Фортуна в руках «красных»
Гран-при Бахрейна, шедший в этом году неделей спустя после Гран-при Китая, не дал никому особенно долго размышлять об итогах гонки в Шанхае. Покинув прохладный Шанхай, участники чемпионата уже через несколько дней вовсю готовились к заездам на жарком Сахире. Начало чемпионата 2017 года оказалось весьма захватывающим, и все с нетерпением ждали продолжения.
По предстартовым раскладам многого ждали от Ferrari, которая по идее в жарких условиях должна была выступить очень сильно. Пятничные тренировки такие предположения только укрепили. Но в решающую субботнюю сессию все пошло совсем не так. Неожиданно преимущество Mercedes в квалификации оказалось больше, чем на предыдущих этапах в Австралии и Китае.
Причем третьего подряд поула Льюиса Хэмилтона на этот раз не увидели. Валттери Боттас всю квалификацию шел практически вровень с напарником, а в заключительной попытке финала неожиданно здорово прибавил и поднялся на промежуточный поул. Тогда казалось, что промежуточный, так как следом по трассе шел Льюис и от него логично было также ждать улучшения. Но улучшить Хэмилтону не удалось, как он сам признал, заключительная попытка в его исполнении не была идеальной. Таким образом Валттери Боттас сумел завоевать первую поул-позицию в своей карьере, на третьем Гран-при в составе чемпионского Mercedes.
Удивительно, но это был первый поул для финских гонщиков аж с 2008 года! Тогда удавалось отличиться как Кими Райкконену, который с Гран-при Франции 2008 года ни разу не выигрывал квалификацию, так и предыдущему финскому напарнику Льюиса Хэмилтона, тогда еще по McLaren-Mercedes, Хейкки Ковалайнену.
Ferrari неожиданно не смогла побороться в квалификации с Mercedes, уступив "серебряным стрелам" весь первый ряд стартового поля, впервые в сезоне. Более того, гораздо ближе к Ferrari оказались Red Bull. Даниэль Риккьярдо разбил пару пилотов "Скудерии", вклинившись между Себастьяном Феттелем и Кими Райкконеном. При этом Макс Ферстаппен, жаловавшийся на испорченную заключительную попытку, уступил Кими совсем немного. Так что по итогам квалификации можно было скорее ожидать, что Red Bull навяжет борьбу "Скудерии", чем сама Ferrari будет прессинговать Mercedes. Правда еще в субботу прозвучало мнение, что болиды Ferrari похоже настроены именно на гонку, из-за чего в квалификации, с пустыми баками испытывали недостаточную поворачиваемость. Это помешало Феттелю всерьез побороться за поул, но в воскресенье оставляло надежду на сильный темп на длинной дистанции.
И похоже, так все и вышло. В гонке за Гран-при Бахрейна Ferrari оказалась крайне конкурентоспособной, соревнуясь с Mercedes в чистой скорости и явно не выглядев слабее. В то же время форма Red Bull на гоночной дистанции оказалась не так сильна, хотя в ряде эпизодов казалось, что Даниэль Риккьярдо также сможет побороться за высокие позиции.
Старт был крайне напряженным, что характерно для трассы Сахир. Боттас смог удержать лидерство, хотя это далось ему с немалым трудом. Зато позади него в первом повороте развернулось настоящее сражение, в котором Себастьян Феттель смог опередить Льюиса Хэмилтона, после чего бросился в погоню за Валттери. Начало гонки оказалось для Ferrari многообещающим.
Правда Кими Райкконен напротив стартовал неважно, пропустив не только Макса Ферстаппена, который также стремительно опередил и напарника, Риккьярдо, но и Фелипе Массу. После старта Кими надолго "застрял" позади бразильского ветерана Williams, и далее играл в Гран-при по большему счету "роль второго плана".
В разборках Ferrari и Mercedes огромную роль сыграла тактика. Себастьян Феттель ранее отправился на первый пит-стоп, и это оказалось удачным решением. Кроме того, в этот день на стороне Ferrari была и удача. Пейс-кар, появившийся после аварии Карлоса Сайнса и Лэнса Стролла оказался в пользу "Скудерии". Кроме того, в Mercedes допускали досадные оплошности, которые также сыграли свою роль в проигрыше победы.
После гонки выяснилось, что на машине обладателя поула перекачали шины и не смогли вовремя исправить эту оплошность. В результате на первом отрезке гонки Боттас испытывал избыточную поворачиваемость и не чувствовал себя комфортно. Возможно поэтому ему не удавалось оторваться от Феттеля. Затем при появлении автомобиля безопасности Mercedes был вынужден обслужить своих гонщиков на пит-стопе друг за другом. Хэмилтон не хотел стоять на площадке, ожидая окончания пит-стопа Боттаса, поэтому заранее сбросил скорость, чтобы позволить команде провести пит-стоп финна. И заблокировал Даниэля Риккьярдо, за что справедливо получил штраф в 5 секунд, который отстоял во время своего второго пит-стопа. Эти штрафные секунды тоже повлияли на шансы Льюиса в борьбе с Себом.
Валттери делал все возможное, чтобы побороться за свою первую победу. На рестарте он очень агрессивно прессинговал Феттеля, в один момент даже казалось, что Боттасу удалось выйти вперед. Но Себастьян жестко отстоял позицию лидера.
Не можешь сам - помоги товарищу. В Mercedes редко прибегали к командной тактике, но это был как раз такой случай. Когда Хэмилтон сел на хвост Боттасу и выглядел явно быстрее, командный мостик попросил Валттери уступить позицию, чтобы позволить Хэмилтону побороться за победу. Учитывая, что в этом году ясно вырисовываются два явных лидера своих команд, неудивительно будет видеть командную тактику еще неоднократно, когда финнам придется пропускать своих более быстрых напарников.
Но в этот раз ничто не помогло Mercedes одолеть Феттеля и Ferrari. Причем не стоит списывать поражение "серебряных стрел" на их ошибки. Себастьян Феттель и Ferrari были в воскресный день в Бахрейне в невероятной форме, что и позволило Себу завоевать свою 44 победу в карьере, третью на автодроме Сахир. Себастьян укрепил лидерство в чемпионате мира, а Ferrari, - давно невиданное дело! - вышла в лидеры Кубка конструкторов, на пару очков опередив Mercedes. А удача? Она улыбается сильнейшим, как известно.
Было интересно услышать мнение Даниэля Риккьярдо после гонки, что поначалу он думал даже, что сможет побороться за победу. Дескать, в начале гонки соперники впереди него сильно скользили, а он чувствовал со своим Red Bull RB13 полное взаимопонимание. В результате пит-стопов под автомобилем безопасности Дэн вышел на третью позицию, опередив Хэмилтона и уступая только Феттелю и Боттасу, которые были на расстоянии вытянутой руки. Но на рестарте быстро уступил сначала Льюису, а потом и Райкконену. На заключительном отрезке гонки хорошая форма машины куда-то улетучилась... Что касается Ферстаппена, Макс не успел проявить себя, ибо еще в начале гонки, сразу после пит-стопа вылетел с трассы с отказавшими тормозами.
В средней группе Бахрейн оказался удачным для Фелипе Массы. Бразилец в ряде эпизодов бросал вызов даже представителям лидирующих команд, но в итоге все-таки уступил Райкконену и Риккьярдо. Определенно, Williams в настоящий момент твердо занимает четвертое по силе место, но явно уступает Red Bull. Однако именно Фелипе Масса - сейчас "кормилец" очками.
Force India вновь умудрилась привезти оба болида в очки, причем Эстебан Окон с начала сезона трижды финишировал десятым. И уже шутит, что конечно набирать очки хорошо, но хотелось бы некоторого разнообразия, а не только десятых мест. Серхио Перес же после провала в квалификации сумел пробиться наверх, оставив позади пилотов Renault и Haas.
Нико Хюлкенберг и Роман Грожан набрали наконец свои первые очки в сезоне. Причем очки Нико стали первыми и для его команды, Renault. Накануне в квалификации Renault вообще выглядела сильно, Хюлкенберг квалифицировался седьмым, уступив только представителям трех сильнейших команд и став "лучшим из остальных", а Джолион Палмер поддержал почин напарника и свою репутацию, пройдя в Топ-10. Но гоночная форма оказалась слабее квалификационной. Хюлкенберг уступил позиции Массе, Грожану и Пересу, а Палмер и вовсе выпал из десятки, не имея особых шансов набрать очки.
Было приятно видеть возвращение Паскаля Верляйна на трассу, которое можно было бы даже назвать триумфальным. Верляйн очень здорово смотрелся в квалификации, опередив напарника, Маркуса Эриксона, и явно не выглядев лишним в сражении во втором сегменте. Паскаль прекрасно справился и с жаркой гонкой, что подтверждает то, что он набрал форму после травмы в Гонке чемпионов. Верляйн финишировал сразу позади зачетной десятки, ему всего одного шага не хватило до очков.
Напротив, Бахрейн оказался неудачным для Toro Rosso. Карлос Сайнс не прошел даже во второй сегмент квалификации из-за отказа машины. Даниил Квят выглядел весьма уверенно и вполне мог быть в десятке лучших квалификации, но оступился совсем чуть-чуть, допустив ошибку в последнем повороте своей заключительной попытки. В итоге Даня квалифицировался одиннадцатым, что все равно было неплохо, особенно учитывая свободный выбор тактики. Однако уже на старте Квяту не повезло. Даниил смело бросался в борьбу за позиции на первом круге гонки, но его дважды вытеснили с трассы, причем второй раз это был напарник, Сайнс. Испортив шины уже в начале гонки и откатившись в хвост пелотона, в дальнейшем Даниил пытался пробиться, но без особого результата.
Сайнс же отличился в столкновении с Лэнсом Строллом, после которого на счету юного канадца оказалось три схода в трех первых гонках, а на трассу выехал автомобиль безопасности, что случается в Бахрейне только в особых случаях. Прежде таким "особым случаем" было, например, сумасшедшее столкновение Эстебана Гутьерреса с Пастором Мальдонадо, в результате которого пилот Sauber совершил полный оборот. Немало было сказано, что Стролл ведет себя в борьбе довольно непредсказуемо, открывает "калитку", а потом неожиданно захлопывает ее, и т.д. Но в данном случае все-таки вина Карлоса очевидна. Он выезжал с пит-лейна, видел Williams впереди, и хотя догнал его к первому повороту и видел, что Лэнс входил по широкой траектории, вряд ли мог ожидать, что соперник просто так пропустит его. К тому же Карлос имеет некоторый опыт, в то время как тот факт, что Стролл новичок также широко известен. То есть ответственность в эпизоде полностью на Сайнсе, который просто въехал в борт Williams. Стролл в момент входа в поворот мог вообще не видеть его, будучи явно впереди. И штраф с потерей позиций в Сочи выглядит для Карлоса вполне справедливым.
На этом фоне выступления McLaren-Honda по-прежнему выглядят каким-то "сизифовым трудом". Стоффель Вандорн в Бахрейне вообще не стартовал, из-за утечки технической жидкости по пути на стартовое поле. Алонсо же вновь выжимал все соки из болида, боролся как лев, и вновь сошел из-за отказа. Вид Фернандо, катящего тяжеленный камень в гору, конечно образ яркий, но не может не вызывать горьких сожалений... В Бахрейне самой популярной темой для разговоров было известие о выступлении Фернандо в Indy 500, причем в цветах McLaren, в которые в соответствие с контрактом окрасят один из болидов команды Андретти. Ради этого шага Алонсо даже идет на пропуск Гран-при Монако. И его можно понять. Фернандо просто необходима встряска после всего этого кромешного ужаса.
При всем при этом, красота гонки при искусственном освещении вновь радовала глаз, и нельзя не признать, что для Бахрейна это очень удачное решение. Обгоны и борьба были ничуть не хуже, чем в прежние годы, таким образом Бахрейн подтвердил как свою репутацию вполне "обгонной" трассы, так и то, что опасения об обгонах при нынешнем регламенте достаточно надуманные. Наконец, борьба действительно хороша. Если в средней группе все действительно круто, и на последнем ряду стартового поля может быть и Haas, и McLaren, и Sauber, и Renault, и Force India, при этом представитель любой из этих команд может пробиться и в Топ-10, а баланс сил меняется от трассы к трассе, что является вообще рецептом крутейшего действия, то в группе лидеров... В группе лидеров два явных лидера борются колесо в колесо практически на равных, а начало чемпионата с дуэлью Феттеля и Хэмилтона, Ferrari и Mercedes выглядит одним из самых интригующих за последние годы.