Его второй дом
В Остине, штат Техас, Льюис Хэмилтон вернулся на верхнюю ступень пьедестала почета. Это звучит странно, но в последний раз Хэмилтон побеждал еще в конце июля, в Германии. После этого выдался не самый удачный для Льюиса отрезок чемпионата. Но лучшего места, чтобы вернуться на вершину, и придумать было нельзя. В Америке Хэмилтон чувствует себя как дома.
У Льюиса Хэмилтона потрясающая статистика выступлений в Штатах. Он - последний победитель Гран-при в Индианаполисе. В 2007 году, неделю спустя своей первой победы, одержанной в Монреале, Хэмилтон победил и в Гран-при США, в последний раз прошедшем на трассе внутри легендарного овала. Тогда, в 2007 году, очередной период взаимоотношений Ф1 и США подошел к концу... Несколько лет спустя Льюис выиграл первый Гран-при Соединенных Штатов, прошедший на новой, специально для Ф1 построенной трассе Circuit of the Americas. После этого лишь раз, в 2013 году Хэмилтон позволил победить в Остине кому-то еще, - этим гонщиком стал Себастьян Феттель. Остальные разы все принадлежали Хэмилтону. 2012, 2014, 2015 год. Последний заход принес досрочное, третье чемпионство. И вот 2016 год, и снова на вершине. За пять лет четыре победы. Учитывая Индианаполис, Льюис Хэмилтон одержал пять побед в Формуле-1 в Америке. Это рекорд по количеству побед на гонках Ф1, проходивших в Штатах. Столько же побед, по пять, у Михаэля Шумахера - все в Индианаполисе, и у Айртона Сенны - на городских трассах в Детройте и Финиксе.
Думается, это не случайно. Для Льюиса Хэмилтона Америка как-то сразу стала "своей" землей. Ему нравится здесь проводить время, нравится уклад жизни, Льюис срезонировал с музыкальной культурой Америки, и вот уже несколько лет он всерьез занимается музыкой в студии, расположенной как раз в Штатах. Не будет преувеличением сказать, что в Америке Льюис нашел свой второй дом. Можно сказать, что местные трассы платят ему взаимностью. За все эти годы никому не удалось настолько здорово приспособиться к трассе в Остине, как это сделал Хэмилтон. И кстати, для раскрутки Ф1 в Америке, лучшего героя чем Хэмилтон, не считая конечно своего, американского гонщика, просто не придумать. Яркий, медийный, Льюис умеет привлечь внимание к себе, и к делу, которым он занимается. В этом отношении рядом с ним может находиться разве что Даниэль Риккьярдо - новый "солнечный мальчик" Формулы-1.
Весь этот сезон продолжается соперничество Хэмилтона и Росберга. Квалификация в Остине не стала исключением. Пилоты Mercedes вновь "рубились" между собой очень плотно. Хэмилтон установил лучше время в первой попытке в финале, с новым рекордом трассы. Но во второй попытке Нико превзошел его, переместившись на промежуточный поул. Ненадолго, так как следовавший позади него Хэмилтон установил еще более впечатляющее время. После квалификации Льюис порадовал откровением, что только теперь ему удалось по-настоящему понять, как проходить первый поворот трассы в Остине. По его словам, ранее ему не удавалось сделать это оптимальным образом. Удивительно, когда подобное говорит лучший гонщик трассы. Это был 58 поул Хэмилтона в карьере и девятый в сезоне'2016, Льюис сравнял счет квалификационного противостояния с Нико 9:9, но, что удивительно, это был первый поул британца в Остине. При таком количестве побед Льюис ранее не выигрывал квалификацию на COTA. Но поул в Штатах у Хэмилтона один все-таки был, - в Индианаполисе в 2007-м, завоеванный неделю спустя первого поула в карьере в Монреале. "Между первой и второй промежуток небольшой", - круто, когда воплощение этой поговорки такое, как у Хэмилтона.
Старт гонки на этот раз прошел для Хэмилтона безупречно, он сохранил лидерство. Позади Нико Росберг уступил позицию Риккьярдо. Нико пытался попрессинговать Льюиса на входе в первый поворот, сместившись на внешний радиус, но прекрасно стартовавший Риккьярдо сместился как раз внутрь, - на траекторию, которую освободил Росберг. Болиды Mercedes и Red Bull поравнялись, но на входе в следующий поворот Даниэль был на более выгодной траектории - Нико пришлось уступить. Сценарий старта оказался как нельзя лучшим для Хэмилтона. После этого Льюис спокойно увеличивал отрыв от преследователей.
На первом круге произошла еще пара ярких эпизодов. Нико Хюлкенберг, накануне великолепно проведший квалификацию, в первом повороте врезался в зад Ferrari Себастьяна Феттеля. После этого болид Force India снесло на Williams Валттери Боттаса. позади Серхио Перес еле увернулся от напарника. Как итог этого инцидента, Хюлкенберг сошел из-за сломанной тяги передней подвески. Боттас с проколом задней шины поплелся в боксы; для Валттери гонка этим стартовым происшествием была фактически разрушена, таким образом, в данном случае в противостоянии Force India и Williams была практически ничья. Только Феттелю повезло. По словам Себастьяна, он почувствовал сильный удар сзади, но машина оказалась не повреждена, и Себ продолжил гонку, ничего, практически, не потеряв.
В конце первого круга столкнулись Даниил Квят и Серхио Перес. За это столкновение Квят получил штраф в 10 секунд. Честно говоря, наказание не выглядело очевидным. Даня обозначил атаку, нырнув внутрь, но Перес сместился внутрь на торможении, "захлопывая калитку". Обычный гоночный инцидент, не более. Тем более, накануне было принято правило "анти-Ферстаппен", запрещающее гонщику менять траекторию в зоне торможения.
Этот штраф сильно испортил Квяту гонку, так как темп на этот раз у Toro Rosso, как это не удивительно, был, что с успехом продемонстрировал Карлос Сайнс. Даниил вполне имел шансы быть в очках, если бы не штраф. Но главное для Дани событие произошло накануне, в субботу перед квалификацией, когда было объявлено, что Квят продлен в Toro Rosso на 2017 год. Отличные гонки в Сингапуре и Сузуке позволили руководству Red Bull принять верное решение. Пьер Гасли был, конечно, разочарован. Но ситуация не выглядит такой уж удивительной, как некоторые пытаются ее представить. В следующем году появится новое поколение болидов, более быстрых и более требовательных к форме гонщика; опыт приветствуется. При этом сам Гасли, несмотря на ряд побед, пока чемпионат GP2 не выиграл, и не факт, что сумеет, уступая перед заключительным этапом своему напарнику по Prema Антонио Джовинацци. И одно дело соперничать с такими же молодыми гонщиками, располагая топовой техникой; совсем другое, гоняться с пилотами Ф1 на болиде, не являющемся сильнейшим в пелотоне.
Серхио Перес после столкновения был вынужден заехать в боксы после первого круга, но затем провел отличную гонку и, проведя ряд обгонов, поднялся в десятку лучших.
Что касается штрафов за столкновения, вызывает вопрос, почему, например, не получил наказания Фернандо Алонсо за столкновение с Фелипе Массой. Ближе к финишу образовалась интересная группа, сражающаяся за пятое место. Карлоса Сайнса, возглавлявшего группу на старых шинах, прессинговал Фелипе Масса, которого в свою очередь догнал Алонсо. Фернандо совершил атаку, протиснувшись внутрь на позднем апексе, чего Фелипе, занятый в первую очередь борьбой с Сайнсом, попросту не ожидал. В итоге болиды McLaren и Williams столкнулись колесами и выехали за пределы трассы. Алонсо вышел вперед, а Масса был вынужден совершить пит-стоп из-за прокола шины. В поздней фазе поворота обоим просто невозможно было куда-то отвернуть. Столкновение стало неизбежным. Но со стороны Алонсо это был очень жесткий маневр. К слову, Масса из-за лишнего пит-стопа потерял какое-то время и набрал меньше очков, чем мог бы. Хотя Фелипе и удалось в Остине немного отыграть очков у Force India, финишировав впереди Переса. Алонсо же, болид которого не пострадал в столкновении, вскоре благодаря более свежим шинам атаковал и прошел своего соотечественника Сайнса. Конечно, не считая эпизода со столкновением, это была блестящая гонка Фернандо, накануне не очень удачно выступившего в квалификации.
Удивляет в связи со всем произошедшим "фейковость" конкурса "Гонщик дня", учрежденного в этом году. Напомню, в этом опросе зрители голосуют за наиболее сильное, по их мнению, выступление гонщика. В Мельбурне, на первом этапе сезона предварительные итоги опроса пришлось отменить и пересмотреть результат. Первоначально наибольшее число голосов набрал Рио Харьянто. Просто его многочисленные соотечественники, смотревшие за дебютом первого индонезийца в Формуле-1, старательно отсылали свои голоса. В Остине большинство голосов набрал Макс Ферстаппен. Это произошло не в первый раз по ходу года. Но именно в Остине Макс сошел с трассы, а перед этим не показал чего-либо выдающегося, за что его следовало бы так выделить. Я там понимаю, если гонщик сошел, но перед этим совершил какой-то мега-прорыв. Ничего подобного в исполнении Ферстаппена не было. При этом Гонщиком дня справедливо было бы назвать любого из следующих. Льюиса Хэмилтона, который просто блестяще провел уик-энд в Остине. Даниэля Риккьярдо, боровшегося с Росбергом за второе место и приехавшего на подиум. Фернандо Алонсо, прорвавшегося на пятое место после неудачной квалификации. Карлоса Сайнса, который накануне квалифицировался в Топ-10, а в гонке занял шестое место, перед этим боровшись с Массой и Алонсо, на чьих машинах стоят более мощные двигатели; это было одно из лучших выступлений Карлито в году. Дженсон Баттон после провальной квалификации прорвался в десятку лучших, заняв девятое место. Серхио Перес после столкновения на первом круге совершил прорыв в первую десятку. Роман Грожан не слишком успешно провел квалификацию, но в своем 100-м старте в Ф1 приехал в очки, в первой для Haas домашней гонке. То есть список достойных претендентов был более чем обширен.
Интересно, что сход Ферстаппена все-таки повлиял на расклад сил в тройке призеров. Перед этим Red Bull плотно боролись с Росбергом; Нико преследовал Риккьярдо, но его самого пытался атаковать Макс. Хэмилтон имел при этом уверенный отрыв впереди. Но из-за схода Макса был объявлен режим виртуальной машины безопасности, и Mercedes тактически переиграл Red Bull, выведя Росберга вперед. Таким образом, Mercedes взял очередной победный дубль, и этот дубль сильно играет на руку Росбергу. При победе Хэмилтона, которую тот долго пытался одержать, Нико взял максимальное количество очков.
Позади этой группы Ferrari провела достаточно безликую гонку. Как и Red Bull, Scuderia не досчиталась одной машины на финише. Из-за ошибки механиков, не прикрутивших как следует колесо на пит-стопе Райкконена, Кими был вынужден сойти. Феттель в какой-то момент боролся с Ферстаппеном, уступив Максу позицию, и финишировал позади тройки призеров.
На подиуме же был очередной праздник жизни, и каждый имел повод быть довольным. Девчонка из пресс-службы Mercedes, делегированная получать победный кубок за команду, купалась в овациях толпы и шампанском, которым щедро с ней делились гонщики-призеры; другого было сложно ожидать. Даниэль Риккьярдо продолжал провоцировать к себе любовь и ненависть, заставив отпить энергетик Red Bull из своего ботинка интервьюера Джеральда Баттлера. Что касается главного триумфатора дня, Льюиса Хэмилтона, то его достижение выглядит феноменальным: в Остине британец завоевал свою 50 победу в Формуле-1.
Лишь двоим гонщикам ранее удавалось выиграть 50 гонок в Формуле-1. Это были Ален Прост и Михаэль Шумахер. Интересное совпадение, кстати: оба после 50 победы выигрывали в те сезоны свои четвертые титулы чемпиона мира; в 1993 и 2001 годах соответственно. Шансы на четвертый титул сохраняет сейчас и Льюис Хэмилтон.
На самом деле для обоих претендентов Остин мало что изменил. Хэмилтон победил и отыграл какое-то количество очков, таким образом, он продолжает сохранять шансы на титул, он остается в гонке. Нико Росберг проиграл не так много, и его преимущество в 26 очков по-прежнему выглядит солидным. Это значит, что решающие гонки переносятся на следующие этапы, ближайший из которых следует вплотную за Остином, он уже надвигается, - это Мексика, Мехико-Сити.