Трасса чемпионов
Нико Росберг потрясающе провел Гран-при Японии. Он был быстр уже по ходу всех тренировок; впрочем, скорость на свободных заездах - это всегда косвенный показатель. Главное в Ф1 быть быстрым в решающие моменты двух сессий, - квалификации и гонки, и здесь Нико был на высоте. Росберг буквально вырвал поул в напряженнейшей дуэли с Хэмилтоном в квалификации. Между прочим, эта поул-позиция стала для Нико юбилейной, 30-й. Нико Росберг вообще стал лишь восьмым гонщиком в истории Формулы-1, которому удалось перешагнуть рубеж в 30 поул-позиций. Это серьезное достижение. Затем, в гонке Росберг все сделал верно.
Этот поул стал для Нико уже третьим в Сузуке. Интересный факт, но с началом новой турбоэры и, соответственно, доминирования в Ф1 Mercedes Росберг каждый год брал на Сузуке поул. Тем не менее, до сих пор победить в гонке на Сузуке Нико не удавалось, Льюис Хэмилтон каждый раз в волевом стиле брал свое. В драматичнейшей дождевой гонке 2014 года (которая в итоге заслуживает эпитета трагичная), Росберг долго лидировал, но в сложных условиях Льюис сумел провести атаку на стартовой прямой и вырвать ту победу из рук Нико. Годом спустя Льюис долго не ждал. Уже на старте, в первом повороте Хэмилтон оттер Росберга на обочину жестким, даже грубым маневром. Что уж говорить, Льюис далеко не всегда джентльмен. Тот маневр запомнился Нико, тем более, что Льюис повторил нечто подобное и в следующей гонке в Остине. В общем, отношения между напарниками постепенно накалялись... И вот настало время третьей попытки.
Безусловно очень многое в 2016 году решают старты. Их вклад в итоговые результаты гонок сейчас больше, чем квалификации. Еще совсем недавно все было наоборот. Старт на Сузуке непрост - стартовая прямая идет под уклон, поэтому гонщик должен удерживать машину на стартовой решетке тормозом. Поэтому здесь нередко на стартах происходят интересные события. На этот раз один претендент стартовал удачно, другой же старт провалил. Это и предопределило исход гонки.
Нико Росберг успешно принял старт с поул-позиции, в то время как Хэмилтон допустил сильную пробуксовку. Мимо Льюиса один за другим проносились болиды соперников. Как потом сказал Льюис, его стартовая площадка была немного влажной после ночного дождя. Может быть это причина неудачи на старте, но вообще с пилотами Mercedes и с Хэмилтоном в частности неудачи на стартах в этом году происходят слишком уж часто.
Позади Росберга удачный старт совершил Ферстаппен. Макс даже прессинговал Нико в первом повороте, но подняться выше второго места ему все же не удалось. Еще более впечатляюще стартовал Серхио Перес, с пятого места поднявшийся на третье. Первая тройка на первых кругах выглядела любопытно: позади лидирующего Mercedes Red Bull и Force India. Впрочем, форма Force India сейчас не столь сильна, чтобы на равных соперничать с сильнейшими. Поэтому Перес вскоре начал уступать позиции пилотам более быстрых машин. Но это не отменяет того факта, что и после невероятного старта гонка в целом сложилась для Серхио и для его команды успешно.
Хотя со второго ряда в Сузуке стартовали два Red Bull, приучившие в последних гонках к тому, что именно они сейчас вторые по скорости после Mercedes, это не совсем верно отражало расклад сил в Японии. Кстати, если Макс прорвался в итоге на второе место, Даниэль Риккьярдо напротив стартовал неудачно, уступив пару позиций. Неделю спустя после победы на Сепанге Дэн выглядел не столь уверенно, уступив напарнику в квалификации, а затем не столь ярко выглядел в гонке. Но неудача на старте Риккьярдо в целом подтверждает слова Хэмилтона, - похоже "четный" ряд на старте в Сузуке на этот раз сильно уступал "нечетному".
Тем не менее, вторыми в Сузуке по чистой скорости были не Red Bull, а Ferrari. Кими Райкконен и Себастьян Феттель показали в квалификации третий и четвертый результаты, что вполне объективно отражало расклад сил. Но к сожалению вновь из-за мелких неурядиц Ferrari не смогла использовать свое преимущество. Феттель получил штраф в три позиции еще за старт на Сепанге, об этом было известно заранее. Кими Райкконен, который на этот раз оставил напарника позади в квалификации, и на которого в Scuderia небезосновательно возлагали надежды, также откатился назад на стартовом поле. Это произошло уже в воскресенье, когда Ferrari заменила коробку передач на болиде финна.
В итоге хотя Ferrari показывали высокий темп на дистанции, а Феттель в итоге даже впервые в сезоне установил лучший круг гонки, пилоты Scuderia не смогли дотянуться до подиума. С подиумами у Ferrari в 2016 году вообще не особенно щедро, несмотря на заявки на победы и борьбу за чемпионат на старте сезона. Но побед как не было так и нет...
Зато до подиума добрался Льюис Хэмилтон, который уже в очередной раз весьма успешно минимизировал потери. Благо скорость у Mercedes есть, и Льюис успешно обгонял и на трассе, и на пит-стопах. У Mercedes даже мог бы быть победный дубль, незадолго до финиша Хэмилтон атаковал Ферстаппена, но Макс крепкий орешек. Росбергу уже в этом доводилось убеждаться, теперь пришла очередь Хэмилтона. Макс в целом провел очень успешную гонку и конечно не собирался уступать заслуженное второе место. В борьбе с Хэмилтоном он использовал свой старый трюк. Дождался атаки соперника и в самый последний момент "захлопнул калитку". Льюис был вынужден срезать шикану, реагируя на действия Макса. Это все в очередной раз вызвало споры экспертов, Mercedes даже попытался подать протест, но потом передумал. Главной цели команда в Сузуке достигла, выиграв конструкторский чемпионат.
Позади тройки сильнейших команд продолжалось принципиальное сражение Force India и Williams, оспаривающих четвертую позицию в Кубке конструкторов. В Сузуке явное преимущество в скорости было у Force India. Про Переса уже было сказано выше, Нико Хюлкенберг также провел уверенный уик-энд, квалифицировавшись в десятке лучших, и в гонке финишировав позади напарника. Williams напротив в квалификации не смогли пройти в третий сегмент, но в гонке обоим гонщикам удалось пробиться в зачетную десятку. Английская команда была одной из немногих, выбравшей на гонку тактический план с одним пит-стопом против двух у большинства. Тактика была реализована успешно, а Фелипе Масса на пит-стопе опередил Валттери Боттаса, в этом году такое случалось не часто. Но хотя оба гонщика Williams набрали очки, пилоты Force India также добились такой цели, причем на их счету были большие очки, чем у главных конкурентов. И Force India еще немного оторвалась в чемпионате.
Интересно, что в квалификации впервые в сезоне в полном составе в десятку лучших пробились пилоты Haas - Роман Грожан и Эстебан Гутьеррес. Но на финише гонки Haas был без очков, - получается пилотов американской команды вытеснили из десятки лучших как раз гонщики Williams. В Сузуке вообще произошла удивительная вещь, которая происходит порой в Ф1 в последние годы, но все равно каждый раз вызывает удивление. В гонке не было сошедших, финишировали все 22 гонщика. Надежность потрясающая!
Понятно, что при таком раскладе претендовать на очки Toro Rosso было, мягко говоря, затруднительно. Хотя в Сузуке шасси STR11 выглядело в целом неплохо, но японская трасса все-таки относится к скоростным, и мощность двигателя здесь также имеет значение. При этом Даниил Квят выступил вполне успешно. Даня оставил Карлоса Сайнса позади в квалификации, - второй раз подряд после Сепанга, и в гонке также выглядел увереннее. Даниил боролся в плотной группе с гонщиками Renault Джолионом Палмером и Кевином Магнуссеном, а также пилотами Haas. Это как раз по уровню Toro Rosso.
Вообще про неудачу на Сузуке всерьез можно говорить только у McLaren-Honda. Большие ожидания в домашний уик-энд, уверенный прогресс по ходу сезона, но именно на Сузуке команда испытала полнейшее разочарование. Спрашивается, к чему было жертвовать на Сепанге стартовыми позициями для Алонсо, где ему ставили двигатель новой спецификации. В итоге силовую установку заменили и Дженсону Баттону, уже на Сузуке, из-за чего он стартовал последним, получив солидный штраф. Но главное, что по скорости McLaren просто "не ехал", в квалификации и Фернандо, и Дженсон не показали достойных результатов, и это же продолжилось и в гонке. Кстати, год назад в McLaren было модно утверждать, что они построили отличное шасси, при этом вешая всех собак на двигатели Honda. В этом году все признают, что Honda совершила очень большой прогресс, а Сузука показала... что шасси у McLaren не столь и хорошо, как принято думать?
Возвращаясь к призерам и победителям. Нико Росбергу удалось в Сузуке сделать еще один весомый шаг в 2016 году. Сейчас речь даже не о том, что Нико имеет преимущество в 33 очка над Хэмилтоном. Росбергу впервые в карьере удалось выиграть на Сузуке, а эта трасса покорялась очень немногим. После 2003 года здесь вообще побеждали только гонщики, становившиеся чемпионами мира. При этом Нико не раз по ходу японского уик-энда демонстрировал, что он может быть быстрее Хэмилтона, что немаловажно.
Гран-при Японии стал девятой победой Росберга в чемпионате 2016 года. Некогда девять побед в сезоне являлось рекордом в Ф1 - в 1992 году его установил Найджел Мэнселл, потом несколько раз повторял Михаэль Шумахер. Но впоследствии количество гонок в календаре выросло, и Шумахер установил новые рекорды. Отличился на этой ниве и Себастьян Феттель. Тем не менее, 9 побед Росберга пришлись на 17 гонок сезона, обратим на этот факт внимание. Это вполне соответствует графику Мэнселла и Шумахера в 90-х.
Сузука сейчас не является одной из последних гонок чемпионата, - впереди целых четыре гонки. Поэтому определение здесь чемпиона маловероятно, в отличие от былых времен. Но судьбу конструкторского зачета на этот раз окончательно решила именно японская легендарная трасса. Победы Росберга и третьего места Хэмилтона хватило чтобы Mercedes досрочно взял Кубок конструкторов. Третий подряд, и это уже становится традицией, - каждый раз с 2014 года Mercedes завоевывает Кубок конструкторов в эти числа, немного не доходя до середины октября. Но ранее дважды, - в 2014-2015 годах, - это происходило у нас, в Сочи. Теперь праздник Трехлучевой звезды состоялся на легендарной Сузуке.
Еще одна немаловажная вещь - после Гран-при Японии математически претендентами на чемпионство остались только два гонщика Mercedes. Это было понятно и ранее, но теперь это подтвердилось цифрами. Так что после завоевания конструкторского титула команда может позволить дать пилотам полный карт-бланш.
Азиатская выездная серия осенью 2016 года сложилась целиком и полностью в пользу Нико Росберга. Но впереди теперь американская серия гонок, выезд в Новый свет. Быть может теперь настал черед Льюиса Хэмилтона нанести ответный удар?