11 мин.

Десять лет спустя

Если представить, что каждому гонщику наиболее соответствует какая-либо одна трасса, то для Льюиса Хэмилтона это безусловно будет Монреаль, трасса имени Жиля Вильнева. Классический "полугородской" трек, прямые, разделенные шиканами, зажатые среди бетонных стен на острове Нотрдам. Одна из наиболее красивых и любимых болельщиками локаций в календаре Ф1, кстати. Кочковатый и довольно скользкий асфальт, поребрики, требующие агрессивной атаки. Эта трасса для гонщиков, отличающихся агрессивным пилотажем, чувствующих машину наилучшим образом. И безусловно, Льюис Хэмилтон - образец такого гонщика.

Десять лет назад, в 2007 году здесь, в Монреале Льюис Хэмилтон, пилотировавший McLaren-Mercedes, завоевал свою первую поул-позицию в карьере, а днем позже выиграл свою первую гонку. За прошедшие десять лет много чего произошло в карьере Льюиса. Он и сам сильно изменился. Тогда, в 2007-м это был скромный на публике молодой человек, но в нем чувствовался сильный, твердый внутренний стержень. Льюис в своем дебютном сезоне просто сражал степенью своего таланта. И все же талант еще требовал огранки. Теперь же Льюис заматеревший, зрелый спортсмен, очень харизматичный. Не будет преувеличением сказать, что Льюис Хэмилтон - одна из самых ярких звезд в мире спорта, если брать все виды спорта вообще. Он прошел большой путь, хотя и в самом начале его уже находился очень высоко.

Приехав в очередной раз в Монреаль, Льюис добился новых великих свершений. В квалификации британец был просто неудержим. Как сказал его босс Тото Вольфф, в некоторые моменты вообще не понимаешь что делает Льюис, за счет чего он настолько быстр. В своей решающей попытке Хэмилтон произвел просто устрашающее впечатление на Тото, когда на невероятной скорости влетел в последнюю шикану и вышел из нее максимально быстро, слегка разминувшись со "стеной чемпионов". Квалификационный круг на пределе.

Это был особый квалификационный круг для Льюиса Хэмилтона, его особый поул. Хэмилтон завоевал 65 поул в своей карьере, что позволило ему сравняться с Айртоном Сенной, его "вечным рекордом". В свое время Сенна установил настолько потрясающий рекорд по количеству поул-позиций, что его называли вечным, пусть в конце концов Михаэлю Шумахеру и удалось его превзойти, ненамного.

И вот теперь с рекордом Сенны сравнялся и Хэмилтон. Зная его отношение к Сенне, для него это особое достижение. Надо сказать, что Льюиса действительно признали неким наследником Сенны. После выигрыша квалификации Льюис получил в подарок от семьи Сенны шлем Айртона. Надо было видеть, насколько эмоции захлестнули Льюиса! Я бы даже сказал, по значимости лично для Хэмилтона это его достижение возможно даже важнее чем завоевание очередного чемпионского титула. Он всегда ориентировался на карьеру Сенны, на то магическое впечатление, которое производил Айртон на публику, или на схожий эффект, производимый Жилем Вильневом. Помню, как Льюис говорил о мечте оставить подобный след. И сейчас можно сказать, что Хэмилтону удалось добиться настоящего признания. По всем параметрам, по всем показателям он в числе величайших гонщиков в истории. И признание семьи Сенны, этот подарок - это еще одно подтверждение значимости достижений Хэмилтона и просто очень красивый штрих в его карьере.

Что касается соперников Хэмилтона, Себастьяну Феттелю удалось пробиться на первый ряд стартового поля, оттеснив Валттери Боттаса. Валттери в свою очередь оставил позади своего старшего соотечественника, Кими Райкконена. Таким образом, расклад двух первых рядов выглядел очень привычным для нынешнего сезона. Третий ряд заняли полностью гонщики Red Bull, причем Макс Ферстаппен опередил Дэна Риккьярдо, но конкурировать с лидерами на "моторной" трассе на острове Нотрдам, которая представляет собой удивительную смесь Монако и Монцы, "быки" не смогли.

Старт гонки остался за Хэмилтоном, в то время как за его спиной было очень жарко. Боттас и Феттель боролись между собой за право занять позицию позади лидера, при этом никак не ожидая стремительного маневра от Макса Ферстаппена. Вот кто уж стартовал действительно выдающимся образом, так это юный голландец! Причем Макс был столь стремителен, что промчался и мимо Феттеля, и мимо Боттаса. Маневр Ферстаппена впору было бы назвать блестящим, если бы не одно "но". Попутно он все-таки подбил переднее антикрыло Ferrari Феттеля. Уж не знаю, какой эпитет мог бы придумать по этому поводу Себастьян, "торпеда" тут не очень подходило, да и уже зарезервировано. Но, справедливости ради, в такой плотной борьбе действительно порой сложно разминуться. А Максу надо отдать должное - смелые маневры становятся его коньком. Правда Феттелю от этого явно было не легче, - его гонка началась сразу с проблем, ибо потребовался ранний пит-стоп, уже на пятом круге, для замены носового обтекателя. Себа зазвали в боксы сразу после рестарта.

Гонка в Канаде редко обходится без пейс-кара, слишком уж трасса располагает к этому традиционно североамериканскому элементу гонки. На этот раз дров на старте наломал Карлос Сайнс. Он на старте боролся с Фернандо Алонсо, и по ходу борьбы на первом круге немного потерял ориентацию на трассе. Не заметив сбоку позади себя Романа Грожана, - а справедливости ради, зеркала в этом году действительно очень маленькие, и в них с трудом можно что-либо разглядеть, - Карлос практически выдавил соперника с трассы на обочину, и этот опасный маневр увенчался легким ударом Haas в машину испанца. После этого потерявшая управление Toro Rosso просто полетела поперек трассы и вынесла ничего не ожидавшего Фелипе Массу. Опасный маневр, в котором вина стопроцентно на Сайнсе, который испортил гонку не только себе, но и Массе, накануне удачно квалифицировавшемуся, а Грожана вынудил совершить пит-стоп на первом круга для замены носового обтекателя.

Впрочем, то, что ошибки иногда происходят, естественное стечение обстоятельств. Тем более, что Карлос - гонщик еще очень молодой. Он просто потряс своими уверенными выступлениями в большей части гонок начала сезона, но не вечно же этому продолжаться.

Недолго в гонке продержался Макс Ферстаппен, который начал столь ярко. На десятом круге он не почувствовал отдачи от своего мотора Renault/TAG Heuer, машина перестала разгоняться, и голландец был вынужден запарковать ее на обочине. Большое разочарование для Макса, который посетовал, что этот сезон никак не складывается. На самом деле жаль, Ферстаппен и впрямь мог вмешаться в борьбу гонщиков Mercedes. Нравится это кому или нет, но голландец и вправду за недолгое время стал в Ф1 весомым фактором. После его схода на второе место поднялся Валттери Боттас, который в дальнейшем проводил очень спокойную гонку.

В сущности можно было бы назвать спокойной и гонку Льюиса, но он вряд ли нуждался в какой-либо помощи. Хэмилтон словно гонялся в своей собственной лиге, чувствуя себя на трассе в Монреале как рыба в воде.

Зато позади двух серебристых болидов шла очень даже напряженная борьба. Вновь прекрасно смотрелись две Force India. Кстати, для этой команды и для ее лидера - Серхио Переса, гонки в Монреале в основном складываются удачно, это их трасса. Чеко вовсю прессинговал Даниэля Риккьярдо, который в одиночку остался защищать цвета Red Bull. Интересно, что позади розовых болидов виднелись красные, - гонка началась для Ferrari и впрямь очень неудачно. Кими Райкконен в один момент чуть не потерял контроль над машиной и был близок к тому, чтобы разбить ее о стену. Этим моментом воспользовался Перес, прошедший финна. Себастьян Феттель же, откатившийся было на последнее место, упорно пробивался наверх.

При том, что Pirelli привезла в Канаду шины трех самых мягких составов, а асфальт в Монреале считается малоабразивным, мы увидели большое разнообразие тактик. Первоначально считалось, что гонку в Канаде скорее всего проедут с одним пит-стопом, но некоторые останавливались дважды. При этом время пит-стопа и выбор шин также отличались большим разнообразием.

Пит-стоп практически на середине дистанции позволил Льюису Хэмилтону перейти со стартового комплекта UltraSoft на SuperSoft, которого ему хватило до финиша. При этом Боттас, останавливавшийся почти на десять кругов раньше напарника, перешел с UltraSoft на Soft, этих шин должно было хватить на почти 40 кругов до финиша. Дэн Риккьярдо останавливался раньше Валттери, и логично что перешел с UltraSoft на Soft. Но обратим внимание, какая разная тактика была применена Force India. Оба пилота проехали гонку с одним пит-стопом, оба перешли со стартовых комплектов UltraSoft на SuperSoft. Но если Эстебан Окон сменил резину на середине дистанции, поднявшись перед этим на второе место и попридержав позади себя Боттаса, то Перес совершил пит-стоп ранее более чем на 10 кругов! И все равно комплекта хватило до финиша.

Были и более экзотические варианты. Нико Хюлкенберг совершил пит-стоп после десяти кругов гонки, поставил свежий SuperSoft, и вперед - до финиша. Но все это меркнет на фоне Грожана. Роман, вынужденный совершить пит-стоп после первого круга, получил комплект свежего SuperSoft и проехал на нем до финиша. Удивительная износостойкость нынешних мягких составов Pirelli!

Так что два пит-стопа в исполнении Ferrari на этом фоне стоят особняком. Причем если в отношении Феттеля это еще понятно, все-таки стинт с пятого круга и до финиша был бы длинноват (но пример Грожана доказывает, что и это вполне возможно). Для Кими же, совершившего пит-стоп на 17 круге, такая тактика удивляла.

Ferrari надеялась за счет более свежих шин в концовке облегчить своим гонщикам обгоны. Кими испытывал сложности с обгонами. Но совершив второй пит-стоп, Райкконен только потерял позицию относительно Окона.

Не все было ладно и в стане Force India. В то время как Перес пытался прессинговать Риккьярдо за позицию на подиуме, Окон был быстрее за счет более свежих шин и надеялся, что напарник его пропустит. Но Серхио наотрез отказался следовать командной тактике, - и правильно сделал. Ибо это было бы уже слишком. Разумеется все это было только на руку Риккьярдо, который отбивался от атак преследователей.

В концовке неудержим был Феттель, который после второго пит-стопа летел по трассе, сначала опередив напарника, а потом атаковав "розовых пантер". Атака на Окона в первом повороте была смелой и рискованной, но прошла удачно. А затем Себ успешно опередил и Переса. Но до подиума добраться Феттель не успел. Риккьярдо удалось удержаться в тройке.

После вторых пит-стопов Ferrari разумеется были очень быстры. То Кими Райкконен ставил лучший круг гонки, то потом ему отвечал и Феттель. Тем удивительнее, что лучший круг гонки в итоге остался за Льюисом Хэмилтоном, который сохранил свои шины в отличном состоянии, и в нужный момент взвинтил темп, хотя, казалось бы, в этом не было никакой необходимости. Финишировав с Боттасом на первой и второй позициях, они принесли Mercedes первый дубль в сезоне.

Разочаровывающе сложилась гонка для Даниила Квята. Накануне он не смог пробиться в десятку лучших квалификации, но на то были причины. Даня очень много времени потерял во втором сегменте, будучи зазванным на взвешивание, как следствие перед финальной попыткой он не успел как следует прогреть шины. Атаковал, даже задел стену, но обошлось. Все равно 11 место, впереди напарника было весьма неплохим. После квалификации Карлос позволил себе даже довольно странные, ненужные комментарии, которые говорили скорее о том, что испанец был выведен из равновесия сильной формой напарника.

Но на старте прогревочного круга болид Квята заглох. Позже машину удалось завести, и Даниил бросился обгонять соперников, чтобы занять свое место на стартовой решетке. Но он не успел сделать это по правилам, и ему следовало стартовать последним. Ладно, он принял старт с достаточно высокой позиции, и занимал уверенное положение в пелотоне. Вскоре его оштрафовали пенальти в виде проезда через пит-лейн. Что ж, если были нарушены правила, все в порядке. Даня и после этого претендовал на высокие места. Но стюарды наломали дров. Выяснив, что они ошиблись с назначением штрафа, который должен был быть не проездом через пит-лейн, а 10-секундным Stop&Go, они просто назначили повторный штраф, и тем поломали Дане гонку! Это было просто позорным решением. Далее Даниил и вовсе сошел с трассы, из-за неполадок на пит-стопе.

Очень неплохо складывалась гонка для Фернандо Алонсо. Испанец оттянул свой единственный пит-стоп, и поднимался все выше в пелотоне. Словно после Инди-500, где он боролся за самые высокие места, Фернандо продолжал в том же духе. В какой-то момент из-за пит-стопов соперников Алонсо был пятым. Приятно было видеть его McLaren Honda столь высоко.

Затем он все-таки терял позиции. Мотор Honda слишком сильно проигрывал на прямых двигателям Mercedes и Ferrari на болидах соперников. Но все равно перед финишем Фернандо Алонсо уверенно занимал десятое место, которое приносило бы ему и McLaren-Honda первое очко в сезоне. Увы, за пару кругов до финиша мотор Honda приказал долго жить... Фернандо после этого отправился на ближайшую трибуну поприветствовать болельщиков, и вряд ли он мог найти что-то лучшее, чтобы справиться с эмоциями.

Еще одним героем дня стал Лэнс Стролл - первый канадец на старте в Монреале со времен Жака Вильнева. Да, Стролл проводит выступления небезупречно. Его дебют складывается непросто. Накануне он вновь много проиграл Массе в квалификации. Но после аварии Фелипе на первом круге, как это ни удивительно, Williams не остался без очков. Лэнс ехал весьма уверенно и набрал-таки свои первые очки за девятое место. На этот раз юноша заслужил поздравления. Тем более, что он стал единственным канадцем, набравшим очки в Формуле-1, фамилия которого звучит не как Вильнев.

Возвращаясь к победителю канадской гонки, Льюис Хэмилтон трижды в этом году побеждал, и все три раза это был хет-трик: поул, победа и лучший круг гонки. Так было и в Китае, и в Испании. Более того, как и в Китае Льюис взял в Канаде так называемый "Большой шлем" - то же, что и хет-трик плюс лидирование от старта до финиша. Такое достижение, символизирующее полное доминирование, Льюис завоевал только в четвертый раз в карьере, и в этом также сравнялся с Айртоном Сенной, - равно как и с Джеки Стюартом, Найджелом Мэнселлом и Феттелем.

Подводя же итог его взаимоотношениям с Монреалем, за десять прошедших лет Льюис шесть раз стартовал здесь с поула, повторив рекорд Гран-при, принадлежащий Михаэлю Шумахеру. Победа в гонке, 56 в его карьере, также стала шестой в Канаде. Ни на одной трассе Хэмилтон не побеждал так много. Но все же по этому показателю Льюис еще не дотянулся до абсолютного рекорда Монреаля, так как Михаэль Шумахер побеждал здесь семь раз. Однако вряд ли Льюис пожелает на этом остановиться.

Благодаря дублю Mercedes вернулся на первую позицию в Кубке конструкторов, Хэмилтон основательно подсократил отставание от Феттеля в личном зачете чемпионата. Этот сезон продолжается как на качелях, и если в прошлом году борьба Хэмилтона и Росберга напоминала классическое сражение Сенны и Проста в составе одной команды, в этом году все напоминает лучшие образцы сражений гонщиков Ferrari и McLaren друг с другом.