Завершая круг
Если бы за Гран-при Абу-Даби наблюдал человек, по каким-то причинам пропустивший весь сезон 2017 года, но знакомый с предсезонными прогнозами, он бы наверняка подумал, что все прогнозы сбылись. Две "серебряные стрелы" Mercedes уверенно лидировали, оспаривая первенство в гонке друг с другом, в то время как позади на некотором расстоянии шла Ferrari Себастьяна Феттеля, опережавшая в свою очередь группу из напарника Себа Кими Райкконена и двух болидов Red Bull, с которыми финн боролся. Правда лидировал Валттери Боттас, а не Льюис Хэмилтон, безоговорочное доминирование которого предсказывали эксперты, но это тоже вполне вписывалось в картину: доминировавший Льюис наверняка досрочно выиграл чемпионат, и в последней гонке дал возможность напарнику побороться за победу. Забавно, как порой существующую картину можно подогнать под любые расчеты. А ведь на деле ход сезона развивался по совершенно другому сценарию (ну если не учитывать досрочное чемпионство Хэмилтона).
Интересно, что когда я во время летнего перерыва проецировал расклад на оставшуюся часть сезона, то угадал практически со всеми трассами, за исключением, как ни странно, Абу-Даби. По этим раскладам, между прочим, выходило, что Себастьяну Феттелю удастся сохранить преимущество и завоевать чемпионство. Скоростные Спа и Монца отдавались Mercedes, но Феттель должен был их преследовать, в Сингапуре первенствовала Ferrari (дурацкая авария на старте в прогноз заложена, разумеется, не была). Сепанг, как традиционно трасса "Скудерии" тоже отдавался Феттелю (кто бы знал, что Ferrari провалит этап по надежности). Скоростная техничная Сузука - здесь преимущество должно было быть за Mercedes, примерно такой же расклад был и по Остину. В Мехико Ferrari имела отличный шанс побороться с Mercedes и выиграть у соперника, то же самое касалось и Бразилии. Наконец, в Абу-Даби, где жарко и много медленных и среднескоростных поворотов, Ferrari, на мой взгляд, имела отличные шансы опередить Mercedes. На деле с Yas Marina все оказалось по-другому, и доминировал Mercedes. Эта трасса - по-прежнему не трасса Ferrari, "Скудерии" здесь ни разу не улыбался успех.
В итоге Гран-при Абу-Даби завершился победным дублем Mercedes, красивое завершение сезона для команды, четвертый год подряд завоевавшей как личный титул чемпиона мира, так и Кубок конструкторов. Это был четвертый дубль "серебряных стрел" в 2017 году. После Канады, Великобритании и Италии. Интересно, что в этих трех случаях доминирование Mercedes можно было угадать. Это все скоростные трассы. В Монце и Монреале много протяженных прямых, в Сильверстоуне много скоростных виражей. Абу-Даби - четвертая трасса, на которой Mercedes взял дубль, совершенно другой тип. Да, здесь есть две длинные прямые, но не они, главным образом, формируют характер трассы, а как уже упоминалось выше, большое количество поворотов, в основном медленных и средней скорости. Это не совсем те условия, в которых Mercedes W08 проявлял свои лучшие качества, тем не менее, Yas Marina стала территорией доминирования Mercedes, как и каждый из трех предыдущих лет.
В свое время Эмираты прилагали специальные усилия, чтобы занять место последней гонки в календаре, чтобы привлечь больше внимания к своему Гран-при. Это работает, когда борьба идет вплоть до последней гонки, но когда чемпион определяется досрочно, имеет скорее обратный эффект.
Здесь, в Абу-Даби было три великолепных суперфинала: в 2010, 2014 и 2016 годах. Была захватывающая гонка в 2012 году, когда был очень напряженный чемпионат, а Абу-Даби не шла последней гонкой сезона, - та самая, с победой Кими Райкконена на Lotus и "Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю!" Интересно, что вернувшись в Формулу-1, Кими дважды удавалось побеждать на Lotus, но после перехода в Ferrari финну пока так и не удалось победить ни в одной гонке.
Когда же все основные вопросы сезона уже решены, и Абу-Даби просто закрывает чемпионат, как в этом году, то эти Гран-при сложно назвать захватывающими. Трасса здесь просто космическая, очень красивая внешне, особенно после захода солнца. Телевизионная картинка Гран-при Абу-Даби - одна из самых красивых в сезоне Ф1. Но если рассматривать Yas Marina с точки зрения гонщика, с точки зрения пилотажа, - нельзя сказать, что это особенно захватывающая трасса. Она какая-то слишком прилизанная, стерильная, конечно, здесь все доведено, отполировано до блеска, это красиво, но гоночной брутальности Абу-Даби явно не хватает. И в последней гонке сезона здесь сквозило такое предотпускное настроение. Это действительно хорошее место, чтобы отпраздновать конец сезона. А какие тут салюты, фейерверки после финиша! Конечно, некоторые вопросы еще оставались нерешенными. Например, Валттери Боттас еще имел шанс стать вице-чемпионом. Вот это был бы полный триумф Mercedes! Но для этого нужна была не только победа Валттери, но и провальное выступление Феттеля. Впрочем, такой итог, согласитесь, совсем не отвечал бы логике сезона.
Пожалуй, наиболее важной борьбой в Абу-Даби было сражение за шестую строчку в Кубке конструкторов, где опередить Toro Rosso, очень слабо проводящую концовку сезона, имели шансы Renault (очень хорошие шансы, учитывая форму машины и состав команды) и Haas (пониже). Но, конечно, это не самый большой накал борьбы.
Квалификацию уверенно выиграл Валттери Боттас, что стало приятным сюрпризом. У Боттаса был сильный отрезок сезона в этом году, но осенью дела Валттери шли далеко не так хорошо, ему не удавалось как следует совладать со своим болидом, в отличие от напарника. В Абу-Даби дела наладились, и Боттас опередил как Льюиса Хэмилтона, так и Себастьяна Феттеля, которому на этот раз не удалось навязать серьезную борьбу Mercedes и пробиться на первый ряд стартового поля. Для Боттаса это был четвертый поул в этом году, до этого он выигрывал квалификацию в Бахрейне, Австрии и Бразилии.
Нико Хюлкенберг, показавший седьмой результат в квалификации был "лучшим из остальных", что создавало хороший плацдарм для атаки на шестое место в Кубке конструкторов, находящееся в руках Toro Rosso. Фелипе Масса в своей заключительной квалификации в Формуле-1 пробился в десятку лучших. За бортом Топ-10 бразилец оставил своего старого товарища Фернандо Алонсо, что, думается, было для него принципиальным моментом.
Старт гонки прошел очень спокойно, без особо захватывающих событий. Такое впечатление, что вышеупомянутое предотпускное настроение сказывалось. Боттас стартовал хорошо, и удержал позади Хэмилтона. Феттель остался на третьей позиции, впереди Дэна Риккьярдо, Кими Райкконена и Макса Ферстаппена, - все как и было по итогам квалификации.
Разве что Хюлкенберг внес остроты, когда в схватке с Force India срезал шикану и не вернул позицию. Этот эпизод впоследствии вызвал гневную риторику со стороны Force India, - хотя Нико получил пятисекундный пенальти на пит-стопе, все равно он сохранил свою позицию. Но что тут поделаешь, если темп Хюлкенберга и его Renault был выше, чем у Force India? Разве что наказывать более весомым пенальти, например проездом через пит-лейн.
Иногда в пелотоне возникали достаточно красивые сражения, например, Лэнс Стролл боролся с Романом Грожаном, или Паскаль Верляйн с Кевином Магнуссеном и Брендоном Хартли. Это несколько придавало разнообразия, но все равно не давало настоящего ощущения остроты.
Особняком пожалуй стоит дуэль Фелипе Массы и Фернандо Алонсо. До пит-стопов Алонсо преследовал Массу, но не мог его опередить. Ситуация поменялась после того, как гонщики совершили свои пит-стопы. Фелипе выехал на трассу прямо перед носом пилота McLaren-Honda, и Фернандо атаковал гонщика Williams, еще не успевшего прогреть свои новые шины. Атака в зоне DRS оказалась успешной, и Алонсо вышел вперед. Эти двое уже который Гран-при продолжают свою борьбу.
Была в этой гонке и пара сходов, но они также не оставили по-настоящему драматичного впечатления. Даниэль Риккьярдо шел на четвертой позиции, впереди Райкконена и Ферстаппена, которых ему удалось опередить в квалификации. Но после того как австралиец совершил свой пит-стоп, он практически сразу же был вынужден запарковать свой болид на обочине из-за проблем с гидравликой. Кстати, из-за этого Кими опередил Дэна по итогам чемпионата, но четвертое или пятое место - так ли уж важен был вопрос для этих гонщиков?
Сразу же после пит-стопа остановился на обочине и второй сошедший в этом Гран-при. Но в случае с Карлосом Сайнсом пит-стоп и стал непосредственной причиной схода. Испанцу просто как следует не привернули переднее левое колесо. Потеря бойца осложнила для Renault борьбу в Кубке конструкторов, но не критично. Позиции Хюлкенберга смотрелись солидно. Кстати, Карлос из-за разбортованного колеса чуть не въехал в стену в тоннеле на выезде с пит-лейн, - самом, пожалуй, необычном месте трассы Yas Marina. Въехал бы, - это бы безусловно добавило гонке разнообразия.
Конечно, не стоит забывать о борьбе за первое место. Льюис Хэмилтон не собирался уступать Валттери Боттасу, гонщики шли плотно и обменивались лучшими временами на секторах. Периодически Хэмилтон подбирался к Боттасу в зону DRS, так что можно было ждать атаку за первое место. Но реальной атаки Льюис так и не совершил. Валттери провел практически безупречную гонку, хотя и допустил небольшую помарку в конце, когда заблокировал шины на торможении. Это могло дать шанс Хэмилтону на обгон. Но Боттас сохранил контроль над ситуацией. Валттери показал лучший круг в гонке, и это позволило ему впервые в карьере завоевать так называемый хеттрик.
Валттери Боттас одержал третью победу в этом сезоне, после Сочи и Шпильберга. Закончил сезон максимально лучшим образом, уйдя в межсезонье победителем последнего Гран-при.
Себастьян Феттель провел гонку по большей части в одиночестве. Он не смог навязать борьбу Mercedes, но и преследователи не несли ему особой угрозы. Три гонщика, занявшие три лучшие позиции по итогам сезона, поднялись на подиум заключительной гонки. При этом ни у одного из первой тройки позиция в Абу-Даби не соответствовала позиции по итогам чемпионата. И что интересно, и для Феттеля, и для Боттаса, и для Хэмилтона подиум в Абу-Даби был тринадцатым в этом году.
Нико Хюлкенберг, финишировав шестым, позади Райкконена и Ферстаппена, как и в квалификации стал "лучшим из остальных". Именно эта позиция оказала наибольшее влияние на расстановку по итогам гонки в Абу-Даби, так как Renault в итоге обошла Toro Rosso в сражении за шестую позицию в Кубке конструкторов. Впрочем, это событие ожидалось с гонки на гонку. Скорость Renault, состав Хюлкенберг - Сайнс (который и внес основной вклад в очковый баланс Toro Rosso до перехода в Renault), позволяли рассчитывать на успех. Haas, которому недоставало стабильности в этом году, в Абу-Даби очков не набрал, и остался на своей позиции.
Что касается Toro Rosso, эта команда провела крайне слабую концовку сезона. Очки команда не набирала с Гран-при США и Даниила Квята. В Абу-Даби из действий "Скудерии" из Фаэнцы больше всего запомнился пожалуй разворот Пьера Гасли в гонке.
Force India закончила год, как и провела, - с двумя машинами в очках. Серхио Перес и Эстебан Окон в очередной раз не сплоховали.
Фернандо Алонсо в последней гонке тандема McLaren-Honda принес два очка за девятое место и на этот раз оставил позади Фелипе Массу. Масса свою заключительную в Формуле-1 гонку завершил в десятке лучших. Необходимо отметить, что Фелипе Масса в своем заключительном сезоне выглядел очень достойно и никак не создавал впечатление гонщика, которому пора на покой. Не говоря уже о том, что в квалификационных противостояниях Фелипе просто разгромил своего напарника-дебютанта.
На круге почета Фелипе Масса последовал за двумя пилотами Mercedes, крутившими "жука" на стартовой прямой, еще раз поприветствовать трибуны. Это была красивая заключительная точка в 68 чемпионате мира Формулы-1.
Пожалуй, в этом и был основной момент в Гран-при Абу-Даби. Еще раз насладиться этим сезоном, этими красивыми гоночными болидами, прежде чем уйти в межсезонье, и в ожидание нового сезона, который, конечно, будет другим.