«У меня нет хрустального шара». Каково будущее Фернандо Алонсо в «Формуле-1»?
Скоро закончится летний перерыв в «Формуле-1» и перед Фернандо Алонсо станет вопрос о будущем в «Формуле-1». Двукратный чемпион мира видит только два пути: продолжить карьеру в «Макларене» или уйти из «Формулы-1».
Если вспомнить все его предыдущие команды, то стоит ожидать кучу сюрпризов…
«Возможно, на обложках журналов можно увидеть заголовки о том, что я растрачиваю свой талант, но я очень доволен своей карьерой», - сказал Алонсо перед Гран-при России. Все 16 лет, которые Алонсо выступает в «Формуле-1», так говорят, но особенно часто в последние годы.
«Я пилотировал конкурентоспособные машины и добился результатов, которые для многих так и остались недостижимыми».
Фернандо всегда был в центре внимания топ-команд, но мог ли он завоевать больше двух титулов в своей карьере?
Ранние годы. Прирожденный талант
Алонсо начал штурмовать национальные чемпионаты по картингу в Испании и зарабатывать гоночную репутацию, которая сыграет заметную роль в поздние годы карьеры. Алонсо был отчаянным, быстрым и решительным подростком. Испанец всегда был моложе своих конкурентов и использовал все способы в борьбе с соперниками.
Его выступления в картинге были замечены и ему была предложена редкая возможность бесплатно перейти в мировую серию «Nissan». Бывшему пилоту «Формулы-1» Адриано Кампосу он сказал, что «предпочел бы остаться в картинге».
Но Алонсо все-таки согласился и вместе с командой «Campos Motorsport» в 1999 году выиграл этот чемпионат. В том же году испанец встретил Флавио Бриаторе, который «сыграл ключевую роль в моей карьере».
Бриаторе стал менеджером Алонсо и хотел сделать из него суперзвезду. Ведь именно вместе с Флавио команда «Бенеттон» выиграла Кубок конструкторов в «Формуле-1» в 1995 году. В 1999 году Алонсо стал тест-пилотом «Минарди», а годом позже занял четвертое место в «Формуле-3000». В 2001 году испанец дебютировал в «Формуле-1» в качестве боевого пилота. Новичок «Минарди» стал третьим в списке самых молодых пилотов, выступавших в «Формуле-1».
В том сезоне он занял лишь 23-е место, но его талант рассмотрели и пригласили стать тестовым пилотом команды «Рено» в 2002 году. Уже в следующем сезоне Бриаторе пригласил Фернандо на место боевого пилота в французской команде. На этот раз ему досталось относительно конкурентоспособная машина.
«Тот случай, когда ты оказался в нужном месте и в нужное время без должной подготовки», - ответил Алонсо бывшему чемпиону «Формулы-1» Дэймону Хиллу.
«В тот момент я не был готов. Мне было всего 22 года и тут я обнаружил, что могу бороться за подиумы, поулы. Это была фантастическая возможность и фантастическое время».
В 2005 году Алонсо бросил вызов самому Михаэлю Шумахеру. Именно с этого момента испанца стали считать будущем «Формулы-1».
Последовали победы, а за ними первый титул в карьере и первый серьезный выбор.
Уйти из «Рено» в «Макларен». Испанец совершил ошибку?
На Гран-при Бразилии 2005 года Алонсо стал самым молодым чемпионом за всю историю «Формулы-1». Именно в этот момент его на заметку взял руководитель команды «Макларен» Рон Деннис.
«Мы все с начала думали, что Алонсо находится за непреступной дверью», - вспоминал позже Деннис. – «Я поздравил его с титулом чемпиона мира, а в ответ услышал: Ребята продолжайте развивать свою машину».
«Я сказал ему, что он мог бы стать частью этого процесса, а он ответил: Я не против. Я был просто ошеломлен. Я спросил: Ты серьезно? Он ответил: Да».
Три неделе спустя Алонсо уже подписывал контракт, но только на сезон 2007 года. За это время ему удалось выиграть второй титул вместе с «Рено».
«Я чувствовал, что мое время в команде близится к тому моменту, когда лучше уйти», - говорит Алонсо. – «Мы выиграли два чемпионата, но у команды были проблемы со скоростью, в некоторых вещах мы уступали соперникам, мне нужна была новая мотивация».
«Я думал, что произойдет, если я стану чемпионом мира вместе с другой командой? В 2005 году Кими Райкконен творил чудеса на Макларене. Кими вместе с Хуаном Пабло Монтоей становился лучше с каждой гонкой в 2006 году».
Но в команде решили, что его напарником станет новичок Льюис Хэмилтон.
Все думали, что Алонсо станет лидером «Макларена», но скорость Хэмилтона заставила всех усомниться в этом. Алонсо чувствовал, что команде не хочет помочь ему завоевать третий титул в карьере.
«В тот момент я изменил все в карьере», - признается он. – «Я надеялся на лучшее».
Обстановка в команде накалилась до предела и Венгрии пузырь лопнул. Алонсо получил штраф за блокировку Хэмилтона во время квалификации на пит-лейне. Все это на фоне штрафа для команды из Уокинга в 100 миллионов долларов.
Алонсо немедленно разорвал трехлетний контракт с командой.
«Скажем, мы столкнулись, - говорит он. – «Между нами не было понимания. Дело было не в Льюисе, а в Роне и команде. Мы сталкивались слишком много раз, мы работали по-разному».
«В тот момент мой переход не сработал и лучшим решением для нас всех был мой уход из команды».
В «Рено» были рады возвращению испанца.
Возвращение в «Рено», а затем переход в «Феррари». Он попал в нужное место, но не в нужное время?
Опасения Алонсо оправдались. Команда «Рено» уже была не способна бороться за титул. За два года, проведенных в команде, испанец смог выиграть две гонки. Самым ярким событием для него стала скандальна победа на Гран-при Сингапура.
Алонсо нужно было перейти в другую команду, чтобы выиграть третий титул в карьере.
Вернуться в «Макларен» он не мог. Даже Росс Браун признался, что не захотел видеть испанца в своей команде «Браун», за рулем которой Дженсон Баттон стал чемпионом мира в 2009 году.
В итоге Алонсо перешел в самую титулованную команду «Формулы-1» - «Феррари».
Позже выяснилось, что сделка с «Феррари» была заключена еще в первом сезоне за «Рено» после возвращения. Райкконена отправили на пенсию в 2010 году, а на его место пришел Алонсо. Этот момент назвали самым «плохим секретом в истории Формулы-1».
«Пилотировать болид Феррари – это мечта всех пилотов Формулы-1», - сказал он. – «И теперь у меня есть шанс воплотить эту мечту».
Совпадение или нет, но Алонсо оказался в этой команде не в самый подходящий момент.
С 2010 года по 2013 в «Формуле-1» правил балом «Ред Булл». Отличное шасси и аэродинамика давали свои плоды.
Себастьян Феттель стал четырехкратным чемпионом мира, а Алонсо трехкратным вице-чемпионом мира.
«До титула не хватало совсем чуть-чуть», - говорит Алонсо. – «В те годы, когда я выступал за Феррари, у нас не было шансов опередить Ред Булл».
В 2014 году же спор за титул вели пилоты команды «Мерседес» Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Алонсо решил, что с него хватит. Он мог выступать за «Феррари» до 2016 года с возможностью продления контракта, но больше этого не хотел.
«У меня остались хорошие воспоминания о Феррари, но лучше их было там и оставить», - объясняет Алонсо. – «Если бы я остался, то было бы только хуже».
«Такие же чувства я испытывал и с Рено, когда выиграл два титула. Я понимал, что Феррари не сможет выиграть чемпионат в ближайшие годы. Если я не ошибаюсь, то этого так и не произошло».
Алонсо оказался прав, но дальнейшая его карьера шокировала всех…
Возвращение в «Макларен». Возрождение союза с «Хондой»
Сезон 2007 года в «Макларене» подпортил репутацию всем: от пилотов до персонала команды. Там же еще был шпионский скандал и дисквалификация команды. Но семь лет спустя как ни в чём не бывало Деннис и Алонсо обнимались, радуясь воссоединению.
Когда-то «Макларен», используя двигатели «Хонды», стал самой доминирующей командой в истории.
«Благодаря Хонде в Макларен вернулся Алонсо», - считает Тед Кравиц. Чемпион мира был впечатлен ресурсами японского моториста и просто не мог отказать.
Деннис и Алонсо считали, что только «заводские команды» способны побеждать в чемпионате.
Настроение у всех было более оптимистичное, чем в 2007 году.
Этот переход стал самой большой ошибкой в карьере Алонсо.
Ужасный двигатель не позволял Алонсо раскрыться на 100%.
Насколько все плохо? Вы понимаете, что испанец за три года сошел больше, чем набрал очков.
Вот его трехлетний контракт подходит к концу, а команда «Макларен» остается с двигателем «Хонды». По слухам, у них контракт с мотористом еще на несколько лет. Что же делать Алонсо?
Час X
Если вспомнить всю его карьеру, то начинаешь понимать, что ему невероятно повезло.
Алонсо враждовал с напарниками, руководителями команд и участвовал в двух ярких скандалах в «Формуле-1». Удивительно, что он выступает в этом спорте уже второе десятилетие и его приглашают к себе топ-команды.
В это время в чемпионате доминировали «Ред Булл», «Браун» и «Мерседес». Испанец же пролетал мимо них.
«Я всегда делал то, что считал правильным в тот момент», - сказал Алонсо Gazzetta dello Sport, которая назвала его «заложником своего выбора».
«Я выступал за Рено, Макларен-Мерседес, Феррари и Макларен-Хонду. Сколько пилотов мечтают о такой карьере».
«Конечно, я мог бы стать частью Ред Булл, когда те еще не побеждали, но у меня нет хрустального шара».
Многие другие пилоты мечтают о 97 подиумах, которые завоевал Алонсо.
Но все эти сезоны Алонсо давал жару соперникам на трассе, но было очень рискованно переходить в «Макларен», использующий двигатель «Хонды».
Больше у него нет права на ошибку.
В начале сезона Алонсо поставил «Макларену» ультиматум, но последние переговоры команды с ним и его окружением прошли в позитивном ключе.
Он может перейти в другую команду? В «Ред Булл» Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена никто не собирается отпускать. У них есть действующие контракты. В «Мерседесе» готовы продолжить сотрудничество с Валттери Боттасом, а в «Феррари» с Райкконеном. Есть слухи, что Феттель в стиле Алонсо подписал контракт с «Мерседесом» в начале года и именно поэтому Серебряные стрелы не спешат продлевать контракт с Боттасом. Поговаривают, что в «Феррари» продолжили ему новый контракт, а тот не хочет его подписывать из-за неуверенности в конкурентоспособности команды в следующие сезоны. Перед немцем встал еще более сложный выбор. Были слухи, что Хэмилтон уйдет в случае чемпионства. Все эти варианты сбудутся при определенном стечении обстоятельств.
Самым очевидным вариантом является переход в «Рено». Алонсо не против воссоединиться с бывшей командой, но французская команда уже призналась, что не сможет бороться за победы в следующем сезоне.
Алонсо в свои 36 мог продолжить выступления в «Индикаре», но похоже он не сильно этого хочет.
На Гран-при Азербайджана он сказал, что этот «уик-энд был очень позитивным» с точки зрения будущего в «Формуле-1».
Что делать Алонсо?
Для испанца этот летний перерыв очень важен…