Почему «Феррари» не должна критиковать Феттеля
Скудерия начала поиск виновного в неудачах.
На прошлой неделе босс «Феррари» Маурицио Арривабене отреагировал на критику итальянской прессы в адрес Себастьяна Феттеля, отметив, что будущее пилота в команде после завершения текущего контракта (который истечет в 2017 году) еще не определено.
«В течение следующего года мы изучим ситуацию. У каждого из нас есть свои цели. Они есть у меня, у команды, у Себастьяна – они есть у всех нас. Поэтому каждый должен заслужить свое место в команде и свою зарплату – только так и должно быть», – заявил Арривабене в эфире Sky Italia.
За корректными формулировками (как всегда в «Формуле-1») кроется прямой сигнал, что «Феррари» не вполне довольна работой Феттеля и не уверена в его перспективах в Маранелло. Конечно, истинная причина разочарования кроется в неудачных выступлениях в сезоне-2016: от «алых» ожидали побед и борьбы с «Мерседесом», но стратегические ошибки и слабый прогресс по ходу сезона отбросили Скудерию на третье место в Кубке конструкторов. Тем не менее, странно, что поиск виновных босс «Феррари» начал с пилота-лидера – это не лучший способ вернуть конюшню к победам. И если дон Маурицио не опомнится, то совершит непоправимую кадровую ошибку.
Команда подводит Феттеля, а не наоборот
Да, Феттель проводит не идеальный сезон, но при этом у самого немца гораздо больше поводов для критики команды. Себастьян мог выигрывать в Австралии и Канаде – но лишние пит-стопы свели на нет его старания; мог принести, как минимум, подиум в Бахрейне – но силовая установка не дала Себу даже стартовать; мог добиться высоких результатов еще в нескольких Гран-при – но лишился шансов на успех из-за тактических ошибок командного мостика. В предыдущих сезонах чемпионами по упущенным возможностям можно было назвать «Уильямс» и его стратегов, но в этом году сомнительное лидерство перехватила «Феррари».
Немец пока сохраняет спокойствие: он ни разу не критиковал решения команды, не сомневался в самых глупых тактических решениях, и более того – обычно защищал инженеров и руководство.
Поиск виновных Арривабене стоило начать с командного мостика, регулярно лишающего Себа и «Феррари» важных очков. Раздолбайство в Маранелло, названное Герхардом Бергером «милым итальянским бардаком», в этом сезоне переходит все границы, и пилоты – последние люди, которых следует в этом винить.
Команда не выстроена вокруг Феттеля
Переход Себа в Скудерию итальянская пресса поспешила отождествить с приходом в Маранелло Михаэля Шумахера. Но между этими событиями есть разница – в отличие от Михаэля, Феттель в «Феррари» пришел один. В 1996 году вместе с Шуми в Италию перебрался ряд хорошо знакомых ему людей во главе с Россом Брауном и Рори Берном. Фактически, в Маранелло вдумчиво собирали «дрим-тим», призванную работать на победы Михаэля и «Феррари».
Осенью 2014-го никто из видных конструкторов и инженеров «Ред Булл» не последовал вслед за четырехкратным чемпионом мира. Себастьян оказался в окружении новых людей, из которых лучше всех ему был знаком новый напарник – большой друг Кими Райкконен. Феттель пришел в период большого обновления технического штаба – вместе с ним Скудерия наняла около 60 новых специалистов, собранных со всей «Формулы-1». Однако стабильности в штате инженеров не наступило – так, летом команду покинул технический директор Джеймс Эллиссон. Не секрет, что присутствие английского специалиста не в последнюю очередь повлияло на желание Себа перебраться в «Феррари». Достойной же замены конструктору пока не нашли, и вряд ли это позитивно повлияет на скорость болидов в ближайших сезонах.
«Феррари» не дает Феттелю разобраться в структуре команды
Философия Себа состоит в том, чтобы досконально разобраться в том, как все работает – возможно, подобный рабочий метод кому-то покажется старомодным, но Феттель считает, что только так можно добиться успехов не в отдельных гонках, а в сезоне в целом.
«Себастьяну нужно сосредоточиться на работе с болидом. Он очень многое дает команде и порой ему интересны абсолютно все области. В результате порой приходится заставлять его собраться, напоминать о том, что он должен быть сосредоточен на своих прямых обязанностях», – так отозвался о любознательности пилота Арривабене.
Такой подход объясняет, например, почему «Феррари» досрочно продлила контракт с Райкконеном – вот уж кто не намерен глубоко копать и лезть в производственные процессы. Финн сосредоточен исключительно на гонках, и этого же Арривабене требует от Феттеля. Но победную команду не построить таким образом, и это подтверждает история самой «Феррари». Гонщик, претендующий на лидерство, должен быть максимально вовлечен в работу коллектива – как Михаэль Шумахер в эпоху побед «алых», или как сам Феттель во время доминирования «Ред Булл». Однако сегодня в «Феррари» господствует иная философия.
Кими стал лучше
Еще одной причиной критики Себа стали его выступления на фоне напарника – сейчас Феттель уступает Райкконену в общем зачете, хотя после двух провальных сезонов финна многие списали и ждали очередного крупного поражения.
Почему так сложилось? Во-первых, в этом сезоне Себастьян собрал заметно больше неприятностей. Во-вторых, Кими действительно проводит сильный год. Болид «Феррари» в этом году наконец-то избавился от недостаточной поворочиваемости, не подходящей пилотажному стилю «Айсмена», и позволил тому резко прибавить. Так что примерное равенство между напарниками в общем зачете, неприятное для более высоко котирующегося Феттеля, – не спад Себа, а скорее прогресс Кими.
Перестановки неминуемы?
Умеренная критика Феттеля – это еще и попытка Арривабене прикрыться перед президентом «Феррари» Серджио Маркионне, который несколько раз заявлял, что за допущенные ошибки обязательно последует расплата. Возможно, Маурицио считает, что, подставляя под огонь пилота, он спасает инженеров или даже себя, и доля логики в его действиях есть – в последние годы в Маранелло легко находят виновных: в сезоне-2014 после трех стартовых Гран-при с поста руководителя гоночной команды убрали Стефано Доменикали, в конце того же года избавились от Марко Маттиаччи, а о перестановках в техническом штабе лучше и не вспоминать – увольнения и назначения в нем происходят почти каждый год.
Тем не менее, увлекаться этой игрой тоже нельзя: если разочаровать еще одного топ-пилота и вынудить его уйти (как Алонсо), то можно остаться ни с чем. Да, в 2016-м «Феррари» уяснила, что Себастьян – пилот, сильно зависящий от машины, способный добиться максимума из хорошей техники, но при этом не лучшим образом пилотирующий неидеальную. Он вряд ли проявит себя на плохо сбалансированной или ненадежной машине, но зато прекрасно работает с автомобилями, способными бороться за победы – такой талант есть не у каждого, – и мы не раз это видели за последние семь сезонов.
В конце концов, ради этого Скудерия немца и звала: чтобы предоставить ему отличную технику и увидеть, как тот с ней добивается результата. И пока итальянские конструкторы свою задачу не выполнили – требовать от чемпиона мира прыгать выше головы в каждой гонке попросту незачем. В подходящих условиях Феттель способен включить чемпионский режим и сделать все как надо.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; Global Look Press/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
______________________________________________________________
Гигантская разница!
Соббссно и дальше мысль очень правильно развита - за Себом в «Феррари» никто не пошел((...
...Он прекрасно работает с автомобилями, способными бороться за победы – такой талант есть не у каждого.
___________________________________________
Если бы он умел выжимать максимум из хорошей техники, то борьба за титул в 2010 и 2012 не продолжалась бы до последней гонки. На РБ образца тех сезонов титул спокойно можно было оформлять за несколько гонок до конца чемпионата.
Да и если бы в 2009 году Феттель не терял очки по ходу сезона из-за своих ошибок, то за титул можно было побороться ещё тогда. Учитывая скорость Ред Булл, сопоставимую с Брауном уже после 5-6 гонок сезона 2009, Баттона вполне можно было обогнать в общем зачёте.
"Прекрасно работает с автомобилями, способными бороться за победы" каждый второй в нынешней Ф1. О каком таланте, который есть не у каждого, идёт речь? Себ хороший гонщик, но не более того.
________________________________
От Феррари самовоза образца Ред Булл или Мерседес можно и не дождаться, поэтому включать чемпионский режим нужно здесь и сейчас. Если Феттель до сих пор не смог включить этот режим, то возникают вопросы о его наличии у Себастьяна. Если не ошибаюсь, то из своих 40 с лишним побед он не одержал ни одной, стартуя ниже третьего места.. Проблема в том, что Феттель - ничто без самовоза.
И следующий титул будет через 10 лет? 45-летний Кими будет доминировать?))
Пэт Симондс:
Я могу сказать, что Сенна всегда прекрасно умел адаптироваться, сочетая невероятный природный талант с умением анализировать ситуацию. Михаэль проявлял удивительное внимание к деталям.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пилот «Феррари» Кими Райкконен рассказал, что приблизиться к напарнику — Себастьяну Феттелю — в текущем сезоне ему помогли улучшения «во множестве мелких деталей».
«Это зависит от множества мелких деталей. Чтобы показывать хорошие времена на круге, автомобиль должен быть хорош. Я работаю с большой группой людей, но есть очень много мелких вещей, влияющих на процесс, и если одна из них работает не корректно, то время на круге или результат на гоночной дистанции не будет хорошим.
Думаю, мы многое вынесли из трудностей последних нескольких лет. С пилотированием всё в порядке, но до сих пор чувствую, что мы можем улучшиться в некоторых деталях», - приводит слова Райкконена F1i.
Вывод: У Шумахера и Кими схожий подход к работе с командой :)
1. То пишет, что Себ пришел один, то Себу нужна вовлеченность в процесс, как это было у Шумахера и тут же пишет, что Шумахер пришел в Феррари с целой группой вовлеченных людей из Бенеттона.
2. //Философия Себа состоит в том, чтобы досконально разобраться в том, как все работает// Ерунда это всё. В 2014 году Себ так и не разобрался. Философия Себа в том, что если у него под жопой самовоз с прижимом в задней части, он очень быстр. Если болид не подходит, начинаются проблемы. Феттель чувствителен к балансу болида, как и Кими. Насколько это мешает или помогает в развитии болида, это другой вопрос. Марко и Хорнер говорят, что Феттель очень помогает в развитии и доводке болида. Но на это нужно время при нынешнем регламенте. Ну и светлые головы уровня Ньюи, чего у Фур пока нет.
3. Не надо забывать, как Феррари клепали свои титулы. На тестах наматывались тысячи километров, фактически свой шинник, отличный технический штаб, отличное руководство. В общем дрим-тим. Сейчас такого нет. И регламент сейчас другой.
Вывод: Феррари уже пора перестать жить в поиске очередного какшумахера.
Позабавило мнение италожурналистов, мол, Алонсо не "хватило терпения" подождать...5 лет ждал, прибавим сюда и эти 2 года - 7 лет и даже не видно носа самовоза, а старая песня о пилотах все еще слышна из динамиков.