Гонка на команду
После доминирования Льюиса Хэмилтона в Сильверстоуне, Хунгароринг стал трассой, где Ferrari смогла взять полновесный реванш. Себастьян Феттель, главный соперник Льюиса в титульном сражении, выиграл в Венгрии, стартовав с поула. Кими Райкконен оказал напарнику максимальную поддержку, будучи всегда рядом. Второй в квалификации, - у Scuderia был в Венгрии третий полный первый ряд в сезоне, после Сочи и Монако; второй в гонке, - и второй победный дубль Ferrari в сезоне после Монако. Будапешт на этот раз стал территорией "красных". Ferrari смогла взять в Венгрии максимальное количество очков. А сезон продолжается как пинг-понг, то один наносит удар, то другой. Перед уходом на летний перерыв ни одному из гонщиков так и не удалось выиграть две гонки подряд.
При взгляде на стартовую решетку открывалась удивительная картина - команды расставились как по ранжиру, напарник к напарнику, полностью занимая ряды стартового поля. Словно дело было не на Хунгароринге, а в Барселоне, на трассе, традиционно расставляющей всех по ранжиру. Себастьян Феттель, выигравший поул-позицию второй раз по ходу сезона после Сочи, и Кими Райкконен. Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон - финн уже в который раз по ходу сезона сумел оставить позади звездного напарника. Макс Ферстаппен и Даниэль Риккьярдо на третьем ряду. "Летучий голландец" снова впереди сильного напарника. После трех сильнейших команд чемпионата четвертый ряд стартового поля полностью заняла McLaren-Honda. Фернандо Алонсо и Стоффель Вандорн. От такой формы McLaren мы уже как-то поотвыкли, а в Венгрии команда взяла - и оказалась объективно четвертой по силе. А ведь могла бы так весь сезон... Однако именно в Венгрии форма McLaren была наилучшей по ходу сезона. Нечто похожее можно было видеть в Монако, но тогда Алонсо пропускал гоночный уик-энд. Подобное можно ожидать и в Сингапуре. Конечно, не густо пока, но хоть что-то. И лишь на пятом ряду стартового поля некоторое разнообразие. Карлос Сайнс на Toro Rosso и Джолион Палмер на Renault. Впрочем, на деле седьмой результат в квалификации показал Нико Хюлкенберг, но из-за внеплановой замены коробки передач был оштрафован на пять позиций на стартовой решетке.
Был оштрафован и Даниил Квят. Выехав на обочину на одной из своих попыток, возвращаясь на трассу Даня не заметил Лэнса Стролла, находящегося на быстром круге, и помешал ему. Команда предупредила слишком поздно. Но и без того Квят на этот раз уступил Сайнсу, хотя неоднократно говорил, что любит Хунгароринг и чувствует себя здесь уверенно. Видимо, к Карлосу это относится не в меньшей мере. Квят был тринадцатым в квалификации, в принципе неплохо, но из-за штрафа стартовал шестнадцатым, а каждое место на стартовой решетке весомо, особенно на таких извилистых трассах как Хунгароринг. Впрочем, самый негативный момент относительно Даниила - стюарды кроме штрафа на решетке добавили ему еще один штрафной балл. Имея их 10, минимум до октябрьского Гран-при США, при 12 необходимых для дисквалификации на одну гонку, Квят теперь вынужден быть очень осторожным. Как сказал сам Даня, стюарды словно намерены продемонстрировать это правило на его примере. Раньше судейским любимцем был Пастор Мальдонадо, некоторое время - Роман Грожан, теперь эта незавидная участь постигла Квята.
Старт стал одним из наиболее ярких моментов венгерского Гран-при. Впрочем, что касается Ferrari, здесь все прошло достаточно спокойно. Феттель удержал лидерство, Кими лишь обозначил попытку прессинга по внешнему радиусу в первом повороте, но не более. Зато позади пилоты Red Bull подвергли ощутимому прессингу гонщиков Mercedes. Макс Ферстаппен стартовал как всегда лихо, быстро прошел Хэмилтона и на позднем торможении перед первым поворотом практически опередил Боттаса, чуть не упершись в заднее антикрыло Ferrari Райкконена. Но выехав слишком широко, все же упустил позицию относительно Валттери. Зато Риккьярдо очень технично проехал по внутренней кромке первого поворота, опередив Льюиса. Так что на спуске ко второму повороту перед глазами британского пилота Mercedes маячили два Red Bull. Но это продолжалось недолго. За счет лучшего разгона Дэн опередил и Макса, но во втором повороте Ферстаппен перетормозил, заблокировав шины, и въехал в борт напарнику. На этом гонка для Даниэля была завершена. После тренировок в пятницу он был в восторге, намереваясь чуть ли не бороться за победу в Гран-при, в субботу австралиец уступил в квалификации Ферстаппену, который до того момента не был полностью доволен машиной, а в воскресенье уже на самом первом круге... В общем, это был пример наихудшей командной работы в этом Гран-при.
Кстати, пример Ферстаппена говорит о том, что у Red Bull действительно был отличный темп на дистанции гонки. Если бы не назначенный за столкновение с Риккьярдо штраф, Макс может и не боролся бы за победу, но борьбу за место на подиуме навязал бы гонщикам Mercedes точно. Причем, сильно оттянув момент своего пит-стопа, голландец успел приличное время пролидировать в гонке.
Несмотря на сильнейшую жару, традиционную для этого времени года в Будапеште, большинство пилотов смогли ограничиться одним пит-стопом. Pirelli привезла в Венгрию среднюю группу составов: SuperSoft - Soft - Medium, а уложенный год назад свежий асфальт хоть и сильно нагревался, но по-прежнему очень гладкий и не изнашивал сильно шины, в отличие от прежних времен.
Казалось, Ferrari должна была в этой гонке доминировать, и у Феттеля после выигранного старта не должно было возникнуть проблем на пути к победе. Однако после рестарта (пейс-кар выехал на первых кругах из-за аварии Риккьярдо), на Ferrari немца начались проблемы с рулевым управлением. Естественно, теперь его темп был не столь высок, как мог быть в идеальных условиях. Кими уперся в Себа и мог ехать значительно быстрее, пару Ferrari стремительно догонял Боттас. Застрявший в начале гонки за Ферстаппеном Хэмилтон, разошелся с Максом на пит-стопах, и тоже догнал группу лидеров. И здесь следует сказать, что и Ferrari, и Mercedes проявили себя очень четко в командной работе.
Райкконен неоднократно сообщал команде, что может идти быстрее Себа. Естественно, его беспокоила ситуация, что идя в довольно медленном темпе Феттеля он сам подвергается угрозам атак со стороны догнавших их Mercedes. Ferrari могла бы сделать ставку на Кими, чтобы в сложной ситуации хотя бы не упустить победу.
Если бы Ferrari сделала рокировку своих гонщиков, Райкконен конечно выиграл бы эту гонку. Но Феттель на "раненном" болиде скорее всего стал бы легкой жертвой преследователей. И тогда ситуация в чемпионате качнулась бы в пользу Mercedes и Хэмилтона. В гонке, которая изначально должна была оставаться за Ferrari.
В Ferrari сделали ставку на лидирующего в чемпионате Феттеля. И Райкконен на "здоровом" болиде должен был прикрыть позиции лидера. Дисциплинированный Кими четко сработал на команду.
Mercedes также проявил себя в высшей степени командно. Во второй половине гонки выяснилось, что темп Хэмилтона выше, чем у Боттаса, Льюис хотел получить шанс попробовать опередить Ferrari, что до сего момента не удавалось сделать Валттери. И командный мостик попросил финна пропустить напарника, с условием, что если Льюису не удастся опередить соперников, он вернет позицию. Итак, Боттас пропустил напарника, Льюис долго преследовал пару Ferrari, но произвести успешную атаку ему так и не удалось. Интересно, что ближе к финишу Валттери поотстал от лидирующей тройки, потеряв темп в трафике. Следует отдать должное и Феттелю, - на поврежденном болиде ему удалось взвинтить темп, насколько это было возможно. Мастерство, чемпион есть чемпион.
Так вот, казалось, что пропускать Валттери Льюису было уже совсем не с руки. Для этого ему надо было сильно сбросить темп, отстать от лидирующих Ferrari, пропустить ряд пилотов, которых он до того опережал на круг. Вдобавок на хвосте Боттаса уже сидел Макс Ферстаппен, и пропуская напарника Хэмилтон рисковал заодно уступить позицию и настырному голландцу. И все-таки Хэмилтон, не сумев опередить кого-нибудь из Ferrari, выполнил джентльменское соглашение, сделав все вышеперечисленное. В последнем повороте гонки Льюис пропустил вперед Боттаса, но сумел закрыть траекторию для Ферстаппена. Превосходное выполнение командных установок со стороны обоих гонщиков, и очень честный подход.
Из событий, происходивших за спинами лидеров, в первую очередь стоит выделить успешное выступление McLaren-Honda. На этот раз у болидов из Уокинга был и темп, и надежность не подвела, несмотря на жару. Впервые в сезоне оба болида McLaren финишировали в очках. Стоффель Вандорн, финишировав десятым, открыл свой очковый счет в сезоне (но это не первые очки бельгийца в карьере, напомню, он был в очках в своей дебютной гонке в Ф1 в прошлогоднем Бахрейне). Фернандо Алонсо и вовсе провел превосходный Гран-при. Его сражение с Карлосом Сайнсом за шестое место стало настоящим украшением гонки, а удавшийся обгон - по внешнему радиусу во втором повороте после череды атак, выглядит вообще одним из лучших маневров года. Забавны характеристики Алонсо своих атак - по его словам, он вел себя словно камикадзе. Сайнс же признался, что борьба с соотечественником, кумиром и наставником была для него сродни борьбе за победу. То, что темп McLaren-Honda был хорош подтверждает и лучший круг Фернандо Алонсо, установленный им на предпоследнем круге гонки. Предыдущее такое достижение Фернандо и McLaren-Honda датируется прошлогодней Монцей, но если тогда испанец получил перед финишем свежие шины, теперь все было по-настоящему. Хотя в глубине души хотелось, чтобы Алонсо провел какую-нибудь незабываемо феноменальную гонку, как, например, это было в достопамятной гонке двадцатилетней давности, когда другой чемпион мира на другой слабой машине (Дэймон Хилл на Arrows) боролся на Хунгароринге за победу...
Несмотря на не самую удачную квалификацию, в гонке две розовые Force India, пилотируемые Серхио Пересом и Эстебаном Оконом вновь были в очках, на восьмом и девятом местах. Это из серии стабильность - признак мастерства. И Force India идет к четвертому месту в Кубке конструкторов гораздо увереннее, чем это было год назад.
Нельзя не отметить очередное отличное выступление Карлоса Сайнса. Испанец вновь выжал максимум из ситуации, и в квалификации, и в гонке. И быть может это прозвучит банально, но Карлос превосходит ожидания, причем делает это второй сезон подряд и очень стабильно. Что касается Даниила Квята, он провел неплохую гонку, на альтернативной тактике - стартовал в отличие от большинства гонщиков не на SuperSoft, а на Soft. Принесло ли это ему какое-то преимущество, сказать сложно, но Даня поднялся со стартовой шестнадцатой на одиннадцатую позицию на финише, после штрафа Кевина Магнуссена за столкновение с Нико Хюлкенбергом. Это в любом случае достойно, жаль только, без очков, и остается только гадать, чего добился бы Квят, стартовав со "своей" тринадцатой позиции.
Что касается Хюлкенберга - его гонка запомнилась боевыми столкновениями с Haas. Выдавил на первом круге Грожана, сам в концовке пострадал от Магнуссена. Было весело, но квалификация обещала большее.
Настоящим событием венгерского Гран-при стало возвращение Пола ди Ресты - ныне пилота DTM и комментатора Sky Sports, по совместительству запасного в Williams. Возвращение, вызванное конечно форс-мажорными обстоятельствами: приболел Фелипе Масса. Бразилец кое-как провел тренировки, все надеялся что сможет выступить, но в конце концов решил воздержаться, - и Полу пришлось прыгать в кокпит Williams и начинать сразу с квалификации! Учитывая, что последнюю гонку ди Реста провел в Бразилии в 2013 году, и это было, можно сказать, два поколения машин назад (новое поколение двигателей в 2014-м, кардинально новая аэродинамика и шины в 2017-м), - ему было очень сложно, и он справился с задачей достойно.
Вернемся к лидерам. Себастьян Феттель, выиграв в Венгрии 46 победу в карьере, победил в четвертый раз в 2017 году. Столько же побед в сезоне на счету Хэмилтона. Благодаря этой победе разрыв в чемпионате, сократившийся в Сильверстоуне до одного очка, вновь вырос в пользу Себастьяна. Впрочем, в Mercedes изначально "отдавали" Венгрию Ferrari, так как для длиннобазного Mercedes W08 Хунгароринг подходил плохо. То же самое можно сказать и о Монако и Сингапуре. Именно на этих трассах Ferrari SF70H должна иметь особое преимущество. В то время как Mercedes особенно сильно должен выглядеть на скоростных трассах в Спа и Монце, с которых возобновится чемпионат в конце августа. Можно подвести промежуточный итог первой половины сезона, которая сложилась более чем захватывающе. И отметить, что продолжение чемпионата после летней паузы выглядит многообещающе, за кого бы вы ни болели. Венгерский Гран-при, закрывающий эту часть сезона, порадовал и многочисленных финских болельщиков, в особых количествах традиционно собирающихся на Хунгароринге, двойным финским подиумом. Кими Райкконен поднялся на подиум в Будапеште аж в восьмой раз! Ну а итог подвел Фернандо Алонсо, пожелавший всем хорошего отдыха.