оказывают непосредственного влияния на выигрыш чемпионства, они лишь косвенно указывают на темп пилота в гонке. В 2017 году Льюис был лучшим по этому показателю, установив семь лучших кругов по ходу гонок. Столько же лучших кругов было у Хэмилтона в 2014 году, а его личный рекорд - восемь лучших кругов, был установлен в 2015 году.
В минувшем сезоне Льюис Хэмилтон 13 раз поднимался на подиум. Интересно, что столько же подиумов по ходу сезона было также у Себастьяна Феттеля и Валттери Боттаса, гонщиков, занявших второе и третье места по итогам чемпионата. В 2015 и 2016 годах Льюис поднимался на подиум по 17 раз, в 2014 году у него было 16 подиумов.
Таким образом, видно, что хотя статистика Льюиса Хэмилтона в 2017 году на уровне его лучших показателей, тем не менее, до его личных рекордов не дотягивает. И порой статистические показатели несколько ниже не только, чем в чемпионские сезоны 2014-2015, но и по сравнению с 2016 годом, когда Льюис уступил в борьбе за чемпионство Нико Росбергу.
Почему же тогда Льюис Хэмилтон все равно выиграл чемпионство в 2017-м?
Льюис набирал очки во всех 20 гонках сезона'2017.
Этого не удалось сделать его оппоненту Себастьяну Феттелю. "Черная серия" Себастьяна и "Скудерии" продлилась весь азиатский выезд в сентябре-октябре, в Сингапур, Малайзию и Японию. Авария на старте в Сингапуре, отказ двигателя в квалификации на Сепанге, после чего Себ прорывался с последнего места на старте в гонке, но до подиума не добрался, неисправность двигателя из-за свечи зажигания в Японии. При этом в Сингапуре Феттель был главным претендентом на победу, темп на Сепанге также позволял рассчитывать на победу, на Сузуке Феттель наверняка был бы на подиуме. Эти неудачи и вывели, причем досрочно, Себастьяна из борьбы за чемпионство.
На самом деле, такие "шок-моменты", как на старте в Сингапуре только украшают сезон, добавляют ему "перца". Плохо для интриги было лишь то, что неудачи случились только в стане Scuderia Ferrari. Mercedes смог их полностью избежать, что для Льюиса Хэмилтона было в новинку. Это и убило интригу сезона, когда еще оставалось немало гонок.
В любом случае, Льюис Хэмилтон - достойнейший чемпион. Самый титулованный британский гонщик. 2017 год он провел на высочайшем уровне мастерства. А побив рекорды Айртона Сенны и Михаэля Шумахера по количеству поул-позиций за карьеру, Льюис добился феноменального достижения.
Вообще, каждый новый рекорд по количеству поулов кажется, что установлен навсегда. Рекорд Сенны называли "вечным". Михаэлю Шумахеру все-таки удалось его превзойти, незадолго до первого завершения своей карьеры в 2006 году. Для этого Шумахеру понадобилось гораздо больше гонок, чем Сенне. Но чисто статистически рекорд Шумахера побить было еще сложнее. Тем не менее, Хэмилтон, феноменальный мастер квалификаций, смог это сделать. Теперь с каждым новым поулом он все выше поднимает планку рекорда. И это делает все менее вероятным, что кто-нибудь когда-нибудь его достигнет. Теперь Льюис Хэмилтон может постепенно замахнуться и на рекорд Михаэля Шумахера по количеству побед. Но это будет уже интригой предстоящих сезонов.
Что касается 2017 года, Льюис Хэмилтон выиграл чемпионат благодаря своему выдающемуся гоночному мастерству. Хэмилтон сейчас находится на пике формы, в этом году он также выглядел как никогда сконцентрированным на главной цели. Видимо, прошлогоднее поражение от Нико Росберга стало хорошим уроком. Пожалуй, никогда ранее мы не видели настолько мощного Льюиса на протяжении всего сезона (даже несмотря на вышеупомянутую статистику). На протяжении отдельных отрезков чемпионата - да, ранее у Хэмилтона бывали выдающиеся отрезки. Но случались и неудачные отрезки. В 2017 году Льюис выглядел образцом надежности.
И здесь огромную роль сыграла надежность силовых установок Mercedes. Команда, доминировавшая три предыдущих сезона, не выглядела доминирующей в 2017-м. Но по надежности, по запасу прочности ей не было равных. Что касается двигателей, ни разу по ходу сезона не возникало впечатления, что Mercedes не хватит четырех силовых установок на сезон, или что команда выбится из графика замен двигателей.
Это как раз было проблемой Ferrari. Команда была вынуждена совершать внеплановые замены элементов силовой установки, и заранее по ходу сезона становилось ясно, что скорее всего в четыре силовые установки в чемпионате уложиться не получится. Что означало неминуемые штрафы. В итоге это обернулось "двигательным кризисом", настигшим Ferrari в Малайзии и Японии.
Не стоит недооценивать и элемент удачи. В Сингапуре Феттелю сильно не повезло на старте, он рисковал, но не совершал ничего из ряда вон. Точно также рисковал на старте в Остине Льюис Хэмилтон, пытаясь заблокировать стартовавшего лучше Себастьяна. И ни к какому происшествию эти действия не привели.
Так, нюансы фактически решили эту достаточно равную борьбу.
Немало интересного в 2017 году происходило и кроме сражения за чемпионство. Были и яркие герои кроме Хэмилтона и Феттеля, были и оглушительные провалы.
Явной особенностью сезона'2017 был существовавший значительный разрыв между группой из топ-команд и командами - представителями средней группы пелотона, где шла очень напряженная борьба и расклад сил мог меняться от гонки к гонке. Ситуация усугублялась выдающейся надежностью. В результате кроме пилотов трех лидирующих команд, оккупировавших подиум, лишь один раз в первую тройку пробился гонщик из команд средней группы. Это был новичок Лэнс Стролл в единственной по-настоящему сумасшедшей гонке года в Баку.
Даже пилоты Force India, команды, в последние годы выступавшей очень мощно, фактически лидера средней группы, ни разу не приезжали на подиум в 2017 году. Хотя Серхио Перес за последние годы уже приучил к своим подиумам. Хотя Force India взяла четвертое место в Кубке конструкторов гораздо более уверенно, чем годом раньше.
Лет двадцать назад середняки и аутсайдеры тоже уступали топ-командам по скорости, может даже и больше проигрывали на круге, но надежность в те времена была не столь высока, и поэтому и неожиданные результаты чаще бывали, и шанс приехать на подиум был у многих.
Такой разрыв был в общем-то одним из недостатком минувшего сезона. Тем не менее борьба шла на всех "этажах" пелотона.
На мой взгляд, очень сильный сезон провел Валттери Боттас. Было очень сложно ожидать, что он с первого сезона в Mercedes, причем придя в команду уже по ходу межсезонья, сможет на равных конкурировать с Льюисом Хэмилтоном. И у Валттери были тяжелые уик-энды, были и ошибки, и неудачи. Тем более, что, как уже упоминалось выше, Mercedes W08 был очень непрост. Но Боттас очень быстро смог завоевать первый поул - на третьем этапе сезона в Бахрейне. Быстро выиграл свою первую гонку - в Сочи (пока на российском этапе чемпионата побеждали только пилоты "серебряных стрел"). Провел впечатляющую гонку в Австрии, где одержал вторую победу. Был завсегдатаем подиума, и обретя стабильно высокую скорость летом был даже возможным претендентом на титул. Очень сильно Валттери провел и заключительный этап сезона в Абу-Даби.
Меня удивляют негативные высказывания в адрес Боттаса некоторых экспертов, по мнению которых Валттери не соответствует по своей скорости Mercedes. Возможно, он просто не выглядит харизматичным. Но то, что он тихий и спокойный - это сильная сторона финского гонщика. Это помогает ему быть хладнокровным и выдерживать прессинг, планомерно прогрессировать. Быть взрывным и горячим - как раз не лучшее качество для гонщика, это зачастую приводит к негативным последствиям в спорте, где столь высока цена ошибки.
Уверен, во многом качествам Боттаса Mercedes обязан столь убедительной победой в Кубке конструкторов. Кроме того, и на Хэмилтоне благотворно сказалась атмосфера в команде, помогла ему выступить на максимальном уровне. Ну а соответствовать по скорости Хэмилтону на равных, в Mercedes - много таких гонщиков могут найти эксперты?
Вот Кими Райкконен выступил не столь убедительно, и все больше заставляет говорить о себе как о ветеране, гонщике надежном, но лучшие годы которого позади. Кими к сожалению стал единственным из шести пилотов топ-команд, которому так и не удалось выиграть гонку в 2017 году. Шансов по большему счету, у Райкконена было немного.
Было очень радостно за Кими, когда он выиграл поул в Монако. Причем это был первый поул для "Айсмэна" аж с 2008 года! Именно в Монако у Райкконена был лучший шанс на победу в гонке. Но он уступил Феттелю вследствие тактики.
Некоторые считают, что Ferrari специально так устроила тактику, чтобы провести "рокировку" в пользу Себастьяна. Мнения разделились, часть экспертов считает, что Феттель выиграл по тактике естественным путем. Я лично придерживаюсь такого мнения. Но точно мы уже вряд ли узнаем, если только через некоторое время кто-нибудь из участников событий не пожелает опубликовать откровения на тему "как все было на самом деле".
Райкконен мог бы выиграть в Венгрии, где у Феттеля вскоре после старта начались проблемы с машиной, и Кими имел более высокий темп. Но на Хунгароринге финн прикрыл лидера своей команды. Возможно Кими мог побороться за победу на Сепанге, где у него был отличный темп в квалификации. Но двигатель подвел перед стартом. В любом случае, Кими выглядел настоящим вторым номером Ferrari, и такая ситуация для "Скудерии", с разделением гонщиков на первый и второй номера, привычна.
Red Bull в начале сезона четко занимал место третьей по силе команды. Причем многие ждали в межсезонье, что Red Bull может выстрелить в 2017 году, ведь Эдриан Ньюи при кардинальной смене регламента часто строил великолепные машины. Но с Red Bull RB13 такой фокус не вышел, болид уступал как по аэродинамике, так и по двигателю. Но команда прогрессировала по ходу сезона, и после летнего перерыва фактически догнала по скорости лидеров пелотона, Mercedes и Ferrari, благодаря чему в последних гонках чемпионата гонщики Red Bull всерьез вмешивались в борьбу за самые высокие позиции.
Дэну Риккьярдо удавалось выступать достаточно стабильно большую часть сезона. Австралиец часто приезжал на подиум, стабильно набирал очки. Даниэлю удалось выиграть сумасшедшую гонку в Баку, где все традиционные лидеры испытывали те или иные проблемы, открыв дорогу к победе гонщику Red Bull. Благодаря этому Риккьярдо ощутимо опережал по очкам Макса Ферстаппена и большую часть сезона боролся с Райкконеном за четвертую позицию в чемпионате, которую в итоге уступил финну, когда в концовке чемпионата уже у Даниэля часто стали возникать проблемы с надежностью. Но при этом Риккьярдо ощутимо проиграл Ферстаппену квалификационную дуэль, со счетом 7:13.
Что касается Макса, то хотя в первой половине сезона его постоянно преследовали проблемы с надежностью, из-за чего голландец сильно недобрал очков, он произвел по ходу чемпионата одно из самых сильных впечатлений. Ферстаппен производил впечатление по-настоящему зрелого мастера. И, конечно, для него нет никаких авторитетов, так, в общем-то, было с самого начала.
Когда во второй половине чемпионата Red Bull прибавил и проблем с надежностью тоже стало меньше, Макс Ферстаппен регулярно вмешивался в борьбу лидеров. Его победы в Малайзии и Мексике были одержаны в очень уверенном стиле, когда он жестко атаковал признанных лидеров и взял над ними верх. У Макса своеобразный стиль борьбы, он часто действует на грани фола. Red Bull вообще отличал особый настрой, они не скрывали, что так как не борются за чемпионат, им нечего терять. Особенно этот настрой проявлялся в действиях Макса, он своего рода "брал на понт" лидеров, дескать им то есть что терять. При этом не могу сказать, что Ферстаппен какой-то аварийный гонщик. Даже если вспомнить Сингапур, в действиях Макса вообще никакой вины не было, ему просто некуда было деваться от двух Ferrari. В этом году Ферстаппену-младшему только исполнилось 20 лет (как раз по ходу уик-энда на Сепанге), но он зрел не по годам и производит впечатление состоявшейся звезды Формулы-1. Причем у него очень много поклонников среди юного поколения.
И очень важно, чтобы гонщик был уверен в своей команде и в своем положении в ней. Даже когда Макс постоянно сходил с трассы из-за проблем с надежностью, скорее он мог демонстрировать недовольство командой, чем команда могла предъявить ему какие-то претензии по недобору очков. В отличие от Даниила Квята, каждый сход, каждая неудача которого прямо ударяла его по дальнейшим шансам на карьеру в Ф1.
Даниил Квят прямо скажем провалил этот сезон. При этом нельзя было сказать, что он совсем уж медленный. У Дани было очень напряженное сражение с Карлосом Сайнсом в квалификациях, в котором наш гонщик проиграл совсем немного. Разница складывалась в гонках. При этом Toro Rosso понятно не построила суперболид, но он был весьма неплох, особенно в начале сезона. Квят лишь три гонки провел на высоком уровне: на открытии сезона в Мельбурне, в Барселоне и в Остине, когда он ненадолго вернулся за руль Toro Rosso. Это, конечно, слишком мало.
Безусловно, в неудачах Даниила не только его вина. Его часто подводила надежность болида. Но и ошибок Квят совершал немало. В чем причина его неудач? В психологическом состоянии? Понижение из основной команды Red Bull в 2016-м слишком сильно повлияло на Квята, сломало его? Казалось, что к началу сезона'2017 он подошел в хорошей форме, в том числе психологической. Или проблема в более слабой бригаде инженеров и механиков, в то время как более опытная команда работала с Сайнсом... Сложно сказать... В любом случае, сейчас его выступления оставляют впечатление, что судьба его карьеры была в его руках, и что он сам упустил свой шанс. Если бы Даниил выступал в гонках на уровне Сайнса, брал очки также стабильно, Toro Rosso вплотную бы боролась с Williams за пятое место в Кубке конструкторов. Если бы Сайнс набирал бы очки также редко и нестабильно как Квят, Toro Rosso скорее всего уступила бы в Кубке конструкторов McLaren-Honda и смогла бы опередить только Sauber, явного аутсайдера сезона'2017. Вот и разница.
Мне все равно непонятна замена Квята на Брендона Хартли. В то же время приход в Toro Rosso Пьера Гасли предельно логичен. Француз был следующим в очереди в молодежной программе Red Bull, он успешно прошел все предыдущие ступени, выиграв GP2 и очень уверенно проведя сезон в японской Super Formula. Откладывать дебют Гасли в Ф1 значило бы просто "мариновать" гонщика. Но учитывая наличие Гасли в команде на следующий год и то, что Toro Rosso получит новые двигатели Honda, а Сайнс ушел в заводскую команду Renault, наличие опытного гонщика в 2018-м команде явно бы не помешало. Опытный гонщик был бы хорошим ориентиром для Пьера Гасли. Также важен опыт работы с машиной, опыт доработки гоночного болида. Мне кажется, вряд ли с этой ролью кто-нибудь справился бы в Toro Rosso лучше Квята из имеющихся в наличии гонщиков. Конечно, вопрос, насколько Даниилу самому интересно было бы разбираться с новой малонадежной техникой. Но мне кажется, интересно, и это был бы хороший шанс для Квята продолжить карьеру в Ф1. Тем не менее, доктор Марко решил что Брендон Хартли для этой роли подойдет лучше. Несмотря на то, что Хартли дебютант Ф1, он более зрелый гонщик, чем Квят, у него огромный опыт в спортпрототипах высшей категории LMP1 с Porsche. Наконец Брендон старше, и у него попросту больше жизненного опыта, чем у Квята.
Откровенно говоря, более слабое впечатление, чем Квят из гонщиков, выступавших на протяжении полного сезона в 2017 году произвели разве что Джолион Палмер, отчисленный также по ходу сезона из Renault, и Маркус Эриксон. Это, конечно, выглядит неубедительно. Кстати, как бы ни был соблазн сказать, а чего добились в Toro Rosso Гасли и Хартли после ухода Квята, я бы не стал этого делать. Оба дебютировали в Ф1 по ходу сезона, не проходили предсезонной подготовки в качестве гонщиков Ф1, и поэтому сравнения некорректны. После такого сезона, каким был для Квята 2017-й, ему будет сложно найти в Ф1 новое место. Хотя талант у него, бесспорно, есть.
Хельмут Марко после Остина сказал, что одной успешной гонки недостаточно. Но справедливости ради, одной неудачи, какую явно допустил Квят в Сингапуре наверно тоже недостаточно для отстранения гонщика. Все-таки у Квята был контракт на весь сезон, и он имел полное право проехать чемпионат полностью.
И мне абсолютно непонятен и неприятен тот поток негатива, который обрушивали на Квята некоторые представители прессы и болельщиков. Особенно прессы, так как именно к ним существуют определенные профессиональные требования.
В отличие от Квята, Карлос Сайнс провел очень мощный сезон. В Toro Rosso он практически в одиночку обеспечил очковый багаж команды. Карлос каждый раз выжимал из машины по максимуму, добивался максимально возможного результата, был поразительно стабилен. Это был сезон с отметкой "супер". Неудивительно, что Сайнса с распростертыми объятьями приняли в Renault, где он сразу поехал на уровне Нико Хюлкенберга, гонщика, который стабильно держит марку.
Не менее мощное впечатление, чем Сайнс, произвел Эстебан Окон, который провел свой первый полный сезон в Ф1 в составе Force India. И как провел! Для опытнейшего Серхио Переса, имеющего в Ф1 репутацию надежного и быстрого гонщика, Эстебан стал настоящей занозой. В результате порой борьба гонщиков Force India приобретала характер открытой войны. Дело не обходилось и без столкновений. В результате после опаснейшего эпизода в Спа гонщикам Force India запретили бороться друг с другом непосредственно на трассе, и это продолжалось вплоть до момента, когда в Мексике команда окончательно обеспечила себе четвертое место в Кубке конструкторов. При этом Окон был поразительно стабилен. Его первый сход в Ф1 состоялся только в Бразилии, после столкновения с Грожаном. До этого момента Эстебан приезжал к финишу во всех гонках в Ф1! Более того, у Окона какая-то поразительная статистика непрерывных финишей тянулась еще из "младших формул", из Формулы-3.
Force India, выступавшая в 2017 году в непривычном в Ф1 розовом цвете, вообще добилась поразительно стабильных результатов. Гонщики команды, Серхио Перес и Эстебан Окон регулярно вдвоем проходили в финал квалификации, и вдвоем приезжали в очки в гонках. Единственной гонкой, в которой Force India очков не набрала, была Монако. Гонок, в которых только один пилот Force India был в очках, легко пересчитать: это Азербайджан, Бельгия и Бразилия. Неудивительно, что на этот раз четвертая позиция в Кубке конструкторов была занята Force India с огромным отрывом от пятого места и досрочно.
Williams в 2017 году выглядел довольно бледно. По крайней мере явный проигрыш Force India иначе и не назовешь. Особенно учитывая одинаковые моторы Mercedes на болидах обеих команд. Обеих частных команд, я бы добавил, так как именно этот фактор похоже играет важнейшую роль в том, что Williams уже давно не является топ-командой, при всем уважении к этой без преувеличения легендарной команде.
Впрочем, состав Williams в 2017-м изначально вызывал большие сомнения из-за Лэнса Стролла, воспринимавшегося рента-драйвером. Хотя юный канадец не является типичным рента-драйвером. Талант то у парня действительно есть, он действительно побеждал во всех юниорских категориях, в которых участвовал, пусть всегда и имел самую лучшую технику. Просто его приход в Ф1 выглядел форсированным усилиями его отца. А подготовка у канадского тинейджера была серьезная, он ездил с частными тестами с Williams в 2016 году по трассам чемпионата. И развит Лэнс не по годам. Также ему присуща повышенная аварийность. И в первых гонках 2017 года Стролл оправдывал репутацию крэш-драйвера. Однако постепенно пообвыкся и выдал несколько очень уверенных гонок, в том числе и окончившуюся на подиуме в Баку.
Другой пилот Williams, неожиданно вернувшийся после ухода из Ф1 (фактически-то и не состоявшегося), Фелипе Масса - первую треть сезона в одиночку привозил команде очки и был своего рода наставником для Стролла. Фелипе был для Лэнса и ориентиром по скорости, и делился с ним своим огромным бесценным опытом. Масса реально выглядел подтверждением пословицы "старый конь борозды не испортит", проводил сезон на очень крепком, хорошем уровне, явно показывая, что его рано списывать за борт. Фелипе получал и удовольствие от выступлений благодаря новым машинам, напомнившим бразильцу времена его молодости. Он был бы и не прочь продолжить карьеру, но все-таки решил ее завершить. Долгие выборы Williams напарника для Стролла на 2018-й по-видимому надоели Фелипе. Это действительно выглядит довольно странным, потому что лучшего напарника для канадца, пока он не наберет как следует форму, представить сложно. Опыт Массы в любом случае пригодился бы Williams. Но если в 2017 году Фелипе платили высокую зарплату, изначально предназначавшуюся Боттасу, которого забрали в Mercedes, то теперь команда похоже не была готова платить столько же. Хотя Стролл и приносит огромный спонсорский бюджет.
Разумеется, возвращение в составе Williams в Формулу-1 Роберта Кубицы было бы очень красивой историей. Вариант с Полом ди Рестой выглядит патриотичным. Для нас же был бы безусловно приятен вариант с Сергеем Сироткиным, также как и с Даниилом Квятом.
Еще один ветеран, Дженсон Баттон, имевший контракт с McLaren-Honda и исполнявший обязанности резервного пилота, все-таки вернулся в Ф1 на одну гонку, в Монако, где подменял отправившегося за океан Фернандо Алонсо. Дженсон сходу продемонстрировал скорость на высоком уровне, но именно в Монако окончательно понял, что эту страницу своей жизни и карьеры пора перевернуть. С легким сердцем Дженсон завершил карьеру в Ф1.
Renault в 2017 году фактически возвращалась в "высшую лигу" после очень сложного предыдущего сезона. Потенциал болида был неплох, но над ним предстояло хорошо поработать. Прогресс был заметен по ходу всего сезона, хотя очки набирались не слишком стабильно. Тем более, что Нико Хюлкенберг долгое время набирал очки в одиночку. Джолион Палмер приехал в очки единожды, в Сингапуре, где было много сходов (в том числе сошел и его напарник). Вскоре после этого Джолион был вынужден покинуть команду, не дожидаясь конца сезона. Палмер слишком явно проигрывал Хюлкенбергу, это гонщики разных уровней. С приходом в команду Карлоса Сайнса Renault получила очень сильный состав. В конце сезона Renault все-таки удалось обойти в Кубке конструкторов Toro Rosso, которая после полной смены состава очки набирать перестала. Нико Хюлкенберг в конце чемпионата нередко был "лучшим из остальных", и это очень хороший признак для Renault.
Команда, которая боролась в этой же группе - американская Haas F1, и ей опередить на финише Toro Rosso не удалось. С приходом в команду Кевина Магнуссена Haas получил очень равный состав, оба гонщика, и Роман Грожан, и Магнуссен регулярно набирали очки. Тем не менее, стабильности Haas не хватало. На одних трассах форма команды была очень сильной, на других Haas выглядел практически аутсайдером, соревнуясь только с Sauber. Это был неплохой, довольно крепкий сезон, но какого-то прорыва не последовало. Впрочем, во второй сезон в Формуле-1 прорыва трудно ожидать.
В то же время происходившее с McLaren-Honda выглядело уже каким-то фарсом. В итоге столь громко анонсированный союз с Honda, возрождение легендарного альянса потерпело неудачу. С Honda закономерно расстались. После трех очень сложных сезонов. В 2015 году великолепный дуэт Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона фактически занимался тестами в гоночном режиме. Сезон'2016 дал некоторую надежду. Но в 2017-м все снова обернулось полнейшим провалом. Причем перед нынешним сезоном отменили правило с баллами, которое фактически было медленным "замораживанием" двигателей, не дававшим кардинально совершенствовать силовую установку. Перед сезоном'2017 Honda кардинально переработала конструкцию двигателя, взяв за основу схему, применяемую Mercedes, от нового мотора ждали многого, но в итоге получился очередной провал. Двигатель был и недостаточно мощным, и катастрофически ненадежным. Фернандо Алонсо в открытую выражал недовольство. Стоффель Вандорн был гораздо сдержаннее, но это и понятно, он - новичок, которому еще надо заработать репутацию и у которого еще есть время в Ф1. Надо отдать должное Honda, по ходу сезона мотористы действительно добились прогресса. Постепенно McLaren стал добиваться пусть и средних, но результатов, приезжать в очки, бороться с машинами других команд. Но это были слишком тяжелые сезоны для столь славного имени как McLaren. Никогда эта команда не пребывала в столь неудачном периоде так долго. История с Honda - самый яркий пример, насколько сложны оказались эти турбогибридные двигатели нового поколения даже для такого авторитетного производителя.
Что касается Sauber, команда была изначально обречена быть аутсайдером, выбрав прошлогодние моторы Ferrari. Тем не менее, Паскаль Верляйн, пропустивший начало сезона из-за травмы, полученной в Гонке чемпионов, провел несколько сильных гонок. Маркус Эриксон за весь сезон так и не смог набрать ни одного очка, хотя иногда был к этому близок. Честно говоря, хотя Эриксон и демонстрирует иногда неплохую скорость, но выглядит совершенно неубедительно. Антонио Джовинацци, заменивший Верляйна на первых двух этапах, стал первым итальянцем в Ф1 после Ярно Трулли и показал определенный потенциал. Этого однако слишком мало, чтобы делать по Антонио какие-то выводы, своего слова в Ф1 он пока не сказал.
По ходу сезона в Sauber происходили и позитивные трансформации, к которым можно отнести в первую очередь замену во главе команды Мониши Кальтенборн на Фредерика Вассёра, являющегося настоящим гоночным человеком. Дальнейшие перспективы швейцарской команды выглядят достаточно неплохими, учитывая, что в 2018 году на болидах будут стоять уже актуальные двигатели Ferrari. Жаль лишь, что совершенно туманны перспективы столь сильного гонщика как Паскаль Верляйн.
Продолжение следует.