«Формула-1» сменила логотип. Недовольны даже гонщики
Но могло быть хуже.
Когда на прошлой неделе в интернете появились эскизы, похожие на новые логотипы «Формулы-1», все решили, что это был всего лишь вброс, рассчитанный на прощупывание почвы. Недовольство фанатов сквозило изо всех соцсетей, потому объявление о презентации нового лого сразу после Гран-при Абу-Даби, воспринялось как неприятный сюрприз от американских владельцев серии Liberty Media.
Стоит признать: момент выбрали просто идеально. Последняя гонка сезона оказалась настолько унылой, что ее события и третья победа Валттери Боттаса моментально стерлись из памяти, хотя презентация состоялась сразу после церемонии награждения.
Ролик, презентованный на треке Мартином Брандлом и Дэвидом Култхардом, уже набрал 12 тысяч дислайков против 6 тысячи лайков.
Зачем вообще «Формуле-1» нужен этот ужас?
Первое, что пришло в голову зрителям Гран-при помимо изощренных ругательств — чем же новым владельцам не угодило старое лого? Ведь подавляющему большинству фанатов «Ф-1» все нравилось.
По словам коммерческого директора серии Шона Братчеса, дизайн, использовавшийся последние 23 года, устарел и потерял актуальность для мерчандайзинга и тем более для современных цифровых платформ.
Эскизы официальной продукции с новой символикой.
«Гонки должны взять пример с крупнейших мировых компаний вроде «Кока-Колы» и упростить дизайн брендов для удобного оборота в цифровом пространстве. Старый символ хорошо послужил спорту, но с нашим видением бизнеса он просто не совпал. Многие не видели на нем единицы, формировавшейся из пустого пространства между правым и левым элементами — а мы хотели все упростить и прояснить, что очень важно для цифровой сферы».
Глава отдела маркетинга «Формулы-1» Элли Норман подтвердила ориентацию на новый рынок:
«Логотип вдохновлен двумя сражающимися машинами, вылетающими из поворота к финишной черте. Он невероятно простой и смелый, и предоставляет нам больше гибкости и универсальности для работы с цифровыми платформами и мобильной средой».
Исполнительный директор «Ф-1» Чейз Кэри объяснил, что в новом дизайне они хотели подчеркнуть эмоции и свежесть, которые Liberty привносит в спорт.
«Логотип демонтирует уважение гонок. Мы не хотим их менять — лишь внести инновации».
Поддержал перемены и президент Международной автомобильной федерации Жан Тодт.
«Владельцы коммерческих прав могут сменить визуальный дизайн с согласия ФИА, и мы доверяем этим профессионалам. Мы проведем собственные исследования, и если они вскроют положительный эффект для развития «Ф-1», мы и впредь будем поощрять такие решения. Это эволюция».
Лого — это только начало
По словам функционеров серии, к Гран-при Австралии 2018 года вокруг нового символа выстроится настоящая перезагрузка бренда. В частности, уже планируется запуск новой веб-платформы, новые социальные возможности, создание собственных видеосервисов и полный рестайлинг телевизионной графики. Приблизительный дизайн последней тоже просочился в интернет.
Выглядит как кислотная версия компьютерной игрушки «Моторспорт Менеджер» – похоже, новые владельцы гонок слишком рьяно взялись за омоложение аудитории или сориентировались исключительно на геймеров.
Но макеты шрифтов смотрятся еще хуже.
Если совместить увиденное с телекартикой, можно представить трансляцию 2018 года.
Благодарить за пиршество для глаз стоит агентство Wieden+Kennedy London — именно оно полностью разрабатывало все концепции дизайна.
«Проблема современной «Формулы-1» была в отсутствии идентичности, – объяснил руководитель дизайнерской группы Ричард Терли. – И они хотели чего-то простого».
Выбрали еще не худший вариант
Изначально в сеть утекли сразу три эскиза — один другого краше.
Последний очевидно неудачно копировал старый символ, а второй был и вовсе извращенным подобием логотипа молодежной серии GP2, которая недавно тоже прошла через ребрендинг и стала «Формулой-2». Благодаря им можно понять — результат мог быть намного, НАМНОГО хуже.
С поиском источником вдохновения для конечного варианта возникли трудности. В графическом стиле дизайна четко прослеживалось влияние логотипа компьютерного симулятора Forza Motorsport, но нашлись и «формульные» отсылочки — например, к другому крайне неудачному решению, которое установят на машины в 2018 году – «гало».
Также обнаружено неоспоримое сходство философии символа с недавним знаковым ребрендингом «Ювентуса». Кстати, туринский клуб оправдывал отказ от легендарного лого примерно такими же аргументами, что и Шон Братчес.
Но настоящие олдфаги гордо заявили, что стилистика логотипа перекочевала прямиком с гоночного шлема трехкратного чемпиона мира Ники Лауды, выступавшего в 70-80-е годы.
Но самым реальным предположением стало заимствование дизайна канала ESPN, которым Шон Братчес руководил 27 лет — ведь весь брендинг американской организации сделан ровно тем же агентством Wieden+Kennedy London.
Однако вы удивитесь разнообразию черновых вариантов.
Логотип не понравился никому
Победителей Гран-при Абу-Даби на пресс-конференции попросили поделиться мнением по поводу перемен, и гонщики отметились полным единодушием.
«А что было не так со старым? – удивился Боттас. – По-моему, он был классным».
«Мне тоже больше нравился старый логотип», – согласился с финном Себастьян Феттель.
«Я думаю, старый был узнаваемым, – объяснил Льюис Хэмилтон. – Представьте, если бы «Феррари» или «Мерседес» сменили бы дизайны. Новый вряд ли будет так же узнаваем, но, возможно, он еще взлетит».
И правда, мнение о худшем восприятии обновленного логотипа достаточно часто встречается в интернете.
Другая проблема заключается в неаккуратной реализации макета: три красных элемента разделают очень тонкие линии, из-за чего на маленьких форматах изображение сливается в одно красное бесформенное пятно. Если вспомнить, что эскиз разрабатывали специально для продвижения спорта на цифровых носителях и платформах (где много небольших картинок-иконок в виде аватар, ярлыков и прочего), недоумение большей части аудитории становится понятным.
Причем пользователи реддита буквально за вечер нашли кучу способов улучшить лого и явнее выразить его принадлежность к «Формуле-1».
Но вообще фанаты смотрят на перемены как на провал.
Некоторым кажется, что над их страстью надругались.
Или редизайн лучше подошел бы команде «Форс-Индия», которая как раз собиралась менять название.
Кто-то выловил лицо чемпиона мира 2016 года Нико Росберга, закончившего с гонками сразу после завоевания титула, как раз в момент презентации логотипа. Кажется, все понятно и без слов.
Раньше было лучше?
Теперь старые фанаты, увековечившие любовь к спорту в татуировках, резко оказались в дураках.
Но для самых старых олдфагов открылось уникальное время ностальгии, когда они смогли со светлой грустью повспоминать совсем старый логотип, представленный еще ФИА.
Однако замечания агентства Wieden+Kennedy London по поводу отсутствия стиля, направленного на широкую аудиторию, имеют смысл.
«Формула-1» – королевский спорт: сколько раз мы слышали это выражение от Алексея Попова? – правильно заметил бывший арт-директор «Яндекса» дизайнер Александр Пелевин. – В спонсорах сплошь дорогие марки часов, шампанское, которое мы не можем себе позволить даже на праздник, и прочий луивитон. Паддок – закрытая территория для избранной публики в дорогих костюмах. Это, и другие отсылки к элитарности не раздражали людей увлеченных, но отталкивали широкую аудиторию. А деньги в современном мире у нее. И новый стиль адресован именно ей».
Стиль сложился еще с 80-90-х годов и вырастил не одно поколение фанатов, которые запомнили гонки именно такими. Поэтому теперь им очень трудно воспринимать столь резкий и внезапный разворот на самую широкую аудиторию, которая как раз и привыкла к минимализму, материальному дизайну и подобной стилистике. Раньше не было лучше, и теперь не стало хуже – просто со временем у людей появились другие вкусы. Мир бизнеса всегда был суров: меняйся или сдохни.
Фото: twitter.com/F1, 7marketz, espn, wtf1, creativereview.co.uk, reddit.com, topgearrussia.ru.
F1
Прости, старина Берни, без тебя Ф1 катится в пропасть
Тьфу нах.