Пьерлуиджи Мартини
Чемпион европейской Формулы-3 в 1983 году, Пьерлуиджи Мартини, успешно прошедший еще несколько итальянских чемпионатов, получил шанс на домашнем Гран-При в Монце дебютировать в Формуле-1 за Тулмэн, заменив Айртона Сенну. Правда, тот уик-энд "Италия'84" закончился для итальянца непройденной квалификацией.
Несколькими месяцами позже в чемпионате дебютирует еще одна итальянская команда - Минарди. Джанкарло, босс нового коллектива, приглашает именно Пьерлуиджи Мартини в качестве единственного боевого пилота на М185. Впрочем, автомобиль оказался очень ненадежным, и в 15 стартах лишь трижды Мартини финишировал. Скорость также оставляла желать лучшего, но Пьерлуиджи лишь однажды не прошел квалификацию, что, конечно, не может не впечатлить, ведь практически дебютант находился за рулем совершенно новой машины.
Однако после того сезона Пьерлуиджи Мартини не смог остаться в команде и вынужден был переключиться на Формулу-3000, где за два с половиной года он успел стать одним из лучших пилотов чемпионата, одержав несколько побед. В 1988 году он заменяет в той же Минарди Адриана Кампоса и на 11 этапов составляет компанию Луис-Пересу Сале. В первой же гонке в США Мартини зарабатывает заветное очко! Внутрикомандную борьбу итальянец у испанца выиграл с небольшим перевесом.
Проблемы с надежностью, которые перестали мучать Минарди в 1988-ом, вновь вернулись в первой половине следующего сезона. Подавляющее преимущество над напарником в квалификациях Мартини никак не мог реализовать в воскресенье. Финиши начались только с Англии, на самом экваторе сезона. Тогда Минарди срубила огромный куш: Пьерлуиджи замкнул топ-5, Сала оказался следом за ним! Целых три очка за одну гонку!
Развить успехи у Мартини получилось спустя несколько этапов в Эшториле, где он умудрился на одной из самых худших машин чемпионата квалифицироваться пятым! Луис-Перес тогда принял старт девятым. В Португалии Пьерлуиджи Мартини приносит еще два очка в свою копилку и команды. Кроме того, единственное лидерство для Фаэнцы датировано именно той гонкой! Чудеса продолжились в Испании и Австралии, где герой материала стартовал с 3 и 4 места соответственно! При доминировании МакЛарена в тот год!
К сожалению, та концовка сезона была немного смазана пропуском этапа в Сузуке и неиспользованными возможностями при таких высоких позициях на старте в Хересе и Аделаиде. Лидерство в Эшториле и успехи в квалификациях венчались всего-навсего пятью очками, дабы в Испании Мартини до финиша добраться было не суждено. Луис-Перес Сала же квалифицировался на порядок слабее напарника, а также скромнее смотрелся в гонках. Тем не менее, всех этих баллов под занавес года хватило, чтобы Минарди приблизилась к группе середняков.
Присоединившийся Паоло Барилла в 1990 году уже на первом Грани-При США того года был разгромлен: Мартини привел свою Минарди на вторую стартовую позицию! К сожалению, та гонка не смогла принести очков итальянцу, как и весь тот сезон. Минарди была не так быстра, и ее лидер лишь иногда отличался попаданиями в квалификационный топ-10. В отличие от напарника, Пьерлуиджи всегда проходил квалификацию, но финишировать в гонках 1990 года Мартини удалось лишь в пяти случаях.
Четвертый полный сезон в Формуле-1 для Пьерлуиджи Мартини получился несколько непохожим на предыдущие: Минарди стала надежна, пускай неконкурентоспособна настолько, чтобы квалифицироваться на высоких местах. Однако именно тогда Мартини провел свой лучший сезон, заработав 6 очков за два 4 места в Сан-Марино и Португалии. Джанни Морбиделли был также разбит, как и его предшественники, в пух и прах. Сомневающихся в невероятной скорости Мартини стало еще меньше.
Вскоре Пьерлуиджи принимает предложение Скудерии Италия, еще одного коллектива из Апеннинского полуострова, где солировать новичку будет Джей-Джей Лехто. Стоит отметить, что переход принес мало дивидендов для продвижения карьеры итальянца: Даллара была ничуть не сильнее Минарди. Два заработанных очка в двух гонках подряд стали единственными для команды и Мартини. Лехто, обладатель подиума, оказался слабее.
После ухода из команды Даллары, Пьерлуиджи половину сезона не участвовал в Гран-При и вышел на старт только в Англии за рулем... Снова - Минарди. Племянник великого Эмерсона Фиттипальди, Кристиан оказался, пожалуй, самым сильным оппонентом Пьерлуиджи Мартини в его карьере. Бразилец сумел заработать очки до возвращения итальянца, а их очное противостояние осталось за последним. В Монце, где пилоты шли на 7-8 местах, произошел тот самый контакт на финишной прямой:
Вместе с легендарным Микеле Альборето "черный сезон" два итальянца начинали на доработанной Минарди прошлого года, что, однако, оказалась способной принести два очка Мартини в Барселоне. Увядший талант бывшего пилота Феррари смотрелся скромно на фоне доминирования Мартини с 4 очками против нуля и многими другими показателями в пользу второго. Пьерлуиджи Мартини оказался сильнее всех поколений пилотов: ветеранов, ровесников и молодежи, причем все они не были худшими представителями своей генерации.
Для 34-летнего итальянца сезон-1995 стал последним. Во время него герой материала вновь был класнее главного оппонента - Луки Бадоера, но не смог заработать очки, финишировав в шаге от них в Монако и Сильверстоуне. Один из лучших итальянских гонщиков (а, быть может, и лучший) на рубеже 1980-1990-х гг. завершил свою карьеру сходом в Хоккенхайме.
Совершенно уникальным пилотом вошел в историю Формулы-1 Пьерлуиджи Мартини. Удивлять в квалификациях на Пирелли и изо всех сил бороться в гонке, дабы удержать свои позиции - на это способен только очень сильный пилот, коим без сомнения являлся Мартини. Пьерлуиджи одолел всех своих напарников, многие из которых обладали достаточно ярким талантом. Все успехи Минарди были связаны исключительно с этим гонщиком. Трудно предположить, в какой топ-команде мог выступать Пьерлуиджи Мартини, но можно точно утверждать: преемником Микеле Альборето в Феррари и соискателем вакансии в кокпите Скудерии вместо Ивана Капелли вполне мог стать и смотреться не хуже вышеуказанных.