9 мин.

Команда «Формулы-1» не может определиться с пилотами. Из-за алкоголя

Неожиданный фактор вмешался в трансферные расклады.

Нынешний сезон можно назвать особенным не только потому, что в чемпионат вернулись упор на аэродинамику и борьба за победу, но и благодаря ситуации на рынке пилотов. В конце 2017 года контракты истекали чуть ли не у половины гонщиков, но даже в таких условиях почти все команды очень быстро во всем разобрались. В итоге практически никто из спортсменов никуда не перешел, а свободное место осталось только в «Уильямсе». Да, формально кокпиты не заняты еще у «Торо Россо» и «Заубера», но всем понятно, что их отдадут Квяту и Гасли, а также Эрикссону и Леклеру.

Но что с «Уильямсом»?

Один болид из Гроува уже предоставлен Лансу Строллу на несколько лет вперед, пусть многие болельщики и эксперты считали этот шаг преждевременным. 18-летний канадец не слишком удачно дебютировал в «Формуле-1», но прогрессировал с каждым Гран-при, успев удивить общественность в Баку шальным подиумом и отличным пилотажем в дождь в Монце. Он перестал проигрывать напарнику Фелипе Массе по 10-20 секунд в гонке и собирать саркастические шуточки в свой адрес — но на самом деле его будущее от результатов совершенно не зависело. Лоренс Стролл, отец паренька и обладатель состояния в 2,6 миллиарда долларов, оказывает команде серьезную финансовую поддержку, выраженную суммой с семью нулями — и никто в Гроуве не хочет ее терять.

А вот любому потенциальному напарнику Ланса стоит переживать. В каждой новости, связанной с переходом в «Уильямс», проскальзывает имя Лоренса: похоже, папа тщательно подбирает напарника сыну ради создания правильной конкуренции для развития отпрыска. И ему важно не перестараться: у Ланса должны быть как минимум теоретические шансы против предполагаемого партнера. Право голоса канадский миллиардер получил вовсе не в знак уважения: скорее всего, именно он будет платить гонорар обоим гонщикам. Потому вряд ли младший Стролл окажется под ударом кого-то непобедимого: тогда «Уильямс» может увеличить требования по спонсорской помощи, уповая на слабый уровень канадского пилота и неудовлетворительные результаты.

Претенденты

Фелипе Масса

Бразильский гонщик уже четыре сезона откатал в белом кокпите и стал в Гроуве своим. Он опытен, известен среди фанатов и открывает южноамериканский рынок как единственный представитель региона в пелотоне. Однако среди партнеров «Уильмса» после ухода нефтяного гиганта «Петробрас» не осталось ни одной бразильской компании. Местный рынок в серьезном кризисе, им не до спорта – а потому Масса потерял преимущество «денежной» национальности. Еще пару лет назад Берни Экклстоун утверждал, что «Формуле-1» непременно необходим пилот из страны сельв и пираний, а теперь «Уильямс» даже не заметит в финансовом плане потерю Фелипе (особенно с деньгами Строллов).

Кроме того, уроженцу Сан-Паулу уже 36 лет. Несмотря на самоуверенные заявления, возраст сказывается, и уровень очевидно снижается от сезона к сезону. В 2017 году миниатюрному пилоту (рост 166 см, вес 59 кг) непросто дается пилотирование новых болидов, которые требуют отменной физической подготовки. Поэтому Масса выступает неровно: десять нормальных кругов непременно сменяют два-три медленных, во время которых бразилец выключается и отдыхает. Ланс в свою очередь уже достиг нынешнего уровня Фелипе и соревнуется с ним на равных. Если Масса сдаст еще хоть немного, то продления контракта утратит всякий смысл: ни спонсорской поддержки, ни хороших результатов, ни конкуренции для Стролла «Уильямс» не увидит. Единственным плюсом останется лишь обратная связь от опытного пилота и помощь инженерам в работе над машиной. Однако ключевую роль в подготовке техники для 2018 года Масса уже сыграл, а точечные отзывы он может давать и в должности тест-пилота после пятничных практик.

Пол ди Реста

Тестером и резервным гонщиком «Уильямса» в данный момент уже второй сезон числится шотландец итальянского происхождения, которого четыре года назад не продлили в «Форс-Индии». Несмотря на перерыв и работу комментатором, Пол заменил приболевшего Массу в белом кокпите на Гран-при Венгрии и выступил вполне достойно, не совершив ни единой ошибки. При этом ди Реста ни разу до того дня и не тестировал технику 2017 года, но сумел проехать большую часть гоночной дистанции в одном темпе с Лансом Строллом вплоть до схода по техническим причинам.

Но никто не может предположить, как ди Реста будет выглядеть после полноценной предсезонки и тестов. По одной лишь квалификации и 60 гоночных кругах трудно сделать какие-либо выводы, так что любое положительное для Пола решение будет очень рисковым. Пожалуй, «Уильямсу» стоит позвать шотландца на пару пятничных практик для того, чтобы получше изучить его реальную силу.

Роберт Кубица

Поляк прошел сразу несколько тестов за «Рено» в погоне за возвращением в «Формулу-1» после шестилетнего перерыва, вызванного последствиями аварии на ралли и серьезной травмой руки. На пробных заездах по «Хунгарорингу» Кубица показал неплохое время, преодолевая дистанцию при симуляции гонки в среднем быстрее, чем боевые пилоты французов Джолион Палмер и Нико Хюлькенберг. Вот только условия трека во время тестов Роберта изменились и стали быстрее по сравнению с днем Гран-при, а поляк не смог продемонстрировать несомненной стабильности. Телеметрия зафиксировала падение темпа Кубицы каждые 10-12 кругов, словно он выключался из напряженной работы и позволял себе немного передохнуть. Возможно, пилот еще не до конца физически готов к возвращению в «Ф-1», но прояснить это можно только на очередных тестах. «Рено» собиралась их устроить, однако подвернулась возможность подписать Сайнса на 2018 год. После этого французы освободили Кубицу от предварительного контракта, дабы он мог претендовать на место в других командах – и «Уильямс» заметил уроженца Кракова.

Энтузиазм англичан понятен: Роберт — один из самых талантливых гонщиков поколения, и его возвращение в «Формулу-1» с ужасно изуродованной рукой наперевес обязательно привлечет внимание голливудских боссов. Но даже без учета современного хайпа вокруг поляка стоит вспомнить, что Гран-при Венгрии потерял 25 тысяч посетителей после ухода Кубицы из серии. Нетрудно догадаться, что любая команда, которая подпишет Роберта, пополнит ряды фанатов огромной лояльной аудиторией. Спонсоры любят такие штуки.

Все варианты недостаточно хороши

Забавно, что «Уильямс» в поисках удобного напарника для Ланса Стролла выделил троих кандидатов, которые уничтожат репутацию канадца в случае своей победы. Первенство канадца же принципиально ничего не докажет, так что выбор между не тянущим пенсионером, парнем-комментатором и пилотом с ограниченными возможностями выглядит как косплей известных выборов из «Саус Парка». Каждый из претендентов не может гарантировать англичанам ни стабильных результатов, ни железной финансовой помощи: все упирается в «если» и «может быть», которые пронизывают любые прогнозы. На их фоне особенно странно выглядят заявления Клэр Уильямс и Падди Лоу о том, что команда больше не может позволить себе слабые сезоны и планирует серьезно поменять конструкцию болида. Неудачный подбор пилотов способен загубить любые труды даже самых гениальных инженеров, так что «Уильямс» сильно рискует.

Тем не менее, англичане, похоже, очертили главный критерий для подписания контракта. В середине октября команда из Гроува уже запланировала двухдневные тесты на технике 2014 года: первым в белый кокпит сядет Пол ди Реста, а вторым – Роберт Кубица. По результатам очного противостояния и прояснится статус главного претендента на место боевого пилота в следующем сезоне.

Неужели не было других кандидатов?

Ходили настойчивые слухи о желании «Уильямса» под новую переработанную технику подписать Фернандо Алонсо или Серхио Переса, но те закономерно решили не испытывать судьбу: «Макларен» специально разорвал контракт с «Хондой» и подписался с «Рено», дабы удержать Нандо, а у Чеко не было никаких причин рвать отношения с более сильной «Форс-Индией».

Джолион Палмер и Маркус Эрикссон в свою очередь сами хотели бы оказаться в Гроуве, но эти двое совсем никому не нужны (кроме шведа, который связан с новыми владельцами «Заубера»). Остальные пилоты уже заняты или не очень-то хотят рисковать своей карьерой в нестабильной машине.

Алкогольный фактор

В то же время круг поисков «Уильямса» и без того сильно сжат – они не могут нанять молодого пилота вроде Паскаля Верляйна или Даниила Квята. Причина проста: главный спонсор команды «Мартини» при составлении договора включил пункт о непременном наличии гонщика старше 25 лет в составе команды. Туринцам необходимо рекламное лицо, и тинейджер не подходит на роль посла бренда. Так что «Уильямс» может держать только одного юного пилота — и место уже занято Строллом.

Масса, Кубица, ди Реста, Эрикссон, Палмер — их всех объединяет лишь один фактор: возраст. Каждому исполнилось 25, и потому у них больше шансов получить место в «Формуле-1», чем у 22-летнего Паскаля Верляйна. Тем не менее, англичане понимают, что протеже «Мерседеса» будет намного полезнее всех остальных в следующем сезоне, ведь в 2017 году он уже набрал целых пять очков на абсолютно мертвом «Заубере». В итоге «Уильямс» все-таки включил Верляйна в шорт-лист и начал переговоры с «Мартини» о дополнительном соглашении, пытаясь убедить производителей алкогольных напитков доверить роль посла бренда Полу ди Ресте. От решения спонсоров и зависит судьба пилота второго болида «Уильямса».

Фото: globallookpress.com/James Gasperotti/ZUMA Wire, Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Lars Baron, Charles Coates, Vladimir Rys, Clive Rose