Monza La Magica
Монца... Как известно, в Милане есть один из самых известных католических соборов мира, Дуомо. Так вот, "Аутодромо Национале" - это Дуомо автоспорта. Не зря трассу называют Храмом скорости, The Temple of the Speed. Это действительно так, это в Монце чувствуется. Чувствуется, что это священное место для автоспорта. Впрочем, в Монце есть и свой Дуомо, - как и в большинстве итальянских городов. Древний храм, в котором хранится реликвия, Железная корона...
Преданным фанатам автоспорта просто необходимо бывать в таких местах. Монца, сюда же можно отнести Спа, Монако, Сильверстоун... Это то, что в Европе, и то, что касается непосредственно Формулы-1. Это не просто так культовые трассы в календаре, здесь чувствуется история места, история гонок, она здесь ощущается живой. Живая история. Которая порой ощущается в каких-то деталях, в каких-то нюансах. ее можно почувствовать, буквально потрогать руками...
Интересно, что попасть сюда довольно просто. Милан - один из европейских центров, город, фактически являющийся второй столицей Италии, известный культурной жизнью, модой и бизнесом. Что немаловажно, в Милане великолепно отлажена транспортная система. Итак, чтобы попасть в Монцу, достаточно на вокзале Порта Гарибальди сесть на электричку и проехать две остановки, на третьей выйти. это и будет центральный вокзал Монцы. Всего минут 15-20 из центра Милана. Кстати, есть и еще варианты с железной дорогой. Если поезд идет до Лекко на озере Комо, можно не выходить на вокзале Монцы (здесь железнодорожные пути расходятся), а проехать еще несколько остановок по ветке, которая как раз с восточной стороны огибает Королевский парк, и выйти на станции Biasono Lesmo. Это совсем рядом с "Аутодромо Национале", неподалеку от поворотов Lesmo. Кстати, это ближайшая станция к трассе, - все-таки от вокзала Монцы до трассы достаточно далеко. Но этот путь мне пока не довелось опробовать.
Исходя из расположения Монцы и ее транспортной доступности часто говорится, что Монца - это пригород Милана. Это и так, и не так. С одной стороны, территориально и административно Монца - действительно пригород Милана. Но это не какой-либо спальный или промышленный район вблизи мегаполиса, рожденный этим самым мегаполисом. Монца - город с самостоятельной, причем весьма древней историей. Город, который в свое время сам был столицей, город, который любили короли. Свидетельством этому тот самый Королевский парк, в котором и расположен "Аутодромо Национале". Любимая резиденция сначала Габсбургов, а потом королей Савойской династии.
Кстати, именно здесь, в любимой Монце был убит король Умберто I. Вскоре после этого королевская династия решила передать свою резиденцию муниципалитету, и вскоре в Королевском парке возводятся новые сооружения, в том числе и "Аутодромо Национале" в 1922 году. На трассе за ее историю погибло немало людей, не только гонщиков, но и зрителей, и маршалов. Запомнилось высказывание одного журналиста, что ранним утром, когда в Монце лучи солнца пробиваются сквозь туман, можно видеть призраков Монцы... Ведь Монца не только magica. Продолжение этой фразы звучит как Monza la tragica, и лишь не так давно актуальность второй части высказывания перестала быть такой же острой, как ее начало.
Исторический центр города Монцы очень компактный, за день его можно обойти весь. Это небольшой итальянский город, со всем присущим ему очарованием. Здесь кипит жизнь и чувствуется старина. Впрочем, итальянцы в этом отношении настоящие специалисты. В стороны от старого города расходятся более современные районы, а также коммуны, входящие в местное административное образование, центром которого является Монца. Бьязоно, Лесмо, Ведано. Там, кстати, тоже есть свои исторические центры, так, совершенно случайно вечером в пятницу я забрел на совершенно средневековую улочку в Ведано, примыкающую к Королевскому парку. Всего одна улочка, старинные дома и пара церквей, - полный средневековый антураж в скупом свете фонарей. Да, жизнь и история здесь переплетаются так, что порой невозможно отделить одно от другого...
Королевский парк - безусловная гордость Монцы. Очаровательнейшее, скажу я вам, место. Столь романтическое, столь поэтическое... Поля, леса, луга, аллеи... Виллы, разбросанные по всей огромной территории парка. Между прочим, самого большого огороженного парка в Европе. Здесь безусловно чувствуется эта стать старинной резиденции монархов, центром которой является Вилла Реале. Чувствуется привольность. Люди здесь гуляют, занимаются спортом. Много бегающих, много велосипедистов - даже в дни Гран-при, когда, казалось бы, все должно быть поглощено, сконцентрировано вокруг гонок. Тишина, покой, свежий воздух, - такой умиротворяющий контраст после душного, делового, ритмичного Милана.
И бешеная песнь моторов, разрезающая тишину этого векового леса при подходе к трассе, расположенной в северной части парка.
Конечно, всем известно, что "Аутодромо Национале" находится в Королевском парке. Но только здесь, непосредственно на самом Аутодромо, понимаешь, что трасса находится в настоящем густом лесу.
Яркая, веселая разноцветная толпа, сходящая на вокзале Монцы и дружно загружающаяся в шатлы, идущие до парка, постепенно растекается в парке на ручейки и совсем расходится в этом лесу, в северной части парка. Поэтому здесь одновременно может быть с одной стороны яркая, праздничная атмосфера на трибуне, а совсем рядом достаточно спокойно и немноголюдно. Удивительные сочетания. А ведь в Монцу приезжают толпы болельщиков. Не только итальянцы, - много англичан, немцы, голландцы, финны. Волей случая моими соседями на трибуне Vedano оказалась бразильская парочка, болельщики Фелипе Насра. Парень, внешне типажа Фелипе Массы, оказался другом Фелипе Насра, а девушка - настоящая роскошная бразильянка с шикарной фигурой, крашеная блондинка. Кстати, очень значительная часть болельщиков - люди старше среднего возраста. Видимо те, кто в молодости застал золотые времена Формулы-1, а сейчас - продолжающие оставаться болельщиками. К тому же цены на билеты мягко говоря недешевые, и понятно, позволить себе может не каждый. Но молодежь тоже есть, в том числе те же итальянцы.
Кстати, большая часть трибун - весьма старые и простые. Обычные деревянные скамейки, без спинок, поставленные на металлический каркас. Эти трибунам Бог знает сколько лет, и обновлять их явно никто не торопится. Но европейцы в этом отношении очень простые. Они спокойно усаживаются на ступеньки лестниц в своих старинных городах, также спокойно сидят и на этих "банках" на трибунах. Частенько используя их и как ступеньки, кстати, тоже. Просто, без заморочек. Точно также, как они любят лежать на травке в парках. И в районе F1 Village на траве расположился целый валежник, который, по мере приближения дня гонки, только увеличивался. Ну видимо кто-то приехал на Аутодромо слишком рано, решил отоспаться на травке перед гонкой...
Итальянцы помешаны на старине, и старые трибуны тому пример. У меня есть теория. Поскольку Италия по праву гордится теми древностями, которые находятся на территории страны, здесь больше объектов всемирного наследия Юнеско, чем в какой-либо другой стране, это сформировало особое отношение. Порой даже не особенно старые предметы здесь выглядят как старинные. Отваливающаяся штукатурка на стенах домов - обычное дело. И это никто не стремится исправить. Дело не в лени. Просто итальянцы привыкли, что у них все древнее. Стены домов подернуты стариной. Можно как угодно к этому относиться, кому-то это нравится, кому-то нет, но это просто так как есть.
Некоторые из таких объектов старины, вызывают очарование, как часовня Seraglio в Монце, некоторые - улыбку, как деревянные ограждения дорожек в парке и внутри трассы, каменные скамейки и даже спортивные снаряды, как турник и брусья на деревянных столбах. Учитывая, что это находится рядом с трассой Формулы-1, это действительно вызывает улыбку. На дорожках внутри трассы под мостами, по которым проходят старые участки Аутодромо, лежит старинная брусчатка. И если сейчас по ней проезжают современные трейлеры команд Ф1 и других серий, то легко можно представить, как по этой же брусчатке проезжали автомобили в 20-30-х годах минувшего столетия.
Хотя в связи с Монцей порой употребляется слово "хаос", на деле все организовано достаточно четко. Хотя, конечно, той предельно отлаженной четкости организации как в Сочи, здесь нет. Все-таки легкое итальянское раздолбайство сказывается. Но тем не менее все проходит хорошо организованно. Зато в пятницу можно пройти практически на любую трибуну, контролеры подойдут только к субботе.
Настоящее ощущение легкого хаоса начинается при подходе к F1 Village, где вокруг палаток с мерчендайзингом и прочей развлекаловкой постоянно бродят толпы людей, и около входа в паддок. Carabineri беспрестанно свистят в свисток и эмоционально жестикулируют, то, пропуская очередную стайку болельщиков, то транспорт. Возле паддока постоянно обретается целая толпа фанатов, ждущая своих кумиров. Здесь целое столпотворения, и карабинерам со служителями трассы приходится весьма непросто, когда требуется пропустить очередную машину в паддок или из паддока. Сам был свидетелем, как вечером в субботу из паддока выехал и устремился в тоннель под трассой сначала Кими Райкконен на красной Alfa Romeo, а затем Льюис Хэмилтон на мотоцикле. Но Кими то хорошо, он в машине был закрыт от всех, а Льюис на байке, - вот он, на расстоянии вытянутой руки. Конечно к нему бросился какой-то фанат! Льюис пожал ему руку, а потом втопил, на мгновение оторвав от асфальта переднее колесо мотоцикла. Что ж, Льюис безусловно крут! Кстати, не сказать что парни поздно покидали трассу субботним вечером. Это было где-то около 19 часов, так что допоздна со своими инженерами не засиживались... Утром в воскресенье в этом же месте я как раз шел из инфилда трассы в тоннель в сторону своей трибуны Vedano, когда навстречу к паддоку подкатил на роскошном черном Mercedes S-класса Рон Деннис собственной персоной. Это было явно не очень рано, так как незадолго перед этим закончилась гонка GP2, но Рон теперь - большой босс, и он может себе позволить приехать попозже, в то время как оперативные вопросы на трассе решают другие люди. Однако забавно, что господин Деннис "пилотировал" черный Mercedes, при том что он столь настойчиво пару лет назад отказался от моторов Mercedes в пользу возобновления сотрудничества с Honda. Как же корпоративные стандарты, Рон? Думаю, его подопечные гонщики тоже не отказались бы от болида с трехлучевой звездой.
Несмотря на толкущуюся толпу страждущих у ворот паддока, в него совершенно спокойно на моих глазах практически незамеченными прошли пилоты GP2 Артур Пик и Алекс Линн со своими инженерами. Парни не были узнаны.
Кстати, в Монце отличные зоны свободного размещения. Именно отсюда я решил посмотреть воскресную гонку GP2, обойдя по ходу гонки внутри трассы вокруг Параболики. Машины на полной скорости на расстоянии практически вытянутой руки. Шикарно. И этот звук. Да, болиды Ф1 вживую сейчас звучат очень неплохо, но GP2... Этот тот самый звук старой Ф1, больших оборотистых атмосферных V8. Еще одно шикарное место в зоне свободного размещения - на возвышении у пересечения старого овала с трассой у Seraglio. Но чтобы смотреть здесь Ф1, надо приходить сильно заранее. Фанаты с раскладными стульчиками и циновками заранее занимают места.
Когда начинаются главные события уик-энда, свободных мест на трибунах не остается. Между тем на трибунах царит по-хорошему футбольная атмосфера. По-хорошему, потому что при всей праздничности и шумности, присущей футболу, здесь еще и очень доброжелательная атмосфера. И очень простая. Когда на трассе появляются алые болиды Scuderia Ferrari, трибуны реагируют весьма бурно. А уж когда Себастьян Феттель и Кими Райкконен совершили отличный старт, оставив позади Льюиса Хэмилтона...
Настоящий хаос начинается после финиша, когда все эти толпы фанатов рвутся сквозь узкий проход на трассу, под подиум. Кто-то при этом зажигает файер! Да уж, футбол отдыхает! Файеры, кстати, периодически зажигают и на трибунах, приветствуя Ferrari. То, что творится после финиша на стартовой прямой, это прямо какая-то вакханалия! При этом удивляет некоторая бестолковая наивность. Некоторые пытаются прорваться против толпы, стремящейся на трассу, обратно. Из-за этого хаос и без того происходящий вокруг, удваивается. Во всяком случае, теперь при словах Фернандо Алонсо о том, что он любит хаос Монцы, у меня возникает именно эта картинка.
Зато после финиша можно спокойно пройти на трассу, что многие и делают. По стартовой прямой бродят целые толпы шумных болельщиков, с флагами, фотографируются. Многие лезут на бэнкинг старого овала, находящийся поблизости от выезда с пит-лейн. И далее, в прогулку по трассе, где чем дальше от старта, тем рассредоточеннее становятся болельщики. Первая шикана, Prima Variante. Бесконечно длинный Curva Grande. Вторая шикана, Seconda Variante или Roggia. Lesmo 1 и Lesmo 2. Кстати, все старые повороты трассы, этого формульного "суперспидвея", профилированны, имеют небольшой бэнкинг, что незаметно на телекартинке. Seraglio, который поворотом-то не является, так, небольшой излом. И часовня прямо за ограждением. Тоннель под овалом. Скоростная шикана Ascari, - здесь масштаб особенно чувствуется. И длинная прямая по направлению к Параболике. Наконец работники трассы, которые в то время не прекращали свою работу, готовя Аутодромо к закрытию после окончания уик-энда, просят покинуть гоночное полотно, говоря что трасса закрывается. Жаль, ведь через Параболику хотелось завершить прогулку. Вскоре после Ascari сворачиваешь на боковую дорожку, - ответвление от трассы, оставшееся от одной из былых конфигураций. Еще одно из свидетельств истории, пусть и практически забытое, не столь славное, как перечисленные выше имена.
Монца удивительна, и она никогда не дает забыть, что это парк. Здесь можно возвращаться вечером в сумерках по одной из служебных дорожек и слушать стрекот цекад. Это на гоночной трассе Формулы-1!
Теплый осенний вечер, деревья немного расступаются и выходишь на лужайку. Примятая высокая трава, свежий воздух. Где-то вдали звонит колокол. Ощущение полнейшее, что находишься где-то в сельской местности. Так хорошо! Но она, трасса, незримо присутствует здесь, не дает забыть о себе. Мы ведь находимся внутри кольца Аутодромо. Продолжаем свой путь. Проходим сквозь стену деревьев, протискиваемся сквозь старую сетку-рабицу, разорванную во многих местах. Сколько ж лет она здесь находится? И вот он, монумент, перед нашими глазами. Старая трасса, старый овал. Бетонный бэнкинг, крутой до невозможности. В некоторых местах сквозь трещины в бетоне пробивается трава, цветы, но в основном он такой же как прежде, монолит. Здесь история Монцы чувствуется как нигде. Старый бэнкинг. Живая история автогонок.
Фильм Grand Prix Джона Франкенхаймера - потрясающий снимок эпохи. В фильме Гран-при Италии проходит по комбинированной трассе, сочетающей дорожное кольцо и бетонный овал. Можно также смотреть и хронику тех лет, но фильм был снят на невероятном для того времени качестве, и гонки там показаны на невероятном уровне для 60-х. Монца прекрасно показана в фильме. И вот кадры гонок на старом овале, и вот ты, стоишь на бетоне этого овала, касаешься его рукой... 50 лет и одно мгновение. Непрерывная связь времен.