12 мин.

Да будет дождь!

Интерлагос, нередко щедрый на дождь, наконец покорился Льюису Хэмилтону. Британец, завоевавший здесь свой первый титул чемпиона мира, до 2016 года ни разу здесь не побеждал в гонке, что было удивительно, учитывая весь список достижений Хэмилтона. Тем более что эту трассу Льюис всегда называл важной для себя. Хэмилтон всегда подчеркивал важность для него фигуры Айртона Сенны, а связь Сенны с Интерлагосом также хорошо понятна и очень устойчива. Льюис победил на Интерлагосе в дождь, в условиях, в которых обычно блистал Сенна, выйдя на старт в шлеме, раскрашенном в стилистике Айртона. Эта победа была очень важна для Хэмилтона, и независимо как закончится этот чемпионат, Льюис от всей души радовался на подиуме.

Победа в Интерлагосе важна и с точки зрения чемпионата. Конечно Льюису, чтобы продолжать претендовать на титул в этом году, нужно было только побеждать, и он это сделал, в третий раз подряд оставив позади себя Нико Росберга. Тем не менее, хотя преимущество Хэмилтона было достаточно очевидно, и хотя по его словам, он не испытывал особых сложностей в этой гонке, тот факт, что он сможет набрать 25 очков, несколько раз в этот день ставился под сомнение. Хотя именно в скорости Хэмилтона сомнений как раз не было. Он демонстрировал уверенный пилотаж и в сухих условиях, был быстр по ходу тренировок и уверенно выиграл поул, опередив в борьбе за него Нико Росберга. Это был уже 11-й поул Льюиса в 2016 году, выиграв его, Хэмилтон поставил победную точку в квалификационном соперничестве с Росбергом по ходу нынешнего сезона. К тому же поул-позиция на Интерлагосе стала еще и юбилейной - 60-й в карьере Хэмилтона. До такой цифры ранее добирались только двое - Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Что касается дождевых условий, то мастерство Хэмилтона в дождь хорошо известно. Безусловно, в дождь он был безусловным фаворитом.

Проблемой было в принципе провести эту гонку. Долгое время казалось, что она будет прервана красными флагами, а гонщики получат половинные очки. Мягко говоря, сценарий не слишком устраивающий Льюиса, но весьма вероятный. Долго все шло к итогу в стиле дождевых гонок НАСКАР. Понятна реакция зрителей, заполнивших несмотря на непогоду трибуны Интерлагоса, обструкцией встретивших второй красный флаг в этой гонке. Тем более, что до этого момента пелотон большую часть времени провел за сейфти-каром, - сложно назвать такое зрелище настоящими гонками. Но надо понимать и опасения дирекции гонки. Так как те немногочисленные круги, прошедшие в боевом режиме, ясно показали, что условия были действительно опасными. Тот факт, что в итоге гонка прошла все положенные 71 круг, вызывает удивление, учитывая, как все начиналось.

Некоторые говорят, мол, дождь в Интерлагосе был не особо сильным. Да, это не был тропический ливень, мгновенно смывающий все и вся, застилающий белый свет. Но, во-первых, дождь в Сан-Паулу был постоянным. Часто в дождевых гонках бывает так: дождь пройдет, а потом перестанет, трасса начинает подсыхать. Переменные погодные условия характерны для дождевых гонок. В таком случае самый пик непогоды вполне можно переждать в условиях машины безопасности. Такие гонки действительно обычно зрелищны и интересны с тактической стороны. Но в Интерлагосе дождь шел постоянно, иногда усиливаясь, иногда ослабевая, но никогда не переставая быть достаточно убористым. Трасса просохнуть просто не имела шансов. Все это приводило к очень плохой видимости, так как дождевые шины Формулы-1 вздымают в воздух многие литры воды. Хэмилтон как раз не сталкивался с этой проблемой, лидируя, а вот те, кто позади... Им было очень тяжело. Во-вторых же, в Интерлагосе очень плохой дренаж, а рельеф трассы только усиливает проблему. Помните реки, пересекавшие Curva do Sol, смывшие в 2003 году немалое количество машин? Тогда же в Arquibancadas практически одновременно разбили свои машины Марк Уэббер и Фернандо Алонсо. Именно стоячая вода в последнем повороте стала главной сложностью в этом году. А я еще только включив трансляцию, как увидел лужи на бордюрах, сразу понял, что это будет сложный день...

Аквапланирование такая вещь, бороться с которой практически невозможно. Гонщик фактически становится пассажиром в своей машине, по большему счету, он может только надеяться, что ему повезет не разбить болид. Когда Роман Грожан разбил свой Haas в Arquibancadas на установочном круге, по пути на стартовую решетку, это о многом говорило. Француз просто потерял управление над машиной, попав в стоячую воду в последнем повороте; дальше он ничего уже поделать не мог. А ведь накануне Роман был настоящим героем, проведя лучшую квалификацию в году. Маркус Эриксон на промежуточных шинах в боевых условиях чуть коснулся белой линии, - и все, разворот и разбитый болид. Безусловно тут имела место ошибка гонщика, белых линий, как и бордюров в дождевых условиях надо держаться подальше. Кими Райкконен на рестарте потерял болид в последнем повороте, и также разбил свою Ferrari. Позже в последнем повороте разбил свой Williams Фелипе Масса. В других местах разворачивало Себастьяна Феттеля, заехавшего немного на бордюр, Фернандо Алонсо. Многие теряли контроль над своими машинами. Не избежали разворотов Макс Ферстаппен и Нико Росберг, боровшиеся за самые высокие места.

Наиболее опасный случай был как раз с Райкконеном. Пелотон разгонялся, когда Кими потерял свою Ferrari. При этом хвост пелотона в шлейфе брызг даже не видел этого происшествия. Эстебан Окон чуть не врезался в Ferrari, уже почти застывшую у стены пит-лейн, и лишь в последний момент успел сменить траекторию. До аварии в стиле Дзанарди было совсем немного. Обломки от Ferrari Райкконена разлетались по трассе, один из них серьезно повредил нос болида Нико Хюлкенберга. О том, какую опасность представляют обломки, на высокой скорости разлетающиеся из-под колес, лишний раз говорить, думаю, не надо. Так что не нужно обманываться словами Льюиса Хэмилтона о том, что это была не слишком сложная гонка. Это было действительно сложно. И это было действительно опасно.

О том, какая была видимость, немало говорит и эпизод, когда Джолион Палмер на рестарте просто влетел в заднюю часть Toro Rosso Даниила Квята. Просто он не видел болид соперника в шлейфе брызг. Каково это, ничего не видя вокруг, в том числе и машин соперников, разгоняться свыше 250 км/ч, вообще отдельный разговор.

Так что дирекция гонки стояла перед непростым выбором. Красные флаги, долгие круги за машиной безопасности были оправданы. В итоге все-таки удалось соблюсти некий баланс, и дать гонщикам погоняться в этих сложнейших условиях. Удалось даже пройти полную дистанцию гонки в 71 круг. Хотя процент кругов за пейс-каром был просто огромным. Но рисковали в этот день все.

Кими Райкконен, кстати, позже раскритиковал дождевые шины Pirelli. В том духе, что в поворотах они неплохо держат трассу, но в стоячей воде просто не справляются, гораздо хуже, чем дождевые шины прежних лет.

Нико Росберг накануне говорил о намерениях бороться за победу, но когда старт гонки дали за машиной безопасности, думается, этой уверенности поубавилось. Хэмилтон спокойно выиграл на рестарте, и что оставалось Нико? Росберг достаточно консервативно провел эту гонку, следуя за Хэмилтоном, но это было в такой день оправдано. Как раз тот случай, когда лучше синица в руке. К тому же, Льюис Хэмилтон в дождь действительно выглядит сильнее, это хорошо известный факт.

А вот Макс Ферстаппен устроил отличное шоу. Первый рестарт, Макс очень смело нырнул в "эски Сенны" по внутреннему радиусу мимо Райкконена; Кими ничего не мог поделать. Другой рестарт, когда Ферстаппен увереннее разогнался на подъеме к Curva de Sol по сравнению с Росбергом, ушел на внешний радиус и просто проехал мимо Нико. Этот обгон был безусловно лучшим обгоном этой гонки. Росберг в этот момент явно осторожничал, стараясь не потерять сцепление с трассой; и его конечно можно понять - ставки были очень высоки. Но Ферстаппен вполне мог подпортить Нико настроение в этот день. Атака Макса по внешнему радиусу Curva de Sol выглядела очень смело и решительно, но она не была безрассудной. Макс за пейс-каром пробовал разные траектории, где больше воды, где меньше, и знал, что на внешнем радиусе хороший "держак". Обогнав Росберга, Макс бросился в погоню за Хэмилтоном; Нико не смог соответствовать его темпу. Все-таки не зря еще накануне Макс говорил, что хочет дождя в гонке. Red Bull по дождю ехал очень здорово, при переходе на промежуточные шины только болиды этой команды были по-настоящему быстры.

Затем Макс потерял контроль над болидом в последнем повороте. Red Bull развернуло, но Макс красиво "поймал" болид, вернув контроль над ним. Потрясающее чувство машины, но все-таки ему повезло в этом эпизоде, и он избежал контакта со стеной. Как сам Макс характеризовал эпизод в интервью на подиуме, здесь мастерство и везение распределилось в соотношении 50 на 50. Это еще раз показало, что в этот день каждый гонщик сильно рисковал, даже лучшие.

Далее в Red Bull решили рискнуть, переведя Риккьярдо и Ферстаппена на промежуточную резину, ожидая ослабление дождя. Поначалу решение оправдывало себя, когда пилоты Red Bull действительно демонстрировали высокий темп, но затем, по словам Ферстаппена, в последнем повороте стало просто невозможно управлять машиной. Пришлось снова заезжать в боксы и ставить шины для сильного дождя. Макс откатился во второй десяток. И далее прорыв в сумасшедшем темпе; решительные, красивые обгоны. Голландец проходил соперников одного за другим. Он оставил позади Себастьяна Феттеля, практически не оставив ему места на выходе из поворота. В похожей ситуации до этого сам Феттель практически выдавил с трассы Фернандо Алонсо; не думаю, что это была грубость, просто на мокрой трассе машины сильно выносило наружу. Макс решительно опередил напарника, Даниэля Риккьярдо. В Бразилии австралиец толком ничего не смог противопоставить этому наглому юнцу. Уже незадолго перед финишем Ферстаппен настиг Серхио Переса, которого опередил после красивой борьбы несколько поворотов подряд. Так Чеко лишился возможности подняться на подиум в этот день, к чему был очень близок.

В этот день Макс безусловно заслужил номинации "Гонщик дня". Он также установил лучший круг гонки незадолго до финиша, это произошло впервые в его карьере. Торсида устроила овацию Ферстаппену. Для небразильского гонщика это особый почет. И если Макс в будущем действительно станет суперзвездой Формулы-1 (сомнений в этом все меньше, если скептики еще и остались), то эта гонка - еще одна, которая ложится в основание его легенды, наряду с победой в Испании.

На Интерлагосе в тот день была еще одна овация, хотя и не связанная с блестящим выступлением гонщика, подобно тому, как это произошло с Максом. Нет, это была овация замечательной карьере. Фелипе Масса, герой местной торсиды, кумир Arquibancadas. Этот гонщик занимает особое место в сердцах болельщиков на трибунах Интерлагоса, как до этого Рубенс Баррикелло, а до него Сенна. Масса, завершающий карьеру, проводил последний Гран-при Бразилии, и хотя ему еще остался этап в Абу-Даби, казалось, что именно здесь он прощается с Формулой-1. Obrigado на заднем антикрыле и надпись Massa вместо Martini на кожухе двигателя, - подарок от команды и главного спонсора; настоящее признание и уважение, не каждый гонщик удостаивается подобного отношения. Специальные шлем и комбинезон в честь события. К сожалению, неудачные квалификация и гонка; на этот раз Масса не смог продемонстрировать класс на родном Интерлагосе, как это не раз случалось в прошлом. Но когда он разбил болид в последнем повороте, оказалось, что это его минута славы. Фотографы приветствовавшие и обнимавшие его. Трибуны, приветствовавшие Фелипе, и он, приветствующий трибуны с бразильским флагом. Семья, вышедшая встречать его на пит-лейн, - и механики команд, вышедшие из боксов, чтобы поприветствовать его. Механики Ferrari, с каждым из которых Фелипе обнялся. Такое душевное прощание - это тоже событие.

И немаловажно, что именно в такой день другой Фелипе, младший Фелипе провел лучшую гонку в году. После квалификации ничего не предвещало, но в дождевой гонке Фелипе Наср буквально зубами вцепился в этот шанс. Поднявшись в десятку лучших вскоре после старта, в период красного флага он занимал шестое место. Ближе к финишу он все-таки терял позиции, уступая более быстрым соперникам, но удержался в десятке лучших, финишировав девятым. Таким образом Фелипе Наср набрал первые 2 очка в сезоне, и вывел Sauber с последней строчки в Кубке конструкторов. Это событие также может стать судьбоносным для швейцарской команды. Главные соперники Sauber - Manor, в этот раз тоже могли набрать очки. Эстебан Окон и Паскаль Верляйн в период красного флага были в первой десятке, замыкая ее. Но впоследствии выпали из десятки, пропустив нескольких соперников, когда гонка возобновилась.

Героями в этот день были также оба гонщика Force India, вдвоем набравшие очки, в то время как Williams остался в Бразилии без очков. Серхио Перес был близок к тому, чтобы вновь подняться на подиум. Нико Хюлкенберг на одной из своих любимых трасс был не медленнее; об эпизоде с обломками, попавшими в его машину, упоминалось выше, это не остановило Нико на пути к финишу, причем он оставил позади Дэна Риккьярдо. Карлос Сайнс провел замечательную гонку, хотя накануне в квалификации уступил Квяту. Долгое время Карлос удерживался на четвертом месте, и лишь перед финишем был вынужден уступить сначала Ферстаппену, а потом и Феттелю. Это была еще одна отличная гонка Сайнса в этом году, Карлос безусловно одно из открытий этого года. Фернандо Алонсо, накануне прорвавшийся в Топ-10 квалификации, долго шел в десятке лучших, вплоть до разворота, из-за которого испанец откатился на последнее место. Но проведя целый ряд обгонов на заключительных кругах гонки Фернандо все-таки вернулся в десятку лучших, не оставив счет McLaren сухим в 800 Гран-при легендарной команды. Но вообще после этой сумасшедшей гонки было такое впечатление, что герои все, кто смогли добраться до финиша.

И все-таки особое внимание было приковано к гонщикам на первой и второй позициях. Пилоты Mercedes взяли еще один дубль, и для обоих это была одна из решающих гонок. И если Хэмилтон добился нужного для себя результата, то и Росберг тоже, по большему счету, смог это сделать. Хотя ему не удалось выиграть в Бразилии и тем досрочно стать чемпионом уже здесь. У Нико был эпизод с разворотом, прямо перед тем, как свой болид разбил Масса. Росбергу удалось спасти болид, восстановить контроль над ситуацией. Можно сказать, что ему повезло. Чем не решающий эпизод? Вообще вся эта гонка была для Нико Росберга о том, как удержать контроль. Над болидом, над гонкой, над чемпионатом.

Перед Бразилией было предчувствие, что именно в этой гонке многое может решиться. Аура Интерлагоса к этому располагает. И пожалуй, Бразилия не подвела этих ожиданий.

После того как начало осени и азиатские гастроли Ф1 полностью сложились в пользу Росберга, я ожидал, что в американских гонках стоит ждать от Льюиса Хэмилтона ответа. И Льюис с лихвой эти ожидания оправдал. Три гонки подряд он выиграл, причем в доминирующем стиле. Льюис демонстрировал потрясающую скорость и потрясающую уверенность. То, как он выступал, отличает великих гонщиков. Это был осенний "хаммертайм". "Хаммертайм" в Новом свете. Забавно, кстати, но с учетом того, что  Хэмилтон выиграл еще и июньский Гран-при Канады, он вообще выиграл все гонки на американском континенте в 2016 году. В Бразилии Льюис установил и еще одно важнейшее достижение. Выиграв 52 гонку в карьере, Хэмилтон единолично вышел на второе место в истории Формулы-1 по количеству побед, оставив позади по этому показателю Алена Проста. Впереди только Михаэль Шумахер.

Но впереди еще Гран-при Абу-Даби, и именно там, на Ближнем Востоке, окончательно будет поставлена точка в этом году. И в этом противостоянии.