Болиды 2017 года – быстрейшие в истории «Формулы-1»
Есть доказательство.
Пользователь сайта реддит limeybastard своеобразно отметил конец сезона «Формулы-1», построив график скорости болидов, начиная с 1974 года. Он собрал все быстрейшие круги в квалификациях и гонках за последние 43 года, исключив измененные треки и дождевые сессии, принял темп первого сезона исчисления за единицу и рассчитал изменения во времени прохождения кругов в каждом из последующих лет относительно предыдущих. В конце исследования он свел изменения, произошедшие за четыре десятилетия, в один график.
Поскольку средняя скорость высчитывается из времени прохождения круга и расстояния, для нее график был бы точно таким же. График абсолютной скорости выглядел бы подобным же образом с погрешностью не более 1%. Как пишет сам автор, точность исследования оказалась на вполне приличном уровне: график спрогнозировал поул и лучший круг последнего Гран-при Абу-Даби на 0,2 и 0,4 секунды медленнее реального соответственно – «предположительно из-за большого количества гонок, где все просто экономили ресурс машины до самого финиша».
Из него можно понять, что современные машины — быстрейшие в истории «Формулы-1» и превосходят болиды 1974 года на 30% в квалификации и на 21% - в гонках.
На втором месте предсказуемо оказалась техника 2004 года — она оказалась быстрее продукции 1974 года на 29%. Тем не менее, в гонках болиды времен последнего титула Шумахера все равно остались быстрейшими, но не из-за превосходства над современными автомобилями: в эру дозаправок болиды оперировали намного меньшим количеством топлива во время Гран-при, а потому были легче.
К тому же благодаря «шинным войнам» между «Мишлен» и «Бриджстоун» покрышки из середины 00-х давали больше сцепления и медленнее разрушались, что тоже влияло на скорость в гонке. В остальном техника 2017 года все равно быстрее — даже несмотря на значительное увеличение веса и размеров.
Также из исследования видно, что относительный разрыв между гоночным и квалификационным темпом в последние годы велик как никогда — скорее всего, из-за бана дозаправок, новых шин и ограничений на использование двигателей и расход топлива. Потому разрыв только увеличится в 2018 году после ужесточения лимита на использование силовых установок с четырех до трех.
Также можно увидеть эффект любого изменения в регламенте: от новых двигателей и болидов до отказа от дозаправок или изменения форматов квалификаций.
Фото: Gettyimages.ru/Allsport UK, Mark Thompson, Clive Mason
Ограничения по оборотам двигателя гораздо больше на этом графике сказалось.