На затравочку
Чемпионат мира 2017 года, стартовав в Мельбурне, стремительно набирает ход, закручивая интригу. Второй этап сезона прошел в Шанхае и дал немало поводов для размышлений о расстановке сил в этом году.
Льюис Хэмилтон и Mercedes не дали Ferrari повода почивать на лаврах, выиграв этап в Китае. Впрочем, и Red Bull в Шанхае показал что они не "мальчики для битья", хотя начало сезона для команды простым не назовешь.
Льюис Хэмилтон вновь, как и в Австралии завоевал поул в субботу. Цифры достижений Льюиса конечно впечатляют. 63 поул за карьеру и шестой здесь, в Шанхае. Феноменальные показатели. Интересно, что первые два ряда Шанхая были полностью идентичны Мельбурну. Феттель был вторым, Валттери Боттас третьим и Кими Райкконен четвертым. Причем Себастьян опередил Валлтери всего на тысячную долю секунды! При этом Феттель уступил Хэмилтону не так уж много - пару десятых, так что борьба была действительно плотной. Сражение должно было продолжиться и в гонке, в воскресенье.
Но в гонке Льюис фактически доминировал, не только выиграв Гран-при Китая - уже в пятый раз за карьеру, всего же это была 54 победа Хэмилтона. Льюис отметился целой россыпью достижений, самым весомым из которых выглядит так называемый "Большой шлем": победа при старте с поула, лидируя от старта до финиша плюс лучший круг гонки. Таким достижением Хэмилтон отметился в третий раз за карьеру. Все это впечатляет. Но по большему счету, то, что соперники не бросили Льюису ощутимого вызова, во многом вызвано обстоятельствами.
На ход уик-энда Гран-при Китая весомое влияние оказала погода. Началось все еще в пятницу, когда первая тренировка прошла под дождем, а вторая была отменена. Нет, состояние трассы вполне позволяло гонщикам пилотировать, но загвоздка была в том, что медицинский вертолет из-за погодных условий в районе госпиталя не мог приземлиться, что является необходимым условием проведения соревновательных сессий. Разговоры заходили даже о том, что проведение гонки было под угрозой, так как в воскресенье также ожидалось ухудшение погоды. В итоге было найдено еще пару альтернативных вариантов обеспечения безопасности в плане доступности госпиталя. И хорошо, что эта проблема всплыла. Это важный момент, который следует учитывать организаторам всех Гран-при, чтобы в неудобный момент не оказаться в критической ситуации.
Зато дождь в пятницу позволил наконец как следует протестировать новые дождевые и промежуточные шины Pirelli. Ведь дождевые тесты в Барселоне были не слишком репрезентативны из-за того, что проходили в сухую погоду и трассу просто поливали водой.
Дождь был и в воскресенье с утра, хоть и не сильный. Но трасса перед стартом гонки была влажной, поэтому стартовали все, за исключением отважного Карлоса Сайнса, на промежуточной резине. Лишь Карлос выбрал слики. Однако трасса быстро высыхала, и когда в начале гонки был объявлен режим виртуальной машины безопасности из-за столкновения Лэнса Стролла и Серхио Переса, Себастьян Феттель решил рискнуть и сразу сменить промежуточные шины на слики. Это решение себя не оправдало, так как вскоре Антонио Джовинацци разбил машину на выходе из последнего поворота. Эта авария привела к появлению реального автомобиля безопасности, и уже все гонщики решили совершить пит-стоп. Так Феттель оказался позади группы из двух Red Bull и своего напарника, Кими Райкконена. Необходимо отметить, что так высоко Макс Ферстаппен оказался после провала в квалификации по техническим причинам, когда он вылетел из борьбы еще в первом сегменте. Но блестящий старт и ряд обгонов на первых кругах позволили Максу вернуться в лидирующую группу. Все же во влажных условиях Ферстаппен в который раз демонстрирует мастерство.
Один соперник "отвалился" перед рестартом, когда Боттас перестарался с прогревом резины. Mercedes Валттери развернуло, и финн оказался в хвосте пелотона. Эта глупая ошибка сильно смазала впечатление от успешного выступления в Мельбурне и очень неплохой квалификации накануне.
Что касается Феттеля, то после рестарта Себ долго находился позади Кими, который в свою очередь прессинговал Риккьярдо. Затем Себастьян опередил напарника и в свою очередь стал атаковать Даниэля. Эта борьба увенчалась красивой дуэлью и достаточно жестким обгоном на входе в седьмой поворот. Этот обгон Феттелем Риккьярдо безусловно стал украшением гонки.
Тактически Феттель переиграл и Ферстаппена, но Льюис к тому моменту был уже недосягаем. Хотя темп позволял Себастьяну соперничать с Хэмилтоном, он слишком много времени потерял прорываясь после рестарта с пятого на второе место. Поэтому доминирование Хэмилтона - это не только его собственный блестящий пилотаж за рулем великолепного Mercedes W08. Феттель уступил из-за тактических решений, Боттас совершил ошибку (а не то, мог быть у Mercedes первый победный дубль сезона!). Темп Red Bull пока не позволил Риккьярдо и Ферстаппену всерьез побороться с Хэмилтоном, не осилил такую задачу и Райкконен, который пока не нашел с машиной общий язык (недоволен поведением передней части шасси).
Так Хэмилтон одержал уверенную победу, а Феттель стал вторым. После двух гонок Льюис и Себастьян сравнялись по очкам во главе таблицы чемпионата, и это выглядит очень захватывающе и многообещающе. Для чемпионата обмен победами идет только на пользу. Тезис о том, что на разных трассах сильнее будут то одни, то другие, пока подтверждается.
На третью ступень подиума поднялся Макс Ферстаппен, который по-настоящему впечатлил своей гонкой, и своим прорывом на старте. В начале гонки Макс смог опередить напарника, в концовке наоборот подвергся атакам со стороны Риккьярдо, но удержал третью позицию. Как и год назад, Red Bull на третьем месте в Китае, - только тогда это был Даниил Квят.
Даниил был быстр в Шанхае и на этот раз. В квалификации он впервые в сезоне опередил напарника и прошел в Топ-10, второй раз подряд после Мельбурна. Вот только к сожалению в гонке машина Даню подвела, и он был вынужден остановиться из-за отказа гидравлики. Учитывая, что и в Австралии были некоторые неполадки, из-за которых Квят терял время на пит-стопах, это тревожит. Но скорость Квята сама по себе внушает оптимизм, - форма у Даниила на старте сезона на высоте. Очки Toro Rosso принес Карлос Сайнс, тактика которого на гонку отличалась от соперников.
Борьба в средней группе предельно плотная, эта тенденция, обозначенная в Мельбурне, в Шанхае подтвердилась. Нико Хюлкенберг отлично провел квалификацию, заняв седьмую позицию, но гонка не задалась с самого начала, и до очков пилот Renault не дотянулся. Тоже самое можно сказать и о Фелипе Массе, который в Мельбурне выглядел очень уверенно, а здесь квалифицировался на шестой позиции. Но воскресным днем поведение Williams совсем не устраивало бразильца, и он также выпал из десятки лучших.
Зато вторую гонку подряд в очки приехали обе машины Force India, несмотря на столкновение Переса на старте со Строллом, и несмотря на то, что пока собственно темп болида признается командой не самым высоким. Force India возлагает большие надежды на модернизацию болида к европейским этапам, ну а пока... Пока и Серхио Перес, и Эстебан Окон набирают очки. "Розовая пантера" приносит команде удачу?
Кстати, вышеупомянутый юнец Лэнс Стролл, несмотря на сход в самом начале гонки, оставил в Шанхае весьма неплохое впечатление, впервые в карьере пройдя в квалификации в десятку лучших. Весьма неплохо. Тропка, протоптанная Максом Ферстаппеном, не зарастает...
Прекрасное впечатление оставил Кевин Магнуссен, который провел очень уверенную гонку, в концовке которой опередил и Окона, и Переса. В то время как Роман Грожан провел в Шанхае весьма проблемный уик-энд, именно молодой датчанин принес первые очки в этом сезоне для Haas F1, в своей второй гонке в составе новой команды. Думаю, ни Джин Хаас, ни Гюнтер Штайнер не разочаровались в своем приобретении. И очень удивляют критические высказывания в адрес Кевина, звучавшие в прошлом году. На мой взгляд, Магнуссен-младший показал свой уровень еще когда в дебютной гонке приехал на подиум. Несмотря на дальнейшие неурядицы, в прошлом году он весьма неплохо выступал за рулем проблемного болида Renault. Уверен, что в Haas сделали правильный выбор, доверив пилотирование своего болида Магнуссену.
К сожалению Шанхай еще сильнее высветил проблемы McLaren Honda. Протяженные прямые и затяжные быстрые повороты для Honda пока просто убийственны. Тем не менее, как и в Мельбурне Фернандо Алонсо выжимал из своего болида все и даже больше. На старте испанец блестяще прорвался в первую десятку, какое-то время шел шестым, и это был прыжок выше нынешнего уровня болида. К сожалению, выступление Фернандо вновь закончилось сходом по техническим причинам. Когда Алонсо возвращался в боксы, на его лицо было просто больно смотреть... Хотя и в прошлом бывали примеры, когда чемпионы мира переходили в слабые команды и мучились с неконкурентоспособной техникой, кажется никому не приходилось терпеть это так долго, как Алонсо...
В остальном же Шанхай дал много пищи для размышлений о новом "издании" Формулы-1. Когда на тестах в Барселоне представители Pirelli сетовали на прохладную погоду в это время года в Каталонии, они упирали на то, что не удается протестировать резину в условиях, приближенных к реальным гоночным, при высоких температурах асфальта. Но и в Мельбурне зачастую не очень жарко, Шанхай же встретил Ф1 достаточно прохладной погодой. И это не какое-то исключение из правил, такая температура в Шанхае в начале апреля вполне обычна. Ожидается жаркая погода на третьем этапе сезона в Бахрейне, и то, теперь там гонка проходит после захода солнца, и температура постепенно падает. Наверняка будет прохладно и в Сочи. Так что на каких этапах будет по-настоящему жарко, это еще большой вопрос, и волнение Pirelli во многом выглядит надуманным. Пока же шины Pirelli прекрасно справились с дистанцией Гран-при Китая, хотя большинство гонщиков совершили по два пит-стопа, но вполне могли бы проехать гонку и с одним, если бы не дождь. А ведь Шанхай славится не только как самая широкая трасса, но и своими затяжными быстрыми поворотами, экстремальными для резины. Чего стоит "улитка" первого поворота, "праща" 12-13 поворотов с бэнкингом, скоростная связка седьмого-восьмого... Помнится, в первые годы Pirelli шины этой компании превращались в Шанхае просто в ошметки.
Нормально обстоят дела и с обгонами. Опять же, в Шанхае конечно очень широко и просторно, здесь есть жесткое торможение 14 поворота и две протяженные прямые, так что ситуация с обгонами должна быть выше среднего по Ф1. Ну так и обгоняли ведь, и не только в зоне DRS. Чего стоил хотя бы вышеупомянутый обгон Феттелем Риккьярдо! В общем не так страшен черт... И ведь современные шины позволяют долго преследовать соперника, в отличие от того, что мы видели в последние годы.
Новые машины действительно требовательнее к гонщикам, они меньше прощают ошибки. Сразу вспомнилось, что последний поворот трассы в Шанхае весьма коварен. Романа Грожана здесь развернуло в квалификации. Затем Антонио Джовинацци здесь же после разворота разбил свой Sauber также в квалификации, а потом и повторно в гонке, на влажном асфальте. Здесь критично важны как момент торможения, так и момент, когда гонщик "встает" на газ. Ошибки пилотов, их вылеты - это ведь тоже то, что хочется видеть зрителям, это показывает сложность пилотирования этих машин.
В этом плане болиды'2017 очевидно сложнее машин предыдущего поколения. А ведь и болиды 2014-2016 годов были более подвержены срыву в занос, чем предыдущие машины, последние в "атмосферной" эпохе. Так что Ф1 идет здесь верным путем.
Тоже можно сказать и по поводу внешнего вида болидов. Уже в 2015-2016 машины Ф1 привели в весьма достойный вид, избавившись от внешних недостатков регламента 2014 года. А ведь и до 2014 года порой особенности регламента приводили к не самым привлекательным особенностям внешнего вида гоночных машин. Но, на мой взгляд, последние пару сезонов пелотон Ф1 выглядел весьма привлекательно, напоминая классические образцы. Однако Ф1 образца 2017, раскачавшаяся словно на стероидах, выглядит по-настоящему круто! Широкие болиды, низкие антикрылья, и с передних ракурсов, и с задних, просто арр! Возможно осталось решить проблему с громкостью звука, но честно говоря, увидеть эти болиды своими глазами, вживую, уже просто не терпится!