Итоги. МакЛарен
Начнем с болида и пожалуй придется начинать с прошлогоднего Mp4-24. Многие утверждали и утверждают по сей день, что МакЛарен под конец прошлого сезона имели лучший болид, а их прогресс по ходу сезона был просто феноменальным, но мне такие утверждения кажутся большим заблуждением.
Mp4-24 с первой гонки сезона, с предсезонных тестов - показал себя аэродинамическим уродом. Команда уступала лидерам, болидам Браун ГП порядка 2-х секунд с круга, при этом, часть этого отставания - компенсировалось пожалуй лучшей системой КЕРС, которая давала порядка 0.3-х с круга. Ладно там Браун ГП, болид которых оказался самым дорогим за всю историю и готовился целых 2 года, но проиграть более секунды принципиальным соперникам, которые также боролись до последнего круга за титул - это череcчур. Полный провал команды инженеров во главе с будущем перебежчиком Пэтом Фраем.
К середине сезона, к ГП Германии, инженеры наконец частично разобрались в чем проблема, подготовили новое укороченное шасси и шаг за шагом сумели таки довести болид - до узконаправленной керсованной самовозки (шутка). Болид за счет мощности мотора Мерседес и системы рекуперации кинетической энергии отыгрывал целых полсекунды у аэродинамического красавца RB5. Короткое шасси вкупе с неплохим механическим сцеплением позволило выиграть 2 гонки на однотипных трассах и еще на одной финишировать на 2-й строчке. При этом, болид отнюдь не доминировал как утверждают особые любители команды МакЛарен. Победы были добыты не без труда, в гонке темп относительно квалификаций был всегда хуже.
К чему все это? А к тому, что скорость на трассах одного типа была хорошей, а на других провальной. В пример можно еще привести болиды Форс Индии с их низким лобовым сопротивлением и опять таки отличнейшим мотором Мерседес, которые и позволили этой команде, которая пол сезона болталась в низах вместе с МакЛареном - завоевать поул с подиумом впервые в своей истории.
Так вот - Абу-Даби также неплохо подходил MP4-24, за исключением короткого первого сектора, в котором преобладают скоростные повороты, второй и очень важный последний сектор с медленными и среднескоростными поворотами, позволили тогда Льюису уверенно взять поул. Команда упорно дорабатывала болид вплоть до последний гонки, выжимая наверное напоследок больше денег из своих немецких коллег, решивших основать собственную команду и пытаясь еще как то оправдаться перед спонсорами за конфуз начала сезона, и добилась в общем то своего. А еще, технический директорат во главе с Падди Лоу и прочими - просто таки поражался коллегам из Феррари, которые положили на доработку в определенный момент.
Да как они так?! ведь мы не просто так обновляемся, мы тестируем детали для следующего года! Конечно мы не знаем чей подход окажется правильнее, но мы в себе уверены и т.д. и т.п.
На деле же, на презентации MP4-25 оказалось, что MP4-25 совершенно новая машина и ничего общего с прошлогодней она не имеет. Тогда что за чушь пороли в конце сезона Падди и компания?
Mp4-25
На предсезонных тестах Mp4-25 снова поливали зеленной краской, что явно наводило на дурные предчувствия. Правда КЕРС удалось заменить отличнейшим решением - воздуховодом и практически ничего не потерять в этом направление. Уже на финальных тестах проходивших в Барсе, симулируя гоночный уик-энд - Льюис показал отличное квалификационное время, а также продемонстрировал превосходный гоночный темп, что определенно вселило позитивный настрой в сердца болельщиков команды. Но вот специалисты были не так оптимистичны и ставили команду лишь на 3-е место по скорости, после Ред Булл и Феррари.
К сожалению прогноз специалистов оказался верным на все сто, и первая же гонка выявила у Mp4-25 серьезные недостатки. На новом медленном и кочковатом секторе трассы в Бахрейне - болид серьезно проваливался. Длиннющее и жесткое шасси очень плохо справлялось с медленными поворотами и кочками, да и вообще - уровень прижимной силы снова оказался не выдающимся.
Специалисты из Уокинга добились своего, перешли из одной крайности в другую. Создали совершенно противоположного монстра своему более старшему собрату. Но на тот момент, все еще верили в умение Уокингцев быстрее остальных дорабатывать машину. Правда одно дело поднять скорость ведру с болтами, которое уступает более 2-х секунд, где еще можно было скопировать и внедрить двойной диффузор, другое - выгрызать по 0.25 каждую гонку и судорожно оглядываться по сторонам, на стенки из злых механиков Ред Булла.
Кстати Пэта Фрая к этому моменту уже выперли.
Первые четыре гонки команда шла по плану и прибавляла понемножку и конечно же - стихия из тех. проблем соперников, позволили взять гораздо больше, чем позволял болид. Первые две гонки команда была 3-ей по силе, даже несмотря на победу Баттона. Феррари в целом были быстрее, да и Австралия явно не та трасса, по которой стоит судить о раскладе сил. К тому же Австралия городская трасса и уровень сцепления здесь очень низкий, и вот по такому полотну Mp4-25 выглядел увереннее своих соперников и наоборот, с накатом, с обрезиниванием траектории - терял в скорости.
В Малайзии и Китае команда догнала Феррари в скорости за счет воздуховода, который давал серьезное преимущество на этих трассах. В Барселоне же Феррари опростоволосилась с внедрением воздуховода, что позволило по чистой скорости впервые в сезоне опередить красных жеребцов. Но уже в Монако снова возникли трудности. В отличии от прошлого сезона, где Льюис возлагал именно на эту трассу огромные надежды, но в итоге переусердствовал в квалификации от чрезмерного желания - в этот раз даже Рено, увы, но оказались быстрее.
Зато в Турции, впервые в сезоне, MP4-25 сумел навязать борьбу Быкам, а уже в следующей гонке оказался даже чуточку быстрее, но все это лишь благодаря подходящим ему конфигурациям трасс.
В той же Турции Фернандо сильно жаловался на свою команду, которая оперативно не обновляет болид. Стоит ли говорить, что целых 3 гонки Mp4-25 толком не обновлялся? Канада, Валенсия и Сильверстоун были пройдены на старом багаже. Внедрение выдувного диффузора затянулось, а с Валенсии по скорости Mp4-25 снова отставал от F10 и лишь везение и ляпы соперников помогали их опережать, но ведь долго так продолжаться не могло, верно? С Германии ляпы прекратились, а Венгрия сродни Монако стала ахилесовой пятой. Все перевернулось с ног на голову.
Правда СПА снова вселил надежду, а Монца таки её излучала, но как оказалось впоследствии - это всего лишь снова подходящие трассы. Сингапур, Япония, Корея и Бразилия все вернули на круги своя.
И несмотря на призрачные шансы на титул в личном зачете, команда вновь вела модернизацию до последней гонки в Абу-Даби и кажется стала чуть ли не единственной, кто привез туда хоть какое нибудь обновление.
Подводя итог всему вышесказанному - остается только недоумевать и сожалеть. Mp4-25 хоть и оказался значительно лучше Mp4-24, но по сути страдал теми же недостатками, а именно однобокостью. Большую часть сезона болид был 3-ем по силе - что в первую очередь и определило поражение в обоих зачетах. Команда не смогла справиться с поставленной целью - дорабатывать болид эффективно и в то же время агрессивно. Новинки несмотря на работу на предсезонных тестах по оттачиванию CFD (вычислительной гидродинамики) - нормально внедрять не удовалось. Они просто не работали так, как этого хотелось бы, хотя результаты в аэродинамической трубе и CFD вселяли оптимизм инженерам. Эх, а сколько краски было вылито и какой умный прибор пришпандорили на тестах, но все зря.
Второе место в Кубке Конструкторов скорее подарок, чем заслуга, да и не важно это. Как говорил то ли великий Сенна, то ли не менее великий Рон Деннис: второй - это первый из проигравших.
продолжение следует...
Интересно будет посмотреть на болиды 2011, ибо за год-полтора появились намного более компактные батареи, чем те, что использовали в 2009, так что сам КЕРС будет легче предыдущих систем, может даже значительно легче.
http://s014.radikal.ru/i327/1011/f5/179e2451fec9.jpg (краска)
http://photos.gpupdate.net/large/167589.jpg (грабли)
Я, пожалуй, поспорю с этим местом. В современной Ф-1 нельзя делать или не делать ставку на скоростные повороты. Потому что эффективное поведение машины в скоростных поворотах - это главная и неотъемлемая задача, стоящая перед аэродинамиками в любой команде от Маруси до РБР. Более того, я готов утверждать, что без того, что вы называете ставкой на скоростные повороты (а я называю эффективной аэродинамикой), нельзя выиграть чемпионат. (С оговорками по поводу примерно равных движков и резины, естественно.)
Мифические просранные достоинства MP4-24 - это хорошее механическое сцепление и КЕРС. С такими достоинствами в этом году конкурентоспособными мы были бы только в Монако, Венгрии и Валенсии. Маловато для борьбы за чемпионство.