Наломали карбона
Такого на Гран-при Сингапура никто не ожидал. Здесь ждали реванша Ferrari, а в самом Mercedes совсем не рассчитывали на победу и думали лишь о том, как минимизировать потери. Тем не менее, гонка, проводившаяся в десятый раз, но впервые прошедшая под дождем, закончилась убедительной победой Льюиса Хэмилтона, уже третьей подряд, - и шестидесятой в его карьере. Учитывая, что две Ferrari после столкновения на старте сошли, причем "Скудерия" потеряла две машины на первом круге гонки впервые в своей истории, Хэмилтон покинул Сингапур с очень весомым преимуществом в чемпионате. Выездная серия гонок, завершающая сезон, началась для Формулы-1 с холодного ушата воды.
К слову, это была еще и первая "мокрая" ночная гонка в истории Ф1. В любом случае, нынешняя гонка в Марина-Бэй стала запоминающимся событием.
Кстати говоря, здесь всегда очень опасались дождя во время гоночной сессии, но, говоря начистоту, ничего сверхсложного не случилось. Опасались-то, что в потоках воды будут блики от искусственного освещения, и ориентироваться на трассе будет катастрофически сложно. Конечно, дождь, шедший в начале гонки, не был настоящим тропическим ливнем, которые здесь не редкость, но никогда не выпадали на заезды Ф1. Это был обычный убористый теплый дождик. Учитывая, что асфальт на трассе достаточно ровный, а система дренажа оказалась очень эффективной, больших проблем дождь не создал. Здесь не было мест на трассе, где скапливались большие лужи, или текли значительные потоки воды. Более того, когда дождь прекратился, трасса высыхала довольно быстро, несмотря на отсутствие солнца на небе; ее эффективно просушили шины. Так что дождь в Сингапуре только внес остроты в борьбу, как это бывает и на других трассах. Следует отдать должное и дирекции гонки: она не побоялась дать старт под дождем с места, а не за машиной безопасности. Хотя вероятно, в Ferrari втайне проклинали такое решение...
В Сингапуре получились такие разные два дня. В первый из них, в день квалификации, Ferrari праздновала триумф. Собственно, все складывалось так, как и прогнозировалось. Ferrari демонстрировала отличную форму. Очень сильны оказались Red Bull, которые с пятничных заездов навязали "Скудерии" серьезную борьбу. Mercedes, как и ожидалось, выглядел слабее, и уступал не только "красным", но и подопечным Кристиана Хорнера. И это происходило не впервые в сезоне, - примерно такую картину мы уже видели в этом году в Монако и в Венгрии, на трассах максимально схожих по характеристикам с Сингапуром. В общем все шло по плану Ferrari, намеревавшейся отыграться после домашнего поражения в Монце.
При этом нельзя сказать, что поул дался Себастьяну Феттелю легко. Как раз из-за соперничества с Red Bull, которые выглядели здесь просто здорово. В результате Макс Ферстаппен и Даниэль Риккьярдо смогли оттеснить одну из Ferrari в квалификации, оставив Кими Райкконена позади. Причем, несмотря на то, что Дэн обычно прекрасно выступает в Сингапуре, и для него это почти домашний Гран-при, так как сюда всегда приезжает много австралийцев, он уступил напарнику в квалификации. Ферстаппен опередил Риккьярдо на пару сотых секунды, и это было блестящим выступлением юного голландца. Который, таким образом, прорвался на первый ряд стартового поля.
Но Феттель сделал все, от него зависящее. В финальном сегменте обе его попытки были безупречны, и Себ закономерно взобрался на поул-позицию. Это был 49 поул в карьере Себастьяна и четвертый здесь, в Сингапуре, что стало рекордным показателем для этого Гран-при; до этого момента по три поула было у Феттеля и Хэмилтона. Причем напарника, показавшего четвертое время Себ опередил аж на полсекунды.
Феттель не скрывал своих эмоций! Все напряжение, предшествующее квалификационной схватке, ушло, и он мог быть полностью удовлетворенным результатом. Соперники остались позади. Квалификация в Сингапуре - это даже больше, чем полдела. Из девяти прошедших здесь гонок только дважды победителем был не стартовавший с поул-позиции. Причем одной из этих двух гонок была сумасшедшая 2008 года, дебютная здесь, - когда победил Фернандо Алонсо на Renault. Другой раз, в 2012 году стартовавший с поула Льюис Хэмилтон лидировал вплоть до технического отказа его McLaren-Mercedes; победил тогда Феттель. Тот сход сильно ударил по шансам Льюиса на чемпионство, а разочарование во многом толкнуло его в объятия Mercedes; именно тогда прошли исторические переговоры с Ники Лаудой. Так что каждая такая гонка в Сингапуре - это уже история. Кому как не Феттелю, королю Сингапура с рекордными четырьмя победами, это не знать.
Mercedes в итоге обосновался на третьем ряду, Льюис Хэмилтон впереди Валттери Боттаса. Сильно выступила McLaren-Honda, и это тоже было ожидаемо; на Сингапур в Уокинге возлагали особые надежды, как и на Монако и Венгрию. В итоге Алонсо показал восьмой результат, а Стоффель Вандорн был девятым. Сильно выступил Нико Хюлкенберг, с седьмым результатом в очередной раз ставший "лучшим из остальных". Прорвался в десятку и Карлос Сайнс. Но от Toro Rosso в Сингапуре также можно было ждать сильного выступления. Жаль, Даниил Квят не поддержал почин напарника, будучи только тринадцатым.
Но затем был другой день. И дождь на старте гонки. Льюис Хэмилтон позже рассказывал, что обрадовался, проснувшись утром и увидев дождь; это повышало его шансы и шансы Mercedes.
Сложно сказать, стал ли дождь решающим фактором на старте. Быть может, учитывая все прежние опасения, занервничать на старте мог даже кто-то из настоящих профессионалов. Все-таки здесь ни разу не гонялись в дождь; тем более, не стартовали с места в мокрых условиях.
В любом случае, мгновениями спустя после погасших стартовых огней все огромные надежды Ferrari обратились в прах. Что ж, такое бывает при старте в дождевых условиях; порой старт оборачивается хаосом.
Извечный русский вопрос: "кто виноват?" Впрочем, столкновения на старте - это обычно гоночные инциденты. Здесь все рискуют, а предсказуемость действий соперников, когда все мечутся из стороны в сторону, существенно ниже. Но все-таки когда в деле замешан Макс Ферстаппен, соблазн ясен.
Специально многократно пересматривал старт, внимательно отслеживая как действия одного из троицы Феттель - Ферстаппен - Райкконен, так и их взаимные перемещения. Вывод таков, что конечно это гоночный инцидент, но если чьи-то действия послужили отправной точкой, то это действия Феттеля. Но Себ просто не мог знать, что Кими стартовал так хорошо и прошел Ферстаппена. Для таких действий в американских гонках на овалах предусмотрен споттер. В общем, как обычно трем гонщикам не хватило места в первом повороте; пусть здесь все произошло еще до поворота.
Райкконен стартовал блестяще, и взяв слева между Ферстаппеном и стеной, практически прошел Макса. Макс тоже среагировал на стартовые огни хорошо, лучше Феттеля. Или, возможно, сцепление с трассой в первое мгновение было лучше у Red Bull Ферстаппена, чем у Ferrari Себа. В любом случае, Себастьян, видимо понимая, что стартовал не лучшим образом, сразу сместился влево, инстинктивно закрывая траекторию Ферстаппена. Но его невозможно в этом винить, так как подобным образом обладатели поула действуют очень часто, фактически это как правило на старте. Но и Максу деваться было некуда! Он стремительно приближался к Ferrari Феттеля, и неминуемо в него врезался бы, а справа уже была Ferrari Райкконена. В результате Макс сделал едва уловимое смещение влево, чтобы избежать контакта с Феттелем, но задние колеса в этом году широкие, и габаритов не хватило. Райкконен и Ферстаппен сцепились задними колесами, отправив Кими в разворот, из-за чего он ударил Ferrari напарника.
Сцепившиеся неуправляемые болиды Ферстаппена и Райкконена вылетели в первом повороте. Блестяще стартовавший Фернандо Алонсо проехал несколько соперников справа, вошел в первый поворот по внешней траектории, - и получил неожиданный удар. McLaren-Honda аж подлетела в воздухе! Но Алонсо смог продолжить гонку.
Казалось, остался в гонке и Феттель, удержавший лидерство перед Хэмилтоном в первом повороте. Но вскоре Льюис наблюдал, как Ferrari завихляла и отправилась в разворот. Да шансов у Себастьяна и не было, учитывая развороченный слева боковой понтон. Недолго в гонке продержался и Алонсо, болид которого конечно же получил серьезные повреждения. Таковы были жертвы стартового хаоса.
Еще раз. Райкконен держал прямую траекторию. Феттель сильно смещался влево. Ферстаппен сместился влево чуть-чуть, и это действие произошло после смещения Себа. Однако лидер имеет право сместиться, обозначив свою траекторию. И каждый раз, когда кто-то позади хорошо стартует, "поднырнув" по внутренней траектории под двух впереди идущих соперников, начинаются проблемы.
Что ж, спорт - это во многом наука об управлении риском на практике. И гонок это касается очень сильно. Порой риск приводит и к таким последствиям.
Когда гонки складываются подобным образом, теряя многих лидеров, - а это происходит нечасто, хочется каких-то неожиданных результатов, прорывов тех, кто обычно в тени. И кандидаты на это в Сингапуре были. Нико Хюлкенберг после бурного первого круга шел третьим, в начале гонки хорошо прорвался Карлос Сайнс. И все же на самых первых позициях были привычные персоны.
Льюису конечно в этот раз очень сильно улыбнулась удача. Он отлично стартовал, сразу пройдя Риккьярдо, и не попал в стартовый замес. Дождь - это его территория. В дождь Хэмилтон постоянно отрывался от идущего вторым Риккьярдо. Проблемой для Льюиса был только пейс-кар, периодически появлявшийся на трассе. Машина безопасности выезжала на трассу и в каждой из "сухих" гонок в Сингапуре, чего уж говорить о дождевых условиях. Каждый раз Льюис был конечно недоволен, для болида Ф1 ехать за пейс-каром - это неоптимальные условия. И каждый раз, задавая темп на рестарте Хэмилтон по обыкновению играл на грани фола, но мгновенно уезжал в отрыв.
Интересно, кстати, что на старте кто-то выбрал шины для сильного дождя, а кто-то промежуточные. Но условия были таковы, что оба типа шин позволяли ехать примерно в одном темпе.
Не было ничего необычного и с пилотом на третьем месте. Хотя Валттери Боттас не лучшим образом разобрался на старте, постепенно он оставил позади соперников из более слабых команд, войдя в тройку лучших. В общем, это был очень хороший день для Mercedes. При этом, к сожалению, Нико Хюлкенберг столь здорово начавший, не смог закончить эту гонку из-за технических проблем.
Условия на трассе постепенно менялись, так как дождь затих; это был шанс для Риккьярдо и Red Bull. Все-таки на протяжении двух предыдущих дней Red Bull посуху имел преимущество над Mercedes. Риккьярдо же два предыдущих года со страшной силой прессинговал в Сингапуре лидеров - сначала Феттеля в 2015-м, потом Нико Росберга в 2016-м. Хотелось увидеть, что на этот раз Дэн всерьез возьмется за Хэмилтона.
Когда трасса высохла и пилоты перешли на слики, надежда на борьбу между Риккьярдо и Хэмилтоном действительно появилась. Даниэль атаковал и периодически ему удавалось подбираться к Хэмилтону. Но каждый раз Льюис отвечал атакой на атаку, и вновь увеличивал отрыв. Все-таки в Сингапуре всегда побеждали только чемпионы мира (и это еще один признак того, что эта гонка одна из сложнейших, если не самая сложнейшая, в календаре), тот же Нико Росберг, выиграв год назад, в конце сезона завоевал титул. Риккьярдо пока не чемпион, и в ближайшее время его чемпионство не предвидится. Зато чемпион Льюис Хэмилтон был в этот день сильнейшим на трассе.
Любопытно, кстати, как бы проявил себя в дождевых условиях Макс Ферстаппен, продлись его гонка дольше.
Прекрасную гонку провел уже упоминавшийся выше Карлос Сайнс. Он опять извлек из ситуации максимум возможного, был быстр и надежен, проводил красивые обгоны. Четвертое место стало для него лучшим результатом на настоящий день. Лучшего результата в Ф1 в Сингапуре также добились еще два гонщика. Стоффель Вандорн поддержал честь McLaren после схода Алонсо и значительно увеличил свой очковый счет, финишировав седьмым. Джолион Палмер, неплохо квалифицировавшийся накануне и прекрасно стартовавший, был и вовсе шестым. Это были и вовсе первые очки Палмера в сезоне, и ему удалось сделать этот день достаточно удачным для Renault даже после схода Хюлкенберга.
Удачно выступил Серхио Перес, который всегда приезжает в очки в Сингапуре. В этой непростой гонке Чеко был пятым. Гонка выглядит еще более удачной для Force India, так как Эстебан Окон финишировал десятым, оба гонщика в очках. При этом накануне эти "розовые пантеры" не блистали, не пройдя далее второго сегмента.
Очки своим командам также принесли Лэнс Стролл, финишировавший восьмым, - все-таки из этого парня будет толк; и Роман Грожан, занявший девятое место. И как жаль, что в десятке не было Даниила Квята, ведь в этой гонке был шанс выступить очень сильно; пример Сайнса налицо.
Даниил красиво опередил по внешнему радиусу Кевина Магнуссена на одиннадцатом круге, но буквально через пару поворотов вылетел с трассы и оказался в стене; трасса в Сингапуре не прощает ошибок. Даня даже толком не смог объяснить, что же там произошло, - просто на торможении заблокировались передние колеса. Отметим, что в тот момент позади Квята были и Стролл, и Грожан. Очень-очень жаль...
Переиграв Риккьярдо и в дождевых условиях, и посуху, выиграв каждый рестарт Льюис Хэмилтон одержал свою третью сингапурскую победу, которая стала уже седьмой для него в 2017 году. И ощущение от этой победы Льюиса, честно говоря, было странным: до финала чемпионата осталось еще два месяца и шесть гонок, но кто станет чемпионом стало, в общем-то, ясно.
Однако, шесть гонок - это действительно много, и сдаваться, бросать борьбу никак нельзя. Произойти на таком протяженном отрезке может еще много чего, и история Ф1 давала такие примеры. Так что, Forza Ferrari и Forza Vettel! Но безусловным фаворитом с этого дня стал Льюис Хэмилтон, он занял-таки позицию, безоговорочно отдаваемую ему перед стартом этого сезона.