Гоночное совершеннолетие
Гран-при Малайзии удивлял необычными поворотами сюжета. Ferrari демонстрировала высокую скорость, но в итоге этот уик-энд обернулся для "Скудерии" упущенными возможностями. Льюис Хэмилтон взял поул и, казалось, имел все шансы на победу, но его опередил Макс Ферстаппен.
Для Макса нынешний сезон складывался сложно. Он демонстрировал не по годам уверенный пилотаж, а в квалификациях почти все время оказывался впереди своего напарника, Дэна Риккьярдо, гонщика, мягко говоря, не медленного. Но в гонках у Ферстаппена раз за разом возникали проблемы, в основном технические, в то время как Даниэль стабильно набирал очки и приезжал на подиум. На уик-энд в Сепанге пришлось двадцатилетие Макса, он перестал быть тинэйджером (хотя по законодательству ряда стран он все еще остается несовершеннолетним). Словно в честь праздника, наконец все сошлось и на трассе. Макс Ферстаппен одержал блестящую победу, в очень уверенном стиле опередив лидера чемпионата Льюиса Хэмилтона. В отличие от его первой победы в Ф1, в прошлогодней Испании, на этот раз Максу не помогали самоустранившиеся впереди лидеры. Он просто опередил всех сам.
Кстати, ведь Ферстаппен имел шанс выиграть в Малайзии и год назад. Тогда как раз была гонка, в которой пилоты Mercedes, сильнейшей команды, боровшиеся за титул между собой Льюис Хэмилтон и Нико Росберг, столкнулись с проблемами. В итоге на первый план вышла борьба между напарниками по Red Bull, и Даниэль Риккьярдо в красивой борьбе смог опередить Макса Ферстаппена, что принесло австралийцу победу. Так что для Red Bull гонки на Сепанге складываются удачно даже в последнее время, не только в пору чемпионств с Феттелем.
В канун уик-энда в Малайзии о гонщиках из программы Red Bull вообще говорилось немало. Произошло довольно грустное для российских поклонников автоспорта событие: в Toro Rosso отстранили от гонок Даниила Квята, заменив его Пьером Гасли. Пока на две гонки - в Малайзии и Японии. В общем, то, что так и не удалось сделать судьям, сделали сами работодатели Даниила. Потом даже нашлись наблюдательные болельщики, заметившие, что как только Хельмут Марко понижает Квята, тут же следующую гонку выигрывает Макс Ферстаппен. Собственно, пока таких гонок и было две.
На деле произошедшее не сильно удивило. Руководство Red Bull всегда отличалось динамичностью в принятии решений. Что касается Квята, этот сезон для него складывался еще тяжелее, чем прошлый, хотя к концу прошлого года казалось, что Даниил смог преодолеть свои проблемы. В этом году разве что в квалификациях Даня навязывал Карлосу Сайнсу серьезную борьбу - их пара в квалификационных противостояниях шла с самым плотным счетом. Но в гонках Карлос полностью задвинул Даниила на вторые роли, почти в одиночку собрав весь очковый багаж Toro Rosso в этом сезоне. Квята же преследовали постоянные неудачи. То отказы техники. Когда же с техникой все было в порядке, ошибался сам Даня, как это произошло в Сингапуре. При этом на подходе в Red Bull Junior был Пьер Гасли, который в прошлом году выиграл чемпионат GP2, а в этом отправился набираться опыта в японскую Super Formula, по пути, который годом ранее проделал Стоффель Вандорн. И выступал Пьер в Японии весьма уверенно, так что перед заключительным этапом сезона претендует на титул. В общем, такого гонщика важно было не передержать в младших категориях, тем более, что Гасли уже неоднократно участвовал в тестах Ф1. Toro Rosso практически ничего не теряла от этой замены. Квят все равно давно не набирал очки, зато можно было проверить готовность Гасли к Ф1 здесь и сейчас, не дожидаясь следующего сезона, после чего принимать решение о составе команды на 2018, располагая всей необходимой информацией. Во всей этой ситуации пострадавшим выглядел только Квят, которому и без того приходилось психологически непросто.
Забегая вперед, следует сказать, что Пьер Гасли проехал уик-энд вполне на уровне, хотя и не показал ничего сверхъестественного. Но Малайзия - сложный для дебюта этап.
Квалификацию выиграл Льюис Хэмилтон. Это была уже девятая для него поул-позиция в сезоне, в этом отношении Льюис намного превосходит всех своих преследователей, и 70 в карьере. Хэмилтон стал первым в истории Ф1 гонщиком, которому удалось довести количество поулов до 70. Но думается, что в ближайшее время Льюис Хэмилтон сделает немало, чтобы его рекордные показатели стали еще более недосягаемыми, чем рекорды Айртона Сенны и Михаэля Шумахера ранее. Интересно, кстати, что это был пятый поул Льюиса на Сепанге, что позволило ему сравняться с рекордом Михаэля Шумахера. Также он брал поул в Малайзии четыре последних года подряд, и это также стало повторением рекорда Шумахера.
Если же отвлечься от этих красивых цифр, преимущество Льюиса оказалось не так и велико. Кими Райкконен, показавший второй результат, проиграл обладателю поула менее десятой, борьба между ними была весьма плотной. А главное, Ferrari показывала на Сепанге великолепную скорость, начиная с тренировок, и было понятно, что это всерьез. Второй этап подряд Ferrari имела преимущество в скорости над Mercedes, но если в соседнем Сингапуре это было ожидаемо, то в Малайзии подобный расклад виделся менее очевидным. Однако, если вспомнить историю, Сепанг всегда был хорошей для Ferrari трассой. Не оказался исключением и этот год, болиды SF70H действительно хорошо подходили для конфигурации трассы в окрестностях Куала-Лумпура.
Беда вся в том, что на болиде Себастьяна Феттеля силовая установка отказала уже в самом начале квалификации, он и времени никакого показать не успел. Решить проблему в боксах быстро не представлялось возможным. В гонку Себастьян отправился с последнего места, с заменой двигателя. К сожалению, все это происходило на трассе, где Феттель мог реально опередить Хэмилтона в квалификации.
В итоге защищать честь Ferrari остался один Райкконен, он уверенно пробился на первый ряд, но все-таки немного уступил Хэмилтону.
Второй ряд остался полностью за Red Bull, причем Макс Ферстаппен в очередной раз смог опередить Даниэля Риккьярдо. Red Bull также выглядел очень конкурентоспособным, сражение трех ведущих команд получалось плотным.
Валттери Боттаса оттеснили на третий ряд стартового поля, где он оказался с пятым результатом. При этом рядом с Валттери квалифицировался Эстебан Окон, ставший настоящей сенсацией квалификации.
Кроме Окона приятно удивить смог Стоффель Вандорн, показавший седьмое время. Неплохо выступил и Фернандо Алонсо, который хоть и уступил напарнику, тем не менее прошел в финальный сегмент. Для McLaren-Honda Сепанг также оказался удачной трассой, кроме того, к концу сезона эта британо-японская связка все-таки смогла добиться прогресса.
Себастьян Феттель возлагал большие надежды на Кими Райкконена, на то, что ему удастся в гонке опередить Хэмилтона. В то время как самому Себу предстоял прорыв через весь пелотон. Тем не менее, для Ferrari это был просто какой-то феноменальный уик-энд. Уже по пути на стартовую решетку Кими обнаружил сбои в работе двигателя. Проблему пытались решить прямо на стартовом поле, но дело было серьезно, и Ferrari финна пришлось откатить в боксы. Так Льюис Хэмилтон остался одинок на первом ряду стартовой решетки. К слову, стартовать в этой гонке Райкконену так и не довелось.
На старте Льюис сохранил лидерство, в то время как его напарник стартовал просто здорово. Валттери уже на стартовой прямой опередил Риккьярдо, затем поравнялся и с Ферстаппеном, с которым вошел в первый поворот бок о бок. Причем во втором повороте связки преимущество траектории было как раз у Боттаса. В эти мгновения могло показаться, что сейчас Mercedes займут первую-вторую позицию, после чего помчат к очередному дублю.
Но Макс крепкий орешек. Он не дрогнул и удержался рядом с Боттасом, после чего уже сам оказался на внутреннем радиусе. Ферстаппен с боем отстоял свою траекторию, и все-таки смог удержать Боттаса позади.
Не удалось отрываться на первых кругах и Хэмилтону. Более того, на первых кругах именно Макс Ферстаппен продемонстрировал великолепный темп, и резко приблизился к лидирующему Mercedes.
На четвертом круге последовала уверенная атака на стартовой прямой, после которой Ферстаппен вышел в лидеры. Льюис пробовал контратаковать, но успеха эти маневры не принесли.
Буквально в это же время позади пары лидеров точно также насел на Валттери Боттаса Даниэль Риккьярдо в другой паре Mercedes-Red Bull. Но до поры до времени Валттери удалось отстоять третью позицию. Тем не менее, проблемы Mercedes были налицо - "серебряным стрелам" не хватало сцепления, они сильно скользили в некоторых поворотах.
В конце концов, ближе к десятому кругу Дэн Риккьярдо все же смог опередить Валттери Боттаса и вышел на третье место. Борьба была красивой.
В то же самое время Себастьян Феттель резво прорывался через пелотон. На первых кругах Себ явно рисковал, не боясь идти в атаку даже когда три болида располагались в ряд. Иногда такая борьба приводит к столкновениям, как это произошло с Эстебаном Оконом и Фелипе Массой в первом повороте гонки. Но в случае Себа риск обернулся успехом, и уже к третьему кругу Феттель был на пороге десятки. К тому же Себастьян выбрал отличную от большинства тактику. Если практически все стартовали на самом мягком составе SuperSoft, то Феттель начинал гонку на более жестком Soft, чтобы провести пит-стоп на середине дистанции, и далее еще взвинтить темп на SuperSoft. И этот план также оказался действенным.
Это было феноменально. Феттель летел по трассе и постепенно приближался к лидерам, без всяких сейфти-каров. Когда после пит-стопов Себастьян оказался впереди Боттаса, на четвертом месте, это впечатляло. Статистика Гран-при Малайзии говорила о том, что здесь никогда на подиум не приезжал гонщик, стартовавший за пределами первой десятки. Но в этот день Себ показал решимость нарушить такую статистику.
Впереди тем временем Макс Ферстаппен уверенно контролировал ход гонки. Льюис Хэмилтон не отставал слишком сильно, но ему явно не хватало темпа, чтобы попытаться навязать Ферстаппену борьбу за победу. Впрочем, с точки зрения борьбы за чемпионат позиция вполне устраивала Льюиса.
Феттель же стремительно догонял Риккьярдо. Дэн явно чувствовал, что его позиция под угрозой. Кругов за десять до финиша Себастьян окончательно догнал Даниэля и приступил к атакам. Но Дэну удалось отразить попытку обгона Феттеля. Более того, затем Даниэль прибавил и создал небольшой отрыв от Себастьяна. Похоже, к этому моменту преимущество Феттеля по шинам закончилось.
Макс Ферстаппен же довел начатое дело до завершения, опередив на Сепанге Льюиса Хэмилтона и выиграв вторую гонку в своей карьере. Это была и вторая победа Red Bull в этом сезоне. Прекрасное начало третьего десятилетия Макса Ферстаппена!
Для Red Bull Сепанг получился триумфальным. После дубля в прошлом году, первое и третье место в этом. Сложно было мечтать о чем-то большем.
Валттери Боттас в итоге в этой гонке был несколько в тени, закончив ее пятым.
Блестяще выступил Серхио Перес, который провел несколько результативных дуэлей и финишировал на шестом месте. Учитывая, что в этот уик-энд Чеко страдал от расстройства желудка и тот факт, что Малайзия с ее влажностью - одна из тяжелейших гонок сезона, такое выступление сродни подвигу. Перес принес очки Force India не в одиночку, так как Эстебан Окон замкнул десятку после полной приключений гонки. Из-за столкновения с Массой на старте он был вынужден совершить внеплановый пит-стоп, но после этого ехал без остановок до самого финиша. На этом пути не обошлось без столкновения, устроенного Карлосом Сайнсом, что привело к развороту Эстебана, но ему удалось благополучно добраться до финиша. Чего не скажешь о Карлосе, который из-за технических проблем был вынужден сойти. Одна из немногих неудачных гонок Сайнса.
Прекрасную гонку провел Стоффель Вандорн, который финишировал седьмым, а некоторое время после старта ехал и вовсе пятым. Если в Сингапуре McLaren-Honda обоснованно рассчитывала на очки, успех на Сепанге стал своеобразным бонусом. А вот Фернандо Алонсо в очки в Малайзии попасть не смог, завершив гонку на 11 месте.
Удачно малайзийский Гран-при сложился для Williams, оба пилота которого, Лэнс Стролл и Фелипе Масса, завершили гонку в очках, на восьмом-девятом местах. Причем Лэнс смог опередить своего опытнейшего напарника.
И все же наряду с триумфом Ферстаппена наиболее яркое впечатление в этой гонке оставил Себастьян Феттель, который, кстати, и выиграл зрительское голосование "Гонщик дня". Себ, не Ферстаппен!
Феттель так и не смог подняться на подиум, так и не исправив статистику Сепанга, но его скорость и мощь его выступления впечатлили. Именно Себастьян был быстрейшим в этот день на Сепанге. Но какой же странный получился для Ferrari выезд в две соседние страны - Сингапур и Малайзию. На обеих трассах "Скудерия" была быстрейшей, - и на обеих ее выступление оборачивалось обиднейшими неудачами. Ведь не считая собственно великолепного прорыва Феттеля, уик-энд в Малайзии для Ferrari - это череда проблем.
Венцом этого стало чудное происшествие уже после финиша, когда Лэнс Стролл на круге почета въехал в Феттеля, разрушив заднюю подвеску и антикрыло Ferrari. Эпизод, который честно говоря, отдает прокатным картингом.
Подводя итог выступлению Ferrari, "Скудерия" могла за два этапа нарастить преимущество Феттеля в чемпионате, после чего он имел бы уверенную позицию на концовку сезона, задавая инициативу в борьбе за титул. Но на деле Ferrari обиднейшим образом провалилась, позволив создать большой задел Льюису Хэмилтону.
Это был последний Гран-при Малайзии Формулы-1, по крайней мере, по состоянию на сегодняшний день. Организаторы Гран-при не захотели проводить гонку после 2017 года, сославшись на экономические трудности и предпочтя сосредоточиться на более доступном и демократичном MotoGP. Жаль, ведь с 1999 года, когда Сепанг впервые принял Формулу-1, эта гонка обросла историей, здесь было немало захватывающих сражений. Впрочем, подобное положение для Формулы-1 не впервой. Знаменитых гонок за пределами Европы было немало. Аргентина принимала Гран-при в 50-х, после чего ненадолго вернулась в середине 90-х. Мексика и Южная Африка славились своими Гран-при в 60-х, после чего у обеих стран еще было возвращение в календарь в 80-90-е. И это все были по-настоящему легендарные Гран-при. Подобно этому, Малайзия имеет все шансы запомниться как легендарный Гран-при начала 2000-х. Красота борьбы в нынешней гонке, когда пилоты перекрещивали траектории на протяжении нескольких поворотов подряд, лишний раз напомнила насколько классной была эта гонка. Одна из тяжелейших в календаре для "физики". Жаль.
Макс Ферстаппен таким образом вошел в историю Ф1, как последний победитель Гран-при Малайзии.