Экватор - все заново
Сильверстоун - пик летнего сезона. При всем уважении к другим Гран-при, масштабность происходящего в "Доме британского моторспорта" превосходит все остальное. Подобный размах можно увидеть только в Монце. Может быть еще в Спа, в лучшие годы. Конечно кульминацией уик-энда британского Гран-при стала победа Льюиса Хэмилтона, после чего вся огромная, разношерстная толпа болельщиков бросилась к подиуму приветствовать своего чемпиона. Выступление которого в родных стенах ознаменовалось целой чередой свершений, пополнивших книгу рекордов Формулы-1. Из наиболее заметного - Льюис Хэмилтон одержал пятую победу в Гран-при Великобритании, сравнявшись с рекордом по количеству побед в своем домашнем Гран-при с Джимом Кларком и Аленом Простом. Льюис выиграл дома в четвертый раз подряд, серия длится с 2014 года, - и здесь он тоже сравнялся с рекордом Джима Кларка. Накануне Льюис выиграл квалификацию, и этот поул стал пятым в Великобритании - опять повторение рекорда Джима Кларка. Между прочим, этот поул в Сильверстоуне стал для Хэмилтона 67 в карьере - и лишь один отделяет его от повторения абсолютного рекорда Формулы-1 Михаэля Шумахера.
Победителей как известно не судят. А ведь накануне домашнего Гран-при в адрес Хэмилтона были выпущены и критические стрелы - за то, что он пропустил "раскруточное" шоу перед Гран-при в Сильверстоуне, прошедшее в среду на улицах Лондона. Шоу, между прочим, совершенно роскошное, ставшее событием само по себе, и если Liberty Media таким образом собирается продвигать Ф1, то мы только за. И конечно, публика хотела видеть на шоу своего трехкратного чемпиона мира, но он его благополучно "прогулял", предпочтя отдохнуть еще один день и как следует настроиться на домашний Гран-при. Что бы кто ни говорил, но борьба за главный трофей в спорте требует особого состояния души, и это исключительно дело Льюиса, как ему готовиться. Хэмилтон настроился хорошо, учитывая, что уик-энд в Сильверстоуне окончился для него "Большим шлемом" и тем, что теперь он всего на одно очко отстает от Себастьяна Феттеля. Правда здесь не обошлось без непреднамеренного участия Pirelli, но обо всем по порядку. После десяти этапов чемпионата - экватора сезона, чемпионат фактически начинается заново.
Кроме поула Льюиса, завоеванного им с большим отрывом от второго места - в полсекунды, и новым рекордом действующей конфигурации Сильверстоуна, квалификация, прошедшая на подсыхающей трассе запомнилась еще несколькими яркими моментами. Что касается рекордов, то к ним также вернемся.
Фернандо Алонсо в конце первого сегмента поставил слики и закончил свою заключительную попытку на первой строчке. Трибуны громко приветствовали двукратного чемпиона мира на McLaren-Honda. Пусть это было кратковременное возвращение Алонсо и McLaren на первое место, но реакция трибун лишний раз показывала, где на самом деле должны быть эти имена. Впрочем, уже второй сегмент сложился для Фернандо не слишком удачно, да это было, в общем-то, и неважно. К этому моменту Алонсо уже "нахватал" штрафов за замены очередных элементов силовой установки. Привычное зрелище. Зато в десятку лучших в Сильверстоуне пробился Стоффель Вандорн, между прочим, впервые в сезоне опередивший в квалификации напарника. Это тянуло на маленькую сенсацию. Вообще же, в Сильверстоуне было многовато "штрафников". Валттери Боттас в пятницу внепланово сменил коробку передач, подобно Льюису неделей ранее в Австрии - минус пять позиций на стартовом поле. Показав четвертый результат в квалификации, Боттас должен был стартовать девятым. Дэн Риккьярдо сначала сменил коробку передач, а затем к этому добавились еще и замены в силовой установке, - в итоге Даниэль на стартовом поле отправился на последний ряд, в компанию к Алонсо. Зато в гонке и Боттас, и Риккьярдо показали себя настоящими героями, пробиваясь наверх и совершив множество обгонов.
Компанию Льюису на первом ряду стартового поля составил Кими Райкконен, опередивший на этот раз Себастьяна Феттеля. Забавно, но точно такой же первый ряд был в Сильверстоуне в 2007 году, десять лет назад. Тогда победу в гонке одержал Кими на Ferrari.
Сильверстоун особенно ждали еще и потому, что именно здесь машины этого года должны были проявить себя во всей красе. Еще бы, ведь в Сильверстоуне есть совершенно уникальный в Ф1 комплекс скоростных поворотов: начиная от Woodcote, далее через старую стартовую прямую к Copse, затем потрясающая связка Maggotts - Becketts - Chapel, и Stowe после достаточно протяженной Hangar Straight. Это полкруга на высших скоростях! Ради этого гонщики всю зиму не вылезали из спортзалов, усиленно качаясь. Перегрузки с новой аэродинамикой, новыми широкими шинами обещали быть запредельными.
Сложно это и для шин. Не зря именно в Сильверстоуне шины Pirelli массово взрывались в 2013-м. То был тяжелый день для итальянской компании. И по обыкновению в Сильверстоун привозили самые жесткие компаунды. Но в Барселоне в этом году никто не хотел использовать состав Hard, оказавшийся из-за консервативного подхода Pirelli слишком жестким. Команды уговорили шинников не привозить Hard на другие этапы, которыми должны были стать Сильверстоун, Спа, Сузука и Сепанг, особенно требовательные к резине. А ведь может в Сильверстоуне Hard и сгодился бы... Хотя на самом деле и линейка SuperSoft - Soft - Medium выглядела вполне нормально в условиях Сильверстоуна. Medium никто использовать не захотел. Гонку практически нормально выдержали два мягких состава. Если бы не одно "но". Под конец гонки на двух Ferrari лопнули передние левые шины, состава Soft. Кими практически гарантировавший себе второе место в итоге все-таки смог подняться на подиум, лишь пропустив на второе место Валттери Боттаса, который провел замечательную гонку и таким образом принес Mercedes победный дубль, второй в сезоне после Канады. Феттель же откатился с четвертого места на седьмое, и это в итоге привело к тому, что Хэмилтон, выиграв гонку, приблизился к Себастьяну на расстояние одного очка. Сумасшедший финал гонки в Сильверстоуне!
Глядя на все происходящее в Red Bull решили зазвать в боксы на второй пит-стоп Макса Ферстаппена, который, как и Феттель, рано останавливался в первый раз. Наверно не стоит говорить, что Pirelli пошла на чрезвычайный риск, привезя в Сильверстоун более мягкие составы. В конце концов, видя значительный износ можно было пойти на тактику двух пит-стопов. Но кто хочет лишний раз останавливаться в боксах? Конечно, все предпочтут проехать гонку с одним пит-стопом, если это возможно. Однако можно с уверенностью сказать, что в Сильверстоуне шины Pirelli не просто работали на пределе, но впервые в сезоне оказались за пределом износа.
Драмой к сожалению завершился британский Гран-при для Даниила Квята. А ведь наш пилот обычно успешно выступал в Сильверстоуне. Да и квалификацию провел на хорошем уровне. Объективно, двенадцатый результат выглядел успешным, к тому же на этот раз Даня оставил Карлоса Сайнса позади. В их квалификационном сражении счет сравнялся, 5:5, - и это единственный равный счет во всем пелотоне.
Но в гонке у партнеров по Toro Rosso с самого старта пошла жесткая борьба. Уже на первом круге Сайнс вышел вперед на старой стартовой прямой. Его болид снесло на внешнюю сторону Copse и в Maggotts Квят контратаковал. Однако не удержался на траектории дальше по ходу связки, слегка съехал на обочину и, возвращаясь обратно, не удержал болид под контролем, врезавшись в Сайнса. Карлос сошел, Даниил смог продолжить гонку, получив за инцидент штраф в виде проезда через пит-лейн и очередные штрафные баллы. Его болид был поврежден, и на многое рассчитывать Квяту не приходилось...
Хотя Квят и был признан виновным в столкновении, я бы не стал слишком его критиковать. По сути это был просто гоночный инцидент, к которому привела жесткая борьба. Никто не хотел уступать, - и учитывая накал страстей в Toro Rosso этому удивляться не приходиться. Рано или поздно такое столкновение произошло бы, хотя столкновение двух напарников - это всегда плохой сценарий для команды. Просто в системе Red Bull слишком тесно. Слишком много быстрых гонщиков претендуют на ограниченное число мест. И если, к примеру, Макс Ферстаппен даже несмотря на череду неудач может особо не волноваться, - он уже "железно" в узком круге суперзвезд Ф1, его будущее гарантировано, то Даниил Квят борется за выживание в мире Ф1. Его будущее совсем не гарантировано.
Меня в этой связи гораздо больше удивляет другое. Это практически травля Даниила в ряде отечественных средств массовой информации, пусть речь всего о паре источников, но это источники достаточно заметные. Тоже касается и определенного круга болельщиков, но тут по определению спрос меньше, особенно когда речь идет о достаточно маргинальном срезе. От прессы же в любом случае ждешь более профессионального отношения. Так и хочется спросить, чем же именно "насолил" Квят авторам подобных уничижающих высказываний. Но это отдельная тема, которая выходит за рамки данной статьи, и она, на самом деле, довольно неприятная. Просто на контрасте высказывания зарубежных экспертов, имеющих прямое отношение к Ф1, оценки которых звучат взвешенно и дипломатично. Да взять даже тех же Кристиана Хорнера и Хельмута Марко.
В заключение следует отметить наиболее яркие выступления Гран-при Великобритании. Нико Хюлкенберг прекрасно квалифицировался шестым, и благодаря штрафу Боттаса стартовал пятым. На первом круге Нико в очень красивой борьбе оставил позади Эстебана Окона. Дэн Риккьярдо прорвался сквозь весь пелотон, хотя у него не обошлось и без проблем. Прямо перед финишем Даниэль как раз Хюлкенберга и опередил, добравшись до пятой позиции. Красиво боролся Макс Ферстаппен с Себастьяном Феттелем, - на старте, когда они обменивались позициями, и далее, когда все еще юному голландцу удавалось удерживать Ferrari четырехкратного чемпиона позади. Только на пит-стопе Себ переиграл Макса, и остался бы впереди, - если бы не взрыв шины под конец. Валттери Боттас спокойно и уверенно пробился на подиум, по пути пройдя Ferrari Феттеля. Подарок в виде шины на болиде Райкконена ждал и Валттери. Но в целом именно хладнокровие и уверенность позволяют Боттасу стабильно добиваться высокого результата в условиях прессинга. Вот такого спокойствия и хладнокровия в первую очередь хочется пожелать Квяту. Вновь обе машины Force India финишировали в очках. И если в квалификации Окон, как это обычно бывает, уступил Пересу, то в гонке Эстебан оказался впереди Серхио и удержал его позади. Между прочим, хотя название на это нисколько не указывает, но Force India - команда из Сильверстоуна, и добилась успеха на трассе, расположенной рядом со своей базой. Что касается их преследователей, все более отстающих, из исконной, истинно английской Williams, - Фелипе Масса поддержал честь флага, несмотря на неудачную квалификацию приведя свой болид в десятку лучших на финише гонки.
До летнего перерыва осталась всего одна гонка. Традиционно летний Гран-при Венгрии в гостеприимном Будапеште. В чемпионате же после Сильверстоуна ситуация достигла точки наибольшего напряжения, просто-таки кипения. А может, и точки перелома. В чью пользу окажется Хунгароринг - главная интрига.