Наперегонки с ветром
Гран-при Испании стал самой захватывающей гонкой со старта 2017 года. Сражение между Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем, двумя лидерами сезона, лидерами своих команд, Mercedes и Ferrari достигло пика, - и задает уровень интриги этого года. Как и полагается в таких случаях, инициатива переходила из рук в руки.
Борьба была хороша уже в квалификации - небольшие разрывы в группе лидеров, неожиданные прорывы и провалы на разных уровнях пелотона. Себастьян Феттель в последний момент квалификации забрался на вторую строчку, оттеснив с нее назад Валттери Боттаса. Первые два ряда вновь получились в классических цветах - серебристый с красным; Mercedes - Ferrari, Mercedes - Ferrari. Прекрасно для Барселоны, которая привычно расставляет команды по ранжиру, в зависимости от скорости машин. Трасса "Каталунья" - традиционный "маркер" состояния пелотона, и такая плотная борьба здесь - признак высочайшего уровня борьбы как на отдельной трассе здесь, так и вообще в чемпионате.
На первой строчке впрочем привычно воцарился Льюис Хэмилтон, и этот поул был для него уже третьим в сезоне. Что еще более важно, Льюис в Барселоне завоевал 64 поул за карьеру. Британец давно уже занимает третье место по количеству поул-позиций за всю историю Формулы-1. Но "вечный рекорд" Айртона Сенны - 65 поулов, абсолютный рекорд Формулы-1 - 68 поулов Михаэля Шумахера. Хэмилтон подошел вплотную к достижению эпохального результата, и в Барселоне он завоевал последний поул, с которым он пока еще на третьей строчке в истории. Честно говоря, это сложно укладывается в голове.
При всем блеске Хэмилтона, Феттель и Боттас тоже были близки к завоеванию поул-позиции. Оба признавали неидеальность своих попыток, для обоих дотянуться до первой строчки было вполне реально.
Red Bull, возлагавший большие надежды на барселонские обновления (как впрочем, и многие другие), все же не смог всерьез соперничать с Mercedes и Ferrari. Третий ряд в полном составе, причем Макс Ферстаппен опередил Дэна Риккьярдо. Макс стабильно был быстрее напарника, но по большему счету факт, что голландец любит эту трассу совсем не вызывает удивления.
И все же главным героем субботнего дня был даже не покушающийся на рекорды Хэмилтон. Сенсацию произвел Фернандо Алонсо, выстреливший аж на седьмую строчку. От McLaren здесь не ждали особо прохода во второй сегмент, тем более не ждали выхода в финал. Фернандо удивлял шаг за шагом. Особенно это впечатляло после пятницы, когда в самом начале тренировки оранжевый McLaren-Honda испанца в очередной раз по ходу сезона беспомощно замер на трассе, и при эвакуации из болида обильно текло масло... Это было удручающее зрелище, поэтому после этого прорыв Алонсо в квалификаци выглядел особенно впечатляющим. Испанский чемпион в который уже раз доказал, что выжимает из машины 100+ процентов возможностей.
Отрезок от стартовой линии до первого поворота в Барселоне один из самых протяженных в сезоне (второй раз подряд после Сочи), и это потенциально дает много возможностей для борьбы на старте. И в этом году старт полностью оправдал ожидания.
Феттель и Хэмилтон сорвались с места почти синхронно, и все же Ferrari по чуть-чуть, по чуть-чуть вышла на первое место. Себастьян смог уже на старте опередить Хэмилтона за лидерство в гонке и это задало тон последующему сюжету.
Позади лидеров борьба была еще более напряженной, и это не осталось без последствий. Боттас также прессинговал лидеров, но Себ и Льюис все перекрыли, и Валлтери в последний момент ушел на внутреннюю траекторию первого поворота. Кими Райкконен на первых метрах дистанции тоже был очень резв, догнав Валттери и атаковав его в первом повороте по наружной траектории. Но еще более наружную траекторию отважно (и безрассудно) занял Макс Ферстаппен.
В который уже раз убеждаемся, что в первом повороте (на разных трассах) нет места сразу для трех болидов Ф1. Кто-то неизбежно страдает в таких случаях, и Максу следовало бы осознавать последствия своих действий. Дело не обошлось без легкого контакта Боттаса и Райкконена. Ferrari Кими была дестабилизирована и ее бросило прямиком на Red Bull, находившийся снаружи. Жесткий контакт, - и у двух болидов оказались сломаны передние подвески. В итоге сход обоих пилотов, Боттас при этом отделался без ощутимых последствий. По сути, обычный итог подобных маневров.
Так что многочисленная "оранжевая" армия голландских фанатов на этот раз быстро оказалась без своего любимца. Кстати, до Сочи эти многочисленные толпы добраться не отважились, в отличие от маленькой, но отважной группы заводных датских болельщиков, персонально поддерживавших Кевина Магнуссена. Право, такими болельщиками можно только гордиться! Но, возвращаясь к старту Барселоны, более других миру было заметно разочарование маленького болельщика Кими. Его с семьей вскоре позвали в боксы "Скудерии", эти кадры обошли весь мир и, следует отметить, новые маркетинговые службы извлекли из эпизода максимум. Это было яркой картинкой.
Разочарованы были и испанские поклонники Алонсо. После превосходной квалификации накануне их кумир растерял все в первом повороте гонки, где не избежали контакта два ветерана - Масса и Алонсо. Фелипе отправился с проколом в боксы, оба откатились далеко, потеряв шансы на хороший результат. И хотя в итоге Фернандо Алонсо смог впервые в сезоне добраться до финиша, думаю, это было слабым утешением.
Тем временем во главе пелотона Себастьян Феттель уверенно отрывался. Льюис Хэмилтон был вынужден прикладывать огромные усилия, чтобы держаться более-менее недалеко от лидера "Скудерии".
Сразу вспомнились экспертные оценки Марка Уэббера и других экспертов после предсезонных тестов здесь, в Барселоне. Тогда говорили, что если бы Гран-при Испании состоялся прямо сейчас, в нем победил бы Феттель. И по первым кругам гонки создалось впечатление, что за два месяца этот расклад не поменялся.
Себастьян первым отправился в боксы, дав Хэмилтону возглавить пелотон. И именно с этого момента начались интересные тактические игры.
Феттель на первом пит-стопе получил свежий комплект шин Soft, оставшись верным этому типу шин после старта. Но в Mercedes сыграли иначе, поставив Хэмилтону на второй стинт более жесткие шины Medium. Такой же тактики, кстати, "серебряные стрелы" придерживались и в отношении Боттаса. К слову, наиболее жесткий компаунд Pirelli в Барселоне Hard командами практически не использовался. Как известно, Pirelli в этом году очень консервативно подошла к созданию составов шин. Но в отношении наиболее жесткого состава, Hard консерватизм оказался максимальным, и даже на абразивном асфальте Барселоны гонщики признали эту резину слишком "дубовой". Pirelli попросили больше не привозить эти шины на дальнейшие этапы, итальянские шинники почти согласились, только грозятся пока привезти Hard в Сузуку. Думаю, это бессмысленно. Сузука не более требовательна к шинам, чем "Барселона-Каталунья".
Итак, если первый стинт Феттель и Хэмилтон провели на одинаковых шинах, на втором отрезке гонки Льюис был на более жестких против мягких у Себа. Себастьян должен был создавать отрыв, чтобы иметь запас на финишный стинт, который он в свою очередь должен был провести на Medium. И как раз тут свою роль сыграл Боттас, который на тот момент еще не останавливался в боксах, предельно затянув свой стартовый отрезок и успев возглавить пелотон.
Феттель уперся в Боттаса и конечно терял время. Причем к тому моменту шины у Валттери уже были порядком изношены. Поэтому Себастьян должен был атаковать, что он и пытался делать. К слову, далеко не первая попытка привела к успеху. А удачная попытка обгона выглядела очень красиво, когда Феттель яростно атаковал Валттери на прямой, почти съехав на обочину, - так мало места сопернику оставил Боттас. Но все верно, это гонки, это жесткая борьба. Конечно, когда финна вскоре догнал Хэмилтон, Валттери тут же пропустил его вперед, после чего сразу отправился на пит-стоп.
Интересно, кстати, какую роль в удачных обгонах сыграло удлинение зоны DRS на стартовой прямой на 100 метров. Организаторы пошли на этот шаг, обеспокоившись отсутствием обгонов на предыдущей гонке в Сочи. Хотя одна гонка без обгонов в Ф1 - это в общем-то норма, так порой складываются все факторы. Но учитывая репутацию Барселоны, как сложной для обгонов трассы, организаторы пошли на этот беспрецедентный шаг, и он, уверен, сыграл свою роль в этой гонке, и в борьбе Феттеля с Боттасом, и в последующей борьбе Себастьяна с Хэмилтоном.
А пока Льюис на более жестких шинах бешено гнался за Себом. Какая это была погоня! В моменты передачи радиопереговоров в трансляцию гонки было слышно, как тяжело дышит Хэмилтон. Словно он бежит на дистанции. Такого дыхания с того момента, как радиопереговоры стали пускать в эфир трансляции, я не слышал. Это пример того, насколько возросла физическая нагрузка гонщиков в 2017 году. Особенно на такой требовательной трассе, какой является Барселона.
А затем снова первый поворот, и снова Фелипе Масса. Бразильский ветеран Williams второй уже раз за гонку после старта поучаствовал в столкновении в этом месте, оба раза с McLaren и оба раза его вины как таковой не было. Просто на этот раз его не заметил обгоняемый Стоффель Вандорн и "захлопнул калитку". Масса смог продолжить свою тяжелую гонку, в то время как McLaren-Honda бельгийца оказалась сильно повреждена, и он продолжить гонку не смог. Вандорн остановился в довольно неудобном месте, и для эвакуации его машины потребовался режим "виртуальной машины безопасности".
К тому моменту Феттель не смог создать достаточно большой задел перед Хэмилтоном. В режиме VSC Хэмилтон совершил второй пит-стоп, перейдя на Soft. До финиша оставалось 30 кругов. Хватит ли ему шин до финиша?
В момент окончания режима "виртуального автомобиля безопасности" на 37 круге на свой второй пит-стоп заехал Феттель, получив комплект свежего Medium, на котором должен был ехать до финиша.
Еще кругом спустя на обочине остановился внезапно потерявший скорость Mercedes Валттери Боттаса с дымком из-под капота. Это был первый отказ сверхнадежных силовых установок Mercedes в гонках этого года. Двойной подиум, шедший в руки "серебряных стрел", ускользнул. И кстати, Барселона в который раз показала, что сходы гонщиков ведущих команд - это очень неплохо для сюжета. Это дало шанс многим пилотам команд-середняков и аутсайдеров показать хороший результат. Так было раньше, - в 80-х и 90-х, когда в гонках Ф1 порой бывали настоящие калейдоскопы результатов. но с начала 2000-х, как только надежность поднялась на новый качественный уровень, причем в первую очередь это коснулось топ-команд, неожиданные результаты стали совсем редкостью.
Вернемся к лидерам. Феттель выехал на трассу с пит-лейн лидером, но Хэмилтон почти обогнал его. Себастьян был вынужден очень жестко защищаться в первом повороте, в результате чего Льюис был вынужден даже срезать шикану. Себ сохранил лидерство, но сразу стало ясно, что Льюис на более мягких шинах от него не отстанет. Хэмилтон сразу сел на хвост Ferrari, и атака стала делом времени. Пара лидеров попала в густой трафик, и до поры до времени это играло на руку Феттелю. Он успевал опередить кругового, который затем на несколько секунд становился барьером между ним и Хэмилтоном, он мог пользоваться DRS.
Однако, выйдя на "чистую" трассу, Хэмилтон нанес разящий удар. Тут уже Себастьян ничего не мог поделать. После финиша Себ показывал жестами, как Льюис мимо него промчался, словно ветер. Словно ракета.
Так ситуация начала гонки перевернулась наоборот. И с этого момента для Феттеля началось то, что он сравнил с попыткой удержать в руках мокрый кусок мыла в душевой. Ему приходилось пытаться удерживаться за Хэмилтоном на более жестких шинах. А что еще? Инициатива по тактике перешла к Хэмилтону и Mercedes. Ferrari могла только надеяться, что Soft не хватит Льюису до финиша и он будет вынужден провести третий пит-стоп. Останавливаться Феттелю самому и снова переходить на Soft? А смысл? Только попытаться сманипулировать тактиками Mercedes...
Инициатива перешла к Хэмилтону, и он уж удержал ее в своих руках. Причем Льюис умудрился и отрываться от Феттеля и при этом сохранять шины до финиша в боеспособном состоянии. Не зря прямо перед финишем Хэмилтон еще и установил лучший круг гонки. И вдобавок к своей победе, второй в этом сезоне и второй в Барселоне после 2014 года, которая стала уже 55 победой в карьере Хэмилтона, Льюис еще и взял хет-трик. Также уже второй в этом году после Китая. Но что еще более важно, 12 в карьере. И это тоже потрясающая статистика. Опередив по количеству хет-триков за карьеру Джима Кларка, Льюис уступает только Михаэлю Шумахеру с его 22 хет-триками.
Себастьян Феттель же, как и двумя неделями ранее в Сочи, проиграл в борьбе с Mercedes, имея прекрасные шансы выиграть. И это не могло не разочаровывать амбициозного немецкого чемпиона.
Как уже было сказано выше, сходы лидеров дали шанс отличиться остальным. Так Даниэль Риккьярдо впервые в этом сезоне поднялся на подиум, составив компанию Хэмилтону и Феттелю. Хорошо что от такой радости он все-таки не потерял голову и не заставил коллег пить шампанское из своего ботинка... При этом темп Red Bull был быстрее других середняков, но явно уступал Ferrari и Mercedes. Дэн не смог бы опередить в борьбе за подиум Боттаса, не сойди тот.
При этом это был настоящий праздник для Force India. Пилоты этой команды оставили позади всех своих непосредственных соперников, и вновь оба были в десятке. Серхио Перес четвертым, а Эстебан Окон, завоевав лучший результат в карьере, пятым. Успех для Force India становится еще более фантастическим, учитывая провал для их главных конкурентов из Williams. И хотя Лэнс Стролл вторую гонку подряд после Сочи смог добраться до клетчатого флага, надежды Массы на очки были разрушены еще на старте. Как итог, положение Force India на четвертом месте в Кубке конструкторов становится еще более уверенным.
Нико Хюлкенберг порадовал Renault солидным шестым результатом - лучшим в сезоне. По обыкновению удачно на домашнем Гран-при выступил и Карлос Сайнс, занявший седьмое место.
Но главным героем в средней части пелотона безусловно стал Паскаль Верляйн, который принес Sauber первые очки в сезоне за восьмое место. Учитывая положение швейцарской команды, достижение Верляйна выглядит еще более круто. У Sauber в этом году выпадает не слишком много шансов на финиш в десятке лучших.
Удивительно складывается сезон для Верляйна. Он был вынужден пропустить две первые гонки из-за травмы шеи, но как только вернулся за руль Sauber, сразу же стал демонстрировать потрясающую скорость. В Барселоне его успех принесла необычная тактика. Паскаль продержался на стартовом комплекте Soft до 33 круга, - в какой-то момент он поднялся до пятого места, но потом его обогнали более быстрые соперники. Поставив на пит-стопе комплект Medium, Верляйн ехал уже до финиша, ограничившись в этой гонке единственным пит-стопом. Он был таким единственным в пелотоне.
Причем на свой единственный пит-стоп Паскаль свернул в последний момент, когда был объявлен "виртуальный автомобиль безопасности". В Sauber среагировали максимально оперативно, так что Верляйн совсем не потерял времени, но из-за того, что команда прозвучала в последний момент, пилот нарушил правила, объехав столбик на въезде на пит-лейн не с той стороны. За это гонщику Sauber назначили штраф с добавлением 5 секунд в итоговом протоколе.
Сначала казалось, что из-за штрафа Верляйн теряет свой неожиданный и блестящий результат, что было очень разочаровывающе. Но темп Паскаля был столь хорош, что он уступил в итоговой классификации только одну позицию, пропустив на седьмое место Сайнса, вплотную его преследовавшего. От остальных Паскаль сумел хорошенько оторваться.
В успехе Паскаля Верляйна огромную роль сыграла Рут Баском - тактический гений команды. Причем ранее она уже приносила успех своими неожиданными тактическими ходами Роману Грожану и Haas в Мельбурне и Бахрейне в прошлом году.
Выступление Даниила Квята получилось очень неоднозначным. С пятницы он жаловался на поведение машины, говоря что оно его совершенно не устраивает. В субботу это привело к оглушительному провалу в квалификации, когда Даниил оказался на последней строчке. Конечно, в этом году на последнем месте уже успели побывать гонщики самых разных уважаемых команд, и это в общем-то неудивительно, учитывая что в пелотоне нет такой команды - очень явного аутсайдера, которые были привычны раньше. Но от этого разочарование видеть на последней позиции своего гонщика не становится меньше. И можно, конечно, понять Даню, когда он говорит, что машина совершенно неуправляема. Какой уж тут результат покажешь? Но когда рядом Карлос Сайнс спокойно и уверенно проходит дальше... В общем, делайте выводы.
Но сколь печальной и разочаровывающей была суббота, столь неплохим и оптимистичным получилось воскресное выступление. Наконец Квят нашел взаимопонимание с болидом, и очень уверенно прорывался наверх.
Кстати, в его успехе сыграла роль и нестандартная тактика. Стартовав на Medium, Даниил избавился от этого обязательного компаунда уже после первого круга, совершив сверхранний пит-стоп. А затем проехал гонку, разделенную на два равных отрезка, на шинах Soft. По сути это была не менее смелая тактика, чем у Верляйна.
В концовке гонки Даня опередил сначала Романа Грожана, который в итоге все-таки смог принести одно очко Haas, а затем и Кевина Магнуссена. Датчанин был в Барселоне быстрее напарника, но в борьбе с Квятом его подвела излишняя жесткость. Когда Даниил уже практически вышел вперед по внутреннему радиусу, Кевин попробовал "захлопнуть калитку", но столкновение привело только к проколу у самого Магнуссена.
Льюис Хэмилтон смог очень вовремя взять победу, не позволив Себастьяну Феттелю слишком уж сильно уйти в отрыв, и таким образом поддержав интенсивность этого чемпионата на должном уровне. Ну а интенсивность борьбы в этой гонке не могла не оставить довольную улыбку по ее окончании. Кстати, Хэмилтон прервал удивительную статистику, - в течение 10 лет, с 2007 года каждый раз в Барселоне побеждал кто-то новый. И лишь Льюис, выигравший ранее в 2014 году, прервал этот необычный ряд.
В Барселоне Формула-1 предстала классной. В скоростных поворотах "Каталуньи" широкие, "подкачанные" болиды этого года смотрелись восхитительно! Скорость завораживала. И, как это не удивительно, звук моторов тоже постепенно стал лучше звучать, радуя весьма музыкальным рокотом.
Теперь пелотону Королевской Формулы предстояло переместиться дальше по средиземноморскому побережью и продемонстрировать как новые широченные болиды впишутся в узкие улочки княжества Монако, этой нестареющей классики Формулы-1.