Красоту «Формулы-1» убивают
ФИА переусердствовала с безопасностью.
19 июля Стратегическая группа «Формулы-1» провела заседание, на котором обсуждались важные вопросы развития гоночной серии: безопасность, идеи по новому регламенту для силовых установок, меры по контролю за расходами и повышению зрелищности. Результат ошеломил — Международная автомобильная федерация (ФИА), под эгидой которой проводится чемпионат мира, настояла на введении системы «гало» со следующего сезона в обязательном порядке. Функционеры отказались от идеи развития «щита» или какой-то другой концепции и пообещали доработать «гало» совместно с инженерами команд.
Чем ФИА не устроил «щит»?
Идея прозрачного экрана была основной в вопросах безопасности несколько месяцев подряд. Однако пилоты много жаловались на трудности обзора, которые возникают при использовании «щита».
Ожидалось, что в доработанной версии, которую в первой практике Гран-при Великобритании должен был протестировать Себастьян Феттель, исправят эти проблемы. Однако, судя по отзывам немца, если видимость и стала лучше, то ненамного — фактически четырехкратный чемпион мира зарубил «щит» своей критикой.
Но ФИА это не остановило — федерация твердо вознамерилась ввести какую-нибудь систему защиты для головы. Потому когда неготовность экрана к дебюту в гонках вскрылась, было решено не тратить время на дальнейшие исследования, а ввести самую продуманную концепцию на данный момент. Так со скамейки запасных поднялось уже полузабытое «гало».
Откуда взялся этот ужас?
ФИА предложила командам подумать о защите головы гонщиков еще в январе 2016 года. Именно тогда и выбрали «гало» как самое сбалансированное решение. Разработчиком первичного концепта выступил «Мерседес».
Инженеры, нанятые федерацией, провели тесты системы, внесли в нее несколько изменений и предложили командам ее испытать в Испании в марте того же года.
Но почему ФИА вообще это потребовалось? Триггером к изменениям послужила смерть пилота «Индикара» Джастина Уилсона. Подлил масла в огонь и судебный иск к федерации от Филиппа Бьянки, отца пилота «Маруси» Жюля, умершего из-за последствий аварии. Расследование пришло к выводу, что молодой гонщик ошибся сам, и его вряд ли бы спас даже закрытый бронированный кокпит — максимум дистанционное торможение машины. Но дело прекратили только после отзыва иска семьей Бьянки как раз из-за «повышения уровня безопасности». Рисковать своей репутацией снова ФИА не желает, поэтому президент Федерации Жан Тодт торопится с введением любой системы защиты вместо логичного в данных условиях продолжения исследований вопроса.
Появление «гало» неизбежно?
Не совсем. Резолюцию ФИА должен утвердить Всемирный совет по автоспорту, в который входят восемь делегатов, имеющих высокий статус в Федерации. Заседания проходят четырежды в год, но в случае необходимости решения могут быть вынесены с помощью электронного голосования. Не стоит слишком полагаться на благоразумие этой «великолепной восьмерки» – необходимость в утверждении Советом считается формальностью, потому как принятые ФИА решения отклонялись крайне редко.
Но пока что внедрение «гало» не утверждено. Кто знает, вдруг общественность найдет способ надавить на автоспортивных функционеров, и все кончится хорошо.
Команды не возражают?
Их мнение ФИА не особо интересует — девять конюшен из десяти проголосовали против введения новой системы, но федерация все равно внесла изменения в резолюцию с формулировкой «из-за нужд безопасности». В таком случае командам остается только смириться и принять неизбежное. Конечно, они могут устроить коллективный протест или забастовку, «Феррари» могла бы снова пригрозить покинуть серию (главный страх автоспортивных чиновников), но… Как раз Скудерия и оказалась тем десятым коллективом, который поддержал использование «гало». Любые угрозы и требования остальных без «красного» участия не будут выглядеть внушительно.
Может, все не так и плохо?
Трудно сказать. Внешне «гало» выглядит как титановые стринги, натянутые на гоночный болид — вряд ли приятно смотреть на такие гонки. Но если бы безопасность системы была неоспоримой и могла решить все проблемы автоспорта, тогда примириться было бы проще. Вот только конструктивные особенности «гало» не спасли бы Фелипе Массу от знаменитой венгерской пружины из 2009 года: мелкий обломок всегда может «поднырнуть» под стойку и попасть на огромной скорости точно в шлем пилота. А если колесо или другой фрагмент болида прилетит сверху, то гонщик вряд ли сможет выбраться из кокпита самостоятельно.
Да, у других систем были схожие проблемы. Но от них отказались вовсе не из-за низкого уровня безопасности, а по причине плохой видимости – дескать, во время тестов «гало» гонщики жаловались на это намного реже. Что ж, энтузиасты уже провели симуляцию прохождения дистанции некоторых трасс с установленной системой безопасности.
«Красная вода» в Бельгии — один из самых скоростных и зрелищных поворотов в мире, который и без зрительных помех являлся слепым для пилотов. С «гало» понять, что происходит на его гребне станет решительно невозможно, и в случае внезапного инцидента пилот вряд ли успеет сбросить 270 км/ч скорости до нуля.
Но даже не двойные стандарты ФИА при вынесении решения печалят больше всего. На том же заседании Стратегической группы обсуждали вопросы повышения зрелищности гонок — а закончилось оно такой вот резолюцией. Ранее команды и федерация принимали ряд позитивных изменений для улучшения внешнего вида болидов — к примеру, запретили плавники.
Но не прошло и трех месяцев, как все усилия полетели к черту.
Мнения из паддока
Вы удивитесь, но Ассоциация пилотов «Формулы-1» поддержала внедрение «гало» – об этом на днях заявил президент организации Алекс Вурц. Но австриец выразил мнение не всех гонщиков – Льюис Хэмилтон, Валттери Боттас, Макс Ферстаппен, Ланс Стролл, Фелипе Масса, Паскаль Верляйн, Кими Райкконен и Нико Хюлькенберг не входят в ассоциацию. Да и ее директор, Ромен Грожан, неоднократно критиковал идею любых вмешательств в конструкцию кокпита.
Официальные лица команд тоже восприняли новость негативно. Ники Лауда трехкратный чемпион мира, получивший серьезные ожоги в гоночной аварии, назвал решение необдуманным:
«Я на сто процентов уверен, что существуют решения, которые будут лучше «гало». Таким образом было бы разумнее продолжить исследования и найти какой-то вариант, не уничтожая при этом внешний вид болидов, и внедрить его в 2019 году. Все очень просто – не нужно спешить и делать то, о чем мы потом пожалеем. Система «гало» уничтожит дух «Формулы-1».
Коллега Лауды по работе в «Мерседесе» Тото Вольфф воспринял внедрение новой системы безопасности намного спокойнее: «Мне не нравится, как выглядит эта концепция, но решение принято и теперь нам нужно постараться как можно лучше ее адаптировать».
Гельмут Марко, консультант «Ред Булл», назвал «гало» «несовершенным и противоречащим духу «Формулы-1», а известные журналисты Роджер Бенуа и Марк Хьюз предполагают возможность оттока зрителей и фанатов. Не без оснований, правда?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Charles Coates