Почему Райкконен необходим Феррари больше, чем когда-либо
Они говорят, он слишком стар. Не тот гонщик, каким был когда-то. Он потерял пару десятых в скорости, и он просто не в состоянии меняться, чтобы соответствовать нынешним условиям F1.
Он напрасно занимает место в кокпите красной машины. Благодушный второй номер рядом с суперзвездой Себом, довольствующийся тем, что гоняется в свое удовольствие да подбирает случайные подиумы, вместо того, чтобы бороться за победу.Но не таким видят Райкконена в Феррари – они полагают, что он по-прежнему жизненно важен для успеха команды и что ему предназначена главная роль в сезоне 2017 года.
Они сошли с ума? Отнюдь. Продлив Райкконена на следующий сезон, в Феррари, возможно, на самом деле приняли одно из самых мудрых решений в плане заключения контрактов с гонщиками в этом году.Как так? Читайте дальше, чтобы узнать, как мы себе это представляем.
Избитое, но правдивое наблюдение о Формуле 1, часто озвучиваемое в контексте чьего-то болезненного падения со стремительной утратой былой славы, заключается в том, что у людей в паддоке очень короткая память. Это наблюдение подтверждается излюбленным штампом, находящимся в арсенале любого комментатора F1: ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя гонка.При этом, как ни странно, большинство экспертов – включая тех, чьи ловкие толчки в спину часто провоцируют упомянутые выше падения – будут в равной степени согласны с тем, что в этом чрезвычайно сложном виде спорта нет места недальновидной консервативной политике получения краткосрочных выгод: именно поэтому производители и гонщики стремятся заключать многолетние контракты. Так каким же образом может столь часто иметь место нестыковка между тем, что говорят, и тем, что думают те люди, которые прекрасно обо всем этом осведомлены? Кими Райкконен сказал бы, что это происходит потому, что многие люди частенько несут “бред собачий”. Предназначенный прежде всего для удовлетворения своих личных целей в конкретный момент времени. И в глубине души, из нашего собственного опыта, мы все знаем, что Кими в действительности прав. Не то, чтобы в таком положении дел было нечто плохое. Средства массовой информации существуют для того, чтобы продавать истории, автомобильные компании существуют для того, чтобы делать деньги, спонсоры существуют для того, чтобы делать себя известными и таким образом опять же делать деньги.
Чтобы выполнять такую работу, необходимо иметь влияние. Организации пытаются склонить как можно большее количество людей к своей частной точке зрения, которая и является основным товаром, находящимся в обращении в спорте. На самом базовом уровне в F1 кто-то всегда пытается что-то вам продать, будь то идея, продукт или восприятие. Но только не Кими, он – никогда. Он, вероятно, просто самый честный и менее всего похожий на продавца человек в F1. И в спорте, который становится все более уязвимым к синдрому “нового платья короля”, это качество, пожалуй, является самым ценным товаром, какой вы только можете приобрести в настоящий момент. Кими – постоянная величина. Вот почему Феррари поступила правильно, продлив с ним контракт.Кими не стремится склонить вас к каким-то действиям или в чем-то убедить. Он просто фиксирует факты такими, какими он их видит, а совершать действия, необходимые для принятия тех или иных решений [с учетом этих фактов], должны, по мнению Кими, люди, которые за это отвечают. Ранее в этом году Феррари сделала ряд модификаций рулевого для SF16-H на основе предложений, поступивших от Кими, в результате чего машина заметно прибавила. “Это замечательно, – говорили потом инженеры команды, – но почему он не сказал нам об этом раньше?”
Правда заключается в том, что Кими говорил им об этом раньше – много раньше в этом сезоне – и тот факт, что он об этом говорил, нашел впоследствии подтверждение в записях инженеров команды. Но по какой-то причине предложения Кими не были приняты к действию. Потому что Кими никогда не был тем человеком, который станет рассказывать другим людям о том, как им следует выполнять свою работу; он просто предоставляет информацию, с которой они должны работать дальше. И это на самом деле хорошо и очень соответствует текущей философии Феррари, исповедуемой главой команды Маурицио Арривабене.
Сформированная доминантными мужчинами среда, преобладающая в большинстве команд F1, и в частности в Феррари (благодаря ее патриархальной итальянской культуре), порождает проблему, с которой сталкиваются многие команды, находящиеся на вершине спорта: наличие в коллективе слишком большого числа лидеров, часто сражающихся между собой за власть.
Естественно, это означает, что существует очень немного мнений, лишенных корыстных интересов, и намного больше различных скрытых вещей, чем в подвале магазина канцелярских принадлежностей в безлунную ночь. Себастьян Феттель утверждает, что в команде между ним и Кими “нет никакого эгоизма”: и это исключительно ценный актив для нынешней стартовой решетки, и, возможно, такое положение вещей имеет место в Феррари (или в любой другой из команд) впервые в истории. А причина в том, что другого такого гонщика как Кими никогда не было; этот факт признает и бывший напарник Кими по команде Дэвид Култхард.
“Это невероятно, потому что он здесь, у него есть необходимая репутация, чтобы быть уважаемым в качестве гонщика Феррари, но вам просто не приходит в голову, что он собирается оказаться впереди Феттеля,– говорит Култхард. – Он почти как сокровище F1. Вы не можете тронуть его, вы не можете говорить о нем ... он просто есть. Может быть множество причин, по которым Феррари решила его сохранить. Возможно, с маркетинговой точки зрения он устраивает табачный гигант Philip Morris, ежегодно “вливающий” в Феррари около 100 млн. Быть может, Себ доволен тем, что Кими – его напарник, потому что Кими не создает ему никаких проблем.
”А как насчет того, что Кими все еще достаточно быстр, чтобы одолеть Феттеля, когда речь идет о личном зачете чемпионата? После Гран При Германии, как раз перед летним перерывом, в таблице личного зачета пилотов Райкконен занимал четвертую строчку со 122 очками, Феттель был пятым со 120.
У людей и в самом деле очень короткая память. Кими по-прежнему является последним чемпионом Феррари: высокое звание, которого такие гранды как Фернандо Алонсо и (на данный момент) Себастьян Феттель так и не добились. Как это ни парадоксально, но ближе их обоих к титулу чемиона мира подобрался недооцененный Фелипе Масса, так что, не исключено, что ветеран Скудерии, который провел в команде 8 сезонов, сможет пролить некоторый свет на премудрость Феррари, стоящую за принятием решения о продлении Кими.
“Вы должны понять, что ищет Феррари, – отмечает Масса. – Вы должны понять, о чем они думают и во что они верят. Если они сохраняют Кими, то это происходит по той причине, что они они не уверены, что кто-то другой будет лучше, чем Кими. Вы полагаете, они об этом не думают? Если они хотят сохранить Кими, то это потому, что они не уверены в том, что те опции, которые у них есть помимо Кими, будут лучше.
”Несомненно. Кими выиграл титул в 2007, почти десять лет назад, и сделал это не благодаря невероятным героическим выступлениям и красивым жестам в каждый уик-энд. Хотя несколько прекрасных гонок он на свой счет записал. Он стал первым со времен Найджела Менселла пилотом Феррари, выигравшим свою первую гонку с этой командой: пропуск к настоящей доблести , в Италии, по крайней мере. И он завоевал свой титул, извлекая максимум из каждого уикенда, который он не выиграл, благодаря потрясающей стабильности в каждой гонке, от старта до финиша: на его счету 5 побед и 7 подиумов, что, казалось бы, противоречит его имиджу “все или ничего”. Именно такой подход необходим сейчас Феррари, так как то превосходство, которым наслаждаются в данный момент в Мерседес, совершенно очевидно не сулит никому дороги, усыпанной розами, ни в этом году, ни, вероятнее всего, в 2017. В спокойствии и стабильности, а не в изменчивости и поспешности решений видит Скудерия свой путь. И в то время как некоторые люди, даже находящиеся внутри Феррари, оценивают текущую ситуацию в команде как неважную, можно только представить себе, насколько все было бы хуже, если бы при всем при этом в Скудерии еще и развивался сценарий по типу “Хэмильтон vs Росберг”.
Относительно упомянутого сценария глава команды Феррари Маурицио Арривабене сказал бы, что, пожалуй, не стоит. “Нам нужна хорошая атмосфера в команде, и гонщики способствуют поддержанию такой атмосферы, – утверждает Арривабене. – Команда по-прежнему еще достаточно нова, и нам необходимо сохранить готовность к самоотдаче каждого ее члена, нам не нужно появление в команде тех элементов, которые могут внести сумятицу или что-то такое, что нарушит существующий баланс.
”Люди видят то, что они хотят видеть – точнее говоря, их легко сбить с толку тем, что позволяет [прессе] создать более интересную историю. Образ безбашенного чудака является настолько ослепляюще притягательным, что люди перестают замечать то, что в реальности стоит за придуманным “фасадом”. Но вот что рассказывает нам один из немногих людей, кто действительно знает все о Кими в техническом плане: бывший гоночный инженер Райкконена Марк Слейд.
"Он набирает очки, не так ли? – говорит Слэйд. – Он просто продолжает наращивать их количество. Он был вторым в чемпионате несколько гонок назад. Все, что его заботит – сесть в машину и быстро ехать. Это единственное, что имеет для него значение. Все остальное – паддок, вся эта возня – его это попросту не интересует. Для парней, которые работают с ним в непосредственном контакте, это здорово, потому что с ним легко иметь дело. Вы знаете, что вы будете работать над настройками болида, и вы будете стараться сделать машину настолько хорошей, насколько только возможно, но если к моменту старта квалификации она не будет совершенной, он примет это. Он просто будет пилотировать ту машину, которую вы ему подготовили, так быстро, как только сможет.”
Вот почему еще одно широко распространенное представление о Кими, как о гонщике, с которым трудно иметь дело, абсолютно не соответствует действительности. На самом деле, у него минимальные запросы, и он является наименее нервным гонщиком в паддоке. Роман Грожан, когда его спросили, как он уживался с Кими во время их общих сезонов в Лотус, ответил: “А разве существует причина, по которой кто-то не смог бы с ним ужиться?”
Только два гонщика на нынешней стартовой решетке, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон, приняли участие в большем количестве ГП, чем Кими, и в заданном Грожаном вопросе, вероятно, содержится указание на причину долговечности успеха Кими в F1. Среди всех гонщиков легче всего иметь дело именно с Райкконеным, потому что он – один из самых твердо стоящих на земле людей в паддоке. Его друзьями по-прежнему остаются те парни, с которым он дружил, когда юношей гонялся в картинге в Финляндии, и ему по-прежнему доставляют удовольствие простые вещи, о которых мы все знаем. Больше всего на свете он любит смеяться: если что-то веселит его, он будет безудержно хохотать, до колик, пока не начнет задыхаться. В сложной ситуации он, к счастью, не усложняет все еще больше.
Из-за всего этого Кими с неохотой несет бремя своей славы, и хотя известность является той составляющей его жизни, которую он на дух не переносит, она имеет определенное значение для Феррари. Располагать самым популярным гонщиком, сидящим за рулем самого популярного болида, – да это же просто мечта маркетолога. А Арривабене, безусловно, маркетолог, и он, конечно, прекрасно обо всем этом осведомлен, поскольку он руководил направлением, связанным с глобальными коммуникациями и рекламной деятельностью в Philip Morris, которая традиционно, на протяжении многих лет, обеспечивает зарплату формулическим гонщикам Феррари. И этот факт нельзя не учитывать, несмотря на то, что Арривабене сменил род деятельности.
“Иметь в команде Кими – это ценно также и потому, что он настолько знаменит,– замечает Эрик Булье, спортивный директор МакЛарен и босс Кими в Лотус, в течение двух сезонов 2012-2013 гг. – Особенно, как это ни странно, в Азии, и я думаю, для Феррари этот факт очень важен с точки зрения продаж машин в этом регионе”.
Это правда. В течение первого квартала 2016 г. объем поставок дорожных Феррари на азиатско-тихоокеанский рынок увеличился на 14 процентов: это тот регион, который, как представляется, в гораздо большей степени составляет будущее F1 в наши дни, когда даже европейский ГП проводится в Азии. В Японии во время гоночного уикенда как-то раз была представлена скульптура Кими из папье-маше в натуральную величину. Как много других гонщиков вдохновило своих фанатов на подобные проявления обожания?
Они все талантливы, Серхио Перес, Боттас и Роман Грожан – те три пилота, которые были озвучены в качестве потенциальной замены Райкконену, но они просто не обладают такой естественной харизмой как Кими. Недаром Кими сказал в интервью F1Racing, что после того, как было объявлено о продлении его контракта с Феррари, его позабавило разочарование нескольких человек в паддоке.
Надпись на одной из многочисленных футболок, посвященных Кими (кстати, как много других гонщиков F1 стало источником вдохновения для создания целого ряда футболок с надписями?), гласит: “Всегда оставайся собой, если только не можешь быть Кими. Тогда оставайся Кими”.
Что если Кими – не тот тип гонщика, который ставит своей целью обрушение книги рекордов F1 в стиле Михаэля Шумахера, Айртона Сенны, Себастьяна Феттеля или, возможно, через несколько лет, Макса Ферстаппена?
На самом деле есть только одна запись в этой книге, когда Кими побил их всех, и она как раз и проливает свет на его характер. Это рекорд, сязанный с победой в гонке с самого низкого стартового места на решетке, и Кими занимает в этой категории четвертое место (если совсем уж точно , то Кими делит его с Джоном Уотсоном) за все время гонок F1 – благодаря своей победе с 17 стартового места на ГП Японии в 2005 году. Вероятно, это был лучший его пилотаж. Это типично финская решимость никогда не сдаваться (они называют ее у себя на родине «Sisu») и сделать все, что в твоих силах, в любой ситуации, что бы ни было. Для подтверждения этого факта сомневающимся нужно просто взглянуть на таблицу чемпионата в этом году.
Феррари в настоящий момент не нужен сокрушитель рекордов F1. Тот, кто им нужен, – это опытный трудяга, который точно знает, где именно сейчас находится команда, и может честно об этом сказать. Как выразился на этот счет Арривабене: “Команда не заинтересована в поисках нового гонщика, она сконцентрирована на развитии машины”. Другими словами: не гонщики являются проблемой Феррари в данный момент.
В лице Кими у вас есть пилот, достаточно быстрый, чтобы набирать больше очков, чем многократный чемпион мира, его напарник по команде. Достаточно невозмутимый, чтобы считать этого многократного чемпиона одним из своих близких приятелей. Достаточно стабильный, чтобы “расколоть” пару гонщиков Мерседес в чемпионате на старте сезона (после ГП Испании). В достаточной степени обладающий признаками талисмана, чтобы по-прежнему оставаться последним чемпионом мира самой знаменитой в мире марки спортивных машин. Достаточно культовый, чтобы быть любимцем болельщиков (а следовательно и спонсоров).
Вопрос, который следовало бы многим себе задать, состоит вот в чем: с какой стати Феррари не должна была бы желать сохранить у себя Кими?
Энтони Пикок & Крис Медланд сентябрьский F1Рэйсинг
Перевод Юнити
Хороших статей о Кими без штампов-шаблонов остро не хватает, вернее их почти нет. В целом анализ на уровне.
Кими - 37...на несколько месяцев мой ровесник)
Удачи ему желаю и исполнения всех желаний, за исключением плохих, если, конечно, таковые имеются у него, в чем я не уверен.
Кими доминирует)