Худшие Гран-при в календаре «Формулы-1»
Только здесь Россия, Австрия и Бахрейн стоят рядом.
После Гран-при Италии организаторы гонки опубликовали цифры посещаемости — и они оказались рекордными за почти вековую историю проведения гонки на автодроме Монцы. На трек в течение четырех гоночных дней пришли 185 тысяч человек, что перебило предыдущее лучшее достижение 2000 года на 15,7%.
Коммерческий директор «Формулы-1» Шон Братчес не оставил вопрос без внимания, расхвалив итальянских промоутеров за профессиональные навыки и крутую атмосферу, которая царила на Гран-при:
«Мы должны предложить организаторам гонок некий образец. Промоутер по определению должен что-то предпринимать, и мы должны мотивировать на это. У нас 20 организаторов гонок, но настоящих промоутеров только четыре или пять. Остальные работают либо из страсти к автоспорту, либо по поручению правительства. Мы хотим проводить все Гран-при на определенном уровне, и гонка в Италии стала нужным примером. Страсть, энергия и эмоции болельщиков создали невероятную атмосферу. Мне понравился Гран-при не только как бизнесмену, но и как человеку».
Кажется, только что прозвучал звоночек для тех промоутеров, которые не собирают болельщиков на трибунах, не развлекают их, или вообще занимаются гонкой только из-за политической воли какого-нибудь высокопоставленного чиновника. Теперь жирного денежного взноса в общий котел недостаточно — нужно правильно распоряжаться своим активом. И американские владельцы станут помогать только тем организаторам, которые сами продемонстрируют заинтересованность в положительном развитии. С остальными же разговор будет недолог: желающих провести Гран-при хватает. Вряд ли в таких условиях кто-то продлит неудачные контракты.
Чем же Монца была так хороша?
Нисколько не умаляя достижений местных организаторов, стоит отметить несколько моментов, которые напрямую повлияли на посещаемость Гран-при Италии. Главным фактором стало возвращение пилота «Феррари» Себастьяна Феттеля в сражение за титул. Более пяти лет жители Апеннин лишь безучастно смотрели на доминирование «Ред Булл» с «Мерседесом» – и 2017 году смогли наконец ощутить причастность к адреналину чемпионской борьбы. Эмоции от успехов команды наложились на 70-летний юбилей «Феррари» как автопроизводителя — и тысячи тиффози пришли на автодром Монцы, чтобы вместе отметить национальный праздник (именно так в Италии воспринимается любое событие, связанное со Скудерией).
В чем же тогда заслуга промоутера? Они устранили главное препятствие для поездки на Гран-при в последние годы — очень высокие цены на билеты. Причем организаторы пошли нестандартным путем: отменили все развлекательные концерты, которые обычно проходили пятничными и воскресными вечерами. Тем самым расходы на проведение Гран-при значительно сократились, а вместе с ними — и стоимость посещения автодрома. Но без вечерних активностей гости не остались: промоутеры включили в программу целый автобусный маршрут в Милан с регулярными рейсами. Благодаря этому некоторые билеты стоили в районе 86 фунтов, что дешевле, чем в какой-нибудь Венгрии. Публика же сама могла выбрать себе развлечение по вкусу и кошельку.
Существовало и пакетное предложение отдыха с «Формулой-1» стоимостью от 650 фунтов. В него входили перелеты в Монцу, пропуск на все гоночные сессии и размещение в отеле у озера Комо, где держат виллы многие звезды кино и шоу-бизнеса типа Джорджа Клуни.
Во время трековых дней болельщиков на трибунах радовали еще и праздничными парадами от «Феррари» и «Хонды», презентацией новой машины для «Формулы-2», шуточным соревнованием по картингу между прославленными пилотами и местными знаменитостями. Уик-энд поддерживали сразу три серии — GP3, Porsche Mobil 1 Supercup и той же «Ф-2». И это без учета стандартных прогулок по пит-лейн и фанзоны.
Но незабываемая атмосфера возникает не только из-за полных трибун. В Италии уже давно существует традиция, позволяющая болельщикам попадать на трек по время награждения и устраивать победителям Гран-при стоячие овации. А благодаря понимающим стюардам и отсутствия жестчайшего контроля с досмотрами фанаты получают возможность устроить настоящие перфомансы у подиума.
Нигде так не чествуют победителей, как в Монце.
Какие Гран-при не дотягивают до хотя бы среднего уровня?
Венгрия/Австрия
В начале 2010-х посещаемость «Хунгароринга» находилась на уровне рекордных итальянских данных. Но после аварии Роберта Кубицы и его ухода из «Формулы-1» заполняемость трибун упала сразу на 25 тысяч человек — сказалась потеря польских фанатов. Следующий удар Гран-при Венгрии получил из-за возвращения гонки в соседнюю Австрию — посещаемость провалилась еще на 60 тысяч и продолжает падать. Последняя гонка в Будапеште едва собрала более 100 тысяч зрителей за все четыре дня — а стоимость билетов остается неизменной. Никакие дополнительные активности, помимо стандартных, в комплект не входят.
Гран-при Австрии, откусив значительную часть от венгерских зрителей, все равно испытывает немалые проблемы с заполняемостью трибун. «Фактор Ферстаппена», который гарантировал присутствие нескольких десятков тысяч голландских фанатов на домашней для команды Макса трассе, не помог – последний гоночный уик-энд в Шпильберге собрал всего почти 95 тысяч человек за четыре дня. Цены на билеты даже превышают венгерские, а из дополнительных активностей промоутеры предлагают только парад легенд «Формулы-1» и немного национального колорита.
Но вот незадача: гостям гонки просто нечем заняться в австрийской глубинке — и это проблема.
Совершенно очевидно, что существование обоих Гран-при в календаре в течение одного и того же месяца отрицательно сказывается на посещаемости обоих событий. Организаторам нужно задуматься не только о наполнении уик-эндов какими-то уникальными фишками, но и о большем перерыве между ними — например, о переносе гонки на «Хунгароринге» поближе к ежегодному музыкальному фестивалю «Сигет» (обычно проходит в Будапеште в начале августа). Хотя, если по справедливости, «Формуле-1» в нынешнем состоянии просто не нужны Гран-при и Австрии, и Венгрии — с одной из стран можно смело не продлевать контракт.
Россия
Печально признавать, но гонка в Сочи так и не стала каким-то невероятным событием национального масштаба. Не помогли даже доступные по европейским меркам билеты со средней ценой в 80 фунтов: подавляющее большинство населения России все равно не может позволить себе путешествие в Краснодарский край на «Формулу-1». Потому посещаемость остается неизменной: 150 тысяч человек посетили «Автодром Сочи» и на первом Гран-при страны в 2014 году, так и в 2017-м – что оставляет Россию в пятерке худших по этому показателю. Перенос гонки на майские праздники особо не помог – в Сочи просто не оказалось планируемого числа отдыхающих, так что Гран-при России 2018 года вернули в самый разгар «бархатного сезона», на 30 сентября.
Уровень же работы над активностями и внетрековыми шоу отлично описано одним сравнительным фактором: на открытии в 2014 году выступал Ленни Кравиц, а в нынешнем апреле хедлайнером стала группа «Любэ».
Не самый зрелищный характер трассы тоже мало способствует обгонам, борьбе и привлечению болельщиков на трибуны. Но здесь промоутерам остается только уповать на новый регламент и смелость гонщиков, при этом насытив расписание гоночным контентом. Статусные гонки поддержки (а не только северная «Формула-4» и Mitjet 2L), активности с крутыми пилотами прошлого, парады советской гоночной техники — в Сочи можно привести много новинок, которые заинтересуют публику. А уже потом стоит что-то делать с остальными шоу и их организацией, ведь контракт на проведение Гран-при продлен до 2025 года.
Бахрейн
Игрушка шейхов тоже не радуют высокой посещаемостью. В Сахире последний Гран-при установил локальный рекорд, собрав 93 тысячи человек за четыре дня, что ни разу не сравнимо с заклятым соседом-конкурентом из Абу-Даби (60 тысяч зрителей в одно лишь воскресенье). При этом у местных заездов нет какой-то идентичности: оба проходят при искусственном освещении и жаркой погоде (как и гонка в Сингапуре), с упором на прямые и скоростные связки.
По «околоформульному» зрелищу Абу-Даби снова оставляет Сахир далеко позади. Гран-при в Эмиратах предлагает и концертную программу (Calvin Harris и P!NK в 2017 году), кучу экскурсий и гонки поддержки в лице GP3 и «Формулы-2». А чем отвечает Бахрейн? Соревнованиями местных кузовных серий и почти полным отсутствие каких-либо активностей. В Сахире добились рекордных цифр только благодаря продаже билетов со скидкой в 10-20% – но все равно самую дешевую программу на уик-энд оценили в районе 110 фунтов. Пусть в Абу-Даби билеты стоили почти вдвое дороже, однако разница в приобретаемых развлечениях и атмосфере просто несравнима. C таким подходом Гран-при Бахрейна — самое слабое звено всего календаря, и владельцам «Формулы-1» стоит пересмотреть арабский контракт.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; REUTERS/Max Rossi; globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei, ZUMA Press
У нас такая страна, что музыканты мирового масштаба тут мало кому нужны, если это не "попсовые" и "заезженные" артисты. Вон, в Москве в прошлом году у Muse на разогреве были My Vitriol - группа, которая в своё время бабахнула круче самих Мьюзов, и которую лично я просто обожаю - но на их сольник у нас пришло бы 20 человек от силы. На самую кассовую команду всех времён и народов Pearl Jam у нас тоже никто не придёт. А на "Любэ" ходили, ходят и будут ходить. Поэтому приглашать зарубежных звёзд не имеет практического смысла. На посещаемости Гран-при России это позитивным образом не отразится (ну разве только, опять же, пригласить условный Scorpions или ещё каких стариков, за спиной которых уже с полдесятка "прощальных туров" по России).
Уже 29 апреля в день квалификации, я обгорел , сидя на трибунах, а перед этим искупался в море. Погода была, что около + 32. Кроме этого на 2 мая была назначен Финал кубка России по футболу и часть болельщиков приехала пораньше, что бы посмотреть заодно и гонку. Да, даже сам президент почтил её своим вниманием. Так, что это не первопричина падения интереса. Просто те кто могут себе позволить летают на гонку Формулу 1 не в Сочи, а те кто ограничен в средствах, не могут летать на неё каждый год.
Шоу-бизнес и пляжи никакого отношения к автогонкам не имеют.
Питер тоже был бы хорошим вариантом для всей Балтики.
Сочи выбран именно из-за возможности приема ВИПов и встреч на высоком уровне. Это практически неформальный бизнес-форум всего мира по связям с Россией, это надо учитывать. Не только в зрителях дело.
очень вёселый ГП. я даже готов с тобой лично познакомиться в следующем году тама))