11 мин.

Досрочное чемпионство

Итак, главной гонкой сезона'2017 стал Гран-при Мексики. Именно здесь, в Мехико, на трассе имени братьев Родригес, определился обладатель титула чемпиона мира Формулы-1 2017 года, досрочно. Им стал Льюис Хэмилтон. Собственно, только Хэмилтон и мог завоевать чемпионство досрочно. Более того, к его титулу в Мехико все и шло в последнее время. Очевидное наконец стало официальным.

По крайней мере, теперь Себастьяну Феттелю не придется в последних гонках сезона пытаться сохранить призрачный шанс на ускользающий титул.

Ferrari и Феттель проиграли этот поход за чемпионством. А ведь именно в 2017 году "Скудерия" была близка к титулу, как уже давно с ней не бывало. Пожалуй, последний раз такой твердый шанс у Ferrari был в 2010 году. В итоге, не только Mercedes взял все Кубки конструкторов в наступившую в 2014 году турбогибридную эру. С 2014 года пилоты "серебряных стрел" выиграли и все личные чемпионские титулы. Три раза это сделал Льюис Хэмилтон. Но причина опять же не только в доминировании Mercedes. Ведь Ferrari в 2017 году была по-настоящему сильна. Весь секрет раскрывается при взгляде на таблицу чемпионата мира. У Льюиса Хэмилтона ни одного схода, в каждой гонке до Мексики включительно он финишировал в очках. У Себастьяна Феттеля два схода, целых два схода. Именно тогда, во время азиатского осеннего выезда фактически и решилась судьба чемпионата. Сход в результате стартового столкновения в Сингапуре, в котором собственная вина Феттеля была значительной. Сход по технике на Сузуке. Вот и все. С учетом того, насколько сильны были Хэмилтон и Mercedes, не совершавшие ошибок, безупречные с точки зрения надежности, Феттель и Ferrari в погоне за чемпионством не могли себе позволить таковых провалов. Именно тогда, в Сингапуре и Сузуке все и решилось. В Мексике по сути уже ничего не решалось. Просто был зафиксирован итоговый счет.

А ведь на уникальной трассе в Мехико-Сити все располагало к максимально напряженной борьбе. Mercedes здесь не имел никакого преимущества.

Ключевой особенностью Мехико является высота над уровнем моря. Ведь столица Мексики находится на среднегорье, на высоте 2200 м. Эта географическая особенность делает трассу имени братьев Родригес совершенно уникальной в календаре. Антикрылья здесь выставляются на максимальный уровень прижимной силы, как в Монако или на Хунгароринге. Но при этом из-за разреженности воздуха реальная прижимная сила здесь меньше, чем в Монце. В конце стартовой прямой в Мехико достигаются максимальные скорости, сравнимые с Монцей. А ведь на трассе много поворотов, более того, новый асфальт, уложенный при реконструкции трассы, очень гладкий. Как следствие, машина сильно скользит, особенно в связке поворотов после стартовой прямой и в "эсках" на втором секторе трассы. Это смотрится очень красиво. Из-за разреженности воздуха турбины крутятся здесь быстрее, чтобы нагнать требуемое количество воздуха. Это сравнимо с тем, как при повышенных нагрузках быстрее начинает биться сердце. Поэтому на двигатели в Мехико тоже нагрузка повышенная. И не зря здесь было столько отказов силовых установок Renault.

Борьба в квалификации была очень напряженной. Льюис Хэмилтон в итоге даже не пробился на первый ряд стартового поля, показав третье время. В итоге полностью "серебряным" оказался второй ряд, так как четвертый результат показал Валттери Боттас.

Великолепно пилотировал в квалификации Макс Ферстаппен. К тому же условия в Мехико максимально подошли Red Bull. Макс был близок к первому поулу, как никогда, но все-таки уступил немного, меньше десятой доли секунды, и занял второе место. А обладателем поула стал Себастьян Феттель, блестяще проехавший решающую попытку. По словам Себа, попытка была на грани, в какой-то момент машина сильно скользила, и он был также близок к провалу, как и к триумфу. Но именно пилот Ferrari был на этот раз на поуле. Поул-позиция в Мехико была для Феттеля четвертой в сезоне и пятой для Ferrari, но гораздо более красивая цифра - это была пятидесятая поул-позиция Себастьяна в карьере. Ранее цифры в 50 поулов в Ф1 достигали только Айртон Сенна, Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон.

По квалификации следует выделить также Эстебана Окона, который блестяще квалифицировался шестым и принял старт с третьего ряда вместе с Кими Райкконеном. Эстебан мощно переквалифицировал напарника, Серхио Переса, в честь которого как обычно заполненные трибуны автодрома массово примеряли розовый цвет. Чеко был в Топ-10, но показал десятый результат.

Дэн Риккьярдо был в квалификации седьмым, что контрастировало с отличной формой Red Bull, продемонстрированной Ферстаппеном. Впрочем Даниэля в любом случае ждал штраф в 20 позиций на стартовом поле за замены элементов силовой установки. Он был в этом не одинок. Значительные штрафы также получили (никто не меньше 20 позиций) пилоты McLaren-Honda Фернандо Алонсо и Стоффель Вандорн, Брендон Хартли, доезжающий этот сезон за Toro Rosso. Впрочем напарник Хартли, вернувшийся за руль Toro Rosso Пьер Гасли вообще не принимал участия в квалификации из-за отказа двигателя в субботней тренировке. Благодаря штрафу Риккьярдо четвертый ряд оказался полностью принадлежащим пилотам Renault, причем на этот раз Нико Хюлкенберг был выше Карлоса Сайнса.

Стартуя с поул-позиции Себастьян Феттель имел отличные шансы на победу. Но все перевернулось уже на старте.

В первые мгновения было впечатление, что все стартовали великолепно. К концу длинной стартовой прямой из-за спины Феттеля так и готовились выскочить несколько преследователей, и в первом повороте должно было быть очень жарко. Это и привело к коллизии.

Макс Ферстаппен "вломился" в первый поворот бок о бок с Феттелем. Казалось, Себастьян заходил в первый поворот по оптимальной траектории, но он все равно упустил Макса, который тормозил максимально поздно, что было очень смело. Благодаря этому Макс поравнялся с Ferrari Феттеля и устремился ко второму повороту связки, выйдя на внутренний радиус. Ферстаппен  в жестком стиле захватил лидерство, буквально растолкав соперников локтями. В этой толчее ему немного досталось от Феттеля, который задел Red Bull передним крылом. Соперники в борьбе немного потеряли в скорости, чем тут же воспользовался вынырнувший из-за спины Феттеля Хэмилтон. И тут же Льюис получил удар в заднее колесо передним антикрылом Ferrari. Хэмилтон получил прокол и, потеряв скорость, наблюдал как мимо проносятся Феттель и опередивший Себастьяна с другой стороны Боттас.

После первого круга в боксы заехал сначала Феттель, которому сменили передний обтекатель, а затем Хэмилтон, медленно добравшийся до пит-лейн. Но оба продолжили борьбу, вернувшись на трассу позади пелотона. На третье место, - позади Ферстаппена и Боттаса, в этот момент вышел Эстебан Окон, уже который раз по ходу сезона.

Макс Ферстаппен давно обозначил свой стиль ведения борьбы. Он не ведет борьбу за чемпионат, поэтому ему нечего терять. Поэтому он позволяет себе рисковать на стартах больше и рассчитывает на то, что соперники, претендующие на титул, которым есть что терять, в жесткой борьбе предпочтут уступить. Чтобы не потерять все, чтобы не потерять очки. Макс действовал так и в прошлом году, атакуя Нико Росберга. Нико тогда приходилось очень непросто, ему приходилось применять сдержанный подход. Но в итоге умный подход Росберга позволил ему выиграть чемпионат.

Феттель сам крайне упертый. Себастьян сам склонен жестко действовать в борьбе, и он явно не собирался и не собирается уступать в сражениях с юным Ферстаппеном. Собственно, мы наблюдаем двух гонщиков, выросших на примере Михаэля Шумахера. Феттель никогда не скрывал, что Шумахер был его кумиром, а потом Михаэль стал для него старшим товарищем. Макс Ферстаппен рос на примере Шумахера, в детстве и юности он явно ориентировался на карьеру Михаэля. Тем более, что Йос Ферстаппен приятельствовал с Михаэлем, и маленький Макс видел Шумахера и по телевизору, и вживую. Михаэля также можно назвать кумиром детства Ферстаппена, но и примером - абсолютно точно. К чему сказано все это? Михаэль всегда действовал в борьбе жестко, на грани фола. Сейчас мы наблюдаем, как Макс Ферстаппен действует жестко, на грани фола. Для него это естественное поведение пилота, претендующего на победы, потенциального чемпиона. Но и Феттель не собирается снимать ногу с педали газа, сражаясь с Ферстаппеном.

Феттеля можно критиковать, но это совершенно бессмысленно. Его поведение,  то, что он ведет жесткую борьбу - это естественно для гонщика. Нет смысла говорить: "ведь Макс был уже впереди, ведь Феттель его видел, почему он не снял ногу с педали газа, почему он не притормозил?" Два гонщика боролись на грани в узкой связке поворотов, на покрытие, которое провоцирует скольжение, произошел легкий контакт - это нормально.

По прошедшим гонкам в Мексике заметно, что напряженные старты - характерная черта этой трассы. Здесь мощный слипстрим, отрезок до первого поворота протяженный, так что все успевают как следует разогнаться и борьба идет в самом разгаре, когда следует жесткое торможение и далее - узкая связка поворотов, где машины скользят. Поэтому в первых поворотах в Мехико столько столкновений.

Льюис воспользовался ситуацией и влез в борьбу Ферстаппена с Феттелем. Но когда двое дерутся и к ним лезет третий, он часто получает. Вот Хэмилтон и получил. Не думаю, кстати, что Себ специально хотел врезаться в Хэмилтона, но машина заскользила в сторону Mercedes, а Феттель не собирался уступать в борьбе, не собирался притормозить, снять ногу с педали газа. Это происходило в адреналине борьбы, захлестывающем адреналине старта, на фоне того, что Себастьян только что утратил лидерство, и тут же потерял еще одну позицию. Да, он неаккуратно врезался в Льюиса, но это гонки.

В дальнейшем ход гонки представлял собой то, что впереди Макс Ферстаппен в прекрасном темпе летел к победе, не позволяя никому приблизиться к себе на дистанцию атаки. Точно также позади него вторым шел Валттери Боттас, что, кстати, позволяло Mercedes контролировать чемпионат. После ряда пит-стопов соперников на первой трети дистанции на третье место поднялся Кими Райкконен, которого "затерли" на торможении перед первым поворотом после старта, из-за чего он потерял вначале много позиций.

Позади же тем временем красиво прорывались Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, и они фактически делали эту гонку. Благодаря их обгонам, их прорывам мексиканская гонка действительно смотрелась и держала в напряжении. Славная погоня!  Хэмилтон шел на определенном расстоянии позади Феттеля, и он даже, в отличие от Себастьяна, был вынужден уступить Ферстаппену круг. Но Льюис постоянно держал потенциальный титул в своих руках, Феттель ни разу не вышел на позицию, которая позволяла бы ему остаться претендентом накануне Бразилии. В конце гонки Феттель вышел на четвертое место, но от занимающего третье Райкконена отставал слишком сильно. К тому же на втором месте, требующемся Себу, чтобы остаться претендентом, все равно находился Боттас.

Определенную критику вызвала атака Феттеля на Фелипе Массу. Но в этом сражении, когда гонщики боролись колесо в колесо, Масса вытеснил Себа, находящегося на внешней траектории, за пределы трассы, после чего Феттель вернулся на трассу перед апексом следующего поворота, где, уже будучи внутри, прошел Фелипе. Обгон был совершен в пределах трассы, хотя по ходу борьбы и был момент, когда Себастьян оказался на обочине (будучи на внешней траектории). Совершенно невозможно сравнивать этот эпизод с тем, за который Ферстаппен получил штраф в Остине. Тогда Макс просто ушел на обочину внутри (!) поворота всеми четырьмя колесами, благодаря чему и прошел Райкконена.

У Льюиса Хэмилтона была очень красивая борьба с Фернандо Алонсо. Захватывающая, длительная дуэль, продолжавшаяся несколько кругов. Жесткое, но при этом очень честное сражение, достойное двух великих чемпионов. Кстати, эта дуэль происходила на фоне того, что Алонсо прессинговал Кевина Магнуссена, но Хэмилтон, опередив Алонсо, обогнать Кевина уже не успел. Красивой была и атака Хэмилтона на Фелипе Массу, выполненная на позднем торможении очень рискованно.

Кевин Магнуссен провел гонку очень здорово, после провальной для Haas квалификации накануне. Датчанин уже в начале гонки поднялся в десятку лучших, после чего довел дело до финиша на восьмом месте. В Кубке конструкторов Haas вновь вплотную приблизился к Renault. Очень удачно в Мексике выступил Лэнс Стролл, который на старте успешно прорвался, после чего стабильно шел в пятерке-шестерке. Лэнс финишировал шестым, в то время как его напарнику, Фелипе Массе набрать очки не удалось.

Force India по обыкновению отметилась на финише обеими машинами в десятке лучших. Эстебан Окон занял пятое место, в то время как кумир местной торсиды Серхио Перес финишировал седьмым. Оба по ходу гонки были вынуждены уступить напору стремительного Феттеля. Фернандо Алонсо замкнул десятку лучших, еще один финиш в очках для испанца и McLaren-Honda.

В Мексике было много сходов из-за отказа двигателей, о причинах говорилось выше. Дэн Риккьярдо, оба пилота Renault, которым не удалось подтвердить хорошую квалификационную форму. Хюлкенберг сошел в самом начале, Сайнс - незадолго перед финишем. Ярко загорелся мотор на Toro Rosso Брендона Хартли. Не только движки Renault горели, весьма зрелищно сгорел прошлогодний мотор Ferrari на Sauber Маркуса Эриксона.

Так получилось, что в этой гонке оба главных претендента финишировали вне подиума. Феттель четвертым, Хэмилтон - девятым, редкий случай, когда столь невысокое место принесло в итоге пилоту чемпионство.

Макс Ферстаппен, в блестящем стиле выигравший третью гонку в карьере и уже вторую в этом году, поднялся на подиум в окружении вторых пилотов Mercedes и Ferrari, двух финнов, Валттери Боттаса и Кими Райкконена. Но каким бы героем не выглядел в этот день Ферстаппен, все равно он оказался несколько в тени триумфа Хэмилтона.

Интересно, что все четыре своих титула Льюис Хэмилтон завоевал на разных трассах. Бразилия, финал сезона в 2008-м. Абу-Даби, финальная гонка сезона'2014. Гран-при США 2015 года, когда Льюис досрочно выиграл третий титул. Наконец, Мексика'2017, и еще одно досрочное чемпионство. Теперь Льюис Хэмилтон уже окончательно стал по своим достижениям самым успешным британским пилотом в истории. Четырехкратных чемпионов мира среди британских пилотов еще не было. Льюис сравнялся по количеству титулов с Аленом Простом и Себастьяном Феттелем, больше только у Хуана-Мануэля Фанхио и Михаэля Шумахера. Кадры забега только что завоевавшего четвертый титул Хэмилтона, с "Юнион Джеком" на шее, в окружении мексиканских болельщиков войдут в историю.

Немного дурацкой статистики. Пока Макс Ферстаппен все три свои гонки выиграл, после того как Даниила Квята в очередной раз понижали или отстраняли в программе Red Bull. В этом году Джефф Гордон второй раз был замечен в боксах Mercedes в компании Тото Вольффа, первый раз был в Сингапуре. Оба раза с первого ряда стартовали Феттель и Ферстаппен, оба раза сталкивались. Но это больше повод улыбнуться.

После того как главный вопрос сезона решен, впереди осталось еще две гонки, которые в любом случае представляют интерес. И первая из них - Бразилия, легендарный Интерлагос, где скучных гонок не бывает по определению.