На заре нового сезона
Старая добрая традиция - на старте сезона дважды встать в уик-энд с утра пораньше, чтобы сначала увидеть в прямом эфире квалификацию Гран-при Австралии, - "самый интригующий час в сезоне Формулы-1", по словам Падди Лоу, - а затем дебютную гонку. Кстати, когда сезон открывался гонкой в Бахрейне, или ранее, до Мельбурна, в других странах, как раз этого аспекта раннего подъема не было, а он все-таки придает особое очарование процессу открытия сезона. В Австралии сезон всегда начинается с ощущением утренней свежести.
В этом году интрига первого этапа сезона была даже, пожалуй, выше обыкновенного. Все-таки переход на новый регламент всегда таит в себе возможности сюрприза. После трех лет доминирования Mercedes думалось, как все пройдет на этот раз. И Гран-при Австралии дал ответы на несколько вопросов.
Во-первых, надежды после тестов были небезосновательны, и похоже доминирования Mercedes в этом году не будет. Ferrari находится в отличной форме, чтобы дать бой.
Во-вторых, новые машины без всяких скидок действительно крутые.
И, в-третьих, борьба позади лидеров очень плотная, а явных аутсайдеров на старте сезона просто нет.
Теперь обо всем подробнее.
После предсезонных тестов многие эксперты высоко оценивали шансы Ferrari. По ряду признаков было заметно, что команда не блефовала, показывая отличные времена в Барселоне, вдобавок отличаясь и высокой надежностью. Поэтому прогнозы были, что Ferrari и Mercedes примерно на одном уровне, а Red Bull на третьем месте и пока отстает от лидеров. Марк Уэббер перед началом уик-энда в Мельбурне высказался еще более определенно: "В Мельбурне победит Феттель". Как в воду глядел.
Тем не менее и Mercedes демонстрировал зубы. По крайней мере на тренировках в пятницу именно Mercedes и Льюис Хэмилтон занимали верхние строчки протокола. Уверенно смотрелся и новичок "серебряных стрел" Валттери Боттас. Субботним утром ответный удар нанес Себастьян Феттель, впервые по ходу уик-энда оставив два Mercedes позади. Оставалось дождаться только первого главного вердикта - квалификации.
Квалификация оставила двойственные впечатления. С одной стороны действительно Mercedes и Ferrari боролись между собой. С другой - Mercedes все-таки выглядел сильнее. В итоге Льюис Хэмилтон взял поул-позицию, причем весьма уверенно. Льюис опередил занявшего вторую строчку Феттеля почти на три десятые секунды. Это достаточно много. Для Хэмилтона этот поул стал уже шестым за карьеру в Мельбурне и 62 вообще. В плане статистики Льюис близок в этом году к историческому достижению. Феттель все же вырвал вторую позицию в острой борьбе. Себастьян оставил позади Валттери Боттаса всего на пару сотых. Надо признать, первую квалификацию за Mercedes Валттери провел уверенно. В свою очередь Боттас опередил старшего соотечественника, Кими Райкконена на полсекунды, и это очень приличный отрыв.
Из событий квалификации запомнились также в первую очередь авария Даниэля Риккьярдо на первой попытке финального сегмента и прорыв Романа Грожана на шестую строчку.
Старты в этом году обещают быть жаркими, но в Мельбурне с этой задачей справились все. Хэмилтон уверенно выиграл старт, в то время как позади него Феттель был вынужден отбиваться от атак Боттаса. Итак, в дебюте гонки Хэмилтон лидировал, но Феттель от него не отставал. Вторая пара Mercedes - Ferrari также сохранила статус-кво по сравнению с квалификацией.
Льюис лидировал, но вскоре начал жаловаться на поведение шин. "Машина слишком скользит". Феттель же не переставал оказывать прессинг. В итоге на 17 круге Хэмилтон направился в боксы. Он опасался, что дольше шины не выдержат.
После пит-стопа Льюис оказался позади Макса Ферстаппена, которого ему было просто необходимо опережать на свежих шинах. Но это задача непростая, к тому же на новых машинах похоже действительно обгонять стало сложнее.
Феттель тем временем вовсю пользовался тем, что перед ним свободная трасса. Он спокойно оставался на трассе до 23 круга, когда в свою очередь совершил свой пит-стоп. Темп Ferrari на гоночной дистанции был очень хорош, а шины прекрасно выдерживали.
В итоге Себ вернулся на трассу прямо перед носом Ферстаппена. Макс тут же попробовал атаковать пилота Ferrari, но Себастьян отбил атаку. Хэмилтон же был вынужден наблюдать все это прямо перед собой. Вновь Макс Ферстаппен вмешался в борьбу за победу.
Этот эпизод стал решающим в сражении за победу. Переиграв соперника на пит-стопе, далее Феттель только отрывался.
На финише Себ привез Льюису почти 10 секунд. Это была очень уверенная победа пилота Ferrari, столь триумфальная для Маранелло. После того как в 2016 году "Скудерия" так и не выиграла ни одной гонки, - хотя несколько раз имела хорошие шансы в начале прошлого года, но каждый раз упускала победу из-за тактических ошибок, - такое вдохновляющее начало нового сезона. Для Себастьяна победа в Мельбурне стала 43 в карьере и первой после Сингапура 2015 года.
Два пилота Mercedes, Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас дополнили подиум. Кими Райкконен, показавший лучший круг, завершил гонку четвертым.
Это многообещающее начало сезона, которое говорит о том, что доминирования Хэмилтона по ходу чемпионата быть все-таки не должно. При этом понятно, что Боттас бросить вызов Льюису в сражении за титул пока не в состоянии. Для Валттери нормальная цель - стремиться достичь скорости Льюиса по ходу этого сезона, где-нибудь к середине чемпионата. Поэтому отличная форма Ferrari как нельзя кстати. Дуэль Хэмилтона и Феттеля, двух лучших гонщиков поколения, выглядит очень интригующе. Думаю, что первенство будет переходить от одной команды к другой в зависимости от трассы. А позади двух лидеров должны побороться два финна, соперничество которых так раскручивали в конце 2015 года. Теперь в противостоянии Боттаса и Райкконена обещает начаться новая глава. И есть все надежды на то, что Кими сможет подняться на верхнюю ступень подиума по ходу этого года.
О машинах. Здесь действительно все сделано здорово. Можно конечно придраться к плавникам и маленьким крылышкам на них, - без этих аэродинамических элементов и вправду можно было бы обойтись, машины бы только выглядели строже и красивее. Но и эти элементы не слишком портят картину. Зато болиды широкие, эффектные, с широкими шинами. И очень быстрые. По трансляции из Мельбурна это было очень заметно. Конечно, Альберт-парк - трасса, где скорость болидов Ф1 всегда здорово чувствовалась. Но новые болиды просто шикарно смотрелись здесь, агрессивно скользили, и это был тот самый "вау-эффект", которого так хотело добиться руководство спорта. Возможно на отдельных трассах эффект будет и не так силен, но некоторые трассы уже ждешь с предвкушением!
Новые шины Pirelli значительно более выносливые, и даже мягкие составы позволяют атаковать на протяжении значительного числа кругов. Похоже тактика одного пит-стопа, как в Мельбурне, может стать наиболее частой по ходу 2017 года. К тому же пилоты говорят, что на новых машинах тяжелее обгонять, чем раньше. Все это может привести к более "олдскульным" гонкам, как в начале 2000-х. Зато от тех же молодых гонщиков слышно, что теперь в Ф1 они могут заниматься тем же, чему учились в младших "формулах", таких как Ф3 - атаковать на протяжении всей дистанции. Формула-1 последних лет была слишком уж "шахматной", хотя и радовала тактическим разнообразием и большим количеством обгонов (не всегда впечатляющих, скажем прямо). Так что итоговая картина может выглядеть очень даже качественно.
И, наконец, еще одно впечатление Мельбурна - захватывающая борьба позади лидеров. Третьи по силе сейчас - это очевидно Red Bull. Дэну Риккьярдо сильно не повезло в Мельбурне, где от него столь многого ждали. Но Макс Ферстаппен выступил в свою силу, оказавшись сразу позади четверки лидеров. Ожидаю, что по ходу сезона, по мере прогресса силовых установок Renault и аэродинамики болида RB13 Red Bull может вплотную приблизиться к Mercedes и Ferrari, став "третьей силой". А вот борьба за четвертую позицию в Кубке конструкторов обещает быть очень жаркой, причем сейчас в пелотоне нет даже каких-то очевидных аутсайдеров.
Скажем, последний ряд в Мельбурне был - Лэнс Стролл на Williams и Джолион Палмер на Renault. Впереди них - Стоффель Вандорн на McLaren Honda и Кевин Магнуссен на Haas. Большое разнообразие команд и весьма сильные гонщики. Лэнс Стролл, кстати, думаю, не так уж плох, но ему предстоит очень многому научиться (под наставничеством Фелипе Массы). На старте в Альберт-парке он чуть не устроил завал в первом повороте, хорошо, успел сориентироваться.
А впереди блеснул в квалификации Роман Грожан (но не сложилась гонка, в отличие от прошлогоднего дебюта Haas). Очень уверенно провел и квалификацию, и гонку Масса. Фелипе конечно предстоит быть в этом году добытчиком очков для Williams. Очень близки по скорости Force India с новой розовой раскраской и Renault, которая после "перезагрузки" должна стать значительно сильнее. Забавно, что Серхио Перес и Нико Хюлкенберг так и стояли по соседству на стартовом поле, будто бы Нико и не уходил никуда.
В хорошей форме явно Toro Rosso, чья новая раскраска уже вызвала шквал положительных оценок. Джеймс Ки вновь создал очень приличное шасси и многое будет зависеть от прогресса моторов Renault. Но в Мельбурне Карлос Сайнс и Даниил Квят уверенно прошли в Топ-10 квалификации, а затем оба заработали очки в гонке, успешно поборовшись с соперниками из Force India и Renault. На этот раз Сайнс был чуть впереди Дани, но соперничество обещает быть очень острым. Думаю, обоим по душе, что теперь нужно больше атаковать за рулем.
Конечно, постепенно в ряд аутсайдеров может скатиться Sauber, использующий силовые установки Ferrari прошлогоднего образца. Это мы видели на примере Toro Rosso год назад. Но сам по себе болид швейцарцев очень даже неплох, и им нужно обязательно прорваться в очки в первых гонках сезона. Пока машина выглядит конкурентоспособной и соперники не оторвались по двигателям. В Мельбурне в составе Sauber дебютировал Антонио Джовинацци, ставший первым итальянцем в Ф1 после завершения карьеры Ярно Трулли и Витантонио Лиуцци в 2011-м. Прекрасно помню, с каким энтузиазмом итальянцы приветствовали победу Джовинацци в гонке GP2 в Монце. И здесь, в Мельбурне Антонио выглядел очень здорово, особенно с учетом, что у него не было полноценной подготовки к сезону и он впервые был в Альберт-парке. Но он практически не уступал Маркусу Эриксону. Джовинацци - третий пилот Ferrari, и за руль в Sauber его усадили внезапно в субботу, когда основной пилот команды Паскаль Верляйн сослался на недостаточную физическую готовность. Последствия аварии на Гонке чемпионов в Майами в январе, за рулем дурацкого трицикла (кто додумался выставить такую технику в Roc!), дорого обходятся многообещающему Верляйну...
И к сожалению еще один явный претендент на аутсайдерство - McLaren Honda. Мучения которой продолжаются, хотя на третий год уже пора бы было научиться делать двигатели. Отмена бальной системы модернизации силовых установок сподвигла японских мотористов кардинально переработать архитектуру мотора, по образцу Mercedes, но на деле все вышло только хуже. И вновь McLaren Honda выглядит каким-то несуразным чайником (на этот раз оранжевым), и вновь Фернандо Алонсо вынужден разочаровываться, не в силах реализовать свой потенциал. Никто не может сказать, насколько хватит еще терпения Алонсо, но дела в Уокинге и Сакуре обстоят крайне печально, увы. И остается только сказать, что хотя словосочетание McLaren-Honda ласкает слух воспоминаниями конца 80-х - начала 90-х, но в 2000-х Honda в Формуле-1 была по большему счету откровенным "лузером". Увы.