Том Прайс
О большом валлийском сердце, которое хранит в себе драконовую мощь патриотизма, было сказано, в частности в последнее время, очень много. Мы знаем, что каждый валлиец гордится тем, что он - валлиец. Исключением семья героя этого материала не стала.
Томас Малдуин Прайс родился в послевоенном Ритине, что в Денбишире. Отец - бомбардировщик королевских ВВС, мать - медсестра. Прайсы были показательным случаем непреодолимого желания семьи войти в средний класс. Правда, Томми явно желал более быстрой авторитетной социальной мобильности.
Питавший любовь к делу Джима Кларка, к дебюту Уэльса в Ф-1, благодаря Шэйну Саммерсу и Алану Рису, мальчик непременно мечтал о карьере в Королеве Автоспорта. Ни смерть кумира, ни гибель Йохена Риндта не стали для него отпугивающим фактором.
Кумир Тома Прайса - Джим Кларк
Путь к вершине для валлийца начался с победы на конкурсе, главным призом которого являлась машина Формулы-Форд. Сначала она, а затем последовали и Формула-3000, и Формула-3, и Формула-2. Дебют в первой Формуле состоялся в 1974 году на Гран-При Бельгии в составе команды Токен, которая вошла в анналы как команда, проведшая всего 4 этапа в своей истории.
В аккурат первый этап этого коллектива был неразрывно связан с Прайсом: 66 кругов преодолел Томас, после чего Джоди Шектер вытолкнул его (кругового), и Токен капитулировал. Суть в том, что наш герой провел ту гонку более чем отлично, заслужив предложение от нескольких коллективов.
Концовку сезона Томми уже проводил в Шадоу, став напарником Жан-Пьера Жарье. К голландскому дебюту валлийца Жарье уже заработал подиум и однажды финишировал пятым, выводя Шадоу в стан середняков. Удивить в новой команде сразу не удалось: проигрыш напарнику в субботу, авария в 1 повороте гонки.
Однако, на следующем этапе Том Прайс квалифицировался третьим, привезя почти полсекунды партнеру по команде и уступив лишь Ники Лауде и Ронни Петерсону! Правда, вновь до 1 поворота - контакт с Ройтеманном и Хантом. Оставшиеся гонки сезона у Шадоу не задались: лишь дважды оба пилота в одной гонке добрались до финиша.
Первые очки Уэльсу в Ф-1 сын бомбардировщика принес на Нюрбургринге. Прайс в том сезоне набрал очко против нуля у Жарье, а по квалификациям счет был ничейным. Первый год удался. Это подтверждается волной разговоров в межсезонье о будущем Томаса. Поговаривали даже о Лотусе, но Том остался.
Пожалеть о своем выборе в первые месяцы нового сезона Прайс успел, думаю не раз. Жарье дали новое шасси, а сын земли драконов был вынужден выступать дважды в Южной Америке на доработанном прошлогоднем. Вся соль была в двух подряд поулах француза против двух 14 мест на решетке у островитянина.
Напарник Тома Прайса по Шадоу - Жан-Пьер Жарье
Однако, уже в ЮАР пилоты были при прочих равных. Кстати, Жарье в первых двух гонках с поула не финишировал: в Аргентине вовсе не стартовал, а в Бразилии упустил победу из-за проблем с топливной системой. Противостояние в 1975 году между Жарье и Прайсом закончилось в пользу второго.
Дело все в том, что Шадоу так и не приобрела черту надежной техники, и к середине сезона Прайс финишировал лишь трижды, а Жарье вовсе единожды, правда на 4 месте против 6,9 и 12 мест у оппонента. Вторая половина того сезона была ознаменована новым достижением скромного парня из Ритина - в Монако он добился старта с 1 ряда, а в Сильверстоуне взял поул. В той самой легендарной гонке Прайс сумел проехать 20 кругов, пролидировав два последних. Но это было только начало.
В Германии с 16 места Том прорвался на 4-ое! В Австрии с 15-го на 3-е, даровав первый подиум своей маленькой родине, редкий своей небольшой команде и себе самому! И, наконец, 6 место при старте с 14-го в качестве десерта в Монце! Жарье был уничтожен: 8 очков против полутора! 10 строчка против восемнадцатой!
Квалификационный счет, стоит признать, был также разгромным, но в пользу Жарье - 10:4... Но очков и тогда за это не давали. Не отметить еще то, что новое шасси с новым для команды двигателем Матра в Австрии и Италии досталось именно Жарье, будет непростительно. Кстати, именно там Прайс выступил наиболее успешно на “старом” агрегате...
Даже внушительный 1975-ый не стал для Прайса предпосылкой карьерного роста. Шадоу лишился в какой-то степени угрозы банкротства, заняв высокое 6 место в Кубке конструкторов, обогнав, между прочим, Лотус... Исходя из этого, теперь остаться - было, как минимум, не проигрышем.
Третий сезон в Формуле-1 для Прайса начался как нельзя лучше - второй подиум в карьере пришелся на первый этап в Бразилии при старте с 12 места. Однако, выступая на прошлогоднем, немного доработанном шасси, подобно блистать было невыполнимой миссией ни для валлийца, ни для Жарье.
Период “Бразилия-Австрия” для Шадоу ДНБ5(б) был запоминающимся лишь благодаря подиуму в первой гонке и 4 месту Прайса же в Англии. Но главным плюсом была надежность: только 3 схода у Жарье, и всего один у Тома. В конце августа валлиец в Голландии получить новое шасси, а Жан-Пьер будет выступать пока на старом.
Плоды не заставили себя ждать: Томас уже в Зандфорте вновь был четвертым, но в остальных 4 этапах валлиец дважды сошел и дважды не добрался до очков. Его напарник получит новый автомобиль на Гран-При США в 1977 году...
Квалификационная форма Шадоу была на порядок хуже прошлогодней и, необходимо подчеркнуть, что и с новой техникой у Прайса, прямо скажем, также не перло. В этот раз валлиец выиграл субботний бой длиною в сезон со счетом 12:4 (7:4 на одинаковых авто).
В конце сезона Жан-Пьер ушел из команды, не смирившись со статусом второго номера при первенстве более молодого, менее опытного, спокойного и скромного джентльмена. Последние три этапа своей жизни Томас Прайс провел на шасси, которое так и не досталось будущему пилоту Лижье.
Этап в ЮАР стал роковым для еще одного пилота, так и не перешедшего в команду уровня “ТОП”. Быть может, отсрочивая переход из Шадоу, Том лишил нас еще одной известной легенды о бесстрастном фанате, человека с большим валлийским сердцем дракона.
Здесь комментарии излишни...
Да, факт важный, но краткость - сестра таланта. Многие испугаются читать статью такого размера.
Во-вторых, призовые существовали (какие-никакие) пусть даже до I Договора Согласия. Главный вопрос был не в месте, согласен. НО: спонсорские контракты напрямую зависели от авторитета команды.
В-третьих, наконец, никто не говорил, что ЕДИНСТВЕННОЙ причиной ухода Жарье стало смещение приоритетов в команде. Француз потерял статус первого номера более молодому товарищу - это я отразил. Плюс нефтЯная компания, согласен.
Прайс фанатично любил Формулу 1.. Любил и знал. И эти знания помогли ему стать пилотом.
В 20 лет Прайс, насобирав гроши, смог оплатить себе обучение в автогоночной школе (из обычной ранее его отчислили). Собственно на этом его карьера и должна была закончится, но как раз в 1969 году газета Daily Express объявила конкурс и главным призом там был болид Формулы Форд. Что бы его выиграть необходимо было показать и скорость в обычной машине на трассе и знания истории автоспорта. Вот тут то детские увлечения Тома ему помогли. Он выиграл болид.
Уже на следующий год Том выиграл чемпионат Ф-Форд. Его менеджером становиться экс-пилот Лотуса Тревонс Тейлор. Тейлор пересадил Прайса в Формулу 3, где он выиграл в гонке поддержки незачетного Гран-При Чемпионов, с такой лёгкостью опередив и Роджера Уильямсона и Йохана Масса и Джеймса Ханта, что многие решили, что машина Тома была легче нормы. Затем он принял участие в гонке Ф3 поддержки ГП Монако. В тренировке у его машины вылетел привод, Том вышел из машины, чтобы исправить неполадку и был сбит Питом Лампладом, в итоге сломал ногу, отлетев в витрину магазина от удара. "Я возился возле машины, когда увидел Питера Ламплада, который несся прямо на меня. Я в это просто не мог поверить в происходяшее и замер на месте возле машины. Следующее, что я помню, это то, что я барахтаюсь в окне, куда я отлетел от удара". В том же сезоне он выиграл Ф-Вее.
В 1973 году Том отлично выступает в Формуле-Атлантик, и в конце сезона переберется в Ф2 под крыло к самому Рону Дэннису (команда Рондел Рейсинг). Прайса назвали самым прогрессирующим пилотом года и даже дали приз (Grovewood Award), от которого Том отказался. Прайс ведь продолжал собирать данные по автоспорту и он обратил внимание, что обладатели этого приза до него, все как один пролетели мимо Ф1. По воспоминаниям отца гонщика он называл этот приз - "проклятием для карьеры пилота".
И показалась, что Том прав, затея Рона Дэнниса с дебютом в Ф1, внезапно провалилось. Ибо спонсоры Motul решили поддержать BRM. Остался болид и контракт с Прайсом. Однако два судовых брокера Тони Влассопуло и Кен Гроб выкупили имущество команды Денниса и вывели Прайса на старт Гран-При Бельгии. Гонка для Тома окончилась на 66 круге, когда обходивший его на круг Шектер вытолкал валлийца с трассы. Но про Прайса вспомнили. Тут же поступили предложения от Хескет, Уильямса и Шэдоу. В последней менеджером был Алан Рис, валлиец, что наверное и повлияло на решение Тома.
Увы, но ваш материал тоже не маленький, да, и неточностей в нем хватает:
"Вся соль была в двух подряд поулах француза против двух 14 мест на решетке у островитянина.. Квалификационный счет, стоит признать, был также разгромным, но в пользу Жарье - 10:4.. В этот раз валлиец выиграл субботний бой длиною в сезон со счетом 12:4 (7:4 на одинаковых авто).."
На самом деле, тогда никто не обращал внимание на квалификационный счет или "субботний бой" между напарниками. Квалификационное время пилоты показывали в течении двух дней - пятницы и субботы. Вы просто пытаетесь перенести сегодняшние стереотипы на то время.. Тогда машины в одной команде могли очень серьезно отличаться, и первый пилот или пилот, который приносил серьезные деньги, имел машину куда более конкурентоспособную, чем напарник. Понимая это никто не занимался подсчетом "субботних боев".. Это - фишка нашего времени. К тому же, на смену серьезного неравенства в 70-80-х пришло использование форсированных "квалификационных" моторов в 90-е когда у "первого номера" часто машина была лошадей на 120-150 мощнее.
"..Шадоу лишился в какой-то степени угрозы банкротства, заняв высокое 6 место в Кубке конструкторов.." Тогда не существовало нынешней системы распределения призовых и команды в основном финансировались за счет спонсоров и рекламадателей, и шестое или десятое место в кубке конструкторов существенно не влияли на доходы команды.
"В конце сезона Жан-Пьер ушел из команды, не смирившись со статусом второго номера.." На самом деле причина была стара, как мир, и банальна - от Шэдоу ушел титульный спонсор - нефтеная компания UOP, и команда не смогла выплачивать зарплату своему первому номеру. Жан-Пьер, как был, так и оставался пилотом более рейтинговым, чем Прайс, правда, основные висты француз заработал в гонках спорт-прототипов. Опять же в те годы пилоты могли соревноваться в различных чемпионатах и легко совмещать карьеру пилота Ф1 и гонщика спорт-прототипах (в 70-е очень престижное первенство).
А вот читать про "смещение приоритетов в команде" и про то, как "француз потерял статус первого номера более молодому товарищу" откровенно забавно..))
Верно, в силу возраста Вы пока не можете понять ту Формулу, которую просто не могли видеть и запросто переносите современное понимание на славное прошлое.. Не надо создавать новое виртуальное прошлое и выдавать свои фантазии за давно свершившиеся события..
проблема в восприятии увиденного.. в последовательности понимания.. вероятно, я тоже не так понимаю то, что происходило в 50-е или 30-е годы в гонках Гран При, хотя достаточно читал и изучал материалов о гонках тех лет..
однако, я вырос на гонках 70-80-х.. в те годы была абсолютно другая философия гонок, не говоря уже про правила, традиции, отношения.. я видел как потом это все изменялось и эти изменения даже привели к тому что в какой-то момент мне стало неинтересно смотреть формулу 1.. но я мог наблюдать (изучать) весь процесс в развитии.. Вы пытаетесь подойти к прошлому с современной линейкой и померить то, что не следует мерить в принципе.. да, существует статистика.. и она дает некоторое представление, но она не дает ответа на многие вопросы для понимания..
во времена бесконечных побед Шумахера довелось пообщаться с группой итальянцев, которые готовы были променять все победы Михаэля на то, чтобы еще раз увидеть Жиля Вильнева.. что заставляло многих очень хорошо понимающих людей делать свой выбор в пользу пилота, выигравшего всего 6 Гран При?
для того чтобы понять что представлял тот или иной пилот необходимо понять то время в которое он жил, людей которые его окружали, представлять последовательность событий, а не счет в "субботних боях".. без понимания основного этот счет только будет вводить читателя в заблуждение и ничего более..
http://f1-mania.ru/f1-films/one
неплохой фильм для понимания гонок формулу 1