12 мин.

Принц становится королем

Гран-при Абу-Даби с момента появления в календаре Формулы-1 неоднократно завершал гоночный сезон, и до настоящего момента дважды решал судьбу чемпионского титула. В финале 2010 года Себастьян Феттель выиграл гонку и свой первый чемпионский титул, оставив позади Фернандо Алонсо и своего напарника по Red Bull Марка Уэббера. В 2014 году, в гонке, в которой единственный раз в истории Ф1 начислялись двойные очки, Льюис Хэмилтон, также победив, выиграл чемпионство у своего напарника по Mercedes Нико Росберга. В нынешнем, 2016 году Абу-Даби в третий раз выявлял обладателя чемпионского титула; вновь схватка между пилотами Mercedes Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, но на этот раз чемпионский титул впервые в карьере завоевал Нико Росберг. Так, три попытки в Абу-Даби принесли миру трех чемпионов.

Собственно говоря, перед финалом в Абу-Даби Нико Росберг был явным фаворитом сражения за чемпионство. В заключительных гонках года самые сложные условия были в Бразилии; финишировав на Интерлагосе вторым позади Хэмилтона, Нико выполнил свою задачу, сохранив перед финалом солидное преимущество над напарником по очкам. На Интерлагосе многое между Росбергом и Хэмилтоном решилось. Теперь в Абу-Даби Нико было достаточно просто финишировать на подиуме, даже в случае победы Хэмилтона, которая была очень вероятна; это гарантировало бы Росбергу чемпионство. Но это не значит, что титул был гарантирован Нико заранее. Конечно, то, что он совершит какую-то ошибку, было слишком маловероятно, Нико зарекомендовал себя умным гонщиком, способным выдерживать прессинг. Но вероятность технических неполадок никто не отменял, тем более к концу сезона ресурс техники подходил к концу. Mercedes даже стал ограничивать производительность своих силовых установок ради надежности. Нельзя было исключать и вероятность какого-либо инцидента с представителями других команд, которые не собирались отказываться от борьбы в гонке с пилотами, ведущими сражение за чемпионство. И все же было ощущение, что удача - или гоночный бог, улыбаются в этом году Нико.

В квалификации претенденты вели напряженную борьбу, но все же преимущество осталось за Льюисом. Хэмилтон завоевал поул, причем с приличным отрывом над Росбергом в 0,3 секунды. Это была уже 12 поул-позиция Хэмилтона по ходу сезона, в квалификациях Льюис смог добиться превосходства над напарником. Особенно мощно атаковал он именно в последних Гран-при. Кстати, если брать статистику, это было не так уж хорошо для Льюиса. Дело в том, что в двух предыдущих случаях, когда он брал в Абу-Даби поул, - в 2009 и 2012 гг., в гонках затем Льюис сходил. Но это было еще в McLaren, и вряд ли британец держал это в голове. В голове первая его мысль была опередить Росберга. Нико завоевывал поул в Абу-Даби два предыдущих года подряд, и в этот раз Хэмилтону удалось прервать эту серию.

По идее неплохо в Абу-Даби должны были выглядеть Red Bull - особенно на третьем, "городском" секторе, так как на прямых второго сектора преимущество оставалось за Mercedes. Но Макс Ферстаппен в решающей попытке промахнулся в 11-м повороте. Дэн Риккьярдо же выступил неплохо, но он стал лишь лучшим из остальных. От Ferrari особо много в квалификации и не ждали; тем не менее, Феттелю удалось оставить позади Ферстаппена. Кими Райкконен смог опередить Себастьяна и таким образом выиграл у Себа квалификационную дуэль в этом году. Этого от Кими никто толком и не ждал, - получился один из позитивных сюрпризов года. Феттель же к концу года, казалось, просто "расклеился", разочарованный от неудач "Скудерии".

В итоге Mercedes в очередной раз завоевал весь первый ряд стартового поля, и это было сильно на руку Росбергу.

Старт Льюис Хэмилтон выиграл. Под конец сезона британец натренировал этот компонент гонки, и после Японии благополучно справлялся с задачей старта. Позади Льюиса Нико Росберг сохранил вторую позицию. При этом позади двух Mercedes преследующие их болиды с дымом из-под колес входили в первый поворот; Кими Райкконен прошел заблокировавшего шины Риккьярдо. Ферстаппен не очень удачно принял старт, в то время как Нико Хюлкенберг отреагировал на стартовые огни очень хорошо; два болида коснулись друг друга в первом повороте, после чего Red Bull отправился в разворот. По словам Хюлкенберга днище его Force India было немного повреждено, тем не менее немец благополучно продолжил гонку. Макс же откатился в самый конец пелотона, но болид не повредил и вернулся в гонку. Казалось, хорошего результата теперь ему было не видать, но вскоре голландец вернулся и вмешался в сражение претендентов на титул.

На первых кругах Хэмилтон и Росберг сохраняли первую-вторую позиции. Райкконен и Риккьярдо не отставали, но навязать сильный прессинг на Росберга не могли. Интрига таилась в том, что Red Bull начинали гонку на Supersoft против UltraSoft у соперников, следовательно могли подольше продержаться на стартовом стинте. Однако Риккьярдо отправился в боксы в том же графике, что и соперники из Mercedes и Ferrari, после блокировки шин на старте, он опасался, что долго его шины не продержаться и решил не рисковать.

Зато рискнул Ферстаппен, весьма стремительно выбиравшийся из хвоста пелотона. Макс в полной мере решил воспользоваться более жестким стартовым комплектом шин (конечно странно применять термин "более жесткий" к компаунду под названием Supersoft, но тем не менее). Голландец до предела оттянул свой визит в боксы, и в какой-то момент это позволило ему подняться на вторую позицию. Макс оказался впереди вернувшегося на трассу после первого пит-стопа Росберга, и для Нико это был достаточно неприятный сценарий. Макс играл явно на руку Хэмилтону, который мог спокойно отрываться, зная, что Нико теряет время позади Ферстаппена, рискуя к тому же потерять и позиции. Ведь Росберг очутился в весьма плотной группе, позади его преследовали Райкконен, Риккьярдо и Феттель, и по ходу дальнейших пит-стопов произойти могло всякое. Поэтому Росбергу было необходимо атаковать Ферстаппена и проходить его. А ведь Макс по ходу сезона зарекомендовал себя крайне неуступчивым бойцом.

Сражение Росберга с Ферстаппеном стало одним из ключевых моментов гонки на Яс-Марине, а по большему счету, и всего сезона. Сражение жесткое, напряженное, но корректное. Макс все же не стал перегибать палку, видимо, осознавая важность момента. В результате Росберг после красивой борьбы вышел вперед. Как раз вовремя, так как Ферстаппен на изношенных шинах начинал терять темп.

Надо сказать, что свою задачу Макс выполнил. Оттянув момент первого пит-стопа, он перешел на тактику одного-единственного пит-стопа. Единственным из гонщиков лидирующей группы. Но не один Ферстаппен экспериментировал в этот день с тактикой. Себастьян Феттель провел более протяженный средний стинт на шинах Soft, чем ближайшие соперники. Это позволило Себу в какой-то момент, после вторых пит-стопов гонщиков Mercedes, возглавить пелотон. Феттель лидировал 7 кругов, опережая Хэмилтона и Росберга. До финиша этого комплекта шин хватить не могло, Себастьяну обязательно предстоял второй пит-стоп, но, учитывая, что до финиша оставалось уже менее 20 кругов, Феттель рискнул поставить на заключительный стинт SuperSoft. Это дало ему на заключительном отрезке гонки преимущество в скорости над соперниками.

В итоге, в концовке Хэмилтон вновь лидировал, а Росберг шел вторым. Сценарий, устраивающий Нико, но не устраивающий Льюиса. После победы в Японии инициатива в чемпионате перешла к Росбергу. Теперь он мог позволить Хэмилтону выиграть оставшиеся четыре гонки, при условии, что сам финишировал бы вторым. Это еще тогда подсчитали, но кто бы мог подумать, что именно так все и сложится! Безусловно, в этом году Хэмилтон уже выдавал суперотрезок чемпионата, выиграв четыре гонки подряд летом, - его июльский "хаммертайм". Тогда Хэмилтону удалось отыграть огромное отставание от Росберга. Но повторить это еще раз, вновь выиграв четыре гонки подряд? Льюис сделал это. В конце года он был небывало сконцентрированным, и уик-энд за уик-эндом выдавал свою лучшую форму. Дважды за сезон выдать серии из четырех побед подряд, дважды отыгрывать огромное отставание... Льюис провел удивительный сезон. Но если в первый раз он отыграл отставание и вышел в лидеры чемпионата, во второй раз ему чуть-чуть не хватило.

Повторюсь, после Японии сложно было представить, что все сложится именно так. Казалось, что хотя бы одна гонка пойдет по какому-то другому сценарию, что кто-то из претендентов ошибется или что-то произойдет. Ближе всего к этому было в Мексике, когда Хэмилтон чуть не испортил себе гонку уже на старте, и тогда же, в первом повороте гонки Ферстаппен чуть не вынес Росберга. Но все тогда обошлось, и Льюис с Нико привезли очередной дубль. Льюис прекрасно понимал, что такой сценарий ведет его к проигрышу чемпионства, и уже в заключительных гонках предпринимал попытки сбросить Нико с хвоста. Именно поэтому он так жаждал возобновления гонки в Бразилии. Сценарий, чтобы гонку остановили, когда Хэмилтон был первым, а Росберг вторым, и начислили бы половинные очки, был совсем плох. В таком случае Льюис отыгрывал бы совсем мало очков. В дождь в Бразилии был шанс, что Росберг так или иначе потеряет позиции и очки. Конечно, и сам Льюис рисковал в такую погоду, но тут уже ему приходилось идти ва-банк. Но и в Бразилии они финишировали первым-вторым.

Перед финалом в Абу-Даби Кристиан Хорнер предположил, что Хэмилтон затеет игру, с целью оттормозить Росберга, чтобы подставить его под атаки преследователей, в первую очередь Red Bull и Ferrari. Льюис такие предположения публично отрицал. Но именно такую игру затеял под конец гонки на Яс-Марине. Это была его последняя, отчаянная попытка сбросить Нико с хвоста.

Хэмилтон сбросил темп, так что его с Росбергом догнали преследователи. В это время Феттель шел в очень быстром темпе за счет более быстрых шин, и ему удалось опередить Райкконена, Риккьярдо, а затем и Ферстаппена. Перед финишем Себ и Макс уперлись в пару лидирующих Mercedes.

Льюис сделал свое дело, подставив Росберга под атаки Феттеля. На последних кругах Нико вновь пришлось несладко. Он то отбивался от атак Себа, то практически упирался в заднее антикрыло лидирующего Mercedes. Почему бы ему было не обогнать Хэмилтона и не выиграть красиво эту гонку и этот чемпионат? После гонки Нико сказал, что думал об этом, но шансов обогнать Льюиса ему не представилось. Британец все делал очень грамотно, разгоняясь на первых двух секторах, чтобы чуть-чуть оторваться от Нико в той части трассы, где он мог бы нанести атаку, но сбрасывая темп на медленном третьем секторе, так что на Росберга накатывались быстрые Ferrari и Red Bull. В результате далее уже Нико попадал под атаки Феттеля.

Вообще пожалуй это был бы красивый финал - Феттель обогнал бы сначала Росберга, а потом и Хэмилтона. Себастьян все-таки принес бы победу Ferrari, подсластив этот, несладкий год без побед. А у гонщиков Mercedes так и осталось бы по 9 побед на двоих, при том, что чемпионат выиграл бы Росберг. Красивый сюжет. Но надо понимать, что если бы Феттель смог обогнать Росберга, Хэмилтон не позволил бы ему опередить себя на оставшихся кругах. Льюис просто прибавил бы темп, создав небольшой отрыв от Ferrari, и это хватило бы ему для победы. Впрочем и Росбергу хватило бы третьего места для чемпионства. Но кто знает - пропусти Феттеля, а там позади Ферстаппен. Нико не стал ввязываться в эти игры, он до конца делал все честно. Пару раз ему пришлось отбивать весьма настойчивые атаки Феттеля. Нико сделал это, отстоял свою позицию до конца. И это принесло ему чемпионат.

Командный мостик Mercedes подгонял Хэмилтона, когда он сбросил темп. Льюис игнорировал указания команды. Впрочем, перед финалом Тото Вольфф говорил, что команда не будет вмешиваться в борьбу своих гонщиков. Кубок конструкторов они Mercedes уже обеспечили, так же как и то, что чемпионство могло достаться только одному из двух пилотов "серебряных стрел". Теперь им предстояло выяснить этот вопрос между собой. Но на последних кругах в Абу-Даби руководство уже забеспокоилось, что так можно и упустить победу в гонке. Но оба, Нико Росберг и Льюис Хэмилтон показали себя истинными профессионалами, они были достойны друг друга.

Несмотря на все напряжение схватки за чемпионство, следует отметить и тех, кто финишировал дальше. Нико Хюлкенберг в своей заключительной гонке за Force India опередил напарника, Серхио Переса. Оба принесли своей команде очки, окончательно подтвердив тот факт, к которому давно все шло. Force India закончила сезон 2016 года на четвертой строчке в Кубке конструкторов, опередив Williams и добившись наилучшего результата в своей истории. Фелипе Масса, который провел 250 гонку в Ф1, одновременно ставшую заключительной в его карьере, красиво финишировал девятым, оставив позади Фернандо Алонсо, своего бывшего напарника по Ferrari. К сожалению, не удалось подобным образом завершить этот год Дженсону Баттону, который в своей заключительной гонке сошел из-за поломки подвески его McLaren Honda. На пороге очков финишировали представители Haas, где Роман Грожан все-таки опередил Эстебана Гутьерреса, который так и закончил этот сезон без очков. Бледно провела последнюю гонку года Renault, в которой запомнился разве только Джолион Палмер, неловким движением вынесший с трассы Карлоса Сайнса. Впрочем, для Toro Rosso концовка сезона была тяжелой, а уик-энд в Абу-Даби стал апофеозом. После того, как команде не удалось толком провести тренировки из-за загадочных проколов шин, в гонке оба пилота сошли. Даниил Квят также ничего толком не смог сделать перед тем, как отказала его коробка передач. Паскаль Верляйн отличился в квалификации, в очередной раз пройдя во второй сегмент, а в гонке они с Эстебаном Оконом столкнулись, но смогли финишировать. Далее пути двух пилотов Manor, одновременно являющихся протеже Mercedes, расходятся.

Но вернемся к нашим претендентам на титул.

Льюис Хэмилтон, выиграв десять гонок в сезоне, дважды по ходу сезона выиграв по четыре гонки подряд, тем не менее уступил чемпионство.

Однако именно Нико Росберг первым по ходу этого сезона выиграл четыре гонки подряд, на старте чемпионата. Часто именно гонщик, создавший отрыв в начале сезона, добивается итогового успеха. И именно Нико первым по ходу чемпионата завоевал девять побед. Безусловно, достойные друг друга соперники. Такого напряженного соперничества напарников в Формуле-1 не было уже давно. Это оправдывает любое доминирование. А Mercedes доминировал, устанавливая новые рекорды. 20 поулов, 19 побед было одержано в этом сезоне.

Позже Льюис признался, что он выложился в этом году более, чем прежде. При этом он проиграл чемпионат. Такое признание из уст пилота, которого многие называют лучшим, дорогого стоит. Однако было очевидно, что Нико Росберг никогда прежде не пилотировал так, как в этом году. Росберг поднялся на новую ступень, он выложился до предела, до остатка. Это был его год. И он все-таки стал чемпионом мира.

Вторая династия чемпионов мира. Кеке Росберг, ставший первым финским чемпионом Формулы-1 в 1982 году. Нико Росберг, выступающий под флагом Германии, повторил достижение отца в 2016-м. Ровно двадцать лет спустя победы в чемпионате мира Дэймона Хилла, который стал чемпионом, как и его отец, Грэм Хилл. И с сожалением нельзя не вспомнить, что не сложилось подобной династии у еще одной великой гоночной семьи. Жак Вильнев стал чемпионом мира в 1997 году, сделав то, что так и не успел сделать его легендарный отец Жиль.

Возвращаясь же к нашему чемпиону, - долгое время Нико Росберга воспринимали как некоего принца в Ф1. Но одно дело быть принцем, пользуясь возможностями и благами семьи. Другое дело стать королем, взяв на себя ответственность, проявив волевые качества. Также и с чемпионским титулом. Нико Росберг смог это сделать, отбросив первоначальный имидж. Он с самого начала был в этой команде, стоял у истоков успехов Mercedes. Пилотировал рядом с двумя великими пилотами и сам прогрессировал год от года. Учился, впитывал информацию, как губка. Отшлифовывал свои сильные качества и улучшал слабые. Это был славный путь! В конце концов он покорил свою главную вершину, стал чемпионом, опередив гонщика, в величии которого не сомневается уже никто. Нико Росберг, принц Формулы-1, стал в итоге ее королем.