В погоне за величием
Спустя четыре недели после Венгрии сезон Формулы-1 возобновился в Бельгии, словно и не было этого большого перерыва и летних каникул, ставших уже традиционными в Ф1. По сложившейся в 2017 году традиции один гонщик не выигрывает в двух гонках подряд. Феттель выиграл в Будапеште последнюю гонку перед летней паузой. В Спа победил его главный соперник Льюис Хэмилтон.
Впрочем то, что Mercedes будет силен в Спа, как и неделей спустя в Монце, заранее ожидалось. Силовые установки Mercedes, длиннобазное шасси, отлично подходящее к скоростным трассам и быстрым поворотам, болид, очень сильный в условиях пониженной прижимной силы. Все карты в руки Mercedes - и Хэмилтону! Собственно говоря, один раз в сезоне Льюис Хэмилтон и Mercedes уже демонстрировали доминирование в подобных условиях, - в Сильверстоуне.
Поэтому выигрыш Льюисом поул-позиции в Спа не стал чем-то неожиданным. Более неожиданным стало то, что Валттери Боттас уступил своему напарнику довольно много - полсекунды. Этого не хватило Валттери чтобы попасть на первый ряд. Себастьян Феттель оказался очень быстр, и в который раз в этом сезоне оттеснил Боттаса на третье место, вновь прорвавшись на первый ряд стартового поля. Себ в итоге уступил Хэмилтону не так и много, 0,2 секунды, можно сказать, что Феттелю удалось навязать Льюису борьбу за поул. В целом, Ferrari оказалась неожиданно близка к Mercedes, гораздо ближе, чем ожидалось.
Но главным событием квалификации стал, конечно, сам поул Льюиса Хэмилтона. 68 в его карьере. Льюис сравнялся по количеству поулов за карьеру с Михаэлем Шумахером, повторив его абсолютный рекорд. После квалификации первым делом к Льюису подошел его поздравить Росс Браун (в свое время пригласивший Хэмилтона в Mercedes именно на место Шумахера) и передал поздравления от Коринны Шумахер и всей семьи Шумахеров. Льюис был заметно растроган.
Установить один из наиболее значительных рекордов в Формуле-1 - безусловно грандиозное достижение. Впрочем то, что Льюис Хэмилтон замахнется на рекорд по количеству поул-позиций в 2017 году ожидалось еще перед стартом сезона. После эмоционального момента в Канаде, когда Льюис сравнялся с Айртоном Сенной, то, что он повторит рекорд Шумахера стало делом самого ближайшего времени. Знаменательно, что сделал это Льюис в Спа, на трассе, столь важной для карьеры Михаэля Шумахера. Сейчас они вдвоем во главе этого списка, - но наверняка не пройдет слишком много времени, когда Хэмилтон в одиночку возглавит рейтинг по количеству поул-позиций. Кстати, сравнявшись с "вечным рекордом" Сенны Льюис получил в подарок от семьи бразильца его шлем. Но шлем Михаэля Шумахера у Хэмилтона уже есть, они в свое время обменялись ими.
В этот уик-энд много вспоминали о Михаэле. Была 25-летняя годовщина его первой победы в Спа, и в честь этого события сын Михаэля, начинающий гонщик Мик Шумахер проехал в воскресенье несколько показательных кругов на Benetton B194, болиде своего отца.
По итогам квалификации Кими Райкконен уступил две десятые секунды Валттери Боттасу, поделив с ним второй ряд стартового поля. Макс Ферстаппен, в честь которого в Спа собралось целое оранжевое море фанатов, вновь опередил Даниэля Риккьярдо, причем на целых полсекунды. За Red Bull в очередной раз целиком остался третий ряд. Нико Хюлкенберг снова был лучшим из остальных, показав седьмое время. Впрочем, его партнер по Renault Джолион Палмер выглядел в Спа неожиданно сильно, долго опережая Нико, и лишь в финальной сессии квалификации англичанина подвела коробка передач. Следует отметить и Фернандо Алонсо, который показал в квалификации одиннадцатое время. Сильнее, чем ожидалось от McLaren-Honda на сложной для этой команды трассе. Стартовал испанец и вовсе десятым, после штрафа Палмера. На этот раз Фернандо не пришлось менять элементы силовой установки. Впрочем, дурную традицию McLaren-Honda, обычную в последние годы в Спа поддержал Стоффель Вандорн, проводивший дебютный в карьере домашний Гран-при. Бельгиец за многочисленные замены элементов силовой установки получил сполна - 60 мест на стартовой решетке.
Погода в Спа традиционно изменчива и малопредсказуема, тем не менее, в 2017 году все основные события, - и квалификация, и гонка прошли в сухих условиях, при приятной теплой летней погоде. Честно говоря, рад этому, потому что в сухих условиях новые болиды показали в Спа, на самой плавной трассе сезона, все свои возможности. Заодно побив и целый ряд рекордов. Ведь новое поколение болидов Ф1 именно на таких трассах как Спа, Сильверстоун и Сузука в полной мере проявляет свою мощь и "производительность". Тем более, что и Pirelli рискнула привести в Бельгию самую мягкую линейку составов: UltraSoft, SuperSoft и Soft. В результате болиды с искрами пролетали "Красную воду" и "Радильон", на полном газу. По классификации мотористов от La Source до Les Combes вообще наблюдался протяженный прямой отрезок, на максимальных оборотах двигателя; несколько оскорбительно для славы Eau Rouge. Зато Pouhon стал еще большим вызовом, чем ранее: пилоты пробовали пройти его на полном газу, но делали микросброс газа, чтобы удержаться на траектории.
Дуэль между Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем началась со старта и так продолжалась до самого финиша. Льюису лучше удался старт и он удержал лидерство на первом круге. Феттель держался за ним.
Позади двух лидеров шла интересная борьба за третье место между вторыми пилотами Mercedes и Ferrari, Валттери Боттасом и Кими Райкконеном, позже к этой дуэли присоединился Даниэль Риккьярдо.
Важным моментом стал сход Макса Ферстаппена на восьмом круге гонки. До этого момента Макс уверенно держался на пятом месте, но неожиданно его мотор потерял мощность и выключился. Это стало большим разочарованием и для Макса, и для его многочисленных болельщиков, которых в этом году в Спа приехало так много, что был установлен новый рекорд посещаемости Гран-при Бельгии. Шестой сход в двенадцати гонках. После гонки о неприемлемости таких показателей для топ-команды говорили и Макс, и его отец Йос, и Дитрих Матешитц.
Этот эпизод косвенно повлиял на то, что Кими Райкконен получил серьезный штраф. В зоне эвакуации болида Макса Ферстаппена на прямой Kemmel был объявлен режим двойных желтых флагов. Кими не сбросил газ, за что получил 10-секундный Stop&Go, самый серьезный штраф, который можно получить по ходу гонки. По букве закона все верно, и FIA очень пристально следит за моментами, когда под угрозой могут оказаться люди, маршалы трассы. Но на деле когда Кими проезжал это место, Red Bull Макса уже практически закатили за ограждение; Райкконен уверенно контролировал ситуацию. "Я знаю, что делаю", наверняка промелькнуло в голове финна, и он не стал приподнимать ногу с педали газа; за что и поплатился. Штраф отбросил его далеко назад, но Кими красиво прорывался. Однако вдобавок к уже отбытому по ходу гонки пенальти, стюарды назначили Райкконену три штрафных балла. Честно говоря, эта бальная система - еще один абсурдный момент из серии штрафов в Ф1. Примерно из той же серии, как штрафы в "минус 60 позиций" на стартовом поле. К этому я еще вернусь.
Одним из заметных героев начала гонки был Фернандо Алонсо. После успешной квалификации казалось, что в гонке двигатель Honda не позволит испанцу бороться за сколь-нибудь высокие позиции. Но Фернандо уверенно принял старт, и на первых кругах вел красивую борьбу с Нико Хюлкенбергом. На атаки Алонсо удавалось отвечать контратаками. Это было удивительно и приятно видеть. Вскоре, однако, прогнозы взяли верх. Алонсо стал терять позиции, по радио он недовольно вещал о том, что не имеет мощности, чтобы защищаться. Не прошло много времени, как он завернул свой McLaren-Honda в боксы.
Безусловно ярчайшим персонажем бельгийской гонки стал Серхио Перес. На 14 круге он устроил фактически обгон-шедевр. Когда впереди него на прямой Kemmel Роман Грожан опередил Даниила Квята, Чеко сначала сместился в воздушном мешке позади Haas француза, и следом за ним, "драфтом", также прошел Даню, а затем сместился вбок, воспользовавшись слипстримом, и опередил и Грожана. Правда мексиканцу не хватило зоны торможения, и он срезал Les Combes. Так что абсолютно чистым этот безусловно шикарнейший момент назвать нельзя. Грожана Серхио следовало пропустить обратно, чего он не сделал.
Но к этому моменту за Чеко уже числился и "грешок". То, что он устроил на старте с партнером по команде, Эстебаном Оконом, хоть и выглядело зрелищно, как в компьютерной игре, но было сделано грубо и непрофессионально. К слову, после финиша Перес сразу признал вину в этом эпизоде. По его словам, на старте он задействовал неверный режим работы силовой установки, не выдававший полной мощности, на спуске к "Красной воде" он боролся бок о бок с Хюлкенбергом и не ожидал, что следующая позади группа так стремительно его догонит. Серхио сместился вправо, не ожидая, что там будет Окон, и заправил его в стену; чудо, что болид Force India практически не пострадал, и Эстебан даже вырвался вперед. Объяснение Чеко можно принять, но следует признать, что для пилота уровня Ф1 это выглядит непрофессионально. Но, как говорится, с кем не бывает.
То же, что случилось с партнерами по команде далее, в районе 30 круга, просто выходит за рамки. Окон прессинговал Переса, напарники перекрестили траектории в La Source и на спуске к "Красной воде" Эстебан занял траекторию справа. Перес, находившийся на полкорпуса впереди с левой стороны, внезапно сместился вправо, фактически заправляя соперника в стену на огромной скорости. К счастью, крупной аварии удалось избежать, на болиде Эстебана Окона было сломано переднее крыло, а у Переса проколота задняя правая шина. Оба смогли благополучно добраться до пит-стопа.
Давно известно, что отношения между напарниками в "розовой" команде далеки от благополучия, Серхио Перес крайне ревностно относится к успехам своего партнера-новичка, несмотря на то, что сам проводит сильный сезон. И когда напарник столь настойчиво его атаковал, судя по всему, у Переса просто "сорвало крышу". Ничем, кроме мгновенной вспышки ярости, его поведение объяснить нельзя. И в таком случае ему должен был быть сразу показан черный флаг, аналог красной карточки в футболе, и по хорошему Переса следовало наказать отстранением на одну гонку. Но он просто получил пенальти и один штрафной балл за эпизод с Грожаном в Les Combes.
Эти баллы, которые гонщики "коллекционируют" словно желтые карточки в футболе или дырки в старинных водительских удостоверениях, дают за все подряд, например за то, что ты якобы помешал другому гонщику в квалификации. Квят их "наколлекционировал" 10 штук за прошедший год, и находится под угрозой пропустить гонку, если их число достигнет 12. В то же время грубейший маневр Переса, в духе Пастора Мальдонадо, вообще не удостаивается серьезного внимания. Абсурд. И здесь, в Спа, к месту будет вспомнить еще пример глупых штрафов: Михаэль Шумахер был оштрафован потерей пяти мест на стартовом поле в Гран-при Монако 2012 года за столкновение на предыдущей гонке в Барселоне с Бруно Сенной. То столкновение было, по-хорошему, простым гоночным инцидентом, пусть и вина Михаэля там была. Спустя две недели Михаэль Шумахер выиграл квалификацию Гран-при Монако. И это был бы 69 поул в карьере Михаэля, если бы не этот идиотский штраф, из-за которого Шумахер потерял поул, и ни в какой статистике он также не отображается. Поэтому на счету Шумахера осталось 68 поулов, последний из которых датируется Гран-при Франции 2006 года. С этим рекордом Льюис Хэмилтон сравнялся в Спа, хотя могло быть так, что ему пришлось бы еще один раз выиграть квалификацию, прежде чем повторить рекорд Шумахера.
Столкновение напарников по Force India вызвало появление на трассе автомобиля безопасности из-за большого количества обломков на спуске к Eau Rouge. Рестарт стал одним из ключевых моментов гонки.
Себастьян Феттель предпринял попытку опередить Хэмилтона на рестарте, но после финиша сетовал на то, что слишком рано приблизился к Льюису слишком близко: это не позволило произвести выверенную атаку. Но после гонки Льюис раскрыл свою хитрость - он чуть сбросил газ в "Красной воде", чем смешал Себастьяну карты.
Позади пары лидеров Валттери Боттас не сумел как следует разогнаться на более жестких шинах Soft, которые гонщики Mercedes получили на их заключительных пит-стопах. Финн оказался под атакой со стороны Риккьярдо и Райкконена. Прямая Kemmel в тот момент наверняка казалась Боттасу слишком протяженной. Сначала его слева прошел Дэн Риккьярдо, воспользовавшийся слипстримом. Затем Райкконен и вовсе взял его "в коробку", атаковав справа. Валттери потерял две позиции и даже не вписался, обескураженный, в Les Combes.
Фактически на рестарте и решилась окончательна судьба гонки. Хотя Феттель преследовал Хэмилтона по пятам, ему не удалось подготовить атаку. Льюис был для этого слишком быстр и безошибочен. И хотя Риккьярдо на Red Bull по идее должен был уступать в темпе преследователям из Ferrari и Mercedes, он также пилотировал безупречно, удержав Райкконена и Боттаса позади.
В десятке лучших также финишировали следующие пилоты. Нико Хюлкенберг, после квалификации подхвативший знамя "лучшего из остальных", так до финиша никому его не отдал, финишировав шестым. Роман Грожан был седьмым после не самой удачной квалификации. То же самое можно сказать и о Фелипе Массе, который занял восьмое место после провальной квалификации. Эстебан Окон добрался до девятого места и двух очков после всех перипетий с напарником по команде. Замкнул десятку Карлос Сайнс, вновь выжавший максимум из ситуации и своей Toro Rosso.
Даниил Квят был, увы, не так успешен на этой тяжелой для команды трассе Спа-Франкошам. Ему не сразу подошли настройки, затем на болиде меняли элементы силовой установки, из-за чего он получил штраф в 20 позиций на стартовом поле; стартовал с последнего ряда вместе с Вандорном. В гонке машина вела себя хорошо, и Даня смог подняться на двенадцатое место. Весьма неплохое выступление; жаль, очков за него не дают.
Одержавший 58 победу в карьере и третью в Спа Льюис Хэмилтон поднялся на подиум в окружении Себастьяна Феттеля и Даниэля Риккьярдо, каждый из которых провел замечательную гонку. Льюис приблизился в чемпионате к Себастьяну, теперь их разделяет 7 очков. Впереди Монца, на которую у Хэмилтона также большие планы. Впрочем, не меньшие надежды наверняка царят в сердцах тифози.
Безусловно, устанавливая такие рекорды, как рекорд по количеству поул-позиций за всю историю Льюис Хэмилтон намертво вписывает свое имя в историю Ф1. Что касается Себастьяна Феттеля, несмотря на то, что он четырехкратный чемпион мира, победитель множества гонок и квалификаций, для того, чтобы окончательно остаться в числе незабываемых героев Формулы-1, ему нужен еще один шаг, еще одно достижение. Титул за рулем красной машины.