7 мин.

IRL 2010 - краткий обзор сезона

Вечером 2 октября опустели и без того пустые трибуны Homestead-Miami Speedway. Как тут не вспомнить оговорку одного известного комментатора: «Шансы N, которые и раньше были нулевыми, теперь равны абсолютному нулю». Но так было не всегда. 14 марта первая гонка в Сан-Паулу вызвала чуть ли не рекордный ажиотаж. Самое время поговорить о событиях, соединявших эти два дня. Итак, представлю краткий обзор сезона 2010 Izod IndyCar Series со стороны гонщиков и не только.

Дарио Франкитти завоёвывает третий титул подряд (фактически) со спокойствием удава. Избранная им когда-то давно тактика на доезд и стабильность продолжает работать благодаря ошибкам соперников. Тем не менее, особых проблем у Ganassi в этом году не было. Франкитти, видимо, лучше справляется в условиях, когда напарник не дышит в спину, ведь Скотт Диксон выбыл из борьбы задолго до конца сезона. Как бы то ни было, это не проблема Дарио. Я не видел его растерянным ни в какой из моментов сезона. Да, первые две гонки были проведены достаточно вяло, но видимо шотландец знал о том, что чемпионат по-настоящему начнётся в Индианаполисе. Он оставался спокоен и в Айове, когда из-за поломки трансмиссии упустил верную победу. И отставание в 41 очко от Уилла Пауэра перед 4 оставшимися гонками его ничуть не смущало. №10 не испытывает проблем ни на каких треках, однако победа на куки-каттере в Чикаго была неожиданной и оказалась чрезвычайно необходимой. На последней гонке Франкитти снова стал примером аккуратности и расчётливости, спокойно заехав на дозаправку на последних кругах, несмотря на то, что экономия смогла бы принести победу. Возможно, именно горячность не позволила Дарио когда-то завоевать титул в CART, но после неудач середины нулевых этот бухгалтер за рулём прочно держится на вершине.

После первых двух гонках кто-то имел смелость заговорить о том, как триумфально Уилл Пауэр будет встречать финишный флаг во Флориде. Австралиец держал пальму первенства почти что весь сезон, но, похоже, Уилл ещё недостаточно крепок психологически для победы в чемпионате. Не хочу выдавать крайность за тенденцию, но конечный результат важнее. Пауэр, в совершенстве овладевший ездой на роудах в Champ Car, пока не смог так же освоиться на овалах (а ошибка в Хоумстеде была вовсе хрестоматийной), и даже опытные инженеры Penske порой не могли ему помочь. Перед 4 овалами конца сезона Уилл имел преимущество в 41 очко. Казалось бы, намечалась интересная битва. Но грамотно проанализировав силы соперников, ещё в августе можно было предугадать поражение №12. Тем более, пока Penske не разучится проваливать тактику в важные моменты и допускать и допускать ошибки на пит-стопах, при участвующей Ganassi титула не видать.

Основание нынешнего сезона Скотт Диксон заложил ещё в Хоумстеде-2009, когда уступил титул своему напарнику. Тому были свои причины, но, похоже, 2010 в Chip Ganassi Racing сделали ставку на №10. Это не оказалось явной КТ в стиле Ф1, ведь Скотт порой опережал Дарио. Однако, во многих гонках действительно казалось, что он может ехать гораздо быстрее. Я считаю, итоговые 3 победы не отражают истиной силы и потенциала №9. Он может ехать лучше, что доказывал на протяжении многих сезонов до этого. Не мог он так сдать даже из-за прошлогоднего поражения. И я верю, появление плоских овалов в следующем году поможет ему нагнать №10, а при проблемах Франкитти и вовсе выиграть титул.

А вот в Penske и речи не могло быть о КТ. Несмотря на 3 машины, не казалось, что команда Седого Роджера распыляется. Она помогла Хелио Кастроневешу преодолеть прошлогодний спад, и даже штраф в Эдмонтоне, самый позорный момент в истории IRL, не сломил его дух, хоть и полностью исключил из борьбы за чемпионат. №3 последних двух лет свойственна нестабильность – было много гонок, где бразилец терялся. Тем труднее было смотреть на №3 в Индианаполисе, где они, проворонив увеличение скорости №10 после квалификации, смешались с группой середняков. Опять же, это скорее крайность, ведь признаки скорости и таланта на таких гонках, как Кентукки, были налицо. Талант экономить топливо тоже не исчез – красивейшая, на мой взгляд, победа в сезоне позволила Хелио отыграться за обидное поражение в гонке 2008 года, когда топливо истекло уже на фронтстреч последнего круга. В отличии от своего современника Канаана, у Хелио есть место на сезон-2011. С другой стороны, похоже, на нынешнем шасси и при нынешних конкурентах Кастроневеш уже достиг потолка своих возможностей.

Почему-то очень часто, когда выигрывает Райан Бриско, создаётся впечатление, что сделал он это кое-как. В этом году количество овалов резко уменьшилось по сравнению с оным в 2009. Боюсь, при нынешнем положении дел в Penske, он стабильно будет оказываться ниже всех в таблице среди пилотов своей команды. То, что Бриско – не претендент, стало очевидно ещё до Индианаполиса, когда на дорожных трассах ему, в целом, не удалось собрать приличный урожай очков. И тут уже потолок был достигнут – Райан старался изо всех сил. Не считаю единственную победу в Техасе утешением для Бриско, ведь после прошлогодней борьбы он, скорее всего, как минимум намеревался оказаться в тройке призёров. Но предел возможностей №6 на роудах оказался недостаточно высок, а в наше время без этого – никуда.

Весьма неожиданно для меня на 6 строчке итогового протокола Тони Канаан. В первых гонках он напоминал пенсионера, случайно оказавшегося в кокпите Dallara – настолько это было невыразительно., особенно на фоне прогресса Хантер-Рея. Однако прорыв через весь пелотон в Индианаполисе с последующим ростом результатов убедил меня в необходимости оставить Канаана на сезон-2011. Машины Andretti традиционно неплохо смотрятся в Айове, и после схода №10 Канаан успешно разыграл свой козырь. После этого сезон уже трудно называть неудачным – всё же, бразилец до сих пор лучший из AA. Тем обиднее было видеть отказ 7-Eleven от поддержки №11. Теперь Тони свободный агент, и перспективы пока туманны.

Более молодому Райану Хантер-Рею, видимо, в 2011 придётся вести коллектив Майкла Андретти за собой – и в этом году он совершил большой шаг к этому. Уже в первой гонке американец громко заявил о своих амбициях, а в Лонг Бич настал его звёздный час. Тогда я думал, что надежда AА принесла команде единственную победу, я был удивлён этим успехом…Эйфория со временем немного спала, ведь были у Хантер-Рея и провалы. Райан держится на уровне в овальных гонках, но тенденция на роудах более заметна. Надеюсь, в 2011 Майкл Андретти сможет-таки сосредоточить большинство усилий на №37, тем более, что по поводу №11 пока мало ясности. А пока 7 место выглядит чуть заниженным показателем.

В 2010 Марко Андретти закончил свой пятый сезон в Indy Racing League, но победа в Сономе-2006 так и осталась для него единственной. В целом, прогресс за 5 лет почти не заметен, за исключением того, что попадать в аварии он стал реже – единственным прецедентом стал стартовый завал в Бразилии. Однако этого мало для пилота, которому его отец, Майкл, оказывает такую поддержку. Возникает вопрос: а стоит ли оно того? Марко просто поменял сходы на результаты вне топ-10, всё. Да, были проблески скорости и мастерства, как в Барбере . Но этого, я думаю, слишком мало – три подиума не оправдывают оставшиеся ожидания.

Год в исполнении Дэна Уэлдона также получился неоднозначным. Но в этом случае успехами конца сезона вполне можно оправдать окончания гонок вне топ-10 и сходы. Британец явно разогнался под конец сезона, в Кентукки серьёзно сражавшись за победу. И, да, не стоит забывать и второй результат в Indy 500 – гонки на Кирпичнице Дэну удаются, и третье место год назад тому доказательство. Казалось бы, Дэн обеспечил себе будущее в Panther, но контракт с ним не продлили. Всё же за Уэлдоном держится репутация слабого на дорожных трассах гонщика, а при нынешнем календаре это не привлекает.

Лучшим новичком сезона-2010 стал британский гонщик Алекс Ллойд. Вообще, новички не часто радовали своими успехами, особенно явно это прослеживается с пришельцем из Ф1 Такумой Сато. Это лишь подтверждает тот факт, что для завоевания этого титула Алексу хватило трёх финишей в топ-10. Но и это – уже достижение. Dale Coyne почти всегда была аутсайдером, и ожидать от Ллойда повторения результатов Уилсона в 2009 было странно. Боюсь, далее его результаты тоже будут сильно завязаны на уровне конкурентоспособности команды. Вдруг Беатрис вместо него пару раз посадят…

Я не планирую особо следить за сезоном-2011. Но пускай судьба титула будет в руках Penske, ведь №10-то сможет выиграть при любой возможности, а вот одна из трёх бело-чёрных машин…сомневаюсь.